Подготовка учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО в начальной школе
статья по физкультуре (4 класс) на тему

Якушева Елена Васильевна

Значение физической культуры для младшего школьника заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Правильное физическое развитие ребенка обязательно способствует тому, что он не просто станет сильным, выносливым, но и будет здоровым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО в начальной школе»

             Значение физической культуры для младшего школьника заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Правильное физическое развитие ребенка обязательно способствует тому, что он не просто станет сильным, выносливым, но и будет здоровым.

Для решения этой задачи в нашей стране были предприняты следующие меры:

  • введение третьего часа урока физкультуры в школе, что позволило повысить двигательную активность школьников;
  • введение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС), которые призваны сделать уроки физкультуры современными, интересными, веселыми, полезными, а главное - доступными для каждого ученика;                                   
  • возрождение комплекса ГТО, призванного мотивировать школьников к систематической физической подготовке на уроке, в спортивной секции, самостоятельно.

Что такое ГТО?

Система ГТО начала свое существование в 1931 году в СССР и просуществовала целых 60 лет, вплоть в 1991 года. Каждый гражданин старшего возраста, проживавший в свое время в СССР, несомненно, помнит физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне!». ГТО – это программа физкультурной подготовки, внедряемая в общеобразовательные учреждения, профессиональные и спортивные организации. Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепления здоровья граждан, являлся основной системой физвоспитания и был призван способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском Союзе.

Актуальность возрождения ВФСК ГТО: Уровень здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации стремительно снижается, количество детей, отнесённых по состоянию здоровья к основной медицинской группе, с каждым годом сокращается, а доля детей, отнесённых к подготовительной и специальной медицинским группам, увеличивается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является на сегодня приоритетной задачей государства. На уроках физической культуры каждому учащемуся подобрано задание, исходя из уровня его физической подготовленности и состояния здоровья. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, привлекаются в качестве судей, экспертов, оценивающих правильность выполнения упражнений. Одним из путей решения этой задачи является приобщение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. 

24 марта 2014 года президент РФ В.В.Путин подписал указ о возрождении ГТО, благодаря которому «выросло не одно поколение здоровых, активных людей». По словам Путина, прежнее название решено сохранить как дань традициям.

Необходимость введения комплекса ГТО вновь объясняется тем, что большинство населения России не занимается активно спортом, ведет нездоровый образ жизни (малоподвижный образ жизни, увлеченность компьютерами, алкоголизм, курение, наркомания), поэтому цель возрождения ГТО – попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту. Система стимулирования к сдаче норм ГТО выстроена следующим образом: школьники, которые выполнят нормативы комплекса, будут отмечены золотыми, серебряными или бронзовыми знаками отличия, а также получат спортивные звания. Обладание такими знаками отличия даст бонусы при поступлении в высшие учебные заведения.

Сегодня ГТО рассчитан на 11 возрастных групп, начиная с 6-8 летнего возраста и заканчивая группой старше 70 лет.

№ ступени

классы

возраст

I

1-2

6-8 лет

II

3-4

9-10 лет

III

5-6

11-12 лет

IV

7-9

13-15 лет

V

10-11

Среднее профессиональное образование

16-17 лет

VI

-

18-29 лет

VII

-

30-39 лет

VIII

-

40-49 лет

IX

-

50-59 лет

X

-

60-69 лет

XI

-

70 лет и старше


 Цель комплекса ГТО - увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Основные задачи комплекса ГТО:

  • Увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
  • Повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;
  • Формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;
  • Повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
  • Модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта.

Наша школа заинтересована в том, чтобы сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье учащихся, повысить их интеллектуальный потенциал. Поэтому работа по внедрению ВФСК ГТО у нас ведётся в трёх направлениях: через уроки физической культуры; через внеклассную работу и ОДОД, а также через привлечение родителей к формированию привычки у детей вести здоровый образ жизни (активный, целенаправленный отдых на выходных и в каникулярное время).

Внедрение ВФСК ГТО и подготовка на уроках к сдаче норм: с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов важнейшей задачей является формирование Универсальных Учебных Действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Главное для учителя, создать на уроке ситуацию успеха. Успешный ребёнок – это ребёнок с активной жизненной позицией, повышенной мотивацией. Он получает положительные эмоции, повышается самооценка, стремление добиваться новых результатов.

Для формирования мотивации для сдачи норм комплекса ГТО, на уроке используются следующие виды деятельности: игровая деятельность (подвижные, спортивные игры), соревновательная деятельность, сдача контрольных нормативов, где ребёнок имеет возможность улучшить свой результат.

Каждый урок физической культуры направлен на повышение уровня физического развития учащихся. Для выполнения этой задачи используются упражнения различной направленности: на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых, координационных, развитие гибкости и выносливости, в зависимости от раздела образовательной программы. Два раза в год проводится мониторинг двигательных возможностей учащихся. Результаты мониторинга фиксируются в таблице, которая находится в портфолио учащегося, и дети имеют возможность видеть, как меняются их спортивные достижения. Учащиеся экспериментальных классов могут планировать свои спортивные достижения через работу с ИОМ (индивидуальным образовательным маршрутом) -  на одной из страниц Дневника достижений они, наряду с целями, отражающими учебную деятельность, развитие качеств характера, могут ставить и такие цели, которые отражают физическое совершенство, т.е. развитие в себе определенных физических качеств, в том числе сдачу норматива ГТО.

Ритмика: в нашей школе в этом учебном году третий час физической культуры для первых классов решили сделать ритмической гимнастикой, основываясь на положительном опыте других образовательных учреждений района и города. Два часа физической культуры ведёт учитель физической культуры, а ритмику ведёт педагог по ритмике. Целью этой программы является содействие всестороннему развитию личности школьника средствами ритмической гимнастики. Основными задачами является укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; развитие необходимых двигательных навыков и физических качеств: ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, которые способствуют успешной сдаче норм комплекса ГТО.

 Ведущими американскими нейрофизиологами (например, Сайен Бейлок «Мозг и тело») неоднократно отмечалась прямая зависимость между двигательной активностью, умением владеть своим телом, и интеллектуальными способностями людей. Особенное внимание в этих исследовательских работах уделяется умению танцевать, целенаправленно преодолевать препятствия, связанные с физическими нагрузками. Несомненно, любой школе хотелось бы значительно повысить уровень физического развития школьников: развить двигательные способности, повысить работоспособность, укрепить здоровье, привить навыки здорового образа жизни. В результате всего этого вывести учащихся на более высокий уровень интеллектуальных возможностей, опровергнув тем самым расхожее мнение некоторых педагогов о том, что учащиеся, целенаправленно занимающиеся спортом, менее успешны в учебе, чем дети, увлекающиеся другими направлениями, например, художественно-эстетическим.  

Внедрение ВФСК ГТО через ОДОД;

В нашей школе работает отделение дополнительного образования детей (ОДОД) физкультурно-спортивной направленности, в котором реализуется 4 направления:

  • Шахматы,
  • Городошный спорт,
  • Ритмика,
  • Спортивное совершенство (мини-футбол, пионербол, баскетбол).

Мне бы хотелось рассказать подробнее о своем объединении - «Спортивное совершенство». В конце каждого учебного года в нашей школе проводится мониторинг запроса родительской общественности на дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности, где родители выбирают наиболее подходящий вид деятельности для своего ребенка.

В этом учебном году анализ результатов показал следующее:

Исходя из ежегодного мониторинга, возникла идея создать программу, состоящую из модулей (комплексную) «Спортивное совершенство», в которую вошли такие спортивные модули, как мини-футбол, пионербол и баскетбол.

Как показывает практика, у учащихся начальной школы еще не окончательно сформированы интересы к какой-либо деятельности, часто дети поверхностно все воспринимают, так как очень подвижны и эмоциональны, поэтому программа «Спортивное совершенство» состоит из 3-х модулей (мини-футбол, пионербол, баскетбол). У учащихся часто не сформирован волевой компонент; в большинстве случаев за ребенка решают родители, чем ему заниматься. В связи с этим, возникает проблема – сложность удержать учащихся в секции на протяжении всех 3-х лет обучения, модульная программа позволяет это сделать.  Программа рассчитана на 3 года обучения: 1 год обучения – 1 класс, 2 год обучения – 2 класс, 3 год обучения – 3, 4 класс, это связано с тем, что к 3-4 классу дети уже знают, чего хотят и начинают посещать другие секции и кружки.  

Спортивные игры состоят из естественных движений - ходьба, бег, прыжки, специфических двигательных действий без мяча - остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д., и с мячом - ловля, передача, ведение, броски. При этом развиваются скоростные способности, скоростно-силовые способности, координационные способности, развивается гибкость и выносливость. Дети развивают в себе физические качества, способствующие успешной сдаче норм комплекса ГТО: бег на короткие дистанции 30 и 60 метров, челночный бег, метание, прыжки в длину с места и с разбега. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать спортивные игры не только увлекательными видами спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания учащихся.

За время работы по программе «Спортивное совершенство» у нас уже есть достижения, такие, как победы в муниципальных турнирах по мини-футболу, пионерболу. Наши ребята становились призёрами в районных соревнованиях по футболу среди дворовых команд - 2,3 место, проводятся школьные турниры по мини-футболу, баскетболу и пионерболу.

Ежегодно в Отделении Дополнительного Образования Детей разрабатывается и реализуется план, в который входят дни здоровья, весёлые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», школьные турниры по футболу, пионерболу, баскетболу по параллелям, соревнования по городкам, муниципальные турниры по мини-футболу и пионерболу, шахматные турниры.

Чаще всего турниры проходят внутри посёлка Металлострой из-за отсутствия возможностей и площадок для соревнований младших школьников, так как в основном участие во всех районных и городских турнирах начинается с 5-6 классов, но мы пытаемся решить эту проблему разработкой соглашения о «сетевом взаимодействии» с другими начальными школами поселка.  

Нельзя не сказать о привлечении родителей к формированию привычки у детей вести здоровый образ жизни.

В нашей школе с родителями постоянно ведется работа на уровне информирования, привлечения к мероприятиям школьного, районного и городского уровня, даются индивидуальные и групповые консультации, связанные со Здоровым Образом Жизни.

Родители активно принимают участие в организации досуга ребёнка, направленного на укрепление физического развития на выходных и каникулах: лыжные прогулки, участие вместе с детьми в таких массовых соревнованиях, как «Лыжня России», катание на коньках (в Металлострое есть каток, катание на котором доступно всем желающим, каждые выходные на нем устраиваются массовые семейные катания). Участие в военно – патриотическом конкурсе «Юный армеец». Весной мы организуем выходы на природу с организацией подвижных игр. Многие семьи вместе осуществляют велопрогулки, прогулки в парках.  

Я работаю с родителями через свой личный сайт, всю информация по мероприятиям я выкладываю там, поэтому она доступна для каждого. У кого нет возможности получать информацию через интернет, с теми родителями я работаю индивидуально.  

Осуществляя ежегодный анализ работы в области физического воспитания и развития учащихся, мы заметили следующую тенденцию: дети, которые занимаются в спортивных секциях, успешнее сдают нормы комплекса, чем дети, которые посещают только уроки, или часто болеют. Результаты этого анализа я отобразила в диаграмме:

Проблемы: Несмотря на высокую мотивацию учащихся и родителей в сдаче норм ГТО, существует и ряд организационных проблем на уровне центра тестирования, а именно - не доведение информации о сдаче норм ГТО до ОУ и ответственного за ГТО, отдалённость от центра тестирования). Чтобы мотивация учащихся к сдаче норм ГТО сохранилась на должном уровне, надеюсь на скорое разрешение этих проблем, так как внешняя стимуляции для учащихся начальной школы (значки, удостоверения) пока ещё остаётся достаточно важным компонентом, это связано с возрастной психологией. Надеюсь, что со временем, при правильной работе взрослых (пед. работников), внешняя мотивация здорового образа жизни перейдёт во внутреннюю.  

Взаимосвязь комплекса ГТО, ритмики, дополнительных спортивных программ, уроков физической культуры способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе. Общаясь, играя со сверстниками (в школе, во дворе), ребенок может показать свои знания, навыки и умения, что поможет ему занять определенную социальную нишу.

Самое главное в начальной школе - не упустить момент заинтересованности учащихся в спорте и здоровом образе жизни. Поэтому я формирую единую картину мировоззрения детей, стараюсь показать на примерах (через деятельностный подход), что если они будут заниматься спортом, физически развиваться, вести Здоровый Образ Жизни, то они будут здоровы и успешны и востребованы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы техники чтения в начальной школе

Нормы техники чтения в начальной школе. Критерии оценивания....

Норма техники чтения в начальной школе

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знак...

нормы техники чтения для начальной школы

нормы техники чтения для начальной школы...

Подготовка учащихся к сдаче Международных Кембриджских экзаменов по английскому языку

Курс рассчитан на 136 часов,для учащихся 3-4 классов в качестве внеурочной деятельности...

Подготовка учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО в начальной школе через отделение дополнительного образования

В этой статье я рассказываю, как подготавливаю детей к сдаче норм ВФСК ГТО...

"ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК «ГТО» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Физическая культура в школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности современного человека. Основной целью в преподавании физической культуры, ...

Подготовка школьников к сдаче норм всероссийского спортивного комплекса ГТО через внеурочную деятельность посредством русской народной игры лапта

laquo;Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз...