Развитие скоростных способностей в игровых видах спорта
методическая разработка по физкультуре на тему

   Футбол, баскетбол, гандбол и другие игровые виды спорта, характеризуется нестандартными движениями. Изменения их структуры и интенсивности происходит во время игры непрерывно. Это обусловлено деятельностью партнеров и противников и особенностями обстановки на  поле или площадке в каждый отдельный момент игры.  Развития быстроты, силы и специальной выносливости в работе с переменной интенсивностью.

    При этом чем больший удельный вес имеет в игре бег и чем выше его скорость, тем резче выражены сдвиги в состоянии функций и систем организма спортсмена.

    В игровых видах спорта быстрый бег имеет важное значение для результата игры. Скоростной бег при этом осуществляется лишь с небольшими интервалами, что требует развития анаэробной производительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа «Перспектива»

Методическое пособие

Тема:

«Развитие скоростных способностей в игровых видах спорта».

Выполнил: учитель физической культуры

начальной школы «Перспектива»    Покрышкин А.А.

Сургут

2018 год

        

        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_____________________________________________________                3                                                                                            

1.Понятие «Скоростные способности» и виды скоростных способностей_______4-5

2.Психолого-педагогические, физиологические и методические

основразвития  скоростных способностей_________________________________6

3.Методы развития скоростных качеств___________________________________7-11

4.Вывод и практические рекомендации____________________________________11

5.Литература__________________________________________________________12

ВВЕДЕНИЕ

    Футбол, баскетбол, гандбол и другие игровые виды спорта, характеризуется нестандартными движениями. Изменения их структуры и интенсивности происходит во время игры непрерывно. Это обусловлено деятельностью партнеров и противников и особенностями обстановки на  поле или площадке в каждый отдельный момент игры.  Развития быстроты, силы и специальной выносливости в работе с переменной интенсивностью.

    При этом чем больший удельный вес имеет в игре бег и чем выше его скорость, тем резче выражены сдвиги в состоянии функций и систем организма спортсмена.

    В игровых видах спорта быстрый бег имеет важное значение для результата игры. Скоростной бег при этом осуществляется лишь с небольшими интервалами, что требует развития анаэробной производительности.

Понятия «скоростные способности» и виды скоростных способностей.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают следующие виды скоростных способностей: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Их принято считать элементарными формами проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят также быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакцийявляется старт в ответ на выстрел в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборстве или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек.

Сложные реакции (например, выбор движения и реакции на движущийся объект) традиционно рассматривают как вид скоростных способностей. Однако исследования последнего времени свидетельствуют от том, что этот вид способностей правомерно относить и к координационным способностям.

Временный интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота или темп движений - это число движений за единицу времени (например, число беговых шагов за 10 секунд).

Для детального анализа или научных исследований более показательны вышеописанные элементарные формы скоростных способностей. Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий в беге, плавании, лыжных гонках и т.д. Однако надо иметь в виду, что скорость в целостныхсложнокоординационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уровнять.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет от 4 до 6 сек. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. В многочисленных исследованиях показано, что все вышеперечисленные виды скоростных способностей специфичны.

Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходны смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав.Например, улучшение результата в прыжках в длину скажется положительно на скорости  спринтерского бега, где скорость разгибание ног имеет большое значение.

Принимая во внимание вышесказанное, учитель (тренер) должен иметь в виду, что перечисленные элементарные и комплексные формы скоростных способностей можно и

нужно развивать на основе всех основных видов физический упражнений, включенных в содержание программного материала для учащихся начальной, основной и средней школы.

Психолго-педагогические, физиологические и методические основы развитияскоростно-силовых качеств.

Уровень и качество скоростных способностей человека определяют разными факторами. В первую очередь назовем нервно-мышечные и центрально-нервные влияния (физиологические) и биохимические факторы.

Так, быстрота реакции зависит от скоростипротекания следующих пяти фаз:

Возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; передачи возбуждения в центральную нервную систему; перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирование эфферентного сигнала; проведение последнего от центральной нервной системы к мышце; возбуждения мышцы и появления в ней механической активности.

Специалисты считают, что сокращение латентного периода реакции, прежде всего, связано с укорочением третьей фазы. Максимальную частоту движений определяют скоростью перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, иначе говоря, она зависит от лабильности нервных процессов. На быстроту, проявляемых в целостных действиях, влияет частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро

Сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза.

Несомненно, что на скоростные способности свой отпечаток накладывают и лично-психические факторы: мотивация, проявление воли, эмоции. На разные виды скоростных способностей эти факторы влияют  неодинаково – в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей детей, уровня скоростной подготовленности.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что рассматриваемые нами двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным разных авторов, быстрота простой реакции примерно на 60-90% определяется наследственностью.

Специалисты считают, что различные показатели скоростных способностей в значительной мере предсказывают моторную одаренность детей уже на первых этапах отбора для занятий спортом.

Методы развития и оценки скоростно-силовых качеств

Тесты для оценки скоростных способностей делятся на 4 группу: для оценки быстроты простой реакции; для оценки скорости одиночного движения; для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

1. Время реакции на свет, звук, прикосновение и другие факторы определяют с помощью различных реакцимеров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01секунды. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования. При измерении этого показателя необходимо стандартизировать расстояние между школьником и сигналом. При измерении можно применять гимнастическую палку.

В исходном положении учитель(тренер) удерживает ее вертикально за верхней конец, а испытуемый контролирует открытой кистью за нижний. После команды  «Внимание!» испытуемый должен поймать падающую палку как можно быстрее.

Быстроту реакции определяют по наименьшему расстоянию от первого хвата до заключительного. Время реакции в спорте также измеряют с помощью контактных д

2. Время удара, передачи мяча, броска определяют с помощью биохимической аппаратуры. Это время колеблется, как правило, в пределах 0,25-0,70 секунд.

3. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью простейших приборов – теппингтестов. Результат: число движений руками (поочередно или одной) или ногой (поочередно или одной) за 5-20 секунд.

4. Бег на 30, 60, 100м на скорость преодоления дистанции (с низкого или высокого старта) проводят по правилам легкой атлетики. Точность измерения времени быстрых движений зависит от способа измерения: вручную (секундомером) или автоматически (с помощью фотоэлектронных устройств.)

5. Бег на месте за 5-10 секунд. По сигналу испытуемый стремится как можно чаще поочередно касаться коленями подвешенного резинового шнура. Шнур подвешивают горизонтально на высоте, составляющий прямой угол с бедром поднятой ноги испытуемого.

Развитие скоростных способностей за время пребывания ребенка в школе выражено не так ярко, как развитие силы, и заканчивается раньше. С 6до 16 лет, показатели,

характеризующие скоростные проявления человека, улучшаются на 20-60% и более.

Данные о темпах прироста различных скоростных способностей у школьников приведены в таблице 1.

Таблица 1

Возрастная группа

Общий прирост (быстрота простой реакции, частота движений, быстрота спринтерского бега)

Среднегодовой прирост

(показатели те же)

Мальчики

Девочки

Мальчики

 Девочки

Младшая (1-4 классы)

17,2

18,0

5,7

6,0

Средняя(5-9 классы)

15,4

11,5

3,9

2,9

Старшая   (10-11 классы)

3,1

0,5

0,5

0,2

В таблице 1 представлены обобщенные результаты отечественных и зарубежных авторов.

Основанием для вычисления процентных отношений явились результаты начального класса в каждой возрастной группе: а младшей- результаты первоклассников (6-7 лет), в средней – результаты пятиклассников (11 лет), в старшей десятиклассников (16 лет).

Наиболее ускоренными темпами как у мальчиков, так и девочек улучшаются результаты в возрасте от 6до10 лет. Несколько меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжаются с 11до15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.

Скорость бега на короткие дистанции у юношей, правда, продолжает еще улучшаться с 15 до 18 лет, но уже не в таком темпе, как в предыдущие годы. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта накладывают положительный отпечаток на скоростные способности: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты (бег, плавание). Отдельные индивиды в любом школьном возрасте заметно опережают сверстников и даже более старших товарищей уже в раннем возрасте. Скорее всего, это результат высокой силы генетических влияний. Для примера сопоставим еще максимальную спринтерскую скорость бега человека (примерно 42 км/ч) со скоростью бега разных животных: осла и кошки (48 км/ч), собаки и белки (64 км/ч), лошади, лисы и зайца (72км/ч). Рекордсменом в спринте является гепард 112 км/ч.

Первая и, пожалуй, главная задача развития скоростных способностей состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных движений) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые дети осваивают за время обучения. Для учителя (тренера) важно не упустить младший и средний возраст обучающего – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача вытекает из необходимости высокого и даже максимального развитие быстроты у юношей в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играют большую роль (бег на спринтерские дистанции, спортивные игры, единоборства и др.). Задачи развития скоростных способностей решают в тесной связи с задачами развития координационных и скоростно-силовых способностей (особенно в младшем и среднем возрасте), а также с задачами развития силовых способностей, скоростной, силовой и координационной выносливости (в старшем возрасте).

  Средствами развития быстроты как двигательного качества являются скоростные упражнения. Их можно разделить на 3 основные группы.

Первую, наиболее широкоприменяемую учителями (тренерами), составляют упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей. Это прежде всего спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий. Например, в процессе занятий футболом (выполняя индивидуальные, групповые, командные атакующие и защитные действия) развиваются и быстрота реакции, скорость одиночных движений, быстрота выполнения действия в целом.

Подготовленный учитель (тренер) может использовать упражнения с акцентом на отдельный компонент – на быстроту реагирования (с мячом и без мяча), на улучшение частоты движений (при ведении или во время передач и остановки мяча).

Во вторую группувходят скоростные упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: на быстроту реакции; на улучшение частоты движений; на скорость выполнения отдельных движений; на улучшение стартовой скорости; на скоростную выносливость; на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (ведение мяча).

Третью группу образуют упражнения: сопряженного воздействия на скоростные и вседругие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); сопряженного воздействия на скоростные способности исовершенствование двигательных действий. Например, упражнения в прыжках можно использовать для одновременного развития скоростных и силовых способностей.

Таблица 2.

Дозирование нагрузки в упражнениях, направленные на развитие скоростных способностей

Группа упражнений

Продолжительность

(сек.)

Число

повторений

(раз)

Интервал отдыха

(сек.)

Возрастная группа

(лет)

Упражнения комплексного воздействия: подвижные игры, эстафеты

До 10

До 15

До 20

1-10 и более

1-10 и более

1-10 и более

Произвольный

6-10

11-14

15-17

Упражнения направленного воздействия: на быстроту двигательных реакций

Мгновенное

действие

8-10

10-12

12-14

10-30

10-30

10-30

6-10

11-14

15-17

На быстроту выполнения отдельных движений (броски, метание, прыжки)

От мгновенного

 до 1-2 сек.

8-10

10-12

12-14

10-30

10-30

10-30

6-10

11-15

15-17

На улучшение частоты последовательных движений руками, ногами, туловищем

3-10

5-12

7-15

4-6

4-6

4-6

10-30

10-30

10-30

6-10

11-15

15-17

Упражнения сопряженного воздействия:

на скоростные и силовые способности

на скоростные и координационные способности

на скоростные способности и выносливость

От мгновенного

до 1-2 сек.

От мгновенного

До1-2 сек

10-30

15-60

20-90

8-10

1-10

2-4

2-4

2-4

10-30

10-30

60-120

60-180

60-240

6-17

6-17

6-10

11-15

15-17

Вывод и практические рекомендации

1.Полученные данные позволяют утверждать, что в занятиях на развитие скоростных качеств при выполнении упражнений критерии нагрузок должны быть такими: интенсивность максимально возможная на данный момент, пульс в работе 180 уд/мин и выше, отдых1-2 минуты, с восстановлением пульса до 105-108 уд/мин, количество повторений  в серии 3-4, количество серий 3-4.

2. В недельном цикле, направленном на развитие скоростных качеств, специализированных тренировок должно быть не менее трех. Остальные дни отводятся на воспитание других физических качеств (силы, выносливости).

3. Каждый недельный цикл тренировок должен иметь направленность на воспитание определенного физического качества. Этого можно достигнуть планируя объем данной работы в пределах 60-70% остальное время отводится на развитие других физических качеств.

Литература

  1. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта-М.:ФиС,1980
  2. РоманенкоА.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е., Тренировка футболистов. 2-е изд., перераб. И доп.-К.:Здоровья,1984г.
  3. Потапченко И.П. Особенности спортивной подготовки детей.-М.: Просвещение 1983 г.
  4. ПлатоновВ.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена.-Киев: 1988г.
  5. Матвеев А.П. Воспитание физических качеств.- М.: Просвещение, 1993г.
  6. Лях В.И. Двигательные способности. Журнал «Физическая культура в школе» №2 1996., №1,3 1997., №1 1998г.
  7. Виноградов Ю.А. Педагогические исследования в физическом воспитании.- М.,1992 г.
  8. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и гигиена.
  9. Рудов В.М. Путь к успеху или современная система подготовки в футболе. Методическое пособие.-Белгород,2000г.
  10. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Универсальная техника атаки. М.: СпортАкадемПресс-2000г.
  11. Железняк Ю.П. Физическая подготовка юных спортсменов.- М.: Академия, 2000г.
  12. Сарсания С.К. Физическая подготовка футболиста. М.: «ТВТ Дивизион», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по физкультуре 4 класс на тему "Развитие скоростных и координационных способностей"

Конспект по физкультуре 4 класс на тему "Развитие скоростных и координационных способностей"...

Конспект урока по физической культуре «Развитие скоростных и координационных способностей. Подвижные игры»

Конспект урока по физической культуре «Развитие скоростных и координационных способностей. Подвижные игры»...

Конспект урока "Развитие скоростных и координационных способностей. Эстафеты.", 4 кл

Тем урока: Развитие скоростных и координационных способностей. Эстафеты.Цель урока: Продолжать развивать двигательную память, внимание, координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость....

Конспект урока на тему:"Развитие скоростных и координационных способностей. Эстафеты." 4 класс

Конспект урока на тему:"Развитие скоростных и координационных способностей. Эстафеты." 4 класс...

Развитие скоростных способностей. Бег 30м. Тестирование

Предметные: организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность с помощью разминки, сформировать навык выполнения упражнений на быстроту и координацию.Метапредметные: принять и сохранить цели и задачи...

Развитие творческих способностей в разных видах декоративно-прикладной деятельности у обучающихся с ОВЗ в группе продленного дня

Обзор и значение декоративно-прикладной деятельности на занятиях с обучающимися с ОВЗ....

Программа внеурочной деятельности "Игровые виды спорта"

Программа внеурочной деятельности "Игровые виды спорта". Рассчитана для учащихся 1-4 классов....