РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по подвижным играм с элементами спортивных игр для 1 класса
рабочая программа по физкультуре

Вера Викторовна Просекова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(федеральный государственный образовательный  стандарт

 начального общего образования) 

по   подвижным играм с элементами спортивных игр

для 1 класса

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizkultura_1_klass.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ СОШ №4

Васильева Р.Н.

 Протокол МО № 1

 от «» августа 2017г.

«Согласовано»

Председатель метод.совета

МБОУ СОШ №4

Протокол м/совета №1            от «» августа 2017г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4

Менщикова Н.В.

Приказ №  

от  «  » августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(федеральный государственный образовательный  стандарт

 начального общего образования)  

по   подвижным играм с элементами спортивных игр

для 1 класса

Просекова В.В.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

г.Урай, 2017 год

Структура рабочей программы в соответствии с ФГОС НОО:

1.Планируемые результаты освоения  учебного предмета………………………......................5

2. Содержание учебного предмета……………………………………………………………….7

3.Тематическое  планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………………………………………………………...19

Введение

Рабочая программа по   подвижным играм с элементами спортивных игр 1 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской « Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
  • Письмо Департамента Образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа  -Югры от 1 июня 2015 г. №5528 "О направлении ПООП";
  • Методические рекомендации Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4(2016-2020г.г.)
  •  Устав школы;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 31марта 2014года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и приказом от 08июня 2015г.№576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации   от 31марта 2014года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ( с изменениями  на 21 апреля 2016года);
  • Программа развития школы «Наша новая школа 2020»;
  • Учебный план на 2016-2017 учебный год;
  • Положение о рабочей программе;
  • «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся», приказ  МБОУ СОШ №4 № 313 от 26.08.2014г.

Цели:

-воспитывать характер, волю, развивать нравственные чувства, интерес к народному творчеству;      развивать ловкость, быстроту, выносливость, умение договариваться и соблюдать правила игры. Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

Задачи:

Оздоровительная

1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

3. Удовлетворять потребность детей в движении.

Образовательная

1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.).

2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Воспитательная

1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

2. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия учащихся.

2. Улучшение соматических показателей здоровья.

3. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения

1.Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Требования к уровню  развития физической  культуры учащихся 1  класса

В результате освоения Образовательного стандарта учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 1 класса начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры

Знать и иметь представление:

  • об особенностях зарождения физической культуры, истории Олимпийских игр;
  • об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  • о физических качествах и общих правилах их тестирования;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
  • о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять условия игр разных народов и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • организовывать и проводить самостоятельные занятия;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Двигательные умения, навыки и способности

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Универсальными компетенциями
 учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
-
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
-
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами  освоения  учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-
проявлять дисциплинированность,  трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами  освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-
планировать подвижные игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
-
излагать факты истории развития игр разных народов, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
-
представлять физическую культуру и народные игры  как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
-
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий и игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-
организовывать и проводить занятия физической культурой (подвижные игры) с разной целевой направленностью,  подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

2.  Содержание учебного предмета 

Народные игры

Количество

Русские народные игры

26

Игры народов Сибири и Дальнего Востока

6

Подвижные игры с обручем и мячом

5

Массовка в помещении

6

Подвижные игры в помещении

5

Подвижные игры на свежем воздухе

10

Эстафеты

10

Забавные упражнения на природе

5

Игры-веселушки

6

Описание игр

Скок - подскок.

  Все встают в кружок вокруг снеговика боком к нему. Поставив руки на пояс, подскакивают вверх, слегка продвигаясь вперед. Потом повертываются кругом и продвигаются подскоками в другую сторону. По сигналу взрослого дети быстро разбегаются по площадке, затем вновь собираются вокруг снеговика.

Попляши и покружись.

 Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, стоя лицом друг к другу. По сигналу взрослого: «Попляшем» - они приседают и приплясывают.   Через   некоторое  время   взрослый  говорит: «А теперь покружимся!» - и ребята кружатся в парах. Когда же он произнесет: «Стой!», дети должны остановиться и, продолжая держаться за руки, устоять на одной ноге, отведя другую назад. При повторении игры в следующий раз детям дается задание по сигналу «Стой» попробовать присесть, держась за руки, на одной ноге «пистолетиком».

Перетяжки.

Играющие образуют круг вокруг сугроба и крепко берутся за руки. Как только взрослый скажет: «Перетяжки начались!», все начинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь заставить их угодить в сугроб. Если кто-то падает в сугроб, игра приостанавливается, дети выравнивают круг. После небольшого перерыва игра продолжается.

Снегодром.

  • Из свежего, только недавно выпавшего снега дети лепят Снеговика, Деда Мороза и Снегурочку. Они украшают их и водят около них веселые хороводы, кружатся по одному и парами, играют в «пузырь», «каравай», «ровным кругом» и другие игры.
  • На сравнительно небольшой площадке взрослый предлагает соорудить разнообразные постройки из снега (дома, почту, вокзал и т. п.). Дети строят и индивидуально, и объединившись в  группы.  Затем  взрослый предлагает  детям  встать друг за другом, положить руки на пояс   впереди стоящему и, изображая трамвай, поехать по улицам только что построенного города. Дети должны ехать осторожно, не разрушая построек. Особенно внимательными следует быть тем, которые двигаются в колонне последними.
  • Взрослый  организует  конкурс  на  лучшую  фигуру  из снега (самолет, ракету, большой ледокол, птицу, цветок и т. п.). Предлагается также вылепить персонажи и сценки из сюжетов на темы знакомых детям сказок: «Снежная королева», «Репка», «Красная Шапочка» и т. п.
  • Ледяные кружева.

Взрослый заранее вместе с детьми готовит разноцветные льдинки - синие, красные, зеленые, желтые и др. Из них дети на утоптанном снегу выкладывают разноцветные мозаики, узоры. Потом они выясняют, у кого получился самый интересный и красивый рисунок.

На ледяных дорожках.

  • По длинной  дорожке.  

На  утоптанном  снегу  заливается водой дорожка длиной 4-8 м и шириной 40-60 см. Дети, энергично разбежавшись по снегу, скользят по ледяной дорожке, стараясь проскользить всякий раз подальше.

  • На ледяной дорожке сперва в 3-4, а потом в 5-6 м от ее  начала   кладут  цветной  кубик.   Ребенок,   разбежавшись   и скользя  по ледяной дорожке,  старается  наехать  на  кубик  и сдвинуть его с места ногой.
  • Кто дальше?

Один из детей при скольжении ногой отодвигает кубик, лежащий примерно в 2-3 м от начала дорожки, на то расстояние, которое он преодолеет. Следующий ребенок старается проскользить и отодвинуть кубик еще дальше и   т.  д.   Игрок,   отодвинувший  кубик  дальше   всех,   считается выигравшим. При повторении игры он бежит и выполняет задание последним, стараясь улучшить  свое собственное достижение.

  • Дети объединяются в группы по трое. Двое из них бегут по снегу справа и слева вдоль ледяной дорожки, держа в руках кусок толстой веревки длиной   1-1,2  м.  Третий скользит пo ледяной дорожке, присев или стоя, держась за веревку. Играющие по очереди меняются местами.
  • Во время скольжения предлагается повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить после разбега лицом вперед, поставив ноги параллельно или на одной ноге, поймать брошенный снежок.
  • Можно    разбегаться      и скользить  по  недлинным   (2-3 м)  ледяным дорожкам, расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов.
  • По    ледяной      дорожке (длина 15-20 м)  с невысокой горки   можно  скользить  вдвоем-втроем «поездом», положив руки на пояс впереди стоящего, и в других положениях, наклонять и поднимать упавшую варежку,    ловить    брошенный кем-нибудь снежок и попадать им в цель, выполнять другие интересные задания.

Два Мороза

Игра проходит на двух площадках.

На противоположных сторонах площадки отмечены "школа" и "дом". Выбираются два Мороза – водящие, а остальные ребята располагаются за линией дома в одну шеренгу. Посередине площадки – на улице – стоят два Мороза. Морозы обращаются к детям:

– Мы два брата молодые,

– Два Мороза удалые.

– Я Мороз-Красный Нос,

– Я Мороз-Синий Нос.

– Кто из вас решится

– В путь-дороженьку пуститься?

Дети (хором). Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!!!

После этих слов ребята бегут из дома в школу. Морозы осаливают-замораживают ребят.

Снежная карусель.

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг  снеговика  и  изображают снежинки.   По  сигналу  взрослого  они  идут сначала  медленно,  потом  все  быстрее,  в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.  Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.

После небольшого отдыха игра возобновляется.

Мы - веселые ребята.

 Дети становятся    на одной стороне  площадки  за  воображаемой  чертой.   На   противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети). Играющие хором произносят:

Мы — веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три — лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке и выбирают нового.

Эстафета с санками.

Команды строятся колоннами лицом к финишу, находящемуся на расстоянии 40–50 см. По сигналу 3 игрока от каждой команды: один в санках, другой – в упряжке, третий – подталкивает сани сзади, бегут до финиша и обратно. Затем тот, кто вез сани становится в конец колонны. Его сменяет тот, кто подталкивал сани, кто сидел в санях – подталкивает сани сзади. В сани садится следующий игрок из команды. Вариант: можно занять сани двум игрокам: один везет, другой в санях. На повороте участники меняются местами.

Сани-тачки

Один игрок лежит на санках на животе, свесив ноги. Другой, взявшись за его ноги, толкает санки вперед. На повороте участники меняются местами.

Санные перетягушки

Санки ставят носами в противоположные стороны, сидящие на них игроки держат в руках канат. Каждый участник старается перетянуть соперника и уехать дальше вперед.

Черепашки

Участники игры строятся попарно.

По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20 м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.

Санный городок

В команде участники делятся на две группы и строятся друг напротив друга (мальчики – девочки). Санки у мальчиков – поставить правое колено на санки и, отталкиваясь левой ногой, доехать до девочек, передать им санки. Задание повторяется. Прибывший игрок уходит в конец колонны.

Лыжная упряжка

Построение команд во встречные колонны по 3. Один участник едет на лыжах, два других тянут его в упряжке за веревку до флажка и обратно.

Игры народов Сибири и Дальнего востока:

Белый шаман

Количество игроков: любое

Дополнительно: бубен

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. Водящий в центре круга. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен в точности повторить ритм, проигранный водящим.

Правила: 1. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. 2. Если играющий, получивший бубен, три раза подряд справится с заданием шамана, то он становится новым шаманом.

Волк и олени

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила: 1. Выбегать из круга можно только по сигналу. 2. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Ловкий оленевод

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч, фигура оленя

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила: 1. Бросать мяч можно только с условного расстояния. 2. Переходить линию броска можно только после поражения оленя мячом.

Полярная сова и евражки

Количество игроков: любое

Дополнительно: бубен

В углу площадки находится полярная сова. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключении игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила: 1. Громкие удары не должны звучать длительное время. 2. Играющие должны быстро реагировать на смену ударов.

Куропатки и охотники

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Все играющие  - куропатки, трое из них – охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила: 1. Убегать и стрелять можно только по сигналу. 2. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят,

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!» Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила: 1. Выигрывают те, у которых в кругу оказалось большее число игроков. 2. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. 3. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!» 4. В игру включаются разные движения: легкий или быстрый бег, боковой галоп, подскоки.

Встречная эстафета с лыжной палкой "Кто быстрее".

Участники строятся так же, как и во 2-й эстафете – попарно. Один участник садится на санки, второй – берет в руки один конец лыжной палки, а другой конец палки держит участник на санках. По сигналу судьи пары начинают движение. Второй играющий везёт партнера за лыжную палку. Закончив задание, передают санки и лыжную палку другой паре играющих. Эстафета заканчивается, когда команда вернется на то место, откуда начинала старт.

На одной лыже

Команды выстраиваются во встречные шеренги. По сигналу игроки движутся вперед на одной лыже, отталкиваясь ногой. Выигрывает команда, которая быстрее поменялась местами.

Конкурсы

1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.

2. "Попрыгунчики" – повороты на лыжах прыжком.

3. "Проскользи дальше" – на одной лыже после разгона или отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе.

4. "Перетягушки" – на снегу обозначается круг диаметром 2 м. Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра.

Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.

"Гонка за флажками" – игроки выстраиваются в одну линию. Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше). На второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает соревнование; те участники, которым не достались флажки, возвращаются на линию старта. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто возьмет последний флажок.

Народные игры для детей. Коршун и наседка.

 В игре участвуют несколько  детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой -   наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди - за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого  «Коршун!»  ребенок-коршун  вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне.  Наседка,  распустив  крылья   (вытянув  руки  в  стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.

Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети.

Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.

Правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.

Ключи.

Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть:  «Нашел ключи!»  Все играющие должны  при  этом   поменяться  местами,  и  водящий  занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Краски.

Играющие сидят на скамейке (на бревне, поваленном дереве).  Выбираются продавец и покупатель,  покупатель отходит в сторону. Дети договариваются с продавцом, кто какой краской будет. Приходит покупатель и говорит:  «Стук, стук, стук». -  «Кто там?» - спрашивает продавец.  Покупатель называет свое имя (Вова, Катя). «Зачем пришел?» - «За краской». - «За какой?» - «За красной (синей, желтой и пр.)». Если такая краска есть, продавец говорит, сколько она стоит (в пределах 10), и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой вперед ладони.  С  последним  хлопком  ребенок,  изображающий названную краску, убегает, а покупатель его догоняет и, поймав, отводит в условленное место.

Если названной краски не окажется, продавец говорит покупателю: «Скачи по красной (синей и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель прыгает на одной ноге до условленного места и возвращается. Игра продолжается. Дети меняются ролями по очереди.

Серсо.

Дети становятся друг против друга на расстоянии 4 - 5 м. У одного в руках палочка и 4 - 5 колец - деревянных или пластмассовых (диаметром 20 см), у другого - только палочка. Первый ребенок с помощью палочки подбрасывает кольца одно за другим второму, тот ловит их на палочку. Если дети не могут сразу подбрасывать и ловить кольца с помощью палочки, можно сначала подбрасывать их рукой. Выигрывает тот, кто больше поймает колец.

Игра «Лапти» (русские народные игры для детей)

Эта игра отлично подойдет для моря или бассейна, где дети постоянно раскидывают свои шлепки и сандалии. Для этой игры нужно организовать две команды. Участники команд выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, ведущий собирает всю обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Теперь по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему.Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Стадо

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле, Погулять на воле!

 

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

— Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Золотые ворота

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

МАССОВКА В ПОМЕЩЕНИИ

Игры с песенками и стихами

("Если должно начаться мероприятие, а его всё нет..")

ГРИША - ША.

         Участники становятся в круг. Ведущий говорит: "Ладони вместе". Все игроки соединяют вместе ладони и поют: "Гриша-ша-ша, Гриша-ша-ша, Гриша-ша-ша-ша-ша" .

         Затем ведущий командует:

- "Ладони вместе, локти вместе".

- "Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе"

- "Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе"

- "Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперёд"

- "Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперёд, спину назад"

- "Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперёд, спину назад, голову вверх"

- "Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперёд, спину назад, голову вверх, язык наружу".

         Все движения сопровождаются песенкой.

РАМ - ЦАМ - ЦАМ.

         Участники стоят в круге. Ведущий показывает движения со словами, все игроки повторяют, увеличивая темп.

- Рам-цам-цам

- Рам-цам-цам (Ритмические хлопки по коленям в такт словам)

- Дили-дили-дили(Щелчки пальцами одна рука над головой, а другая под подбородком)

- Рам-цам-цам (Ритмические хлопки по коленям в такт словам)

- У - у - у (Наклон назад)

- А - а - а (Наклон вперёд)

- У - у - у (Наклон назад)

- А - а - а (Наклон вперёд)

- Дили-дили-дили (Щелчки пальцами)

- Рам-цам-цам (Ритмические хлопки по коленям в такт словам)

         Игра усложняется тем, что на слова "Рам-цам-цам" необходимо делать хлопки по коленям соседа справа, затем на слова "дили-дили-дили" делать щелчки пальцами над головой соседа справа., затем эти же движения около соседей слева.

ИНДЕЙЦЫ.

         Участники произносят вместе с ведущим:

- Поиграем мы в индейцев (вращение кистями на уровне плеч - фонарики)

- С перьями, с перьями (растопыренные пальцы над головой)

- Погоняем бледнолицых (пальцами проводим полосы от носа к ушам, как будто наносим краску)

- Стрелами, стрелами. (Имитация стрельбы из лука).

- Там бизоны, здесь бизоны (жесты указательными пальцами влево, вправо)

- Ужинать, ужинать (показываем как кушаем)

- Вы, ребята, вы, индейцы дружные?

- Все хором отвечают: "Дружные!"

ЗАЙЦЫ.

         Все участники становятся в круг и повторяют за ведущим слова и движения. Он говорит:

- Зайчики побежали, (Хлопки в ладоши)

- Кочка слева, (Хлопки в левую сторону, кричим у-у-у)

- Кочка справа, (Хлопки в правую сторону, кричим у-у-у)

- Побежали по песочку, (трём ладошки друг о друга)

- Прибежали на болото, (хлопки по щекам)

- Бегут, бегут - кочка, (1 хлопок)

- Бегут, бегут - 3 кочки.(3 хлопка)

ИППОДРОМ.

         Участники становятся в круг и ведущий им объявляет: Сейчас мы поиграем в ипподром. Подняли правую руку. Это наше правое копыто. Подняли левую руку. Это наше левое копыто. Теперь немного присели и положили свои "копыта" на колени - это наш ипподром.

- Вот так бежим мы по песочку. (потереть ладони друг о друга)

- Вот так бежим мы по камешкам.(потереть кулачками друг о друга)

- Вот так бежим мы по водичке. (слегка бить кулаками по надутым щекам).

- У нас есть барьеры.(показать руками, как будто мы прыгаем через барьер)

- Есть повороты вправо, влево. ("бег" с наклоном корпуса вправо или влево)

- У нас есть зрители слева и справа. (хлопки слева или справа)

         Игра началась. Игра может произвольно менять действия. Игру можно завершить так:

- "Подняли правое копыто. Утёрли лоб. Подняли левое копыто. Сделали тоже самое. А теперь поднимаем с земли большой лавровый венок и вешаем его на... соседа справа"

БАЗАР (КУПИМ МЫ БАБУШКА ТЕБЕ...).

         Все участники становятся в круг и повторяют за ведущим слова и движения.

- На базар пойдём?

- Пойдём!

- Деньги возьмём?

- Возьмём!

- Какие деньги?

- Большие деньги! (Показывают)

         Строчка: "Купим мы с бабушкой себе..." повторяется постоянно, меняется только "покупка". Игра развивается по принципу снежного кома. После каждой новой "покупки" и соответствующего движения, необходимо вспомнить все предыдущие "покупки".

- Купим мы с бабушкой себе курочку, курочка по зёрнышку "Кудах-тах-тах" (бьем щепоткой пальцев одной руки по раскрытой ладони другой руки)

- Купим мы с бабушкой себе уточку, уточка "тю-рюх-тюх-тюх" (руки согнуты в локтях, находятся на уровне талии, виляем хвостиком)

- Купим мы с бабушкой себе индюшонка, индюшонок "шалды-бады" (мотаем головой влево - вправо)

- Купим мы с бабушкой себе коровёнку, коровёнка "муки-муки" (по-казываем рожки, мотаем головой)

- Купим мы с бабушкой себе лошадёнку, лошадёнка "ноки-ноки" (дёргаем за поводья)

- Купим мы с бабушкой себе Кисоньку, а кисуля "мяу-мяу" (умыва-емся лапками)

- Купим мы с бабушкой себе собачонку, собачонка "гау-гау"

- Купим мы с бабушкой себе телевизор, телевизор "Время, факты" (рамка возле головы), дикторша "ля-ля-ля-ля" (движения пальцами возле рта)

- Купим мы с бабушкой себе светофорчик, светофорчик "чик-чик-чик" (пальцы собраны в щепотку, вращение 3 раза)

- Купим мы с бабушкой себе вертолётик, вертолётик "вжики-вжики" (движения рукой над головой)

- Купим мы с бабушкой себе жигулёнок, жигулёнок "бики-бики" (на-жимаем на сигнал) и т. д. ...

- Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПОМЕЩЕНИИ

("Когда идёт дождь")

ИМПУЛЬС.

         Для игры понадобится небольшой мячик или небольшая мягкая игрушка. Участники делятся на 2 команды и становятся в 2 шеренги лицом друг к другу, держась за руки. В одном конце стоит стул с игрушкой или мячиком, в другом - ведущий держит за руки двух последних игроков. Незаметно он сжимает руки обоим игрокам одновременно (посылает ипульс), задача участников - как можно быстрее передать импульс своей команде, последние игроки с другого конца должны успеть схватить игрушку. Побеждает та команда, у которой окажется игрушка.

ФРУКТОВЫЙ САЛАТ.

         Участники сидят в кругу на стульях. Необходимо рассчитаться на яблоки, бананы, апельсины и др. фрукты. Ведущий стоит в кругу. По команде "яблоки" или апельсины, названные фрукты меняются местами, задача ведущего - занять свободный стул. По команде "Фруктовый салат" - все участники меняются местами.

 ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ.

         Участники разбиваются на тройки. Двое берутся за руки и становятся лицом друг к другу. Они - дом. Третий участник встаёт между ними. Он - человек. По команде ведущего "дом" все дома не расцепляя рук, бегут себе искать другого человека, ведущий в это время старается занять место одного человека в одном из "домов". Тот, кто остался один становится ведущим. По команде "человек", все игроки - люди меняются "домами". По команде "землетрясение" все игроки меняются местами, то есть ищут новых партнёров по игре.

ЖИЗНЬ ПИРАТА.

         Все участники становятся в круг. Ведущий говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:

"КАПИТАН" - выполняется одним игроком, рука подносится ко лбу

"СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ" - 2 человека берутся за руки

"БОЧКА" - 3 игрока обхватывают друг друга за плечи

"ШЛЮПКА" - 4 игрока становятся друг за другом, руками имитируя движения вёсел

         Участники начинают хаотично двигаться. По команде ведущего они должны объединиться и изобразить названную фигуру. Участники, оставшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, то есть выходят из игры и поют песню: "Жизнь пирата, жизнь пирата - это для меня!"

РАЗ, ДВА, ТРИ.

         Все участники стоят в кругу, ведущий считает до 3-х. На счёт 1 - все выставляют указательный палец левой руки, на счёт 2 - правой ладонью накрывают указательный палец соседа справа, на счет 3 - каждый старается схватить палец соседа и успеть убрать свой.

ИГРЫ - ВЕСЕЛУШКИ

ЗООПАРК.

         Участники становятся в круг, держа друг друга под руки.

1 ЭТАП: Ведущий подходит к каждому из участников и шёпотом на ухо говорит название какого-либо животного. Затем называет по одному животному вслух. Тот, чьё животное названо, должен присесть; задача остальных - угадать кого из участников игры назвали и удержать их.

2 ЭТАП: Всё то же, но ведущий называет всем одно и то же животное.

ХРЮ.

         Участники становятся в круг, как можно ближе друг к другу. Затем каждый из участников "Хрюкает" на ухо своему соседу. Звук передаётся по кругу всё быстрее и быстрее, пока не получится единое "Хрю!".

АПЧХИ!

         Участники разбиваются на 4 команды. Каждая команда получает задание громко и быстро произносить одно из слов: "ЯЩИКИ", "ХРЯЩИКИ", "СПИЧКИ", "ОЧКИ". По команде ведущего каждая команда произносит своё слово по очереди. Затем, когда громкость будет максимальной, все группы кричат своё слово одновременно. На что ведущий им отвечает: "Будьте здоровы!"

АПЛОДИСМЕНТЫ.

         Несколько добровольцев выходят за дверь, в это время остальным участникам даётся задание повторять все движения вошедших. Добровольцы входят по одному, им даётся задание сделать что-нибудь, чтобы им зааплодировали. Если один не справляется, то ему на помощь приходит второй игрок, затем третий. Игра продолжается до тех пор, пока они не догадаются похлопать в ладоши.

Мяукаем и хрюкаем

"Надоело нам мяукать, Мы хотим как поросята - хрюкать!" - говорят котята в известной сказке. А нам надо разобрать эту путаницу.

Игроков делят на две команды, одна команда - котята, вторая - поросята, они, соответственно, мяукают и хрюкают. После этого каждому завязывают глаза и перемешивают всех между собой в кругу из стульев или остальных гостей. Необходимо как можно быстрее собраться своей командой, не выходя из круга.

Послушай, поверь и себя проверь

Веселая игра, в которой можно проверить умение правильной координации движений

Всем предлагается положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взять себя за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и взять себя левой рукой за нос, а правой - за левое ухо

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

"ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА".

         Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики зайца". Выбирают двое водящих - "заяц" и "охотник". "Заяц" должен убегать от "охотника", при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от "охотника". Если "охотник" осалит "зайца", то они меняются ролями.

"САНТИКИ-ФАНТИКИ ЛИМПОПО".

         Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на не большое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет "показывающим движения". Этот игрок должен будет показывать различные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.) Все остальные игроки повторяют движения за ним. Задача водящего - определить, кто будет показывать движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры ребята хором произносят слова: "Сантики-фантики лим-по-по…". В незаметный для водящего момент показывающий меняет движение, все должны быстро тоже поменять движение, чтобы не дать водящему догадаться, кто ими руководит. Игра продолжается, пока показывающий не будет обнаружен.

"ЛИПУЧКА".

         Участники игры бегают по команде взрослого. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать убегающих участников игры. При этом они приговаривают: "Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать!". Каждого пойманного участника "липучки" берут за руку, и он тоже вместе с ними становится водящим. Затем к ним присоединяется четвёртый игрок и т.д.

"РЫБАЧОК И РЫБКИ".

         На площадке чертится большой круг. Один из играющих - "рыбачок", находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: "Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок".

         На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

Перебежки и прыжки.

Считай шаги.

 Дети собираются на одной стороне поляны. Каждому играющему предлагается несколько раз в произвольном темпе перебежать на другую ее сторону, совершая всякий раз все меньшее количество шагов. Кто сделает это лучше?

Наперегонки парами.

Разбившись на пары, ребята перебегают поляну. Чья пара опередит всех, та и победит. Бегать парами можно и держась за руки крест-накрест.

Беги - сядь - беги!

 Когда дети гурьбой перебегают полянку, взрослый внезапно подает  команду:  «Сесть!»,  и  все должны немедленно сесть. Потом взрослый восклицает: «Бежать!»,  дети   быстро  поднимаются   и  бегут  дальше.   Сигналы можно подавать не только через равные промежутки времени, но и быстро друг за другом, пока еще не все успели выполнить предыдущее задание.

Хоровод.

  Играющие образуют  два   круга,  один  внутри другого. Все играющие берутся за руки и по указанию взрослого начинают бежать по кругу: стоящие в одном круге бегут навстречу стоящим в другом круге. Потом круги вращаются в противоположную сторону. Можно предложить побегать двумя кругами навстречу друг другу, не держась за руки.

Бабочки, лягушки, цапли.

Дети   свободно   бегают   на лугу. По сигналу взрослого они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся), лягушек  (опускаются на четвереньки и скачут), цапель  (замирают, стоя  на одной ноге). Как только взрослый произнесет: «Снова побежали!»,  они  снова  начинают  бегать  по  лугу  и   произвольных направлениях.

Пробежки  со скакалкой.

Пробежать со скакалкой 25 шагов, не задевая ее. Задание выполняется на длинной, ровной дорожке.

Пробежать со скакалками вдвоем, втроем. Кто быстрее пробежит до линии и не заденет скакалку?

Пробежать под вращающейся длинной скакалкой, не задев ее.

Вбежать   под   вращающуюся   длинную   скакалку,   перепрыгнуть через нее и выбежать.

Забавные упражнения на природе.

Воротики.

Один ребенок встает, широко расставив ноги, двое других друг за другом проползают на четвереньках в образовавшиеся   ворота.   Потом   образуют   двое   ворот,   а   один проползает через них. Воротики можно сложить также из прутиков и по очереди проползать в них. Можно поставить несколько воротиков (на расстоянии 5-6 м) и поочередно проползать через все.

Перетягивание каната.

  Для   игры   надо   разложить   на земле толстую веревку или канат, середину ее обозначить яркой ленточкой. Линиями отмечают условные границы для перетягивания.   Играющие делятся   на   две  равные  части,   игроки команд берутся за разные концы веревки. По сигналу взрослого они начинают тянуть веревку в противоположные стороны. Выигрывает та команда, которая сумеет перетянуть  ленточку,  обозначающую  середину  веревки,  через  условную границу.

Лиса и куры.

   В   качестве насеста  можно  использовать лежащее на земле бревно или несколько ветвистых деревьев. Играющие, изображающие кур, расходятся по полянке, подпрыгивают, похлопывают крыльями, ищут зерна. За ними внимательно следит водящий — лиса, прячась за деревьями. По указанию взрослого  лиса  начинает  потихоньку  подбираться  к курам. Один из играющих, изображающий петуха, замечает лису и громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу куры убегают,  взлетают  на  насесты.   Петух  храбрится,  наблюдает  за порядком и поэтому взлетает на насест последним. Лиса подбегает к курам, ловит ту из них, которая не сумеет удержаться на насесте или просто не успеет на него взлететь. Лиса уводит свою добычу в лес, но по пути ей неожиданно встречается охотник с ружьем (взрослый). Испугавшись, лиса выпускает птицу и убегает, а курица возвращается домой.

Удержись!

 Выбирается сильно наклоненное нетолстое дерево. Детям предлагают подтянуться и зацепиться за него руками и ногами. В этом положении надо перебираться по дереву на столько, на сколько хватает сил, затем, повиснув на руках, спрыгнуть на землю.

Медведь и пчелы.

  Дети разделяются на две неравные группы — пчел и медведей, большинство составляют пчелы. Пчелы живут в ульях по 2-3 (на дереве, бревне, большом пне), медведи — в берлоге (условно обозначенном месте). По сигналу пчелы вылетают из ульев, летают по лесу, собирают мед и жужжат. Когда пчелы покинут ульи, медведи выбегают из берлоги и забираются в них, лакомятся медом. Как только взрослый скажет: «Медведи!», медведи спешат спрятаться в берлогу, а пчелы летят к ульям и жалят (дотрагиваются рукой) тех медведей, которые не успели убежать.

После нескольких повторений играющие меняются ролями

Подвижные игры с обручем и мячом.

Упражнения с обручем.

  Детям нравятся игры с обручем. Подвижные игры с обручем развивают гибкость и координацию. Купите своему ребенку обруч и давайте различные задания, которые он может выполнять как дома, так и на улице.

Надеть обруч и покрутить на бедрах (хула-хуп).

Прыгать с большим обручем, как со скакалкой.

Прокатить обруч вперед и постараться обогнать его.

Катить обруч по ровной дорожке палочкой. Кто дольше не уронит!

Мяч через сетку.

 Дети   (2-4)   становятся  по обе стороны сетки  (веревки)  на расстоянии  1,5 м   (сетка натянута на высоте несколько выше поднятых вверх рук). Они перебрасывают мяч через сетку друг другу разными способами: из-за головы или снизу от себя. Если играют четверо, то один ребенок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его своему соседу, тот бросает снова через сетку.

В игру можно ввести счет.  На  какой стороне  мяч  меньше падал на землю, та сторона выиграла.

Стой!

 Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с маленьким (теннисным) мячом. Он подбрасывает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю)  и называет чье-либо  имя.   Ребенок,   которого  назвали,   бежит  за   мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!» Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова   кричит:   «Стой!» — и   старается   осалить   кого-либо   из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра  продолжается.

Мяч вдогонку.

 Дети становятся по кругу. Взрослый  дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» — и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Взрослый дает мячи другим детям, и игра продолжается. Взрослый следит, чтобы они передавали мячи быстро, но не пропускали игроков.

Школа мяча.

Школа  мяча  представляет собой  систему упражнений, подобранных и выполняемых в определенном порядке. Упражнения могут быть простыми и более сложными. Их можно подобрать в соответствии с умениями и навыками детей владеть мячом.

Первая   группа  упражнений:

Бросить мяч вверх и поймать двумя руками.

Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.

Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.

Ударить мяч о землю и поймать двумя руками.

Ударить мяч о землю  и поймать одной  правой  рукой.

Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой.

Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он передает его другому играющему и ждет своей очереди. Если же он выполнит все эти упражнения, то повторяет их, но с хлопками.

Вторая группа упражнений (у стены):

Ударить мяч о стену и поймать двумя руками.

Ударить мяч о стену и поймать одной рукой.

Ударить мяч о стену и поймать одной левой рукой.

Ударить  мяч о стену;  после того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

Ударить   мяч о стену;  после того как он упадет и отскочит, поймать его одной правой, затем левой рукой.

Все эти упражнения  могут  выполняться с хлопками.

Третья  группа упражнений:

Ударить мяч одной, а поймать двумя руками.

Ударить мяч о стену, бросив из-за спины, и поймать.

Ударить мяч о стену, бросив из-за головы, и поймать.

Ударить мяч о стену, бросив из-под ноги, и поймать.

Ударить мяч о стену, повернуться на 360° и, после того как он упадет на пол и отскочит, поймать его.

Можно предложить ребенку выполнять эти упражнения с хлопками, а также ловить мяч правой и левой рукой.

ЭСТАФЕТЫ

Бег в мешке.

 Двое-трое детей надевают себе на ноги просторные мешки и завязывают их на поясе, руки у них свободны. Играющие становятся за линию. По сигналу они должны пройти или пробежать расстояние в 5-6 м. Кто сумеет преодолеть это расстояние быстрее, тот и выигрывает.

 Эстафета в мешках.

 Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами - 3 шага.  Перед колоннами проводится линия старта. Игроки, стоящие первыми, влезают в мешки.   По  сигналу  взрослого,  придерживая   мешки   руками  у пояса, они бегут до определенного места (обозначенного флажком, палочкой или другим предметом). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так повторяется до тех пор, пока все дети не пробегут в  мешках.  Выигрывает та  колонна,  игроки которой быстрее выполнят задание.

 Дай кролику морковку.

 Для игры нужна мишень (щиток на подставке), на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4-5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Ребенок должен подойти к кролику и дать ему морковку. Выигрывает тот, кому это удастся сразу.

Напои лошадку.

Ребенок становится на расстоянии 4-5 м. от лошадки-игрушки. Ему дают в руки ведерко и завязывают глаза. Надо подойти к лошадке и напоить ее из ведра (поднести ведро к морде лошади).

НЕ ХУЖЕ КЕНГУРУ

Нужно пробежать, а вернее - пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями теннисный мяч или спичечный коробок. Если мяч или коробок падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает бег. Побеждает показавший лучшее время.

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

Участникам игры придется изобразить мошенников из сказки "Золотой ключик". Вызываются две пары. Один в каждой паре - лиса Алиса, другой - кот Базилио. Тот, кто Лиса - сгибает в колене одну ногу и, придерживая ее рукой, вместе с Котом, у которого завязаны глаза, обнявшись, преодолевают заданную дистанцию. Пара "доковылявшая" первая получает "золотой ключик" - приз.

НЕ СПОТКНИСЬ (С обручами)

На линии старта перед каждой командой лежит обруч. По сигналу все участники становятся в обруч, и подняв его на вы-соту пояса, в этом положении бегут(или идут) к флажку (10-15 м), огибают его и возвращаются обратно.

Выигрывает команда, которая вернётся к линии старта первой, сохранив положение обруча на высоте пояса.

 ЭСТАФЕТА "ПЕРЕДАЙ ПАЛОЧКУ"

Первый участник принимает от ведущего эстафетную палочку и бежит с ней до стены. Вернувшись обратно, он передаёт её второму игроку.

ЭСТАФЕТА "СКАЧКИ НА ОДНОЙ НОГЕ"

Проскакать на одной ноге до стены и бегом вернуться обратно.

ЭСТАФЕТА СО СКАКАЛКОЙ

Доскакать на скакалке до стены и бегом вернуться обратно.

3. Тематическое  планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Учитель: Просекова В.В.

Количество учебных часов по программе 33,

количество учебных часов в неделю 1

Кол – во часов, месяц

Тема занятия

Тип урока

Содержание занятия

Дата проведения

Личностные

Метапредметные УУД

план.

факт.

Раздел 1. Подвижные игры

1

17 ч

Сентябрь

Подвижные игры «Мы весёлые ребята», «У

медведя во бору»

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.  Забавные упражнения.

06.09

06.09

Личностные:

  • использование приобретённых знаний в учении и повседневной жизни для исследования явлений окружающего мира;
  • обсуждать возникающие проблемы, правила;
  • понимать чувства других людей и сопереживать им;
  • уметь оценивать себя;
  • уважительно относиться к другому мнению;
  • ориентироваться в нравственном содержание и смысле как собственных поступках и в поступках других людей

            Регулятивные:

  • целеполагание, постановка учебной задачи;
  • планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента;
  • контроль правильных действий по алгоритму;
  • коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок

           Познавательные:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, классификация, обобщение) для установления закономерностей
  • анализ несложных объектов, явлений, практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод;
  • синтез элементарной научной картины мира;
  • моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др.;
  • осознанное и произвольное построение умозаключения
  • определение основной и второстепенной информации;
  • построение логической цепи рассуждения;
  • самостоятельное создание способов разрешения противоречий

Регулятивные:

  • целеполагание (постановка
  •  учебной задачи);
  • планирование хода рассуждений и последовательности несложных практических действий;
  • пошаговый контроль правильности практических действий, составление ответов рассуждений;
  • разрешение простейших противоречий, коррекция ошибок

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников

2

 «У ребят порядок строгий», «Совушка»

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.  Забавные упражнения.

13.09

13.09

3

 «Попрыгунчики - воробушки», прыжки, подскоки с увёртыванием

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.  Забавные упражнения.

20.09

20.09

4

 «Волк во рву», бег и прыжки в длину

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.  Забавные упражнения.

   27.09

27.09

5

Октябрь

 «К своим флажкам», бег, подскоки , танцевальный шаг

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.  Забавные упражнения.

11.10

11.10

6

«Гриша-ша», «Послушай, поверь и себя проверь»

ИУ

Беседа «В игре главное соблюдать ПРАВИЛА!

18.10

18.10

7

 «Горелки», «Золотые ворота».

ИУ

Народные подвижные игры для детей.

Беседа «Русские народные игры»

25.10

25.10

8

Игры: «Краски», «Стадо»

ИУ

Народные подвижные игры для детей.

Беседа «Русские народные игры»

01.11

01.11

9

     Ноябрь

Игры: «Ключи», «Коршун и наседка»

ИУ

Игры – «веселушки» в помещении.

08.11

08.11

10

«Зоопарк»,  «Аплодисменты»,

ИУ

Игры – «веселушки» в помещении.

15.11

15.11

11

«Мяукаем и хрюкаем», «Лапти»

ИУ

Народные подвижные игры для детей.

22.11

22.11

12

Игры:  «Удержись!», «Горелки»

ИУ

Народные подвижные игры для детей.

29.11

29.11

13

Декабрь

Игры: «Медведь и пчелы», «Волк»

ИУ

Народные подвижные игры для детей.

06.12

06.12

14

«Перетяжки», «Снегодром»

ИУ

Выбор водящего. Весёлая эстафета на лыжах.

13.12

13.12

15

 Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры и забавы на лыжах

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.  Беседа «Правила безопасности во время игр на лыжах»

20.12

20.12

16

Игры: «Два Мороза», «Снежная карусель»

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе Беседа «В игре главное соблюдать ПРАВИЛА!

27.12

27.12

17

Январь

6 ч

«Два Мороза», эстафета на санках

ИУ

Беседа «Правила безопасности во время игр на санках»

Весёлая эстафета на санках.

10.01

10.01

Раздел 2. Игры народов Сибири и Дальнего Востока

18

«Белый шаман»,

«Волк и олени»

ИУ

Игры народов Сибири и Дальнего востока

17.01

17.01

19

Ловкий оленевод

Полярная сова и евражки

ИУ

Игры народов Сибири и Дальнего востока

24.01

24.01

20

Февраль

Куропатки и охотники

Льдинки, ветер и мороз

ИУ

Игры народов Сибири и Дальнего востока

31.01

31.01

21

Нарты-сани

Олени и пастух

ИУ

Игры народов Сибири и Дальнего востока

07.02

07.02

22

Оленьи упряжки

Охота на волка

ИУ

Игры народов Сибири и Дальнего востока

14.02

14.02

23

Март

10 ч

«Охота на куропаток»,

«Нанайская борьба»

ИУ

Игры народов Сибири и Дальнего востока

28.02

28.02

Раздел 3. Подвижные игры на свежем воздухе

24

«Жизнь пирата», «Раз, два, три».

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.  Забавные упражнения.

07.03

07.03

25

«Липучка», «Рыбачок и рыбки».

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.  Забавные упражнения.

14.03

14.03

26

Апрель

«Наперегонки парами», «Считай шаги».

ИУ

Игры на площадке

21.03

21.03

27

Массовые игры в помещении.

Игры с песенками и стихами.

ИУ

Беседа «Игры в помещении»

 «Рам-цам-цам», «Индейцы», «Зайцы», «Ипподром», «Базар».

04.04

04.04

28

Игры: «Импульс», «Фруктовый салат», «Землетрясение»,

ИУ

Подвижные игры в помещении.

11.04

11.04

29

Игры: «Заяц без логова», «Сантики-Фантики Лимпопо»,

ИУ

Беседа «Правила поведения во время занятий на улице»

18.04

18.04

30

Май

Игры: «Пробежки  со скакалкой», «Бабочки, лягушки, цапли», «Хоровод», «Беги - сядь - беги!»

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.

25.04

25.04

31

Игры и  упражнения: «Воротики», «Перетягивание каната»

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.

02.05

02.05

32

Игры и  упражнения: «Школа мяча», «Мяч вдогонку», «Стой!»

«Мяч через сетку», «Упражнения с обручем».

ИУ

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры с обручем и мячом.

16.05

16.05

33

Веселые игры и эстафеты.

ИУ

Весёлая эстафета. Подвижные игры на свежем воздухе.

23.05

23.05

Итого: 33ч.  

        Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа «Использование народных игр на уроках физической культуры» Г.И. Погадаева, О.И. Артеменко
  2. Использование народных игр на уроках физической культуры при трёхчасовой учебной нагрузке. Методическое пособие для учителей начальных классов./Под ред. О.И. Артеменко. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2011.
  3. Панкеев И. Русские народные игры. – М., 2011.
  4. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2011.
  5. Григорьев В.М. Внеурочные занятия. Игры. Конкурсы. Праздники. Экскурсии. Экспедиции / А.С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь. – М., 2012.

Для работы учащимся необходимы: цветные кубики, толстая веревка длиной 1 – 1.2 метра, санки, лыжи и лыжные палки, бубен,  мяч, фигура оленя, флажки, палочка и 4 - 5 колец - деревянных или пластмассовых (диаметром 20 см), мягкая игрушка, обруч, скакалка, сетка, мешки, мишень (щиток на подставке), эстафетные палочки.

  1. http://www.razumniki.ru/podvignie_igry.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/514345/
  3. http://www.milohka-domen.okis.ru/Podvignie_igry.html
  4. http://www.proshkolu.ru/user/deya70/file/244302/
  5. http://bambinella.ru/igri-zimoi.php
  6. http://articles.kompass.ua/publ/90-1-0-784
  7. http://www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=1379&cat=5&sc=38&full=yes
  8. http://iemcko.narod.ru/51.html
  9. http://www.igrovaya.ru/section.php?ID=459

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по литературному чтению для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования)  по литературному чтениюдля 1 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по математике для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования)  по математикедля 1 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по окружающему миру для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования)  по окружающему мирудля 1 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по русскому языку для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования)  по русскому языкудля 1 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по технологии для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования)  по  технологиидля 1 класса...

Конспект урока по физической культуре "Подвижные игры с элементами спортивных игр" 1 класс

Конспект урока № 2 по физической культуре в 1м/х классе 1 четверть, «25» октября 2022г.Конспект составлял: Ардашева Елизавета АндреевнаМетодист: Добрынина Наталья АлександровнаУчитель: Ник...