2кл_Подвижные_игры_Шабунина
методическая разработка по физкультуре (2 класс) на тему

Шабунина Надежда Ивановна

Программа курса внеурочной деятельности кружка «Подвижные игры»

для 2-х классов

Цель и задачи программы:

Целью программы является создание условий для достижения учащимися высоких спортивных результатов посредством педагогически целесообразного применения многообразной подготовки в учебно-тренировочном процессе.

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся.

Задачи направлены на:

- создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.

- достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.

- формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.

- формирование коммуникативных компетенций.

- укрепление опорно-двигательного аппарата.

- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

- комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость.

- развитие морально-волевых качеств учащихся.

- привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.

- создание детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей.

- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kl_podvizhnye_igry_shabunina.docx61.39 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\Наташа\Desktop\a27169928.gif

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №66 имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова г. Липецка

Рассмотрено                     Согласовано                            Утверждаю

на заседании МО              Зам. директора по УВР          Директор МБОУ лицей №66

учителей                            ________Р.Н. Новичкова      ____________Н.Я. Буркова

физической культуры       «__»________2015 г.                Приказ №__от «__»_______2015 г.

Руководитель МО

________ Л.А. Бочарова

Протокол №__от «__»_______2015 г.

Программа

курса внеурочной деятельности

кружка «Подвижные игры»

для 2-х классов

(1час в неделю, 34 часа в год)

Направление: спортивно-оздоровительное

Срок реализации: 1 год

Возраст: 8 лет

                                               Составитель:

                                                                           Учитель физической культуры

                                                                         Шабунина Надежда Ивановна

                                                                          I квалификационная категория

 2015-2016

 учебный год

Пояснительная записка

Направленность программы

        Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует спортивно - оздоровительное направление.

    Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). На основе Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования”, зарегистрированного в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. N 19707 внесены изменения в ФГОС НОО (Приказ МОиНРФ от 06.10.2009 г. № 373). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.   

     Программа внеурочной деятельности  кружка «Подвижные игры» для учащихся 2-х классов  разработана  на основе:  

- В.И. Лях  Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И. Лях - Москва, Просвящение, 2011. -64с.

- Физическая культура. 1-4 классы: рабочая программа по учебнику В.И. Ляха / авт.-сост. Р.Р. Хайрутдинов. Волгоград: Учитель, 2013.-162с.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.  Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» предназначена для учащихся начальных классов в возрасте с 7 до 10 лет, по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний будет  расширяться, углубляться и дополняться спортивными играми.
     Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
    На уроках здоровья у детей формируется мотивационная сфера гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, обеспечение физического и психического саморазвития. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
    Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
    Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
     Игры влияют на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности);  развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более обширное изучение подвижных и народных игр начинающуюся с первого года обучения в учебно- тренировочных группах.

В основе программы - подготовка,  включающая в себя  разнообразные специально подобранных подвижных и спортивных игр, эстафет.

              Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной  работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие  в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

            В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.

Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

            Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

            Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

             Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

            Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

         Актуальность программы в том, что подвижные игры  являются  важнейшим  средством  развития физической активности младших школьников, одним  из самых любимых и полезных занятий детей данного  возраста. В  основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения,  в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания  игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС. 

            Педагогическая целесообразность  программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней  способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Цель и задачи программы:

Целью программы является создание условий для достижения учащимися высоких спортивных результатов посредством педагогически целесообразного применения многообразной подготовки в учебно-тренировочном процессе.

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся.

Задачи направлены на:

- создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.

- достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.

- формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.

- формирование коммуникативных компетенций.

- укрепление опорно-двигательного аппарата.

- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

- комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость.

- развитие морально-волевых качеств учащихся.

- привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.

- создание детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей.

- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни.

Сроки реализации рабочей  программы внеурочной деятельности

Срок реализации программы -1 год  обучения,  1 час в неделю - 34 учебных часа в год.

Режим и формы занятий

   Содержание программы ориентировано на добровольную группу детей 2-х классов.

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

- смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях;

- смена личностных интересов и запросов учащихся. 

Ведущей формой организации обучения является   групповая.

Формы занятий: игровая, соревновательная, в виде эстафет. 

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
 Продолжительность занятий:  1 раз в неделю  - 45 мин

Принципы реализации программы внеурочной деятельности

-  принцип детоцентризма выражается в приоритете  интересов и потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;

-  принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;

-  принцип гуманизации осуществляется через утверждение общечеловеческих ценностей, принципов морали, формирование позитивного поведения,  интереса, уважения и любви к истории и культуре Отечества и других народов и государств;

-  принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в реализации проектов;                          

-  принцип полезности реализуется через получение конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих осуществить на практике идеи и замыслы;

-  принцип системности выражается в  преемственности тем и соответствующих знаний, умений и навыков;                                          

-  принцип прочности достигается путем многократного повторения умений и навыков, закрепления их в самостоятельных проектах;

-  принцип природосообразности реализуется при определении индивидуальных заданий, степени их сложности и продолжительности с учетом возрастных и психоэмоциональных характеристик детей;

-  принцип сотрудничества достигается путем формирования систем совместных действий в объединениях «Педагог + воспитанник»,   «Педагог + группа воспитанников», «Старший воспитанник + младший воспитанник».

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

  После окончания II года обучения учащиеся должны:
Знать:
- правила подвижных игр;

- цели и задачи игр с мячом;

- основы техники безопасности во время занятий кружковой работы;
- основы здорового образа жизни.

Уметь:
- играть в подвижные игры для развития выносливости, быстроты;

- соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой.

- выполнять упражнения на расслабление во время занятий;


Личностные результаты:
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям;
- определять самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.


Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные УУД:
    - определять цель деятельности с помощью учителя;
    - проговаривать последовательность действий на уроке;
    - использовать дополнительные средства получения информации;
    - уметь оценивать себя, правильно оценивать позицию других.
    2. Познавательные УУД:
    - делать предварительный отбор источников информации;
    - уметь перерабатывать полученную информацию;
    - выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
    - делать выводы в результате совместной работы в группе;
    - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
    3. Коммуникативные УУД:
    - доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
    - понимать позиции других;
    - совместно договариваться о правилах общения, поведения и следовать им.

Формы подведения итогов реализации программы:

- Участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и города.

Тематический план

Перечень разделов

Перечень тем

Количество часов

Теория

Практика

Раздел I.  Русские народные игры.

Вводное занятие. История русской народной игры. Инструктаж по технике  безопасности во время организации игры.

1

Русская народная игра «Жмурки»

Русская народная игра «Кот и мышь»

Русская народная игра «Горелки»

Русская народная игра «Салки»

Русская народная игра «Пятнашки»

Русская народная игра «Салки с приседаниями»

Русская народная игра «Краски»

Русская народная игра «У медведя во бору»

Русская народная игра «Гуси- лебеди»

Русская народная игра «Лапта»

в процессе

занятий

7

Раздел II.

 Подвижные игры

Подвижная игра «Совушка»

Подвижная игра «Мышеловка»

Подвижная игра «Пустое место»

Подвижная игра «Конники- спортсмены»

Подвижная игра «Карлики и великаны»

Подвижная игра «Космонавты»

Подвижная игра «Салки с ленточкой»

Подвижная игра «Выше ножки от земли»

Подвижная игра «Пустое место»

Подвижная игра «Караси и щука»

Подвижная игра «День и ночь»

Подвижная игра «Запрещенное движение»

Подвижная игра  «Вышибалы»

Подвижная игра «Два мороза»

в процессе

занятий

8

Раздел III. Подвижные игры на материале спортивных игр

Мини- баскетбол

«Пионербол»

Мини- футбол

в процессе

занятий

9

Раздел IV. Эстафеты.

Эстафета «Передача мяча»

Эстафета «С мячом»

Эстафета с обручем

Эстафета по кругу

Эстафета «Вызов номеров»

 «Эстафета»

«Посадка картофеля»

«Делайте, пожалуйста»

в процессе

занятий

5

Раздел V. Игры народов России.

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

Башкирские народные игры «Юрта», «Липкие пеньки»

Татарская народная игра «Угадай и догони», «Лисички и курочки», «Ловишки»

Игры народов Сибири «Рыбаки и рыбки»

в процессе

занятий

4

ВСЕГО

1

33

ВСЕГО

34

Содержание рабочей программы

       По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход  детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору».)
       В народных играх много юмора, шуток соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
    Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами. И потому являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
     Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимую для достижения успеха.         

Игра как средство воспитания.

       Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки

Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

       Игра в жизни ребенка.

Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условно - рефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры  оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.

Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися на темы предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр.  А так же изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми.   

Раздел I.   Русские народные игры.

Тема 1. Вводное занятие. История русской народной игры. Инструктаж по технике  безопасности во время организации игры. Виды игр: подвижные, эстафеты, игры народов России.

Тема 2.  Практика: русская народная игра «Жмурки»

Тема 3.  Практика: русская народная игра «Кот и мышь»

Тема 4. Практика: русская народная игра «Горелки»

Тема 5. Практика: русская народная игра «Салки»

Тема 6. Практика: русская народная игра «Пятнашки»

Тема 7. Практика: русская народная игра «Краски»

Тема 8. Практика: русская народная игра «У медведя во бору»

Тема 9. Практика: русская народная игра «Салки с приседаниями»

Тема 10. Практика: русская народная игра «Гуси- лебеди»

Тема 11. Практика: русская народная игра «Лапта»

Раздел II.  Подвижные игры

Тема 1. Практика: подвижная игра «Совушка»

Тема 2. Практика: подвижная игра «Мышеловка»

Тема 3. Практика: подвижная игра «Пустое место»

Тема 4. Практика: подвижная игра «Конники- спортсмены»

Тема 5. Практика: подвижная игра «Космонавты»

Тема 6. Практика: подвижная игра «Салки с ленточкой»

Тема 7. Практика: подвижная игра «Карлики и великаны»

Тема 8. Практика: подвижная игра «Выше ножки от земли»

Тема 9. Практика: подвижная игра «Пустое место»

Тема 10. Практика: подвижная игра «Караси и щука»

Тема 11. Практика: подвижная игра «День и ночь»

Тема 12. Практика: подвижная игра «Запрещенное движение»

Тема 13. Практика: подвижная игра «Два мороза»

Тема 14. Практика: подвижная игра «Вышибалы»

Раздел III. Подвижные игры на материале спортивных игр

Тема 1. Практика: Мини- баскетбол

Тема 2. Практика: «Пионербол»

Тема 3. Практика: Мини- футбол

Раздел IV. Эстафеты

Тема 1. Практика: эстафета «Передача мяча»

Тема 2. Практика: эстафета «С мячом»

Тема 3. Практика: «Посадка картофеля»

 Тема 4. Практика: «Эстафета»

Тема 5. Практика: эстафета «Вызов номеров»

Тема 6. Практика: эстафета по кругу

Тема 7. Практика: эстафета с обручем

Тема 8. Практика:  «Делайте, пожалуйста»

Раздел V. Игры народов России.

Тема 1. Практика: русская народная игра «Гори, гори ясно!»

Тема 2. Практика: башкирские народные игры «Юрта», «Липкие пеньки»

Тема 3. Практика: татарская народная игра «Угадай и догони», «Лисички и курочки», «Ловишки»

 Тема 4. Практика: игры народов Сибири «Рыбаки и рыбки»

Управление программой

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень  -  школьник  знает и понимает общественную жизнь. 

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» ориентирована на достижение  воспитательных результатов 3 уровня. 

Содержание

Способ достижения

формы деятельности

Способы оценки

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция, участие в работе объедине

ния

Наблюдение,

анкетирование

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематические вечера,  диспуты,

акции

Ролевые и организационно-деятельностные игры

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Реализация социальных проектов

 

 

 Литература

Для реализации рабочей программы используются учебники:

 -  Планета знаний.  Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова; Физическая культура 1-2 классы. Издательство «Астрель» Москва 2012 – 126 с.

 -  В.И. Лях; Физическая культура 1-4 классы; Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвящение» 2012 -190 с.

 - Гармония. Физическая культура. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин. – Москва: Яхонт, Смоленск: Ассоциация ХХI век.2011.-176 с.

 - Физическая культура: 1-2 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. – М.: Вента-Граф, 2012. – 96 с.

-  Л.В. Былеева, И.М. Коротков Подвижные игры. М. «Физкультура и спорт» 1982г.

Календарно – тематическое планирование  кружка «Подвижные игры»

во 2-х классах

Количество часов в неделю: 1ч.

Количество часов в год: 34ч.

Учитель: Шабунина Н.И.

п/п

Содержание

Дата  проведения

Приме

чание

План

Факт

1

«Салки», «Ловишки», «Совушка»,

3.09

2

«Вышибалы», «Кот и мышь», «У медведя во бору»

10.09

3

«Вышибалы», «Жмурки», «Салки с приседаниями»

17.09

4

«Вышибалы», «Горелки», «Совушка»

24.09

5

Мини- баскетбол, «Пятнашки», «Рыбаки и рыбки»

1.10

6

Мини- баскетбол, «Краски», «Совушка»,

8.10

7

Мини- баскетбол, «Гуси- лебеди», «Делайте, пожалуйста»

15.10

8

Мини- баскетбол, «Гори, гори ясно!»

22.10

9

Мини- баскетбол, «Юрта», «Совушка»

29.10

10

Мини- баскетбол, «Липкие пеньки», «Совушка»

12.11

11

Мини- баскетбол, «Угадай и догони»,

19.11

12

Мини- баскетбол, «Совушка»

26.11

13

Мини- баскетбол, «Мышеловка», «Запрещенное движение»

3.12

14

Мини- баскетбол, «Пустое место», «Запрещенное движение»

10.12

15

Мини- баскетбол, «Два мороза»

17.12

16

Мини- баскетбол, «Конники- спортсмены», «Запрещенное движение»

24.12

17

Мини- баскетбол, «Космонавты»,

14.01

18

Мини- баскетбол, «Салки с ленточкой»,

21.01

19

Мини- баскетбол, «Карлики и великаны»,

28.01

20

Мини- баскетбол, «Выше ножки от земли»

4.02

21

«Пионербол», «Пустое место»

11.02

22

«Пионербол», «Лисички и курочки», «Запрещенное движение»

18.02

23

«Пионербол», эстафета «Передача мяча», эстафета с обручем

25.02

24

«Пионербол», эстафета «С мячом»

3.03

25

«Пионербол», «Посадка картофеля», «Запрещенное движение»

10.03

26

«Пионербол», «Эстафета», «Совушка»

17.03

27

«Пионербол», эстафета «Вызов номеров»

24.03

28

Мини- футбол, «Караси и щука», «Запрещенное движение»

7.04

29

Мини- футбол, «День и ночь»

14.04

30

Мини- футбол, «Запрещенное движение»

21.04

31

Мини- футбол, эстафета по кругу

28.04

32

«Лапта»

5.05

33

«Лапта»

12.05

34

«Лапта»

19.05

«Лапта»

26.05

Приложение.

Русские народные игры.

Жмурки

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на

середину комнаты и заставляют повернуться его несколько раз вокруг себя, а

затем спрашивают:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

-Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он

поймал, тот становится жмуркой.

Кот и мыши

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя

небольшой проход. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент

мышь может спрятаться в коридоре, образованном сплетёнными руками

играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает

игру вторая пара. Игра заканчивается, когда коты переловят всех мышей.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех стоит водящий.

Играющие нараспев говорят слова:

- Гори, гори ясно,

- Чтобы не погасло

- Стой подоле

- Гляди на поле,

- Едут там трубачи

- Да едят калачи

- Погляди на небо:

- Звёзды горят,

- Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу,

- Раз, два, не воронь,

- А беги на огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон

вдоль колонны. Водящий старается запятнать одного из них. Если бегущие

игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем водящий запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а водящий вновь горит. Игра повторяется.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки

– краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину.

Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает

одного из покупателей. Покупатель стучит:

- Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришёл?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди

голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если покупатель угадал краску, то забирает её себе. Выигрывает тот покупатель, который больше всего набирает себе краски.

У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьёвкой, живёт в лесу. Дети идут в лес за

грибами, ягодами и напевают:

- У медведя во бору

- Грибы ягоды беру!

- Медведь постыл

- На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор

дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги.

Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать.

Пойманный становится медведем.

Игры народов России

Юрта (Башкирская народная игра)

Группа ребят делится на четыре маленьких подгруппы, каждая из которых

образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на

котором повешен платок. Взявшись за руки идут четырьмя кругами,

перемещаясь в один общий круг, и поют:

- Мы весёлые ребята,

- Собираемся в кружок.

- Поиграем, и попляшем,

- И помчимся на лужок.

По окончании мелодии они быстро бегут в свои кружочки, берут платочки

и натягивают их над головой в виде крыши. Получается юрта.

Липкие пеньки (Башкирская игра)

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга.

Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке,

 стараясь не подходить близко к пенькам, чтобы те их не задели руками.

Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать со своих мест

Ловишки (Татарская игра)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается

запятнать любого из игроков. Каждый, кого он запятнает, становится его

помощником. Взявшись за руки, вдвоём, затем втроём и так далее они ловят

бегающих пока, не переловят всех.

Угадай и догони (Татарская игра)

Играющие садятся на скамейку в один ряд. Впереди садится водящий. Ему

завязывают глаза. Один из игроков подходит к нему, кладёт руку на плечо и

называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если имя названо

правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.

Угадав водящий должен снять повязку и догнать убегающего. Если водящий

неправильно назвал имя, тогда подходит другой.

Лисички и курочки (Татарская игра)

На одном конце площадки находятся курочки и петухи. На

противоположном – лисичка. Курочки и петушки ходят по площадке, делая вид, что клюют зёрна. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу курочки и петухи бегут на свою сторону, а лисичка бросается за ними, стараясь запятнать любого из игроков.

Солнце (Игра народов Сибири)

Все играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу. Ведущий-

солнце сидит на корточках в центре круга. Игроки разбегаются, когда солнце

встаёт. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не

задел, возвращаются в круг.

Рыбаки и рыбки (Игра народов Сибири)

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят рыбаки,

остальные – рыбки. Рыбки бегают по всей площадке, забегая в круг. Рыбаки

ловят их. Ловить можно только в кругу. Кто поймает больше рыбок, тот лучший игрок.

Эстафеты

«Эстафета с мячом».

Эстафета — один из излюбленных видов олимпийских игр древности и

современности. Попробуем проверить силу и ловкость.

Ребята выстраиваются в две команды и выполняют задания эстафеты.

для выполнения заданий эстафеты нужно внимательно слушать задание для

каждого участника эстафеты и постараться выполнить его в точности с

инструкцией. Каждый участник эстафеты выполняет свое задание, возвращается, передает мяч следующему игроку команды и становится в конец своей команды.

Первый участник — бег с мячом, держа его в руках перед собой.

Второй участник — держит мяч над головой;

Третий участник — бежит, зажав мяч коленями;

Четвертый участник — бежит с мячом, держа его на вытянутой правой

руке;

Пятый участник — бежит с мячом, держа его на вытянутой левой руке;

Шестой участник — держит мяч на правом плече, придерживая его рукой;

Седьмой участник — держит мяч на левом плече, придерживая его рукой;

Восьмой участник — бежит, держа мяч за спиной;

девятый участник — бежит, ударяя мячом о пол.

десятый участник — бежит, перекладывая мяч из одной руки в другую.

«Эстафета зверей».

Ученики делятся на 2—4 равные команды и выстраиваются в колонны по

одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия зверей: «Медведи», «Зайцы», «Лисы» и др. Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10—20 м ставится стойка (булава). На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого животного, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Учитель вызывает зверей вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.

«Перенос мячей».

10 теннисных, а лучше малых резиновых мячей лежат в кругу. В 10—15 м

от него чертятся еще два круга диаметром 1 м, в каждом из которых

располагается по одному участнику от каждой команды. По команде оба

участника устремляются к кругу с мячами и, захватив руками как можно

больше мячей, переносят их в свой круг, после чего бежит следующий

участник. Участники выполняют перебежки до тех пор, пока не перенесут все мячи. Побеждает та команда, которая перенесет больше мячей.

 «Подбери мяч».

В круг диаметром 1 м становится участник с малым мячом в руках. Сзади него лежат 5—10 теннисных мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч и, пока тот находится в воздухе, поворачивается и поднимает как можно больше мячей, затем, не выходя из круга, ловит подброшенный мяч. Побеждает команда, которой удастся подобрать большее количество мячей.

«Посадка картофеля».

Каждая команда строится в колонну. Между колоннами раскладывают 5 малых гимнастических обручей в 2 ряда.

В руках у детей, стоящих первыми в колоннах, корзины с теннисными мячами.

По команде первые номера каждой команды кладут в каждый обруч по одному теннисному мячу, бегут в колонну ко вторым участникам эстафеты и передает им корзину. Следующий участник быстро собирает все мячи и передает корзину с мячами и т.д. Побеждает команда, у которой меньше штрафных очков.

«Эстафета».

Команды строятся в шеренги. Перед ними проводится общая линия старта.

Впереди, за 15—20 м, ставятся в ряд три городка на расстоянии 1,5 м один от

другого. Первые номера от каждой команды встают за линией начала бега. По команде «Марш!» они выбегают вперед, а следующие по порядку бегуны от каждой команды занимают их места на старте. Выбежавшие, достигнув своих городков, обегают их с правой стороны и, возвращаясь обратно, касаются правой рукой правой ладони очередных игроков своей команды, после чего занимают свои места в шеренге. Очередные игроки выбегают вперед, повторяя действия первых игроков.

«Делайте, пожалуйста».

Участники строятся в шеренгу лицом к ведущему. Ведущий, подавая команды, сопровождает их показом физических упражнений. Участники должны выполнять упражнения в том случае, если ведущий, подавая команду «делайте...», произносит слово «пожалуйста». В противном случае команде начисляется штрафное очко за каждого нарушившего это условие. Жюри подсчитывает количество ошибок в каждой команде и после 5 минут игры подводит общий итог соревнования.

Побеждает команда, у которой меньше штрафных очков.