Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе.
статья по физкультуре (1 класс)

Беляев Александр Иванович

Особенности методики проведения уроков физической культуры в речевых классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе.

 

Как показывают исследования, двигательная активность, развитие речевой функции тесным образом связаны с функциональным состоянием мозга. У детей с нарушением речи существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и работой мозга. Вся координация деятельности всех органов и систем достигается с помощью игр, игровых заданий, игровых упражнений. Вообще, роль игры неоценима. Это эффективное приобретение новых знаний, умений и навыков.

Я работаю в 1 «е» классе, класс речевой. Была составлена рабочая программа с учетом особенностей детей с нарушением речи. В программном материале тематическое планирование направлено на реализацию требований по здоровьесберегающим технологиям. В 1 «е» классе 13 человек. Все обучающие прошли психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), где и был рекомендован речевой класс. У всех детей стоит диагноз ОНР и дизартрия. В детском  возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма.

При обследовании физической подготовленности учащихся на начало учебного года, первое, с чем я столкнулся - это слабое физическое развитие детей.  Поэтому, я пришел к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Школа имеет хорошее материальное оснащение для решения основных проблем в состоянии здоровья обучающихся. Одним из путей решения этой проблемы в нашей школе является целенаправленное использование в процессе физического воспитания младших школьников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я понял, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

Так как же сделать урок физической культуры радостным событием и потребностью в режиме дня школьника?

         Поэтому я решил использовать технологию “СА-ФИ-ДАНСЕ”. Мне очень повезло, что я учился у Жанны Евгеньевны, затем еще и окончила курсы повышения квалификации по данному направлению. Эта  авторская программа используется   по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей младших школьников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности школьника средствами танцевально-игровой гимнастики. Инновационной технологией по этой программе, является то, что на уроках физической культуры учащимся  создается необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:

  • Игроритмика. (уроки под музыкальное сопровождение)

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

  • Игрогимнастика. (Сюжетно-игровые уроки: «Прогулка в лес», «В зоопарк» и т.д.)

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

  • Игротанец .( уроки на гимнастической скамейке, использование степов..)

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Нетрадиционные виды упражнений:

  • Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

  • Пальчиковая гимнастика.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию. Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры, осваиваю с детьми упражнения для мелкой моторики рук: «школу мяча» - помогающие улучшению кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности.

  • Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности школьника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

  • Креативная гимнастика.

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

  • Игропластика.

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга,  элементы йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Диагностические результаты:

         Сравнительный анализ данных диагностики, который я проводил в январе - феврале, показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения технологии “СА-ФИ-ДАНСЕ”. в физкультурно-оздоровительную работу на уроках физической культуры. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Педагоги стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная  сфера ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии.

Технологии физкультурно-оздоровительной направленности

Задачей Здоровьесберегающие технологии является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.

Сегодня физкультурно-оздоровительные технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно- оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование физической подготовленности, а также вопросы управления и администрирования.

Таким образом, физультурно-оздоровительная технология – это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительные технологии могу осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, изотон, стретчинг а также бег, туризм, плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.

Степ – гимнастика

С помощью степ-гимнастики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-гимнастикой — укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

 Для того чтобы урок проходил  более интересно, важно  использовать музыкальное сопровождение.

Степ-гимнастика — это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец,  который приносит  пользу здоровью детей и улучшает их настроение   

Эвритмическая гимнастика

Эвритмическая гимнастика — вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

 

Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

•          формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

•          развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

•          коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;

•          улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

•          расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

•          формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей. 

Дыхательная гимнастика

     Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Психомышечная тренировка (проводит психолог)

       Почти все новые программы по физическому развитию младших школьников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.

В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация /расслабление мышц/. С помощью определенных приемов /контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения/ дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой /шум прибоя и т.д./ 

Самомассаж

(это ходьба по «тропе здоровья» и закаливающие процедуры)

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, а так же знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению их здоровья.

Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.

Фитбол – гимнастика

Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.

По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические уроки  по физической культуре, со строгой последовательности проведения урока, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация.  

Развивающие упражнения «Театр движений»

(Суставная гимнастика)

«Театр движений» — это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Каждый урок, согласно рабочей программе, представляет собой ситуационную мини – игру, в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев, при этом включая виды упражнений по суставной гимнастики.  Во время уроков регулярно используются картинки – схемы, музыка. На таких уроках дети не замечают, что это урок по физической культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального действия. 

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА (уроки направленные на укрепление мышечного корсета, профилактики плоскостопия)

Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно можно, потому что у меня есть желание что-то сделать своими руками и немного фантазии, я легко справляюсь с этой задачей. Поэтому, я широко использую в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов»- поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и др. — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, еще можно использовать для профилактики и коррекции плоскостопия.

Особую роль в физическом развитии детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Упражнения по системе изотон

ИЗОТОН – это первая научно-обоснованная комплексная система оздоровительной физической культуры, разработанная российскими учеными.

Занятия ИЗОТОНОМ программами, как и любой другой подобной системой, имеют своей конечной целью улучшение самочувствия, работоспособности, "физического здоровья", внешнего вида (форм тела, состава тела), социальной, бытовой и трудовой активности мужчин и женщин широкого возрастного диапазона.

Изотон обычно используется для решения двух задач:

  1. Быстрое (2-3 месяца) улучшение самочувствия, работоспособности, состава тела (соотношения массы жировой и мышечной ткани), нормализация работы органов пищеварения и других жизненно важных систем организма, повышения иммунитета и нормализация деятельности эндокринной системы, улучшение психо -эмоционального состояния и т.п.
  2. Поддержание хорошего физического состояния и внешнего вида при относительно небольшом количестве затрачиваемого времени и усилий.
  3. Плавание
  4. Уроки плавания в школе имеют большое позитивное воздействие на детский организм. Плавание способствует развитию мускулатуры, дыхательной системы, тренирует выносливость и гибкость. В бассейне организм оказывается в гидростатической среде, наиболее приближенной к невесомости. Соответственно, задействуются даже те группы мышц, которые обычно слабо развиваются. В итоге организм получает комплексные физические нагрузки, особенно важные во время его роста.
    Плавание позитивно воздействует на нервную систему ребёнка. Дело в том, что во время водных упражнений массируются нервные окончания. Соответственно, снимается напряжение, ребёнок расслабляется, перестаёт жаловаться на утомление.
  5. Игровые технологии на уроках физической культуры.
  6. Уроки плавания в школе имеют большое позитивное воздействие на детский организм. Плавание способствует развитию мускулатуры, дыхательной системы, тренирует выносливость и гибкость. В бассейне организм оказывается в гидростатической среде, наиболее приближенной к невесомости. Соответственно, задействуются даже те группы мышц, которые обычно слабо развиваются. В итоге организм получает комплексные физические нагрузки, особенно важные во время его роста.
    Плавание позитивно воздействует на нервную систему ребёнка. Дело в том, что во время водных упражнений массируются нервные окончания. Соответственно, снимается напряжение, ребёнок расслабляется, перестаёт жаловаться на утомление.
  7. Прыжки на батуте
  8. Прыжки на батуте – это не только вид развлечения и форма проведения занятий с  физическими упражнениями, но и серьезная тренировка, требующая определенной физической выносливости. То, что во время занятий на батуте задействованы только ноги – тоже расхожее заблуждение. Во время прыжка группируется все тело, а следовательно, работают все группы мышц. Кроме того, прыжки на батуте развивают координацию движений и повышают физическую выносливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....

Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах

Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее!...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способносте...

Образовательные технологии на уроках физической культуры в начальной школе.

Современные уроки физкультуры должны быть интересными, увлекающими и стимулирующими интерес к здоровому способу жизни. Предлагаю вам изучить статью с описанием наиболее интересных современных образова...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье поднимается вопрос акктуальности темы на сегодняшний день. Рассматриваются  возможности ориентации школьников на здоровый образ жизни, а также возможность подачи информации о том, что та...

Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС.

В условиях введения  ФГОС данный материал важен для преподавателей физической культуры в начальной школе....