Физическое воспитание и развитие детей младшего школьного возраста в условиях школы.
статья по физкультуре

 Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

В настоящее время наблюдается, хронический дефицит двигательной активности тормозит нормальное физическое развитие детей, угрожает их здоровью. Около 30% детей школьного возраста составляют группу риска.

Уроки физкультуры в школе, по данным профессора Н.Т. Лебедевой, компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка.

Дефицит движений, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, избыточному весу, заболеваниям сердечно - сосудистой системы даже у младших школьников.

Главным стимулом   деятельности  для   ребенка является   стремление   развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. 

С этими стимулами  сочетается естественное стремление детей  к  деятельности, подвижности,   активности, которое  лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_vospit_det_v_usl_shkoly.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание и развитие детей младшего школьного возраста                               в условиях школы.

Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей .

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Л.П. Матвеев (1991), Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов (2000) считают, что целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.

Б.А. Ашмарин (1990), Л.И. Лубышева (1996), А.П. Матвеев (2003) считают, для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач:  оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья, физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Двигательные навыки, сформированные у детей младшего школьного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в школе и семье.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в школьных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств, по мнению А.П. Матвеева (1991), Ж.К. Холодова, В.С.Кузнецова, (2000), позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания.

К. К. Кардиляс (1999), считает, что формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников,  основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания школьников относятся:

1) физкультурные занятия 2) физкультурно-оздоровительные занятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) 3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня  (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники) .

Все эти формы, отвечая общим задачам  физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме  дня школьного учреждения.  

По мнению Н.А. Яблочниковой (1995), оздоровительное влияние уроков физической культуры надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок урока на организм школьников,  во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок и при большой моторной плотности не обеспечивает даже суточной потребности организма ребенка в двигательной деятельности.

Для того чтобы  добиться от школьников заниматься самостоятельно физическими упражнениями по мнению В.Е. Гриженя (2003), необходимо, во-первых, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям. В некоторых случаях желательно ставить только общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять результаты, определять победителей соревнований могут сами дети.

Школьники в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше и интерес к уроку.

Во-вторых, необходимо стимулировать самостоятельные занятия учащихся по интересам. И домашнее задание задавать также по интересам учащихся.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности.  

 Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

 В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой воспитания: уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий.

По мнению Ю.А. Копылова, Л.Л. Головиной (2001), недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения у них жизненного тонуса. Правильно же организованный двигательный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

В.А. Плеханов (2008), считает, что противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основным механизмом физического воспитания является физкультурно-спортивная деятельность. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма  к заболеваниям,  оттачиваются  физические  способности, повышается уровень морально-психологической   устойчивости.

 В   ней   проявляются, закрепляются такие черты характера, как выдержка,  упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие .

 Рассматривая вопросы двигательной активности детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать характер их повседневной деятельности, связанной с обучением в школе. Для ребенка начало обучения является критическим переходом, когда он из «играющего» превращается в «сидящего». По данным Н.А. Яблочниковой (1995), свидетельство тому – снижение двигательной активности в среднем на 50% по сравнению с дошкольниками. В младшем школьном возрасте по параметрам двигательной активности отмечают существенные различия между мальчиками и девочками: мальчики имеют эти показатели в среднем на 16-30% выше.

 В настоящее время наблюдается, хронический дефицит двигательной активности тормозит, их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Около 30% детей школьного возраста составляют группу риска.

 Уроки физкультуры в школе, по данным профессора Н.Т. Лебедевой, компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Дефицит движений, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, избыточному весу, заболеваниям сердечно - сосудистой системы даже у младших школьников.

 Главным стимулом   деятельности  для   ребенка является   стремление   развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам.  С этими стимулами  сочетается естественное стремление детей  к  деятельности, подвижности,   активности, которое  лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта .

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атаев, А.К. Родителям о физическом воспитании детей в семье / А.К. Атаев. − М.: МГУ, 1997.  − 320 с.

2.Высоочин, Ю.В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю. В.  

 Высоочин  // Физическая культура в школе. − 1999. − 69 с.

3. Лукьяненко, В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / В.П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Научно-методич. журнал. −  1999. −  № 1-2. −

С. 18-25.

4. Матвеев, А.П. Теория и методика физической культуры: учеб. пос. / А.П. Матвеев. − М.: Физкультура и спорт, 1991. − 192 с.

5.Усанов, В. И. Социально-педагогическая эффективность оздоровительной физическая культура в семье, дет. саду и школе / В. И. Усанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. −  1999. − №4. ‒ С. 17-20  

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. − М.: Академия, 2000. −  476 с.

7. Чаленко, И.А. Современные уроки физической культуры в начальной школе / И.А. Чаленко. −  Ростов н/Д., 2003. − 255 с.

8. Ченегин, В.М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательной функции: учеб. пос. к самостоятельной работе студентов институтов физической  культуры / В.М. Ченегин.  М.: Физкультура и спорт, 1991.  68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психомотороное развитие детей младшего школьного возраста на уроках физической культуре

организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависят от возраста...

Изучение современных технологий здоровьесбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей младшего школьного возраста

—Определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении;— сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их дв...

статья: Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста

Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детеймладшего школьного возраста Черевичная Н.Н., Пионтек А.В.ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт Петербурга «Сказка – лож...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста.

Сказка – неразлучный спутник детства. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинает...