Рабочая программа по настольному теннису
рабочая программа по физкультуре

Махмутов Денис Миниханович

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин.

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.

Программа рассчитана на 1 года (136 часов) обучения детей в возрасте от 7 до

12 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnyy_tennis.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Советский

«Средняя общеобразовательная школа №1

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Настольный теннис»

спортивно-оздоровительное направление

Срок реализации – 1 год.

Руководитель: Махмутов Д.М.

г. Советский 2020г.

Пояснительная записка

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин.

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.

Программа рассчитана на 1 года (144 часов) обучения детей в возрасте от 7 до

12 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным школьникам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру доступной для всех.

Целью программы; является начальная подготовка и обучение мастерству теннисной игры воспитанников дополнительного объединения Центра образования.

Программа основана на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах образования.

Задачи программы:

  • Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.
  • Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.
  • Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
  • Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.
  • Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку.
  • Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.
  • Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям своих детей.

При наборе учитывается возраст обучающихся и степень их подготовленности. Так как основное место моей работы – преподаватель физической культуры СОШ, это позволяет наблюдать учащихся в процессе уроков и наиболее одаренных детей приглашать на тренировки.

 Принципы набора:

  1. добровольность, заинтересованность;
  2. наличие медицинского допуска к занятиям; 3 школьный возраст;

Данная группа по настольному теннису является разновозрастной.

При планировании учебно-тренировочного процесса программный материал на данном этапе подготовки распределялся с учетом материально-технической базы данной школы (наличие спортивного инвентаря, наличием спортивного зала)

Данная        образовательная        программа        по        настольному        теннису        разработана        для учебно-тренировочной группы с периодом в 1года обучения.

Продолжительность        учебно-тренировочных        занятий        в        течение        учебного        года следующая:

  • при нагрузке 4 часа в неделю (144 часов в год) – 2 раза в неделю по 2ч;

  • формой занятий является тренировочные занятия по обучению и совершенствованию необходимых навыков и умений.

Комплектование любой учебной группы проводится ежегодно в период с 1 по 15 сентября. В течение учебного года ввиду выбытия по различным причинам из состава обучающихся данная группа может быть доукомплектована в результате поиска и отбора одаренных детей.

На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:

  1. - стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
  2. - динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся с учетом возраста;
  3. - уровень освоения техники.

По окончании годичного цикла тренировок учащиеся должны выполнить разработанные и утвержденные на тренерском совете нормативные требования физической подготовленности.

Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно  быстрого продвижения воспитанников Центра Образования от азбуки физического воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как

олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и психической формы.

Отличительные        особенности        данной        дополнительной        образовательной программы заключается в самой природе учреждения дополнительного образования

– это: добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях в большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

І. Теоретическая подготовка

  1. Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины. Влияние спорта на укрепление здоровья.
  2. История развития мирового и отечественного настольного тенниса. Возникновение настольного тенниса, характеристика настольного тенниса в целом. Настольный теннис как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение. История отечественного настольного тенниса.
  3. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, ногтями, волосами и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
  4. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по настольному теннису. Оборудование и инвентарь, требования к спортивной одежде и обуви для занятий и соревнований. Правила пользования спортивным инвентарём. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест занятий по настольному теннису. Техника безопасности во время занятий. Правила пользования спортивным инвентарём. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий мини-футболом. Возможные травмы и их предупреждение.
  5. Правила соревнований по Настольному теннису. Знакомство с правилами соревнований. Судейство соревнований по настольному теннису.

ІІ. Практическая подготовка

  1. .Общая физическая подготовка. Имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание. Развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов.

Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление рук, ног, туловища. Упражнения из других видов спорта.

  1. Специальная физическая подготовка. Основывается на базе общей , достаточно высокой физической подготовленности учащихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических для настольного тенниса, как сила, быстрота,

выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП – улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.

  1. Техническая подготовка

  • Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног.
  • Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным мячом.
  • Серии упражнений с мячом.
  • Упражнения на развитие координации движений.
  • Тренировка с ракеткой и мячом.
  • Обучение имитации различных ударов.
  • Отработка различных ударов об стенку.
  • Освоение различных ударов через сетку.
  • Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания.
  • Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.
  • Обучение «левой» хватке ракетки.
  • Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку.
  • Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии.
  • Контрольные нормативы.
  • Серия упражнений на развитие координации движений.
  • Игра через сетку.
  • Отработка «резаных» ударов.
  • Освоение «крученых» ударов.
  • Отработка ударов «с лета».
  • Игра через сетку с применением различных приемов.
  • Отработка удара «смешанных».
  • Освоение подачи.
  • Отработка игры «с полулета».
  • Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.
  • Отработка взаимодействия игроков в парной игре.
  • Обучение парной игре, игра через сетку парами.
  • Игра через сетку кроссом, по линии, «с пересечением».
  • Игра через сетку на открытых кортах.

Учебно-тематический план для учебно-тренировочной группы

по настольному теннису (4 часа в неделю)

Разделы программы

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

1

Изучение правил игры и техника безопасности.

          2

2

История развития мирового и отечественного Настольного

тенниса.

1

3

Гигиена спортсмена и закаливание, режим тренировочных

занятий и отдыха.

1

4

Места занятий, их оборудование и подготовка. Правила соревнований, их организация и проведение.

1

5

Правила соревнований по настольному теннису.

           5

Итого часов.

3

1

Общая физическая подготовка.

19

2

Специальная физическая подготовка.

18

3

Техническая подготовка.

25

4

Тактическая подготовка.

31

5

Игровая подготовка.

22

6

Соревнования.

Согласно календаря

7

Контрольные испытания.

16

Итого часов.

            6

138

Всего часов.

144

Тематическое планирование

Дата

Тема тренировочного процесса

Кол-во часов

план

факт

1

Актуальность, популярность настольного тенниса.

1

2

Гигиена и врачебный контроль.

1

3

Влияние настольного тенниса на организм.

1

4

Особенности настольного тенниса.

1

5

Изучение элементов стола и ракетки.

1

6

Хватка ракетки.

1

7

Работа ног, положение корпуса.

1

8

Работа ног, положение корпуса.

1

9

Техника движения ногами, руками в игре.

1

10

Работа плеча, предплечья и кисти.

1

11

Изучение хваток, изучение выпадов.

1

12

Техника постановки руки в игре.

1

13

Движение ракеткой и корпусом.

1

14

Движение ракеткой и корпусом.

1

15

Техника движения ногами, руками в игре.

1

16

Техника движения ногами, руками в игре.

1

17

Изучение хваток, изучение выпадов.

1

18

Изучение хваток, изучение выпадов.

1

19

Владение ракеткой и передвижения у стола.

1

20

Владение ракеткой и передвижения у стола.

1

21

Движение ракеткой и корпусом.

1

22

Техника постановки руки в игре.

1

23

Изучение хваток, изучение выпадов.

1

24

Передвижение игрока приставными шагами.

1

25

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

1

26

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

1

27

Обучение техники подачи прямым ударом.

1

28

Обучение движениям при выполнении ударов.

1

29

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

1

30

Набивание мяча тыльной стороной ракетки.

1

31

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

1

32

Набивание мяча тыльной стороной ракетки.

1

33

Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки

1

34

Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.

1

35

Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки

1

36

Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.

1

37

Обучение техники подачи прямым ударом.

1

38

Обучение движениям при выполнении ударов.

1

39

Обучение техники подачи прямым ударом.

1

40

Обучение движениям при выполнении ударов.

1

41

Учебная игра с изученными элементами.

1

42

Владение ракеткой и передвижения у стола.

1

43

Набивание мяча на ракетке

1

44

Основные тактические варианты игры.

1

45

Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче.

1

46

Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче.

1

47

Свободная игра на столе.

1

48

Подача справа и слева.

1

49

Свободная игра на столе.

1

50

Подача справа и слева.

1

51

Открытая и закрытая ракетка

1

52

Обучение техники подачи прямым ударом

1

53

Обучение подачи «Маятник». Игра- подача.

1

54

Обучение техники подачи прямым ударом

1

55

Обучение подачи «Маятник». Игра- подача.

1

56

Учебная игра с элементами подач.

1

57

Учебная игра с ранее изученными элементами.

1

58

Обучение техники «наката» в игре.

1

59

Совершенствование техники постановки руки в игре

1

60

Обучение техники «наката» в игре.

1

61

Применение «подставки» в игре.

1

62

Изучение техники выполнения «подставки» слева

1

63

Изучение техники выполнения «подставки» справа

1

64

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

1

65

Изучение техники элемента «подрезка»

1

66

Учебная игра для совершенствования учебных элементов.

1

67

Занятия для совершенствование ранее изученных элементов

1

68

Выполнение наката справа в правый

1

69

Игровые приемы в настольном теннисе

1

70

Выполнение наката справа в правый

1

71

Игровые приемы в настольном теннисе

1

72

Учебная игра с изученными элементами.

1

73

Тактика игры атакующего.

1

74

Учебная игра, соревнования среди занимающихся.

1

75

Учебная игра, соревнования среди занимающихся.

1

76

Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов.

1

77

Тактика игры атакующего. Учебная игра.

1

78

Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов.

1

79

Тактика игры атакующего. Учебная игра.

1

80

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

81

Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов.

1

82

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

83

Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов.

1

84

Подача справа (слева) с подбросом мяча

1

85

Удар "накат": удержание мяча на столе

1

86

Подача справа (слева) с подбросом мяча

1

87

Удар "накат": удержание мяча на столе

1

88

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

89

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

1

90

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

91

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

1

92

Подача слева с верхним вращением мяча

1

93

Технические приемы с верхним вращением

1

94

Подача слева с верхним вращением мяча

1

95

Технические приемы с верхним вращением

1

96

Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.

1

97

Удар « накат» справа и слева на столе.

1

98

Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.

1

99

Удар « накат» справа и слева на столе.

1

100

Свободная игра на столе.

1

101

Откидной удар справа.

1

102

Откидной удар слева.

1

103

Выполнение подачи в заданную зону стола.

1

104

Игра на счет из одной, трех партий.

1

105

Тактика игры против атакующего.

1

106

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

1

107

Свободная игра на столе.

1

108

Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча».

1

109

Тактика игры против атакующего.

1

110

Игра на счет из одной, трех партий.

1

111

Тактика игры атакующего против атакующего

1

112

Откидной удар справа.

1

113

Откидной удар слева.

1

114

Выполнение подачи в заданную зону стола.

1

115

Тактика игры атакующего. Учебная игра

1

116

Игра на счет из одной, трех партий.

1

117

Тактика игры атакующего против атакующего

1

118

Свободная игра на столе.

1

119

Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча».

1

120

Баланс при подаче. Удар с лета.

1

121

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

1

122

Тактика игры атакующего. Учебная игра

1

123

Занятия для совершенствование ранее изученных элементов.

1

124

Игра на счет из одной, трех партий.

1

125

Поочередные удары правой и левой стороной ракетки

1

126

Выполнение подачи в заданную зону стола.

1

127

Учебные игры с заданиями

1

128

Баланс при подаче. Удар с лета.

1

129

Свободная игра на столе.

1

130

Поочередные удары правой и левой стороной ракетки

1

131

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

1

132

Совершенствование игровых навыков сильных ударов

1

133

Игра на счет из одной, трех партий.

1

134

Совершенствование игровых навыков сильных ударов

1

135

Тактика игры атакующего. Учебная игра

1

136

Свободная игра на столе.

1

137

Свободная игра на столе.

1

138

Свободная игра на столе.

1

139

Свободная игра на столе.

1

140

Свободная игра на столе.

1

141

Свободная игра на столе.

1

142

Свободная игра на столе.

1

143

Свободная игра на столе.

1

144

Подведение итогов.

1

Список литературы

1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки, М.,2008г.

2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.

Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).

3. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1988.

4. Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984.

5. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М.: Агриус, 1975.

6. Лейвер Р. Как побеждать в теннисе – М., 1988.

7. Лот Ж.-П. Теннис за три дня.– М.: Просвещение, 1975.

8. Машка Олдржих, Шафаржик В. Начальная школа тенниса. – М.: ВИСПО, 1988.

9. Новиков А.В. Кукушкин В.В. Большой шлем или Четыре теннисных туза. М.: Советский спорт, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции по настольному теннису

Программа рассчитана  на детей в возрасте от 7 до 15 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры....

Рабочая программа дополнительного образования по настольному теннису

Рабочая программа осуществляется 1 раз в неделю с детьми разновозрастной группы...

Рабочая программа "Якутские настольные игры"

Рабочая программа "Якутские настольные игры"...

Образовательная программа по настольному теннису 4-5 классов

Образовательная программа по тнастольному теннису 4-5 классов...

Рабочая программа по настольному теннису для 1-4 классов

Модифицированная программа третьего урока физической культуры по настольному теннису для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа «Настольный теннис»

Рабочая программа «Настольный теннис» разработана на основе программы«Настольный теннис» Барчуковой Г.В., Журавлевой А.Ю., рекомендованной Экспертным советом Министерства образ...