тактика игры РУЧНОЙ МЯЧ
учебно-методический материал по физкультуре

Воронина Евгения Евгеньевна

Тактика игры в ручной мяч состоит из тактики защиты и тактики нападения. К обучению тактики игры переходят, овладев всеми необходимыми навыками техники игры в ручной мяч. Освоение каждого технического приема проходит в порядке постепенного нарастания трудности. Изучение действий в защите проводят параллельно с изучением приемов в нападении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_myach.docx168.78 КБ

Предварительный просмотр:

РУЧНОЙ МЯЧ

Тактика игры

Тактика игры в ручной мяч состоит из тактики защиты и тактики нападения. К обучению тактики игры переходят, овладев всеми необходимыми навыками техники игры в ручной мяч. Освоение каждого технического приема проходит в порядке постепенного нарастания трудности. Изучение действий в защите проводят параллельно с изучением приемов в нападении.

Тактика игры в защите

1. Личная защита

Личная защита по всей площадке предполагает активную борьбу за мяч сразу же после его потери. Защитники разбирают заранее определенных или ближайших игроков и неотступно сопровождают их, лишая возможности свободно получать и передавать мяч и проходить к воротам. Применение защиты по всему полю целесообразно, когда защищающаяся команда имеет численное превосходство, встречается с противником, не умеющим нападать против такой системы защиты или умышленно затягивающим игру для сохранения в счете.
При личной защите на своей половине занимающиеся отходят назад и у центральной линии или в 2–3 м от линии свободных бросков встречают противника. В этом случае разбор игроков проводится с учетом особенностей технической и физической подготовленности играющих. Владеющий мячом игрок опекается плотно, а остальные – в зависимости от расстояния до ворот: чем ближе нападающий игрок к ним, тем плотнее его опека. Эффективность такой защиты целиком зависит от того, насколько тщательно будет выполнять свои задачи каждый защитник.
Применение личной защиты целесообразно в последние минуты игры при минимальном перевесе противника или в момент вбрасывания мяча из аута.

2. Зонная защита

При зонной защите каждому игроку определяется своя зона защиты. Это означает, что против всякого нападающего, вошедшего в зону, защитник применяет плотное держание. Вернувшись в защиту, игроки занимают места на переднем краю зоны, а затем отступают ближе к линии площади вратаря, перемещаясь вместе с изменением направления передачи мяча. К игроку с мячом выходит ближайший защитник, а остальные смещаются, заполняя освободившуюся зону.
Применяя зонную защиту, необходимо не только преградить мячу и игроку с мячом путь к воротам, но и лишить возможности нападающих передавать мяч и передвигаться внутри зоны.

3. Смешанная защита

Смешанная защита объединяет лучшее из того, что имеется в личной и зонной защите, когда один из игроков прикреплен к сильнейшему бьющему или разыгрывающему игроку.
Переход к защите чаще всего происходит после броска в ворота. В этот момент сразу же начинается рывок на свою половину.

Тактика игры в нападении

Обучение приемам нападения начинают с взаимодействия двух нападающих против двух защитников. Для этого используются следующие упражнения.

1. Нападающие находятся за линией свободных бросков (игроки построены в две колонны на расстоянии 4–5 м), два защитника – у линии площади вратаря. Игрок с мячом делает передачу и устремляется к воротам, получив обратно мяч, проходит между двумя защитниками и делает бросок согнутой рукой сверху в прыжке. Затем нападающие становятся защитниками, а защитники идут в конец колонны.

http://spo.1september.ru/2001/24/1.jpg

2. Построение в две колонны за средней линией, расстояние между колоннами 5–6 м. Напротив у линии ворот два защитника. Нападающий с мячом делает три шага в сторону, имитирует бросок, а затем кистью передает мяч назад партнеру, двигающемуся за его спиной, который производит бросок в прыжке при активном сопротивлении защитников. После выполнения защитники уходят в конец колонн, нападающие становятся защитниками.

http://spo.1september.ru/2001/24/2.jpg

3. Мячи у крайних нападающих. Игрок 1 передает мяч на выход игроку 2, который продвигается на угол площадки, используя ведение. В это время игрок 1, продолжая движение, становится в линию и, получив обратную передачу, выполняет бросок в ворота.

http://spo.1september.ru/2001/24/3.jpg

После того как основные приемы парного взаимодействия будут освоены, переходят к изучению согласованных действий трех нападающих против трех защитников с использованием следующих упражнений.

1. Построение в три колонны за линией свободных бросков на расстоянии 4–5 м. У линии ворот – три защитника. Мяч у первого номера, он ведет мяч, а затем передает его двигающемуся к воротам второму. Тот кистевой передачей назад отдает мяч третьему, который в это время пробегает за его спиной, затем второй идет в линию, а третий, получив мяч, выполняет бросок в ворота в прыжке. Защитники взаимодействуют только у вратарской линии.

http://spo.1september.ru/2001/24/4.jpg

2. Игрок 4 становится между вторым и третьим защитниками. Игрок 3 с мячом начинает проход в коридор, затем старается резко прорваться между крайними защитниками (3 и 4), одновременно передавая мяч смещающемуся в угол игроку 2. За игроком 2 устремляется защитник 4. Теперь нападающий игрок 3 прижимает защитника 3 к линии площади вратаря, а нападающий игрок 4 использует этот заслон, выбегая в сторону края, получает мяч от игрока 2 и завершает комбинацию.

http://spo.1september.ru/2001/24/5.jpg

3. Расстановка нападающих такая же. Нападающий 3 начинает то же движение в коридор, но мяч отдает № 2 несколько раньше, а сам отступает назад. Нападающий 2 имитирует атаку на ворота в сторону центра. За ним в коридор устремляется № 3. № 4 ставит заслон защитнику 3, сдерживая его движение в сторону центра, а нападающий 3 выбегает из-под заслона, получает мяч и бросает его в ворота. Защитник № 2 в это время смещается для опеки нападающего № 2.

http://spo.1september.ru/2001/24/6.jpg

4. Расстановка нападающих такая же. Нападающий № 3 отдает мяч игроку 2, который начинает смещаться по линии свободных бросков в сторону края. Неожиданно № 3 поворачивается и идет на свое место. Нападающий № 4 к этому времени занимает позицию между защитниками 3 и 4. Теперь задача – из-под заслона № 4 выйти на ударную позицию и получить мяч от № 2, который, в свою очередь, увел защитника 4 далеко на фланг.

http://spo.1september.ru/2001/24/7.jpg

Обучение нападению против личной защиты. Для обучения нападению против личной защиты применяются следующие упражнения.

1. Игроки 2, 3, 4 выстраиваются в одну колонну друг за другом. Мяч находится у игрока 2. № 5 ставит заслон защитнику № 6. Игрок № 7 обходит защитника № 6 и при выходе на ворота получает мяч от игрока 2. Игрок № 3 становится на место игрока № 2, последний становится на место игрока 5. Игрок № 7, выполнив упражнение, становится за игроком № 4, после чего упражнение повторяется. Упражнение можно усложнить броском мяча в ворота.

 http://spo.1september.ru/2001/24/8.jpg

2. Занимающиеся выстраиваются в три колонны. Игрок 8 передает мяч игроку 5 и ставит заслон защитнику № 3. Игрок 9, получив мяч от игрока 5, продвигается вперед и бросает мяч в ворота. Игрок № 5 становится сзади своей колонны. Игрок 9 становится сзади колонны Б. Игрок 8 становится сзади колонны А. Упражнение повторяется.

http://spo.1september.ru/2001/24/9.jpg

3. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Игрок 6 передает мяч игроку 2 и ставит заслон защитнику 3. Игрок 2, обойдя защитника, производит бросок в ворота. Игрок 2 становится сзади в колонну А. Игрок 6 становится сзади в колонну Б и т. д.

http://spo.1september.ru/2001/24/10.jpg

Обучение нападению против зонной защиты. При обучении нападению против зонной защиты используются следующие упражнения:

1. Занимающиеся строятся в три колонны. Все игроки колонны Б имеют по мячу. Игрок № 5 колонны Б ведет мяч за линию свободных бросков, привлекая внимание ближайших защитников, передает мяч на выход игроку № 1 из колонны А. Последний заходит в образуемый коридор и производит бросок мяча в ворота. После броска оба игрока становятся сзади своей колонны. Затем таким же образом начинает вести мяч игрок 6 колонны Б и передает его игроку 8 колонны В и т. д.

http://spo.1september.ru/2001/24/11.jpg

2. Игроки стоят в колоннах А и Б. Игрок 9 поочередно передает мяч игрокам 10 и 11, которых блокируют рядом стоящие защитники. Игроки 1, 2, 3, 4 колонны А и 5, 6, 7, 8 колонны Б, получив мяч от игроков 10 и 11, поочередно производят броски мяча в ворота под острым углом в прыжке или падении.

wpe39.jpg (6979 bytes)

3. Игроки располагаются в колоннах. Мячи у игроков 1 и 2. Игроки 3 и 6, продвигаясь, получают от них мяч и производят поочередно броски мяча в ворота с различных расстояний. После броска становятся сзади противоположной колонны.

 http://spo.1september.ru/2001/24/13.jpg

Обучение командным действиям в нападении начинается с быстрого прорыва. Быстрый прорыв ставит своей целью использовать временную неорганизованность противника, возникшую в момент потери мяча. Самый простой и эффективный способ атаки – быстрый прорыв длинной передачей на выходящего вперед игрока.

 http://spo.1september.ru/2001/24/14.jpg

Быстрый прорыв короткими передачами организуют в тех случаях, когда отрывающегося первым надежно подстраховывают.

http://spo.1september.ru/2001/24/15.jpg

К изучению постепенного нападения приступают вскоре после начала изучения быстрого прорыва.

Постепенное нападение в главном характеризуется так: активные действия без мяча, получение мяча только в движении. На уроках изучаются примерные комбинации такого нападения.

Например:

1. Атака по центру. Игрок 2 атакует с мячом, сближаясь с защитой, передает мяч игроку 3, а сам выполняет заслон центральному защитнику. В момент атаки игрока 3 на него обычно выходит защитник. Если же защитник не выходит вперед, то нападающий 5 ставит ему заслон. Теперь между заслонами 2 и 5 нет игрока соперника и в эту щель устремляется игрок 4, получающий мяч от игрока 3.

http://spo.1september.ru/2001/24/16.jpg

2. Нападающий 2 атакует по центру, неожиданно отбрасывая мяч игроку 3, выполнявшему параллельное смещение. Без мяча входит в линию. № 3 атакует и также неожиданно длинным пасом передает мяч набегающему вперед № 4, а сам отходит немного назад и вправо и затем вновь набегает вперед. № 4 с ходу завершает атаку. № 2 выполняет заслон.

 http://spo.1september.ru/2001/24/17.jpg

3. Нападающий 2, атакуя по центру, неожиданно отбрасывая мяч игроку 3, продвигается вперед и ставит заслон защитнику 2. Нападающий 5 ставит заслон защитнику 3. В эту щель устремляется игрок 4, получая мяч от нападающего 3 и завершая атаку броском по воротам.

 http://spo.1september.ru/2001/24/18.jpg

4. Нападающий 2 с мячом атакует с ходу, смещаясь несколько в сторону. В момент максимального стягивания защиты отдает мяч пробегающему сзади игроку 3, который смещает защиту по ходу своего движения к центру и передает мяч пробегающему сзади игроку 4. Тот завершает комбинацию броском в ворота. Игроки 2 и 3, передав мяч, блокируют защитников.

http://spo.1september.ru/2001/24/19.jpg

5. Игрок 2, атакуя с ходу со смещением в сторону фланга, быстро передает мяч игроку 3, набегающему вперед. Защита смещается за мячом. Мяч также быстро передается игроку 4, а от него – продолжающему набегание (в сторону фланга) игроку 2, который использует заслон игрока 5 и завершает атаку.

http://spo.1september.ru/2001/24/20.jpg

6. Игрок 2, атакуя с ходу со смещением, отдает мяч крайнему игроку 3, а сам уходит в линию. Место его занимает игрок 4. № 3 входит в коридор (со встречными передачами с игроком 4), а затем резко переводит мяч набегающему от боковой линии игроку 5, выпрыгивающему на бросок раньше, чем защитники успевают поставить блок.

http://spo.1september.ru/2001/24/21.jpg

7. В момент передачи мяча игроком 2 игроку 3 игрок 4 отрывается от опекуна и без мяча входит в коридор. В момент атаки игрока 3 игрок 4 использует заслон игрока 5, получает мяч от игрока 3 и завершает атаку.

http://spo.1september.ru/2001/24/22.jpg

8. Игрок 2 отдает мяч игроку 3, а сам входит в линию. Игрок 3 атакует, стягивая на себя защиту, и переводит мяч игроку 4, который с ходу с финтом уводит (в сторону фланга) выходящего защитника. Одновременно игрок 5 выбегает из-под заслона игрока 2, получает мяч от игрока 4 и завершает атаку.

http://spo.1september.ru/2001/24/23.jpg

 9. Игрок 2, усыпив бдительность защитника 5, передает мяч игроку 3 и резко убегает в коридор без мяча. Игрок 3 переводит атаку на набегающего игрока 4. Сюда же смещается и защитник № 2. Используя заслон игрока 5, игрок 2 получает мяч от игрока 4 и завершает атаку броском с линии.

 http://spo.1september.ru/2001/24/24.jpg

10. Игрок 2 без мяча входит в коридор. Игрок 3 передает мяч игроку 4. Тот смещается в сторону края и неожиданно передает мяч игроку 5. К этому моменту игрок 2 вбегает на место защитника, выходящего на игрока 5, получает мяч и завершает атаку броском с линии.

http://spo.1september.ru/2001/24/25.jpg

11. Игрок 2 передает мяч игроку 3. Тот, передав мяч игроку 4, входит в зону и ставит заслон. Игрок 4, передав мяч игроку 5, продвигается вперед и, получив мяч от игрока 5, который после передачи ставит заслон левому защитнику, проходит в коридор и завершает атаку.

http://spo.1september.ru/2001/24/26.jpg

 Программа, представленная в этой работе, апробирована на уроках физкультуры в 7–11-х классах в течение семи лет. Результатом являются успехи в соревнованиях между школами, где сборные команды этих классов ежегодно занимают призовые места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Четыре тактики педагогики поддержки"

Статья  Н.Касициной, Н. Михайловой, С Юсфин ( в сокращении), раскрывающая деятельность педагога, принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их....

мини-футбол (техника,тактика)

Большие шаги мини-футболаПравила игрыТехника – ваше оружиеУдары по мячу ногамиОстановки мячаУдары по мячу головойВедение мячаОбманные движения (финты)Отбор мячаТехника игры вратаряТактические особенно...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики

Упражнения и игры для развития и совершенствования мелкой моторики...

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: БАРЬЕРЫ, СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ.

В современном мире принята модель образования, которая способствует полному вхождению инвалидов в общество, - это модель инклюзии. Инклюзия в образовании-это обучение детей с инвалидностью наравне со ...

Игры и упражнения для развития ручной моторики

Игры и упражнения для развития ручной моторики...