Обучение плаванию. Игры для освоения в водной среде
учебно-методический материал по физкультуре (1, 2 класс)

Подборка простейших игр для освоения в водной среде. Подходит для детей от 4 лет и старше, нравится учащимся начальной школы. Данные игры предназначены для освоения передвижений в воде, погружений в воду, выдохов в воду, открывания глаз в воде, доставания предметов со дна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Игры для освоения в водной среде.

По опыту работы в бассейне я сделала подборку игр в воде, которые помогают детям быстрее освоиться в водной среде и  получить необходимые навыки для обучения плаванию. Я выбрала игры, которые нравятся детям. Обучающиеся в данных играх не только развивают координацию, учатся простейшим движениям в воде, но и получают удовольствие от тренировок. Игры просты и доступны для понимания.  Проводятся в малом бассейне («лягушатнике»).

1. Прятки.
Дети стоят вдоль бортика бассейна, ладони на краю бортика, руки выпрямлены.  Тренер проходит вдоль бортика. Как только он поравнялся с ребенком, тот приседает и прячется под воду. В воде либо делается выдох через рот, либо через нос, либо задержка дыхания.  

Методические указания:
-руки не сгибать, не наклоняться, а приседать, чтобы не стукнуться лбом о бортик;
-выдох выполнять заданным способом;
После игры тренер спрашивает :«У кого получилось?»  Дети поднимают руки. Важно, чтобы даже в таком простом задании был акцент на победу над своими страхами. Если получилось не у всех, не заострять внимание на проблеме, а сказать «Получилось не у всех, но все молодцы, постарались».

2. Качалка. (Качель)
Дети разбиваются на пары, тройки (если нечетное количество уч-ся) , берутся за руки. По очереди приседают под воду и делают выдох под водой.

Методические указания:
-руки не разрывать;
-выдох выполнять под водой;
-не сбиваться с ритма, приседать по очереди.
После игры тренер спрашивает: «У кого получилось?»  Дети поднимают руки. Можно показать лучшую качель.  Если получилось не у всех, не заострять внимание на проблеме, а сказать «Получилось не у всех, но все молодцы, постарались»

3. Сколько пальцев?
Дети разбиваются на пары, тройки (если нечетное количество). Вдвоем или втроем приседают под воду, один вытягивает руку вперед и показывает несколько пальцев,  1,2,3,4 или 5. Остальные 1 или 2 ребенка стараются открыть глаза под водой и увидеть, сколько пальцев показал их товарищ.
После этого меняются ролями.

Методические указания:
-тренер не должен заранее говорить, что открыть глаза в воде не так-то просто, не нужно на этом заострять внимание;
-можно выполнять упражнение на задержке дыхания, чтобы пузырьки при выдохе не мешали увидеть количество пальцев;
-если ребятам сложно рассмотреть количество пальцев, можно показывать руку на фоне стенки бассейна, на фоне кафеля хорошо видно руку водящего.
После игры тренер спрашивает : «У кого получилось?»  Дети поднимают руки.  Если получилось не у всех, так и сказать «Получилось не у всех, но все молодцы, постарались»

4. Поиски сокровищ.
Инвентарь: любые небольшие тонущие предметы.
Дети строятся вдоль бортика, спиной к тренеру, лицом к бортику. Тренер, стоя на противоположном бортике разбрасывает по бассейну тонущие предметы (сокровища). По команде дети поворачиваются и передвигаясь по бассейну пешком, собирают сокровища.

Методические указания:
-тренер при разбрасывании предметов говорит, что сокровища нельзя отбирать друг у друга, «Вы же не пираты!»
-доставать сокровища со дна надо приседая и выполняя выдох в воду (по мере освоения упражнения уч-ся начинают нырять за сокровищами, приседания-начальный этап)
-после того, как все сокровища собраны, их сдают тренеру на хранение при этом подсчитывается, кто собрал больше всех.
После игры тренер объявляет, кто нашел больше всех сокровищ. Игра проводится несколько раз, чтобы победителей было больше. Хороший вариант-поиск сокровищ командами по 2-3 человека.

5. Морской бой.
Игру можно проводить несколькими способами.
1)2 команды строятся друг напротив друга на расстоянии 1-1.5метров лицом друг к другу.
2) игроки соревнуются парами.
Задача-брызгая соперника водой, заставить его отвернуться.

Методические указания:
-игра проводится без  плавательных очков;
-можно закрывать глаза;
-брызгать можно любым способом;
-как только участник  отвернулся, игра останавливается и объявляется счет «1:0»
Можно заранее оговорить, что игра ведется до 3 очков. Или 1 минуту. После окончания игры тренер просит поднять руку тех, кто за всю игру ни разу не отвернулся. Они объявляются победителями.

6. Салки с мячом.
Инвентарь: легкий резиновый мяч.
Выбирается водящий. Он получает мяч. Его задача -попасть в любого из игроков мячом, игроки от мяча прячутся под воду.

Методические указания:
-тот, в кого попали мячом, становится водящим;
-приседать под воду нужно на задержке дыхания, потом постепенно выполнять выдох в воду;
-выигрывает тот, в кого за всю игру ни разу не попадут мячом.
После игры тренер спрашивает «В кого ни разу не попали?» и объявляет этих ребят победителями. Водящий, назначенный тренером, тоже может считаться победителем, если в него не попадали мячом.
Более сложный вариант игры-с 2 мячами.(2 водящих)


Данные игры доступны для детей с первых тренировок. Они являются упражнениями для освоения в водной среде, но благодаря игровой форме не воспринимаются детьми, как элементы обучения, а проводятся в качестве отдыха между  другими заданиями.
Позитивный настрой тренера в сочетании с дисциплиной при проведении игр позволяет освоить передвижения в воде, погружения под воду, выдохи в воду, открывание глаз под водой, доставание предметов со дна без особых проблем. В играх дети учатся взаимодействовать друг с другом, создается дружный коллектив. Благодаря играм обучение плаванию проходит у детей с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему обучение плаванию в начальной школе

презентация на тему "Обучение плаванию в начальной школе"...

Виды и методика обучения плаванию в технике "Кроль"

При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.В этом документе приведены базовые принципы и методология обучени...

Особенности начального обучения плаванию в разновозрастных группах

1. В научно-методической литературе недостаточно сведений об особенностях проведения групповых занятий с детьми, отличающимися по возрасту, уровню физической и плавательной подготовленности.2. Педагог...

Обучение плаванию. Игры в воде.

Подборка игр в воде для детей в малом бассейне ("лягушатнике"). Доступны после этапа освоения в воде. Подходят для старших дошкольников и уч-ся начальной школы....

Презентация по теме "Водная среда обитания" для объединения занимательно об экологии

Презентация познакомит детей с обитателями водной среды и ее особенностями. Обучающиеся должны будут выполнить два самостоятельных задания : нарисовать рисунок и разгадать кроссворд по теме....