Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Программа составлена с учетом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности детей. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в трудовой деятельности человека.

В программу включены следующие упражнения:

/. Построения и перестроения.

II. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные.

Общеразвивающие.

Направленные на формирование правильной осанки.

///. Прикладные упражнения.

Ходьба и бег.

Равновесие.
         IV. Игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz-ra.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Физическая культура»  составлена основании следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. №273
  2. Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( II вариант)
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
  4. Программно - методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный, изд. центр ВЛАДОС, 2007.  

1 «Б» класс

Пояснительная записка.

У умственно отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию: со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики.

Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными нарушениями, которые к школьному возрасту значительно скомпенсировались, но проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке.

Выявление возможностей умственно отсталого ребенка и коррекция дефектов его развития требуют специальных методических приемов, которые следует прежде всего облечь в доступную форму. Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.

Программа составлена с учетом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности умственно отсталых детей. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в трудовой деятельности человека.

В программу включены следующие упражнения:

/. Построения и перестроения.

II. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные.

Общеразвивающие.

Направленные на формирование правильной осанки.

///. Прикладные упражнения.

Ходьба и бег.

Равновесие.
         IV. Игры.

Построения и перестроения помогают учителю организовать учащихся. Дети при этом учатся находить свое место в группе, в строю, действовать совместно, строиться и выполнять различные движения в определенном порядке и построении, усваивать команды и подчиняться им, привыкать к дисциплине. У учеников развивается чувство ритма, темпа, улучшается внимание.

Дыхательные упражнения выносятся в самостоятельный раздел ввиду того, что умственно отсталые дети, имея поверхностное, неритмичное дыхание, не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями.

Без специальных подготовительных упражнений, направленных на обучение дыханию, умственно отсталые ученики не научатся правильно дышать, их дыхание будет неглубоким, неустойчивым и даже незначительная мышечная нагрузка будет его изменять. Детей следует прежде всего научить вдоху и выдоху, а затем включать в элементарные движения, напоминая постоянно, как нужно производить вдох и выдох.

После трудных упражнений необходимо несколько раз повторять дыхательные упражнения.

В раздел введены упражнения для укрепления ослабленных мышц рук, выработки дифференцировки и точности движений конечностей и в особенности пальцев рук.

Умственно отсталому ребенку недостаточно скорригировать элементарное движение. Необходимо помочь ему включить это движение в сложные действия, выработать соответствующие навыки.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координирование, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

В программу включены упражнения для формирования осанки, т.к. умение правильно держать свое тело имеет большое оздоровительное значение, при этом создаются оптимальные условия для деятельности внутренних органов и лучшие условия для их работы.

Правильная осанка будет способствовать формированию правильной рабочей позы на уроках трудовой деятельности.

В разделах «Ходьба и бег», «Равновесие»,  даются упражнения, которые помогут постепенно формировать важнейшие прикладные навыки.

В программу включены игры, направленные на развитие не только двигательных навыков и физических качеств детей, но также и на развитие внимания, памяти, кинестетических восприятий, пространственных и временных ориентировок. В программе даются и ритмические игры.

Все занятия по физическому воспитанию учащихся в школе строятся с учетом состояния здоровья и физического развития каждого ученика.

Основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок.

1 «Б» класс

(66часов   2 ч. В неделю)

Построения и перестроения

Основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч».

Построение в колонну по одному (равнение на затылок).

Построение в одну шеренгу (равнение по черте, по носкам).

Перестраивание из шеренги в круг, взявшись за руки.

Размыкание на вытянутые руки в стороны.

Размыкание на вытянутые руки вперед.

Повороты по ориентирам.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения

        Дыхательные упражнения в образном оформлении.
Например: «х-х-хо» — согреть руки — выдох; «ф-ф-фу» — остудить воду — выдох; «понюхать цветок» — вдох.

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.

То же — по инструкции.

Грудное, брюшное и полное дыхание сначала в исходном положении «лежа на спине», затем «сидя» и «стоя».

Дыхание через нос и через рот:

а)        вдох и выдох через рот;

б)        вдох и выдох через нос;

в)        вдох через нос, выдох через рот;

г)        вдох через рот выдох через нос.

6.        Изменение длительности вдоха и выдоха:

а)        вдох короче выдоха: 1-2-3 — вдох, 1-2-3-4 — вы
дох;

б)        вдох длиннее выдоха (выдох при этом энергичный):
1-2-3-4 — вдох, 1-2-3 — выдох.

Правильное дыхание в ходьбе с имитацией, напри-
мер:паровоз — выдох «чу-чу-чу»; вагон — выдох —
«ш-чи-ш»; самолет — выдох — «у-у-у»; жук — вы
дох — «ж-ж-ж».

Обшеразвиваюшие упражнения

Движения руками (одновременно и поочередно) в исходных положениях «стоя», «сидя»: вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения — с учетом правильности выполнения движения и введения необходимых коррекций.

Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.

Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.

Противопоставление первого пальца остальным на одной руке одновременно двумя руками с контролем зрения, а также без него.

Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.

Выделение пальцев рук.

Наклоны и повороты головы в исходном положении.

Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

Тыльное и подошвенное сгибание стопы в различных исходных положениях.

Из исходного положения «стоя» поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.

Из основной стойки, стойки «ноги врозь» поднимание прямой и согнутой ноги.

Приседание на всей ступне в стойке «ноги врозь».

Выполнение по памяти комбинации движений из 2-3 элементов.

Отстукивание или отхлопывание заданного темпа.

Отхлопывание или отстукивание простого ритмического рисунка.

Выполнение какого-либо упражнения в разном темпе.

Общеразвивающие упражнения желательно проводить в игровом оформлении. Например, отведение рук в стороны и приведение можно дать в игровых упражнениях: «Петушок хлопает крылышками», «Самолет летит», поднимание рук вверх и опускание: «Дровосек дрова колет» и т. п.

Упражнения для формирования правильной осанки

Правильная осанка в положении «стоя» и «сидя».

Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке до 5-7 сек.

Из исходного положения «стоя у вертикальной плоскости» в положении «правильной осанки» отводить руки в стороны, поднимать вверх и возвращать в исходное положение, а также поочередно поднимать ноги вперед, отводить в стороны.

Из положения «стоя у вертикальной плоскости» отойти от стены на 1-2-3 шага, сохраняя правильную осанку.

Посаженный в правильной осанке — сохранять это положение 5-10 сек.

Ходьба по залу, руки за спину или на поясе с сохранением правильной осанки.

Ходьба и бег

Ходьба ровным шагом (следить за осанкой и правильным синергизмом движений).

Ходьба в колонне.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Ходьба в положении «руки за спину».

Ходьба на носках.

Ходьба с остановками по сигналу учителя (слуховому, зрительному).

Ходьба в медленном и быстром темпе.

Спокойный бег с правильной координацией движений.

Бег на носках.

Чередование бега с ходьбой (переход от быстрого темпа к медленному).

Прыжки

Подпрыгивание на двух ногах на месте, с небольшим продвижением вперед, в сторону (лучше в играх: «Попрыгунчики», «По кочкам», «Лягушка и аист», «Зайчата»).

Прыжки в разных построениях, например стоя лицом в круг (можно взяться за руки): 1) прыжки на месте; 2) прыжки с продвижением к центру вперед; 3) прыжки с продвижением от центра назад; 4) прыжки с продвижением вправо и влево; 5) прыжки с одного начерченного круга в другой.

Подпрыгивание в парах по очереди, вместе.

Равновесие

Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см.

Стойка на носках (3-4 сек).

Игры

«Кошка и мышки», «Слушай сигнал», «Волшебный мешок», «Отгадай по голосу», «Вот так позы», «Запомни порядок», «Волк во рву», «Совушка», «Попрыгунчики-воробушки», «Узнай на ощупь», «Быстро по местам», «Аист ходит по болоту».

Предполагаемые результаты (для учителя):

  • Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, в стороне) и понятия направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону, в конкретных заданиях).
  • Знание частей тела человека: голова — лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище — спина, грудь, живот, бок, поясница; руки — плечо, локоть, кисть, пальцы; ноги — колено, стопа, пятка, носок, пальцы.
  • Понятия, обозначающие отдельные элементарные виды движений (знание их и умение выполнять по словесной инструкции): подняться(ся)-опустить(ся), согнуть(ся)-разогнуть(ся), наклонить(ся)-выпрямить(ся), повернуться), сесть (сидеть), встать (стоять), идти-бежать.
  • Умение построиться в шеренгу и в одну колонну.
  • Умение ходить и сидеть в правильной осанке.
  • Умение произвольно управлять дыханием.