Шахматы как учебная дисциплина в школе, основные нормативные документы.
материал (4 класс)

Надыршин Артур Мухаррамович

Шахматы как учебная дисциплина в школе, основные нормативные документы.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей. Сегодня тема «Шахматы и система образования» в центре внимания общественности многих стран мира – уже сейчас шахматы присутствуют в школьных программах в качестве факультативного предмета или предмета дополнительного образования в следующих странах: Словения, Германия, Сингапур, Бразилия, Италия, Турция а также в большинстве частных школ мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шахматы как учебная дисциплина в школе, основные нормативные документы.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей. Сегодня тема «Шахматы и система образования» в центре внимания общественности многих стран мира – уже сейчас шахматы присутствуют в школьных программах в качестве факультативного предмета или предмета дополнительного образования в следующих странах: Словения, Германия, Сингапур, Бразилия, Италия, Турция а также в большинстве частных школ мира.

Россия, в которой вопросы шахматного образования исторически были поставлены раньше, чем в других странах, не может и не должна терять здесь лидирующие позиции. Этому в немалой степени способствует характер и содержание важнейших программных документов отечественного образования: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года». К примеру, в Концепции модернизации отмечено: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Общепризнанно, что шахматы – в числе самых эффективных ресурсов для решения данных и многих других задач. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин не так давно подметил: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд».

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В гипотетическом плане целенаправленное внедрение шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать не только интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Сформулируем  цели и задачи изучения курса «Шахматы».

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей при обучении игре в шахматы; расширить их представление об окружающем мире; приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат; стимулировать социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.

Основные задачи изучения курса «шахматы»:

– Обучающая: вызвать у детей интерес к шахматам, обучить детей основным приемам игры, формировать познавательную активность, научить планировать свою игру и работу.

– Развивающая: расширяет кругозор, активизирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание, развивать образное, логическое и ассоциативное мышление, интеллектуальное развитие, развивает способность к самооценке и самоконтролю, развивает мыслительную деятельность.

– Воспитательная: воспитывает настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач, способность к  овладению навыками речевого общения, обеспечивает эмоционально-нравственное развитие.

Организация учебного процесса по курсу «Шахматы» в системе среднего образования

Основные методы обучения. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами;

2. При изучении шахматной доски;

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе обучения по курсу «Шахматы» должны быть предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы обучения:

1. Практическая игра;

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия;

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема разыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их положение, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые ходы на шахматной доске.

В России шахматы относятся к видам спорта, утвержден Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» (Приказ     Минспорттуризма России от 12.10.2015 N 930). Общероссийской спортивной федерацией, развивающей вид спорта «шахматы» является Российская шахматная федерация (РШФ).

Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие введение учебного занятия «Шахматы».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ) устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. Педагогам необходимо хорошо знать основные понятия, положения законодательных актов в сфере образования и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование к профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н) и профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н), вступающем в силу с января 2017 года.

При разработке рабочих программ по учебному предмету и другой учебно-методической документации учителю необходимо руководствоваться нормативными документами и методическими материалами федерального и регионального уровней. При работе с нормативными документами рекомендуется использовать официальный сайт компании «КонсультантПлюс» или информационно-правовой портал «Гарант.ру», так как данные интернет-ресурсы представляют действующие редакции документов.

Перечень нормативных документов:

1)        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016  № 359-ФЗ);

2)        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576. от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);

3)        Приказ Минтруда России от 18.10.2013№ 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

4)        Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761н (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

5)        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

6)        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2. утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

7)        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

8)        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

9)        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2010 № 966/1009 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;

10)        Методические указания Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2009 г. № ВП-П12-41 «Об использовании спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;

11)        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;

12)        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»»;

13)        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 мая 2012 г. № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» вместе с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений»;

14)        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016г №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г №253»;

15) Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование учителем основных нормативных документов для работы с учащимися 1-4 классов

Основная образовательная программа начального общего образования...

Основные нормативные документы

 Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент нар...

Блок 1. Основные нормативные документы

1.Профессиональный стандарт педагога2.ФГОС начального общего образования3. Примерная образовательная программа4. Программа воситательной работы5. Приказы и постановления последних пяти лет по организа...

1.Основные нормативные документы

1.1.Профессиональный стандарт педагога1.2.ФГОС начального общего образования1.3. Примерная образовательная программа1.4. Программа воситательной работы1.5. Приказы и постановления последних пяти лет п...

1.Основные нормативные документы

1.1.Профессиональный стандарт педагога;1.2.ФГОСС начального общего образования;1.3.Примерная образовательная программа НОО;1.4.Программа воспитательной работы;1.5.Приказы и постановления  последн...

Раздел 1. Основные нормативные документы

1. Основные нормативные документы....