«Шахматный клуб» НОО.РП
рабочая программа по физкультуре

Хайртдинова Алина Вазировна

        Цель реализации программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_rp.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Шахматный клуб» НОО

Направленность: спортивно-оздоровительная

Срок реализации: 1 год (4 класс)

Разработчики  программы: Хайртинова Алина Вазировна, учитель физической культуры

1. Пояснительная записка

       Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

          Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает вдумчивость, усидчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

        Цель реализации программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

         Задачи:

       Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

 - помочь овладеть приѐмами тактики и стратегии шахматной игры;

 - научить ребят играть шахматную партию с записью;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

       Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

 - развивать способность анализировать и делать выводы;

 - способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

       Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнѐру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

 - воспитывать целеустремлѐнность, трудолюбие.

Особенности реализации программы курса

        Данная программа рассчитана на один год обучения (34 часа).

        Программа предусматривает теоретические и практические занятия: теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции) и практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе). Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

      Формы и виды работы:  групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения,  теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игры, участие в турнирах и соревнованиях.

2.  Планируемые результаты освоения курса

     Предметные:

 учащиеся должны знать:

  • шахматную доску и ее структуру;  
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

     уметь:  

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

       Личностные:  

  • адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • умение понимать свою роль, самостоятельность и ответственность;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

       Метапредметные:

  •  начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • умение использовать знако-символические средства представления информации, различные способы поиска информации на заданную тему;
  • умение собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами;
  • овладение логическими действиями, умением строить рассуждения;
  • навык работы в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта;
  • использование речевых средств в процессе общения с товарищами во время занятий.
  • умение находить способы решения и осуществления поставленных задач;
  •  умение контролировать свои действия.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам.

Содержание

Формы занятий

Виды деятельности

1. Введение

Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем".  

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, дидактические игры и задания

Объяснять шахматные термины: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чѐрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой.

2. Краткая история шахмат. 

Знакомство с шахматами, первые чемпионы.

презентация

Получить представление об истории шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес к жизни людей.

3. Ценность шахматных фигур

Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, дидактические игры и задания

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и еѐ правила. Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лѐгкие и тяжѐлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть принципами игры в дебюте.

4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра

Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

5. Достижение мата без жертвы материала. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, игровые упражнения

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

7.  Повторение

Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра

Сравнивать, сопоставлять, анализировать,находить общее и различие. Обретать навыки игры.

4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

теор

практ

всего

1.

 Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем".  

0,5

0,5

1

Практика

2.

Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.

1

1

Беседа

3-6

Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре.

0,5

3,5

4

Практика

7-10

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

1

3

4

Практика

11-14

Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.

1

3

4

Практика

15-16

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры.

1

2

3

Практика

17,18

Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса,

1

1

2

Практика

19-22

Система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия,

1

3

4

Практика

23-26

Типичные комбинации в дебюте,

1

3

4

Практика

27-28

Патовые комбинации.

1

1

2

Практика

29-34

Шахматные баталии. Соревнования в группе.

5

5

Практика

Итого

9

25

34


«Шахматный клуб» ООО

Направленность: спортивно-оздоровительная

Срок реализации: 1 год (5-9 класс)

Разработчики  программы: Хайртинова Алина Вазировна, учитель физической культуры

1. Пояснительная записка

             Программа данного курса внеурочной деятельности направлена на совершенствования навыков игры в шахматы у обучающихся основной школы.

      Цель реализации программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

       Задачи:

Обучающие:

-  совершенствование навыка овладения приѐмами тактики и стратегии шахматной игры;

-   совершенствование навыка решать комбинации на разные темы;

- обучение самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы, умению видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

 - развивать способность анализировать и делать выводы;

 - способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнѐру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

 - воспитывать целеустремлѐнность, трудолюбие.

Особенности реализации программы курса

       Данная программа рассчитана на один год обучения (35 часов) и предполагает проведение занятий в группах смешанного состава для обучающихся 5-9 классов.

        Программа предусматривает теоретические и практические занятия: теоретические и практические (шахматная игра, соревнования в группе). Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

      Формы и виды работы:  групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения,  теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игры, участие в турнирах и соревнованиях.

2.  Планируемые результаты освоения курса

     Предметные:

 учащиеся должны знать:

  • шахматную доску и ее структуру;  
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

 уметь:  

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

Личностные:

  • адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • умение понимать свою роль, самостоятельность и ответственность;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

  • начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • умение использовать знако-символические средства представления информации, различные способы поиска информации на заданную тему;
  • умение собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами;
  • овладение логическими действиями, умением строить рассуждения;
  • навык работы в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта;
  • использование речевых средств в процессе общения с товарищами во время занятий.
  • умение находить способы решения и осуществления поставленных задач;
  •  умение контролировать свои действия.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание

Формы занятий

Виды деятельности

История шахмат.

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматных фигур.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, дидактические игры и задания

Объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой. Совершать в ходе игры возможные вариации рокировки (длинная и короткая).

Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов.

Запись начального положения. Запись партии.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, дидактические игры и задания

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть основами записи партии.

Ценность шахматных фигур 

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, дидактические игры и задания

Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять сравнительную силу фигуры в зависимости от ситуации на доске. Достигать материального перевеса.

Техника матования одинокого короля

 Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы,

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, дидактические игры и задания

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Достижение мата без жертвы материала.

 Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, дидактические игры и задания

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Шахматная комбинация.

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия.

групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая игра, дидактические игры и задания

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

теор

всего

1.

 Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматных фигур.

0,5

Практика

1

Беседа

2.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

1

Беседа

1

Беседа

3

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов

0,5

Практика

1

Беседа, практика

4,5

Запись начального положения. Запись партии

0,5

Практика

2

Беседа, практика

6,7

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

0,5

Практика

2

Беседа, практика

8

Достижение материального перевеса.

Практика

1

Беседа, практика

9

Способы защиты.

Практика

1

Беседа, практика

10-13

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы.

1

Практика

4

Беседа, практика

14

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

0,5

Практика

1

Беседа, практика

15

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

0,5

Практика

1

Беседа, практика

16,17

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

0,5

Практика

2

Беседа, практика

18,19

Шахматные комбинации.

0,5

Форма проведения занятий

2

Беседа, практика

20,21

Разнообразие шахматной игры.

2

Беседа, практика

22, 24

Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса

Практика

3

Беседа, практика

25-28

Система защиты, атака, пешка и ее роль

1

Беседа

4

Беседа, практика

29,30

Разрушение королевского прикрытия

Практика

2

Беседа, практика

31-35

Шахматный турнир

Практика

5

практика

Итого

7

28

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"

Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей.  Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

Анкета для родителей удовлетворенность занятиями в объединении дополнительного образования шахматный клуб «ЛАДЬЯ»

Удовлетворенность занятиями в объединении дополнительного образования шахматный клуб «ЛАДЬЯ»...

Программа Шахматный клуб

Рабочая программа «Шахматный клуб» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности. Программа «Шахматный клуб» соз...

Рабочая программа школьного шахматного клуба " Ход конем!"

Рабочая программа школьного шахматного клуба...