Технология игровой деятельности.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Устинкина Елена Федоровна

Преподавание физической культуры в шко­ле должно осуществляться в настоящее время на основе высокопрофессиональных педагоги­ческих информационных технологий (в том чис­ле оздоровительных), которые базируются на овладении новыми методами обучения и ком­пьютеризации учебного процесса по физичес­кому воспитанию.

Существуют разнообразные педагогические технологии с широким диапазоном целевых уст­ановок — от создания у занимающихся физи­ческой культурой потребностно-мотивационной сферы до ориентации их на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непре­рывное духовное и физическое развитие.

Понятие «игровые педагогические техно­логии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педа­гогического процесса в форме соответствую­щих различных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_igrovoy.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технология игровой

деятельности

Педагогика в современном мире вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своём общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. Овладение технологиями становится приоритетным как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг.

Постановка и решение стратегических задач в сфере физического воспитания происходят, в частности, через разработку и внедрение новых технологий физической подготовки, под  которыми мы понимаем упорядоченную совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих при помощи методов, приёмов, средств достижение прогнозируемого и диагностируемого уровня развития двигательных качеств.

Преподавание физической культуры в школе должно осуществляться в настоящее время на основе высокопрофессиональных педагогических информационных технологий (в том числе оздоровительных), которые базируются на овладении новыми методами обучения и компьютеризации учебного процесса по физическому воспитанию.

Существуют разнообразные педагогические технологии с широким диапазоном целевых установок — от создания у занимающихся физической культурой потребностно-мотивационной сферы до ориентации их на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме соответствующих различных игр.

Игра наряду с трудом и учением — одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой, другие педагогически существенные признаки) от других способов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода.

Исходя из вышеназванных особенностей игрового метода, разработана и опробована в общеобразовательной школе технология игровой деятельности, сущность которой заключается в том, что на каждом занятии используются игры и игровые задания различной направленности. Подбор игр осуществлялся в зависимости от изучаемого раздела школьной учебной программы, а также от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уроке. При организации и проведении игр и игровых заданий мы руководствовались следующими принципами:

а) соответствие применяемых игровых форм и средств психофизическим особенностям занимающихся;

б) всеобщая доступность, в том числе и для тех детей, кто ещё не приобщился к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

в) зрелищность, эмоциональность игр и заданий;

г) целостность и логическая последовательность игровых средств;

д) комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников игр;

е) ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий;

ж) гласность, сравнимость результатов, определённость цели и задач, единство требований;

з) высокая культура организации и проведения игр и заданий;

и) сочетание традиционных и новых ритуалов воспитательной направленности, соответствующих духу времени;

к) взаимное уважение, доброжелательность занимающихся, оздоровительная направленность, элементы познавательности и развлекательности.

Как известно, в основной части урока решают одну из основных задач, реализуя развитие физических качеств и способностей. Поэтому подбираются игры и игровые задания в зависимости от поставленной на уроке задачи по развитию того или иного физического качества.

Если на уроке решалась задача развития силы, то в него включаются игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.); с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, поднимание спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнёрам по команде).

  Для развития быстроты подбирают игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, с бегом на короткие дистанции, в кратчайший промежуток времени и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

  Для развития координационных способностей использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнёров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

  Для развития выносливости применять игры и игровые задания, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами. Кроме того, игры и задания игрового типа использовать в качестве обучающего средства тому или иному двигательному действию. Любая педагогическая технология, по мнению

большинства специалистов, должна включать в себя технологическую схему, обусловливающую определённую последовательность действий учителя и возможность копирования этих действий другими педагогами.

Технологическая схема игровой деятельности на занятиях физической культурой, включает в себя этап подготовки, этап проведения и этап анализа и коррекции.

Технологическая схема игровой деятельности наглядно показывает системность работы учителя, алгоритм его действий — от анализа учебных материалов до корректировки правил игры и параметров нагрузки. Другой важной составляющей педагогической технологии являются диагностика или педагогический контроль, служащий необходимым компонентом деятельности учителя и всего коллектива учителей и предназначенный для анализа результативности и эффективности работы, ее дальнейшей коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии  игровых форм  обучения  как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...

Проектная работа на тему:"Игровая деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий".

В данной работе представлен творческий проект в памках повышения квалификации воспитателя ГПД...

Игровая деятельность в режиме группы продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий

Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это значит понять природу счастливого детства, понять ребёнка. Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Многие взро...

Технология игровой деятельности

В данной работе представлены различные виды игр. Они помогут в  постановке учебной задачи, решению проблемной ситуации, организации работы в малых и больших группах. Экономичны, продуктивны, рабо...

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...