Подвижные игры, как один из способов развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
статья по физкультуре

Литвинов Денис Викторович

Игра - является средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка. 
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игра, как один из способов  развития физических качеств.

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

 В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.

Игра - является средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка .[1]

Игра - проявлением качественно своеобразного мира ребенка, не пересекающегося со структурами взрослого мира.[2]

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.[3]

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий. Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.  

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга[4].  

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.   Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Такую несколько общую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр применительно к специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению[5].

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно- творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.[6]

Воспитательные задачи подвижных игр:

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.   Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.   Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Образовательные задачи подвижных игр:

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.   Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях.

Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками, повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.   При проведении подвижных игр на уроках физкультуры руководитель в зависимости от ситуации должен сочетать фронтальный и групповой методы (делить классный коллектив на несколько групп), показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьных площадках.

В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры), что развивает у них организаторские навыки.

Подвижные игры применяются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в различных организационных формах физического воспитания. Организация решения образовательных задач связана с созданием в процессе игры условий направленного приобретения детьми систематизированных знаний о подвижных играх как средстве и методе государственной системы физического воспитания, об особенностях применения этих знаний в процессе подготовки, организации и проведении игры. Решение этих задач связано с развитием способности у ребенка передавать полученные знания своему окружению в соответствии с возрастными особенностями восприятия, переработки и трансляции информации о подвижных играх на примере отмеченных действий со стороны преподавателя и с акцентом на них. Аналогична направленность организационных действий преподавателя, направленных на решение воспитательных задач, что также заключается в создании благоприятных условий для формирования у детей нравственных и волевых качеств, развитии психических процессов, индивидуальных свойств ребенка, во всемерном содействии становлению его физической культуры личности.

Сущность организационного обеспечения решения оздоровительных задач состоит в расширении функциональных возможностей организма ребенка с помощью упражнений игрового характера, в развитии основных физических качеств, систем и функций организма, в содействии нормальному физическому развитию, в целом – в формировании психофизического здоровья детей путем всесторонне продуманного применения организационных форм проведения игр.

Поскольку подвижные игры проводятся преимущественно в процессе урока физической культуры, весьма целесообразно предварительно определить место игры среди всего многообразия применяемых средств физического воспитания. Методически верное применение игры позволяет проводить урок с планируемой и управляемой моторной плотностью, точно дозировать нагрузку. Так, если в основной части урока запланированы игры, то в ходе их проведения целесообразно чередовать игры с высокой двигательной активностью и игры с невысокой двигательной активностью, интенсивностью двигательных действий. [7]

Подвижные игры можно применять в каждой из трех частей урока. В первую, подготовительную часть, исходя из ее традиционных задач, включаются игры с невысокой двигательной активностью детей, позволяющие стимулировать остроту внимания, общую организацию действий коллектива. Игры, применяемые в основной части урока, содержат упражнения с проявлением быстроты, скоростно-силового характера, выносливости, упражнения с сопротивлением, преодолением препятствий,   прыжкового характера, метанием и другими двигательными действиями на проявление точности. По двигательному содержанию игры основной части урока содержат упражнения комплексного характера и направлены на проявление и совершенствовании основных двигательных качеств. Подвижные игры заключительной части урока позволяют переключать играющих с двигательной активности с интенсивной нагрузкой на постепенно приводящую в ее норме посредством активного двигательного отдыха. С этой целью применяются игры средней, а затем и малой активности, способствующие постепенному переходу от иррадиации внимания к его концентрации.

Подвижные игры проводятся групповым и фронтальным способом. Групповой способ используется в тех случаях, когда в одном классе, группе планируется проводить игры разного содержания для мальчиков и девочек. Этот принцип применим для возраста преимущественно средних классов. Фронтальный метод заключается в разделении группы детей на несколько команд, каждая из которых осуществляет общую для всех игру. Разные по содержанию игры для каждой из подгруппы давать нежелательно, так как это ведет к отвлекающему переключению внимания играющих.

Выбор преподавателем подвижных игр, как правило, определяется, прежде всего, возрастом детей в группе, задачами занятия и условиями проведения игры. Каждой возрастной группе соответствуют свои особенности организации и методики проведения игры.[8]


[1] «По ту сторону принципа удовольствия» З Фрейд, Издательство: «фолио», 2013, с 112.

[2] «Очерки по физиологии движений и физиологии активности»  А. Н. Бернштейн. – Москва: Медицина, 2006. С 60.

[3] «Психология игры» Д.Б. - М: «Вадос», 1999, с 25.

[4] Д. Б. Эльконин. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва: «Владос», 1999. – 360 с.

[5] Спирин М.П.: Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения. - Белгород: «ПОЛИТЕРРА», 2010. – 140 с.

[6] «Подвижные игры» Жуков М.Н. – М: «Академия», 2000, с 30.

[7]  А .Ю.  Патрикеев: Подвижные игры: 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2007. – 176 с.

[8] «Подвижные игры» Н.В. Курысь, Издательство «Омега-Л», 2012, 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста

Эффективность системы школьного физического воспитания, как и физического воспитания в целом, во многом зависит от грамотного решения комплекса чисто методических вопросов, касающихся адекватной оценк...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

АннотацияДанная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкуль...

МАСТЕР-КЛАСС «Игры для хорошего настроения» или « Использование подвижных игр в образовательной деятельности как средство повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста».

Важнейший результат игры- это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера больше чем другие формы и средства физич...

"Вязание крючком как один из способов развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

В данной статье раскрыт термин "мелкая моторика" и сформулировано влияние прикладного творчества, в частности вязания крючком, на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста...