Главные вкладки

    Рабочая программа по настольному теннису
    рабочая программа по физкультуре

    Махмутов Денис Миниханович

    Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин.

    В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.

    Программа рассчитана на 1 года (136 часов) обучения детей в возрасте от 7 до

    12 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nastolnyy_tennis.docx42.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Советский

    «Средняя общеобразовательная школа №1

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «Настольный теннис»

    спортивно-оздоровительное направление

    Срок реализации – 1 год.

    Руководитель: Махмутов Д.М.

    г. Советский 2020г.

    Пояснительная записка

    Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин.

    В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.

    Программа рассчитана на 1 года (144 часов) обучения детей в возрасте от 7 до

    12 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

    АКТУАЛЬНОСТЬ. Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным школьникам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру доступной для всех.

    Целью программы; является начальная подготовка и обучение мастерству теннисной игры воспитанников дополнительного объединения Центра образования.

    Программа основана на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах образования.

    Задачи программы:

    • Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.
    • Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.
    • Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
    • Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.
    • Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку.
    • Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.
    • Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям своих детей.

    При наборе учитывается возраст обучающихся и степень их подготовленности. Так как основное место моей работы – преподаватель физической культуры СОШ, это позволяет наблюдать учащихся в процессе уроков и наиболее одаренных детей приглашать на тренировки.

     Принципы набора:

    1. добровольность, заинтересованность;
    2. наличие медицинского допуска к занятиям; 3 школьный возраст;

    Данная группа по настольному теннису является разновозрастной.

    При планировании учебно-тренировочного процесса программный материал на данном этапе подготовки распределялся с учетом материально-технической базы данной школы (наличие спортивного инвентаря, наличием спортивного зала)

    Данная        образовательная        программа        по        настольному        теннису        разработана        для учебно-тренировочной группы с периодом в 1года обучения.

    Продолжительность        учебно-тренировочных        занятий        в        течение        учебного        года следующая:

    • при нагрузке 4 часа в неделю (144 часов в год) – 2 раза в неделю по 2ч;

    • формой занятий является тренировочные занятия по обучению и совершенствованию необходимых навыков и умений.

    Комплектование любой учебной группы проводится ежегодно в период с 1 по 15 сентября. В течение учебного года ввиду выбытия по различным причинам из состава обучающихся данная группа может быть доукомплектована в результате поиска и отбора одаренных детей.

    На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:

    1. - стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
    2. - динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся с учетом возраста;
    3. - уровень освоения техники.

    По окончании годичного цикла тренировок учащиеся должны выполнить разработанные и утвержденные на тренерском совете нормативные требования физической подготовленности.

    Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно  быстрого продвижения воспитанников Центра Образования от азбуки физического воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как

    олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и психической формы.

    Отличительные        особенности        данной        дополнительной        образовательной программы заключается в самой природе учреждения дополнительного образования

    – это: добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях в большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    І. Теоретическая подготовка

    1. Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины. Влияние спорта на укрепление здоровья.
    2. История развития мирового и отечественного настольного тенниса. Возникновение настольного тенниса, характеристика настольного тенниса в целом. Настольный теннис как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение. История отечественного настольного тенниса.
    3. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, ногтями, волосами и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
    4. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по настольному теннису. Оборудование и инвентарь, требования к спортивной одежде и обуви для занятий и соревнований. Правила пользования спортивным инвентарём. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест занятий по настольному теннису. Техника безопасности во время занятий. Правила пользования спортивным инвентарём. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий мини-футболом. Возможные травмы и их предупреждение.
    5. Правила соревнований по Настольному теннису. Знакомство с правилами соревнований. Судейство соревнований по настольному теннису.

    ІІ. Практическая подготовка

    1. .Общая физическая подготовка. Имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание. Развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов.

    Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление рук, ног, туловища. Упражнения из других видов спорта.

    1. Специальная физическая подготовка. Основывается на базе общей , достаточно высокой физической подготовленности учащихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических для настольного тенниса, как сила, быстрота,

    выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП – улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.

    1. Техническая подготовка

    • Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног.
    • Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным мячом.
    • Серии упражнений с мячом.
    • Упражнения на развитие координации движений.
    • Тренировка с ракеткой и мячом.
    • Обучение имитации различных ударов.
    • Отработка различных ударов об стенку.
    • Освоение различных ударов через сетку.
    • Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания.
    • Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.
    • Обучение «левой» хватке ракетки.
    • Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку.
    • Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии.
    • Контрольные нормативы.
    • Серия упражнений на развитие координации движений.
    • Игра через сетку.
    • Отработка «резаных» ударов.
    • Освоение «крученых» ударов.
    • Отработка ударов «с лета».
    • Игра через сетку с применением различных приемов.
    • Отработка удара «смешанных».
    • Освоение подачи.
    • Отработка игры «с полулета».
    • Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.
    • Отработка взаимодействия игроков в парной игре.
    • Обучение парной игре, игра через сетку парами.
    • Игра через сетку кроссом, по линии, «с пересечением».
    • Игра через сетку на открытых кортах.

    Учебно-тематический план для учебно-тренировочной группы

    по настольному теннису (4 часа в неделю)

    Разделы программы

    Теоретическая подготовка

    Практическая подготовка

    1

    Изучение правил игры и техника безопасности.

              2

    2

    История развития мирового и отечественного Настольного

    тенниса.

    1

    3

    Гигиена спортсмена и закаливание, режим тренировочных

    занятий и отдыха.

    1

    4

    Места занятий, их оборудование и подготовка. Правила соревнований, их организация и проведение.

    1

    5

    Правила соревнований по настольному теннису.

               5

    Итого часов.

    3

    1

    Общая физическая подготовка.

    19

    2

    Специальная физическая подготовка.

    18

    3

    Техническая подготовка.

    25

    4

    Тактическая подготовка.

    31

    5

    Игровая подготовка.

    22

    6

    Соревнования.

    Согласно календаря

    7

    Контрольные испытания.

    16

    Итого часов.

                6

    138

    Всего часов.

    144

    Тематическое планирование

    Дата

    Тема тренировочного процесса

    Кол-во часов

    план

    факт

    1

    Актуальность, популярность настольного тенниса.

    1

    2

    Гигиена и врачебный контроль.

    1

    3

    Влияние настольного тенниса на организм.

    1

    4

    Особенности настольного тенниса.

    1

    5

    Изучение элементов стола и ракетки.

    1

    6

    Хватка ракетки.

    1

    7

    Работа ног, положение корпуса.

    1

    8

    Работа ног, положение корпуса.

    1

    9

    Техника движения ногами, руками в игре.

    1

    10

    Работа плеча, предплечья и кисти.

    1

    11

    Изучение хваток, изучение выпадов.

    1

    12

    Техника постановки руки в игре.

    1

    13

    Движение ракеткой и корпусом.

    1

    14

    Движение ракеткой и корпусом.

    1

    15

    Техника движения ногами, руками в игре.

    1

    16

    Техника движения ногами, руками в игре.

    1

    17

    Изучение хваток, изучение выпадов.

    1

    18

    Изучение хваток, изучение выпадов.

    1

    19

    Владение ракеткой и передвижения у стола.

    1

    20

    Владение ракеткой и передвижения у стола.

    1

    21

    Движение ракеткой и корпусом.

    1

    22

    Техника постановки руки в игре.

    1

    23

    Изучение хваток, изучение выпадов.

    1

    24

    Передвижение игрока приставными шагами.

    1

    25

    Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

    1

    26

    Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

    1

    27

    Обучение техники подачи прямым ударом.

    1

    28

    Обучение движениям при выполнении ударов.

    1

    29

    Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

    1

    30

    Набивание мяча тыльной стороной ракетки.

    1

    31

    Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

    1

    32

    Набивание мяча тыльной стороной ракетки.

    1

    33

    Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки

    1

    34

    Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.

    1

    35

    Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки

    1

    36

    Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.

    1

    37

    Обучение техники подачи прямым ударом.

    1

    38

    Обучение движениям при выполнении ударов.

    1

    39

    Обучение техники подачи прямым ударом.

    1

    40

    Обучение движениям при выполнении ударов.

    1

    41

    Учебная игра с изученными элементами.

    1

    42

    Владение ракеткой и передвижения у стола.

    1

    43

    Набивание мяча на ракетке

    1

    44

    Основные тактические варианты игры.

    1

    45

    Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче.

    1

    46

    Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче.

    1

    47

    Свободная игра на столе.

    1

    48

    Подача справа и слева.

    1

    49

    Свободная игра на столе.

    1

    50

    Подача справа и слева.

    1

    51

    Открытая и закрытая ракетка

    1

    52

    Обучение техники подачи прямым ударом

    1

    53

    Обучение подачи «Маятник». Игра- подача.

    1

    54

    Обучение техники подачи прямым ударом

    1

    55

    Обучение подачи «Маятник». Игра- подача.

    1

    56

    Учебная игра с элементами подач.

    1

    57

    Учебная игра с ранее изученными элементами.

    1

    58

    Обучение техники «наката» в игре.

    1

    59

    Совершенствование техники постановки руки в игре

    1

    60

    Обучение техники «наката» в игре.

    1

    61

    Применение «подставки» в игре.

    1

    62

    Изучение техники выполнения «подставки» слева

    1

    63

    Изучение техники выполнения «подставки» справа

    1

    64

    Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

    1

    65

    Изучение техники элемента «подрезка»

    1

    66

    Учебная игра для совершенствования учебных элементов.

    1

    67

    Занятия для совершенствование ранее изученных элементов

    1

    68

    Выполнение наката справа в правый

    1

    69

    Игровые приемы в настольном теннисе

    1

    70

    Выполнение наката справа в правый

    1

    71

    Игровые приемы в настольном теннисе

    1

    72

    Учебная игра с изученными элементами.

    1

    73

    Тактика игры атакующего.

    1

    74

    Учебная игра, соревнования среди занимающихся.

    1

    75

    Учебная игра, соревнования среди занимающихся.

    1

    76

    Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов.

    1

    77

    Тактика игры атакующего. Учебная игра.

    1

    78

    Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов.

    1

    79

    Тактика игры атакующего. Учебная игра.

    1

    80

    Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

    1

    81

    Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов.

    1

    82

    Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

    1

    83

    Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов.

    1

    84

    Подача справа (слева) с подбросом мяча

    1

    85

    Удар "накат": удержание мяча на столе

    1

    86

    Подача справа (слева) с подбросом мяча

    1

    87

    Удар "накат": удержание мяча на столе

    1

    88

    Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

    1

    89

    Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

    1

    90

    Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

    1

    91

    Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

    1

    92

    Подача слева с верхним вращением мяча

    1

    93

    Технические приемы с верхним вращением

    1

    94

    Подача слева с верхним вращением мяча

    1

    95

    Технические приемы с верхним вращением

    1

    96

    Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.

    1

    97

    Удар « накат» справа и слева на столе.

    1

    98

    Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.

    1

    99

    Удар « накат» справа и слева на столе.

    1

    100

    Свободная игра на столе.

    1

    101

    Откидной удар справа.

    1

    102

    Откидной удар слева.

    1

    103

    Выполнение подачи в заданную зону стола.

    1

    104

    Игра на счет из одной, трех партий.

    1

    105

    Тактика игры против атакующего.

    1

    106

    Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

    1

    107

    Свободная игра на столе.

    1

    108

    Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча».

    1

    109

    Тактика игры против атакующего.

    1

    110

    Игра на счет из одной, трех партий.

    1

    111

    Тактика игры атакующего против атакующего

    1

    112

    Откидной удар справа.

    1

    113

    Откидной удар слева.

    1

    114

    Выполнение подачи в заданную зону стола.

    1

    115

    Тактика игры атакующего. Учебная игра

    1

    116

    Игра на счет из одной, трех партий.

    1

    117

    Тактика игры атакующего против атакующего

    1

    118

    Свободная игра на столе.

    1

    119

    Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча».

    1

    120

    Баланс при подаче. Удар с лета.

    1

    121

    Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

    1

    122

    Тактика игры атакующего. Учебная игра

    1

    123

    Занятия для совершенствование ранее изученных элементов.

    1

    124

    Игра на счет из одной, трех партий.

    1

    125

    Поочередные удары правой и левой стороной ракетки

    1

    126

    Выполнение подачи в заданную зону стола.

    1

    127

    Учебные игры с заданиями

    1

    128

    Баланс при подаче. Удар с лета.

    1

    129

    Свободная игра на столе.

    1

    130

    Поочередные удары правой и левой стороной ракетки

    1

    131

    Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

    1

    132

    Совершенствование игровых навыков сильных ударов

    1

    133

    Игра на счет из одной, трех партий.

    1

    134

    Совершенствование игровых навыков сильных ударов

    1

    135

    Тактика игры атакующего. Учебная игра

    1

    136

    Свободная игра на столе.

    1

    137

    Свободная игра на столе.

    1

    138

    Свободная игра на столе.

    1

    139

    Свободная игра на столе.

    1

    140

    Свободная игра на столе.

    1

    141

    Свободная игра на столе.

    1

    142

    Свободная игра на столе.

    1

    143

    Свободная игра на столе.

    1

    144

    Подведение итогов.

    1

    Список литературы

    1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки, М.,2008г.

    2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.

    Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).

    3. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1988.

    4. Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984.

    5. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М.: Агриус, 1975.

    6. Лейвер Р. Как побеждать в теннисе – М., 1988.

    7. Лот Ж.-П. Теннис за три дня.– М.: Просвещение, 1975.

    8. Машка Олдржих, Шафаржик В. Начальная школа тенниса. – М.: ВИСПО, 1988.

    9. Новиков А.В. Кукушкин В.В. Большой шлем или Четыре теннисных туза. М.: Советский спорт, 1990.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа секции по настольному теннису

    Программа рассчитана  на детей в возрасте от 7 до 15 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры....

    Рабочая программа дополнительного образования по настольному теннису

    Рабочая программа осуществляется 1 раз в неделю с детьми разновозрастной группы...

    Рабочая программа "Якутские настольные игры"

    Рабочая программа "Якутские настольные игры"...

    Образовательная программа по настольному теннису 4-5 классов

    Образовательная программа по тнастольному теннису 4-5 классов...

    Рабочая программа по настольному теннису для 1-4 классов

    Модифицированная программа третьего урока физической культуры по настольному теннису для обучающихся 1-4 классов...

    Рабочая программа «Настольный теннис»

    Рабочая программа «Настольный теннис» разработана на основе программы«Настольный теннис» Барчуковой Г.В., Журавлевой А.Ю., рекомендованной Экспертным советом Министерства образ...