Родительское собрание. Учебная мотивация обучающихся
материал по физкультуре

Алибекова Мадинат Исаевна

Родительское собрание .

Тема:  «Учебная мотивация обучающихся».

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.

Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.

План собрания:

1. Учебная мотивация обучающихся.

2. Презентация «Ваши дети». 
3. Ролевая игра «У меня нет».

I. Учебная мотивация обучающихся.

 В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:

- курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;

- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;

- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.

Следовательно, современное школьное образование имеет значительные резервы. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки. 

Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в  дневниках наших ребят?

Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга

Рассмотрим причины подробнее:

неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;

отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, интернет-кафе и др.;

- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих  дел;

- авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.

 Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.

Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке  и вне урока? Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной деятельности?

Чтобы ответить  на эти вопросы, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

 Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Все мотивы могут быть разделены на 2 большие группы:

- широкие социальные (ответственность перед коллективом, учителями, родителями; стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем;

- узколичные (мотивы благополучия, престижа: получить хорошую оценку, избежать неприятностей; выделиться среди других, занять определенное положение в классе).

Человек  активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Обычно в душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив. 

 Для активизации познавательной деятельности, в учебном процессе можно использовать специальные средства и меры, прежде всего, стимулирование.

Давайте рассмотрим способы стимулирования. 

Их можно поделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа – это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

(Слайд 8) Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала. На какую потребность при этом опирается педагог? На  природную любознательность детей, на желание все знать.

Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.

 Противоречивость материала – тоже стимул. Например, Земля круглая или шарообразная? Когда человек встречается с противоречием, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Но влияние на ученика отметки может быть двояким. Она может стимулировать более упорную и успешную учебу. Если же на отстающего ученика обрушивается водопад двоек, тогда у него пропадает всякое желание учиться.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении. Оценка может быть незначительно завышена, если учитель уверен в  поддержке и понимание ситуации в классе.

Мотивы связаны и с возрастными особенностями. Для младших школьников учителя включают в занятия игры или игровые моменты, используют экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

Для подростков характерны потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости.

В старших классах учителя стараются общаться не только на учебные темы, но и помогают разобраться во взаимоотношениях полов.  

Хорошим помощником для родителей, детей и школы является технология сотрудничества. Сотрудничество в отношениях «ученик – учитель» реализуется не только в учебном процессе, оно распространяется на все виды отношений, существующих в школе: это отношения учеников, учителей, администрации с родителями, семьей.

В рамках технологии сотрудничества предлагаем Вам закончить вот эти выражения (Слайд 9)

Что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно ему учиться?

- заинтересованность в …
-  вера , поиск качеств …
- позитивное отношение к учебе …
- сотрудничество …
- создание ситуации успеха …
- интерес родителей …
- поддержка …

Если совместными усилиями нам удастся решить проблему мотивации школьников, то в недалеком будущем мы сможем увидеть, как может учиться каждый ученик,  как много он может одолеть, когда трудится не по принуждению, а по собственной воле, по личному желанию, на себя, на свое будущее.

        На этой позитивной ноте, я предлагаю Вам взглянуть на своих детей по-новому, посмотреть на них как бы со стороны…

II. Показ презентации «Ваши дети…».

III. Ролевая игра «У меня нет …».

Описание игры.

Родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей. В нем есть тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет простого карандаша, в другом – альбомного листа, в третьем – тетради, в четвертом отсутствует один из цветных карандашей (и другие варианты). Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно используют весь набор полученных школьных принадлежностей: работают в тетрадях, чертят, разукрашивают, вырезают, моделируют и т.д. Как только выясняется, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «У меня нет …». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз. В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов:

- Было ли Вам комфортно на уроке?

- Все ли у Вас получалось?

- Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?

Цель: через игру показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.

        

Общие сведения

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становлениясовременного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез изобихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин«физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел внаучный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин«физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и внекоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на еепринадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности поосвоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физическогосовершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.[1]

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековойценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложеннымив него природой (с религиозной точки зрения — Богом) физическими и психическими способностями, но, чтоне менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельностиморальных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословномусмыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и взначительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личныезнания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры иопределяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека[2]..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизниорганизма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическимиупражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самимчеловеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки ктренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так ивсеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании сиспользованием естественных сил природы (солнцевоздух и вода — наши лучшие друзья!), гигиеническихфакторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяетгармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состояниидлительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственнуюцелевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностныхценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используясловосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физическойкультурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру илечебную физическую культуру.

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физическоговоспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствованиядвигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физическойрекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. — recreatio, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещениедля отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — этодвигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие идостигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическаяработоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человекане связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощныйдисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Основная статьяЛечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическаякультура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узкомпонимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себятакже непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, билиард, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальноезначение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятиефизической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенныхфизических упражнений и высокой двигательной активности. Неотъемлемыми особенностями спортаявляются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которыесовершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двухразличных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека взанятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и«спортсмен».

Адаптивная физическая культура

Основная статьяАдаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», чтоподчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивныеморфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствованиеорганизма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формированиедвигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личностьчеловека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физическойкультуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультетадаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированныхспециалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.

Физическое воспитание

Основная статьяФизическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составнаячасть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человекомличностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания являетсяформирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, котораяпомогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системыфизического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственномуразвитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врачПетр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительницфизического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистовфизического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культурыимени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятсяспециалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебныхзаведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателемкафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» какпрофессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в егопервоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physicaleducation» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не входу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Тамв зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве сумственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитиеличности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самоморганизованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедрефизического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине«Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортомдля каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

См. также

Примечания

  1.  Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000, .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание .

Тема:  «Учебная мотивация обучающихся».

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.

Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.

План собрания:

1. Учебная мотивация обучающихся.

2. Презентация «Ваши дети». 
3. Ролевая игра «У меня нет».

I. Учебная мотивация обучающихся.

 В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:

- курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;

- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;

- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.

Следовательно, современное школьное образование имеет значительные резервы. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.  

Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в  дневниках наших ребят?

Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга

Рассмотрим причины подробнее:

неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;

отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, интернет-кафе и др.;

- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих  дел;

- авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.

 Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.

Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке  и вне урока? Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной деятельности?

Чтобы ответить  на эти вопросы, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

 Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Все мотивы могут быть разделены на 2 большие группы:

- широкие социальные (ответственность перед коллективом, учителями, родителями; стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем;

- узколичные (мотивы благополучия, престижа: получить хорошую оценку, избежать неприятностей; выделиться среди других, занять определенное положение в классе).

Человек  активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Обычно в душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив. 

 Для активизации познавательной деятельности, в учебном процессе можно использовать специальные средства и меры, прежде всего, стимулирование.

Давайте рассмотрим способы стимулирования. 

Их можно поделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа – это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

(Слайд 8) Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала. На какую потребность при этом опирается педагог? На  природную любознательность детей, на желание все знать.

Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.

 Противоречивость материала – тоже стимул. Например, Земля круглая или шарообразная? Когда человек встречается с противоречием, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Но влияние на ученика отметки может быть двояким. Она может стимулировать более упорную и успешную учебу. Если же на отстающего ученика обрушивается водопад двоек, тогда у него пропадает всякое желание учиться.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении. Оценка может быть незначительно завышена, если учитель уверен в  поддержке и понимание ситуации в классе.

Мотивы связаны и с возрастными особенностями. Для младших школьников учителя включают в занятия игры или игровые моменты, используют экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

Для подростков характерны потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости.

В старших классах учителя стараются общаться не только на учебные темы, но и помогают разобраться во взаимоотношениях полов.  

Хорошим помощником для родителей, детей и школы является технология сотрудничества. Сотрудничество в отношениях «ученик – учитель» реализуется не только в учебном процессе, оно распространяется на все виды отношений, существующих в школе: это отношения учеников, учителей, администрации с родителями, семьей.

В рамках технологии сотрудничества предлагаем Вам закончить вот эти выражения (Слайд 9)

Что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно ему учиться?

- заинтересованность в …
-  вера , поиск качеств …
- позитивное отношение к учебе …
- сотрудничество …
- создание ситуации успеха …
- интерес родителей …
- поддержка …

Если совместными усилиями нам удастся решить проблему мотивации школьников, то в недалеком будущем мы сможем увидеть, как может учиться каждый ученик,  как много он может одолеть, когда трудится не по принуждению, а по собственной воле, по личному желанию, на себя, на свое будущее.

        На этой позитивной ноте, я предлагаю Вам взглянуть на своих детей по-новому, посмотреть на них как бы со стороны…

II. Показ презентации «Ваши дети…».

III. Ролевая игра «У меня нет …».

Описание игры.

Родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей. В нем есть тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет простого карандаша, в другом – альбомного листа, в третьем – тетради, в четвертом отсутствует один из цветных карандашей (и другие варианты). Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно используют весь набор полученных школьных принадлежностей: работают в тетрадях, чертят, разукрашивают, вырезают, моделируют и т.д. Как только выясняется, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «У меня нет …». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз. В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов:

- Было ли Вам комфортно на уроке?

- Все ли у Вас получалось?

- Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?

Цель: через игру показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.

        

Общие сведения

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становлениясовременного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез изобихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин«физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел внаучный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин«физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и внекоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на еепринадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности поосвоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физическогосовершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.[1]

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековойценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложеннымив него природой (с религиозной точки зрения — Богом) физическими и психическими способностями, но, чтоне менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельностиморальных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословномусмыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и взначительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личныезнания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры иопределяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека[2]..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизниорганизма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическимиупражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самимчеловеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки ктренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так ивсеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании сиспользованием естественных сил природы (солнцевоздух и вода — наши лучшие друзья!), гигиеническихфакторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяетгармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состояниидлительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственнуюцелевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностныхценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используясловосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физическойкультурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру илечебную физическую культуру.

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физическоговоспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствованиядвигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физическойрекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. — recreatio, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещениедля отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — этодвигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие идостигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическаяработоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человекане связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощныйдисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Основная статьяЛечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическаякультура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узкомпонимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себятакже непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, билиард, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальноезначение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятиефизической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенныхфизических упражнений и высокой двигательной активности. Неотъемлемыми особенностями спортаявляются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которыесовершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двухразличных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека взанятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и«спортсмен».

Адаптивная физическая культура

Основная статьяАдаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», чтоподчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивныеморфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствованиеорганизма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формированиедвигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личностьчеловека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физическойкультуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультетадаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированныхспециалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.

Физическое воспитание

Основная статьяФизическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составнаячасть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человекомличностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания являетсяформирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, котораяпомогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системыфизического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственномуразвитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врачПетр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительницфизического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистовфизического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культурыимени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятсяспециалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебныхзаведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателемкафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» какпрофессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в егопервоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physicaleducation» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не входу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Тамв зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве сумственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитиеличности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самоморганизованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедрефизического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине«Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортомдля каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

См. также

Примечания

  1.  Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000, .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учебная мотивация".

Я работаю в школе не первый год. Всегда радуюсь горящим глазам первоклашек. А вот глаза второклашек так ярко уже не блестят или блестят, но не у всех. А что будет в четвертом классе? Низкая мотивации ...

Родительское собрание Тема: «Учебная мотивация обучающихся».

   Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало...

Родительское собрание на тему: "Низкая учебная мотивация обучающихся, проблемы адаптационного периода"

Родительское собрание .Тема:  «Учебная мотивация обучающихся».Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.Задачи: по...

Родительское собрание "Учебная мотивация"

Познакомить детей с понятием " мотивация", рассказать об основных ошибках родтелей, дать советы по развитию учебной мотивации...

Родительское собрание. Тема: «Учебная мотивация обучающихся». 2,4 класс.

Классный руководитель: Спивакова Алла Николаевна...

Родительское собрание «Повышение мотивации учения у детей с ОВЗ»

       К.Д. Ушинский писал: « С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами».  Каждый из нас хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с...

Родительское собрание «Учебная мотивация обучающихся».

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся....