Психолого-педагогическая коррекция проявлений синдрома двигательной гиперактивности младших школьников на уроке физической культуры.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Татьяна Паскарь-Сковородникова

В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми.

        Приведены примеры игр, которые могут   использовать в своей работе учителя физической культуры, инструктора по физической культуре   дошкольных образовательных учреждений, воспитатели ГПД при организации подвижного отдыха   у детей с синдромом гиперактивности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татьяна Алексеевна Паскарь,

учитель физической культуры,

Санкт-Петербург

Психолого-педагогическая коррекция проявлений синдрома двигательной гиперактивности младших школьников на уроке физической культуры.

           В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми.

        Приведены примеры игр, которые могут   использовать в своей работе учителя физической культуры, инструктора по физической культуре   дошкольных образовательных учреждений, воспитатели ГПД при организации подвижного отдыха   у детей с синдромом гиперактивности.

Актуальность темы связана с появлением в классах большого числа детей с проявлениями тревожного, агрессивного и гиперактивного поведения, неадекватной самооценки, эмоциональной неустойчивости. Широкое распространение синдрома дефицита внимания и гиперактивности в наши дни привело к активному исследованию этой проблемы специалистами в области медицины, психологии и педагогики. (Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворина, М. В. Румянцева, Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова, Е. С. Чикина, А. Л. Сиротюк, З. Тржесоглава, и др.).

        Гиперактивность - это чрезмерная активность ребенка со слабым контролем побуждений. Проявляется это нарушение в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики.

В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо участие педагогов.  

Задача учителя -  коррекция негативных форм поведения: обучение необходимым социальным нормам и навыкам общения; регулирование его взаимоотношений с одноклассниками.    Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может.

Коррекция  гиперактивных детей непременно обязана включать физическую реабилитацию. Это особые упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Положительный эффект физических упражнений, в особенности на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, отлично известен всем врачам.  Но, не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления).  Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде долгого, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: долгие прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и остальные. Особенное предпочтение следует отдавать равномерному долговременному бегу, который благоприятно влияет на психическое состояние, снимает напряжённость, улучшает самочувствие.

Для коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста используются упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом). Однако в этом возрасте дети переоценивают свои физические возможности, поэтому необходимо следить за общим состоянием их здоровья, вовремя снижать нагрузку, делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть и восстановить силы.

Примеры игр и упражнений, необходимых для использования на уроках физической культуры при работе с гиперактивными детьми:

Психологи рекомендуют проводить коррекционную работу поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции.

Тренируемые функции

Игры и упражнения

  • Внимание и контроль импульсивности
  • "Запрещенное движение»
  • "Колпак мой треугольный",
  • «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»,
  • «Догони меня»
  • "Передай мяч"
  • "Броуновское движение"
  • "Гвалт"
  • Внимание и

контроль двигательной активности

  • "Колпак мой треугольный
  •  "Расставь посты»
  •  "Замри"
  • "Слушай хлопки"
  • Контроль импульсивности и

контроль двигательной

активности

  • "Кричалки — шепталки— молчалки"
  • "Черепахи"
  • Внимание, контроль импульсивности и

контроль двигательной активности

  • Упражнение "Аист"
  • "Слушай команду"
  • "Морские волны"
  • Функциональное упражнение "Пчелка"
  • Функциональное упражнение "Руки-ноги".

Игра "Запрещенное движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игра «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом  произнесения ведущим слов-заданий.

Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: развивает концентрацию внимания, способствует осознанию ребенка своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

Рекомендуется использовать в работе с гиперактивными детьми.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак»  заменяют его жестом (например, 2 хлопка нтрацию внимания, способствует осознанию ребенка своего тела, учит управлять движениями и контролироватьсвое по ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» ( показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно движение больше.

 Игра «Слушай хлопки»

 Выбирается ведущий, остальные дети идут друг за другом по кругу или же двигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, все дети останавливаются и принимают позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны).  два раза — позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу), три раза — возобновляется свободная ходьба. Животные также могут меняться.

Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема стала все более значимой, т.к. по данным исследования количество гиперактивных детей значительно выросло.

При исследовании причин гиперактивности указываются различные факторы, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка - свои причины гиперактивности. Потому, прежде чем разрабатывать коррекционную программу, подбирать упражнения, подвижные игры, - необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения ребенка. В подборе упражнений и игр должны учитываться все факторы, выявленные при диагностике.

В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, учитель и гиперактивный ребенок, ибо только комплексное лечение способно дать положительный результат.

Список источников.

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.  Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009.
  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001.
  3. Гриханов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М., 2008.
  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.
  5. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М.: Олег и Павел, 2006. – 198 с.
  6. А.М. Тихонов // Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине: ПермспортМед - 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование соревновательно-игрового метода в обучении младших школьников на уроках физической культуры

Соревновательно — игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания младших школьников не только для начального обучения движениям или избирател...

Подвижные игры для младших школьников на уроке физической культуры

Подвижные игры для младших школьников на уроке физической культуры....

Развитие ловкости у младших школьников на уроке физической культуры.

Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста,помогает достичь хороших результатов на уроках физической культуры. Именно это физическое качество на мой взгляд нужно развивать в ребенке с первы...

Влияние подвижных игр на развитие выносливости у младших школьников на уроках физической культуры

Начиная с рождения человек, живет среди других людей. Сначала, в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок - это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются мен...

Воспитание выносливости у младших школьников на уроках физической культуры

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой рабо...

Социализация младшего школьника на уроках физической культуры

Современные дети живут и развиваютсяв совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад....


 

Комментарии

Дягилева Татьяна Ивановна

Спасибо за материал.