Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»
рабочая программа по физкультуре

Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска, разработана на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. 

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.               

Новизна программы заключается в том, что она направлена на организацию их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в течении нескольких столетий и продолжается в наши дни. Такой подход характерен для многих областей человеческого знания, и в этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Внеурочная деятельность»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов

по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»

Выполнила: Кунгурцева Наталья Сергеевна,

учитель физической культуры высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 6» г. Югорска

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для первых классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» содержит основные требования ФГОС НОО, соответствует задачам развития образования в регионе, выполняет стратегическую функцию и является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана в рамках педагогического проекта программы развития школы: «Шахматы». В организации учебного процесса использую современные образовательные технологии, учебные материалы, оценочные средства, организую самостоятельную деятельность учащихся с привлечением социальных партнеров. Темы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и возраста учащихся. Внеурочная деятельность в настоящее время является продолжением урочной, поэтому позволяет решать следующие педагогические задачи: повышение качества образования через реализацию метапредметных результатов основной образовательной программы, обеспечивает создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Метапредметными результатами программы является формирование универсальных учебных действий (УУД)- познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных. Всё это позволяет обеспечить 100 % освоения Федерального государственного образовательного стандарта, добиться повышения качества знаний учащихся по предмету.

_«Внеурочная деятельность»

Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предложите проект программы внеурочной деятельности (любой направленности) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов

по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы».

Срок реализации: 2021-2023 учебный год

Составитель рабочей программы: Кунгурцева Наталья Сергеевна, учитель физической культуры первой квалификационной категории.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. 

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.                

Новизна программы заключается в том, что она направлена на реализацию  потребностей учащихся в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение числа педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в течение нескольких столетий и продолжается в наши дни. Такой подход характерен для многих областей человеческого знания, и в этом заключается педагогическая целесообразность данной программы. Мною разработана методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики. (приложение-1)

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

-познакомить с историей шахмат, шахматной терминологией

-дать учащимся теоретические и практические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований

-научить основам шахматного дебюта, приёмам шахматной борьбы

Воспитывающие:

-привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

-научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно

-научить уважать соперника

Развивающие:

-развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности

-ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире

Направленность программы - спортивно-оздоровительное. Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Метапредметными результатами программы является формирование универсальных учебных действий (УУД). По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов -личностных:

способность к организации собственной деятельности, уважительное отношение к мнению других, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, умение сотрудничать со сверстниками.

Регулятивные УУД  обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные  УУД включают: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных  терминов, способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство).

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Особенность программы в том, что она разработана с учётом современных направлений развития шахмат.

Участники программы: участниками программы являются дети младшего школьного возраста 6-7 лет, имеющие желание заниматься данным видом спорта. Набор детей осуществляется согласно заявления родителей и медицинской справки о состоянии здоровья. Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 15 человек, режим работы не превышает 1 часа в неделю.

Основными формами обучения игры, являются: групповые занятия. В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. Применяются следующие формы контроля: теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания.

2.Учебно-тематический план 1 года обучения.

№ п/п

Тема занятия кружка

Количество часов

практические работы

1.

История шахмат.

1

2.

Шахматная доска.

1

инсценировка дидактической сказки

3.

Шахматная доска.

1

Практ. Работа №1

4.

Шахматная доска.

1

5.

Шахматные фигуры.

1

6.

Начальное положение.

1

7.

Ладья.

1

8.

Ладья.

1

9.

Слон.

1

10.

Слон.

1

11.

Ладья против слона.

1

12.

Ферзь.

1

13.

Ферзь.

1

14.

Ферзь против ладьи и слона.

1

15.

Конь.

1

16.

Конь.

1

17.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

18.

Пешка.

1

19.

Пешка.

1

20.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

21.

Король.

1

22.

Король против других фигур.

1

23.

Шах.

1

24.

Шах.

1

25.

Мат.

1

26.

Мат.

1

27.

Мат.

1

28.

Ничья. Пат.

1

29.

Рокировка.

1

30.

Шахматный турнир.

1

31.

Шахматный турнир.

1

32.

Шахматный турнир.

1

33.

Шахматный турнир с ДЮЦ «Прометей»

1

4. Содержание программы.

1.История шахмат. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.

2.Шахматная доска. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Компьютерные игры и упражнения.

3.Шахматная доска. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Компьютерные игры и упражнения на узнавание горизонталей и вертикалей.

4.Шахматная доска. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Компьютерные игры и упражнения на узнавание диагоналей и центра.

5.Шахматные фигуры. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Секретная фигура», «Что общего?». Компьютерные игры и упражнения.

6.Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Запись «неподвижной» шахматной позиции. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». Компьютерные игры и упражнения.

7.Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Компьютерные игры и упражнения.

8.Ладья. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

9.Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Компьютерные игры и упражнения.

10.Слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

11.Ладья против слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

12.Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». Компьютерные игры и упражнения. Компьютерные игры и упражнения.

13.Ферзь. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

14.Ферзь против ладьи и слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

15.Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Компьютерные игры и упражнения.

16.Конь. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

17.Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

18.Пешка. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Компьютерные игры и упражнения.

19.Пешка. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограниченные подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

20.Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

21.Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». Компьютерные игры и упражнения.

22.Король против других фигур. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

23.Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Компьютерные игры и упражнения.

24.Шах. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». Компьютерные игры и упражнения.

25.Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Компьютерные игры и упражнения.

26.Мат. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». Компьютерные игры и упражнения.

27. Мат. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Компьютерные игры и упражнения.

28.Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». Компьютерные игры и упражнения.

29.Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». Компьютерные игры и упражнения.

30.Шахматный турнир. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Правила поведения за шахматной доской. Дидактическая игра «Два хода». Компьютерные игры и упражнения.

31.Шахматный турнир. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Компьютерные игры и упражнения.

32.Шахматный турнир. Демонстрация коротких партий.  Компьютерные игры и упражнения.

33.Шахматный турнир с ДЮЦ «Прометей». Игра всеми фигурами из начального положения. Компьютерные игры и упражнения.

5. Материально - техническое обеспечение. Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на группу);

К – полный комплект (на каждого учащегося класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);

Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на   5-6 учащихся).

№ п/п

Наименование необходимого обеспечения

Количество

1.

Учебно-методическое обеспечение:

Общеобразовательная программа «Шахматы».

Книги о шахматах согласно IX разделу данной программы.

Книжка – раскраска «Шахматные герои».

Энциклопедии.

Методические пособия для педагога.

Д

Д

К

Д

Д

2 .

Наглядные пособия:

Плакаты: различные позиции в шахматах.

Д

3 .

Игры и игрушки:

Игры настольно-печатные «Чудесный мешочек».

Г

4 .

Учебное оборудование:

Шахматные доски с набором шахматных фигур.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Шахматные часы.
Магнитная демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур.

Ф

Д

К

Д

5 .

Технические средства:

Компьютер.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.

К

Д

Д

Д

6.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики. Приложение №1.

К концу первого года обучения ребенок должны знать: историю возникновения шахматной игры; шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; решать элементарные шахматные задачи. правильно располагать доску м/у партнеров, расставлять фигуры.

7.Список литературы:

1.Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы-школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2011. -40 с. 

2.Сухин И.Г. «Удивительные приключения в шахматной стране». (Занимательное пособие для родителей и учителей), М.: Поматур 2000г. -             320 с.  

3. Ресурсы-интернет: http://chess555.narod.ru

Перечень диафильмов:

1.Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.

2.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.

3.Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.

 

Приложение № 1

Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики

Протокол диагностического обследования детей 6-7 лет по программе «Шахматы».

№ п/ п

Ф./И ребенка

Итог

Знает имена выдающихся шахматистов

Знает шахматные термины

Разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры

Рокировка

Нотация

Битое поле

Мат

Шах

Пат

1.

2.

3.

4.

5.

Условные обозначения:

2- высокий уровень

1 - средний уровень

0 - низкий уровень

Критерии оценки.

2- (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.

1- (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 - (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Азбука волейбола» для обучающихся 3 класса

Программа «Азбука волейболал» для 3-4 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 кла...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"

Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...