Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.
статья по физкультуре

         Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, скорости, выносливости. При обучении с использованием игровой формы на уроке вводятся упражнения, которые носят конкурентный характер. В игровой форме проводятся подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, в которых есть элементы соперничества. Вспомогательные игры включают в себя: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполненные в игровой форме - подвижные игры, игровые задачи, использование различных снарядов, стендов и т.д. различаются глубиной и универсальностью воздействия на физические качества участвующих. Такие мероприятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения методов отдельных элементов физических упражнений, способствуют преодолению трудностей в решении задач, возложенных на тех, кто участвует. Игровой метод на уроках физического воспитания в начальных классах является одним из важных средств комплексного воспитания детей. Его характерной особенностью является сложность воздействия на организм и со всех сторон: игра одновременно осуществляет физическое, умственное, моральное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная активность и положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Неожиданные ситуации, возникающие в игре, обучают детей использовать приобретенные моторные навыки целесообразно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методологические особенности использования игрового метода                           на  уроках физической культуры в начальной школе.

            Дети начального школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью в движении. Но при выборе игр учитель должен учитывать, что организм младших школьников не готов к переносу длинных штаммов. Поэтому игры не должны быть очень длинными; абсолютно необходимо остановиться на отдыхе. Дети 7-9 лет (ученики 1-3 классов) имеют все виды естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), по-прежнему недостаточно технически, поэтому подвижные игры связаны с естественными движениями, должны занимать огромное место в их. Освоение навыков и навыков в этом возрасте более эффективно на уровне непроизвольного запоминания (в частности, в игре), чем произвольно. Кроме того, необходимо учитывать анатомические и физиологические и психологические характеристики детей этого возраста. Они имеют большое соответствие различным воздействиям на окружающую среду и быстрой усталости.  Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура все еще слаба, в частности, мышцы спины и брюшной пресса. Прочность опорного аппарата также пока не велика, и, следовательно, возможность его повреждения увеличивается (мышечная слабость, завышено растяжимость связок увеличивает возможность нарушения осанки). Более подходящими играми для детей этого возраста являются игры - перебежки, например, «Волк во рву», в котором дети после короткой перебежки имеют возможность расслабиться или игры с чередующимися ролями, играющими в движении, такие как «Пустое место».

         В этот период детям все еще сложно изолировать отдельные движения и точно регулировать их индивидуальные особенности. Дети скоро устают, как только восстанавливают свою готовность к движению. Внимание детей в младшем школьном возрасте недостаточно  стабильно, в связи с чем подвижные игры не обязаны требовать от них  длительного внимания. Воля и тормозные функции у детей плохо развиты,  им трудно слушать объяснение игры в течение долгого времени и объяснений до конца.  Следует иметь в виду, что дети этого возраста уже могут читать и писать, что значительно расширяет их умственные горизонты, например, игры «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Совушка».  В коллективных играх выдвигаются простейшие идеи о нормах поведения. Роль и значение игр должно занимать огромное место в жизни детей младшего школьного возраста, так как это соответствует их возрастным характеристикам. Уроки физкультуры в 1-4 классов могут состоять исключительно из подвижных играх. Урок, состоящий из игр, требует от ученика организованного поведения и некоторых игровых навыков.

       На уроках физкультуры  для младших учеников рекомендуется проводить от 3 до 5 игр: в подготовительной части - игры с низкой подвижностью, в основном - 2 - 3 игры большой подвижности, в заключительной части - игры для развития внимания и низкого уровня интенсивность.  Игры, которые улучшают баланс и координационные способности  участвующих, лучше всего давать в первой половине основной части урока, пока внимание не будет ослаблено усталостью; игровые задачи и эстафеты, развивающие выносливость, после игр для улучшения координации и скорости. Периодически в младших классах можно проводить урок - соревнование, т.е. такой урок, который состоит исключительно из подвижных игр и различных эстафетных гонок.

        Чтобы эффективно проводить подвижные игры с младшими школьниками, учителю необходимо учитывать условия, подготовленность и возрастные характеристики учащихся, а также педагогические задачи урока. Прежде чем начинать объяснять игру, нужно разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели учителя и слышали его рассказ. Лучше всего строить игроков в исходной позиции, из которых они начнут игру. Если игра играется по кругу, то объяснение находится в одной и той же круговой конструкции. Учитель занимает место не в центре, а в ряду игроков. Если игроки делятся на две команды и строятся на большом расстоянии, то для объяснения необходимо приблизить команды, а затем дать команде перейти к границам старта. В этом случае учитель, объясняя игру, становится между игроками в середине площадки, на боковой границе и поворачивается к одной или другой команде. Следует помнить, что презентация игры должна сопровождаться показом. Видимость помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не останется вопросов. Учитель должен стоять на видном месте боком или в крайнем случае лицом к свету, но чтобы видеть всех участников и следить за их поведением.

           Правильное объяснение игры сильно влияет на ее успех. Как уже упоминалось, перед началом игры учитель обязан четко визуализировать свой контент, анализировать его заранее и только затем приступить к объяснению. Правила должны быть краткими: длительное объяснение может помешать восприятию игры. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Правило должно быть логичным, последовательным. Любая игра должна быть объяснена примерно в соответствии с этой схемой: a) название игры (вы можете сказать, для какой цели играется игра); б) роли игроков и их местоположение на поле; c) содержание игры; г) цель игры; д) правила игры. Объяснение игры заканчивается ответами на вопросы игроков. Ответ должен быть громким, одновременно обращаясь ко всем. Говоря о ходе игры, учитель, несомненно, коснется правил, но в конце правил нужно еще раз заострить свое внимание, чтобы дети понимали их лучше. Правили не должны проговариваться монотонно, желательно выделить важные моменты в игре.  Учитель должен обратить внимание на настроение учеников: если они отвлекаются, необходимо правила игры сократить. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда ученики играют в нее впервые. При повторении игры просто нужно напомнить основной контент и объяснить дополнительные правила и методы.

           Учитель в игре должен установить такой порядок, при котором каждый ребенок должен вести игру (быть ее капитаном) поочередно. Можно назначать его по-разному:  по назначению учителя; жребий; справедливо установить последовательность в выборе командира, чтобы каждый участник мог им стать. Это способствует развитию организационных навыков и деятельности.  Игрок, который оказывается самым подвижным, быстрым, становится ведущим игроком в предыдущей игре. Но об этом необходимо заранее сообщить участникам, чтобы они стремились показать необходимые качества в играх. Отрицательная сторона этого метода заключается в том, что слабые и менее ловкие дети не смогут стать капитаном.

           Распределение для команд также может осуществляться различными способами: а) учитель распределяет игроков по командам по своему усмотрению в случаях, когда необходимо собрать равные команды сил. Этот метод чаще всего используется в сложных подвижных и спортивных играх; б) еще один способ распределения игроков в командах - это построение учеников в шеренге и вычисление для первого или второго: первые числа будут одной командой, вторая - другой командой. Такое быстрое распределение полезно для урока, поскольку оно ограничено во времени, но его недостатком является то, что команды не всегда равны по силе; в) можно разделить игроков на команды с помощью фигурного марша или расчета движущейся колонны. В каждой шеренге должно быть столько людей, сколько требуется для игры. Этот метод также не требует много времени, но состав команд случайный и часто неравный по силе; г) также используется метод разделения команд путем договора. В этом случае дети выбирают капитанов, разделенных на пары (примерно равные по силе), распределяют, кто будет кем, а капитаны выбирают их по их именам. С этим разделением команды почти всегда равны по силе. Этот путь очень любят дети, потому что данное распределение само по себе является игрой. Однако его недостатком является невозможность использования его на уроках: оно занимает много времени; д) метод сегрегации по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, вербуют игроков в свою команду. Это довольно быстрый метод, и команды в основном равны по силе. Отрицательная сторона этого метода заключается в том, что капитаны неохотно принимают слабых игроков, что часто приводит к оскорблениям и ссорам среди игроков. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не делать выбор до конца и делить оставшиеся на расчет. Метод назначения капитанов должен использоваться только в играх со школьниками старшего школьного возраста, которые могут правильно оценить силу игроков.

         Подбор капитанов команд: роль капитанов команд очень высока: они несут ответственность за поведение всей команды в целом и отдельных игроков. Капитану предоставляется право распределять роли в команде, следить за соблюдением правил и дисциплины. Он непосредственный помощник учителя. Обычно формируются команды, и только тогда назначаются капитаны. В случае деления на команды по выбору капитаны выбираются заранее. В постоянных командах капитаны периодически переизбираются. Для каждой игры учитель выбирает помощников, которые контролируют соблюдение правил, учитывают результаты игры и распределяют и организуют инвентаризацию. Количество помощников зависит от сложности правил и организации игры, количества игр и размера игрового поля. Учитель объявляет о назначении помощников всем, кто играет. В зависимости от сложности игры и задач, которые необходимо решить в ходе занятий, помощники могут разъяснять правила и в процессе игры.

         Управление игрой чрезвычайно важно. Игра должна начинаться организованно и своевременно, согласно условному сигналу (команда, свисток, хлопанье, размахивание или переворот). Условные сигналы лучше всего чередуются для того, чтобы дети учитывали точность и скорость двигательной реакции. Учитель заранее предупреждает детей о выбранном им сигнале и дает его только после того, как он убежден, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места. После того, как игра началась, учитель внимательно следит за ее прогрессом, поведением игроков, исправляет и комментирует, не останавливая общий ход игры. Если большинство игроков совершают ту же ошибку, они могут приостановить игру и дать указания о том, как правильно выполнять трюки игры, обращая внимание на тактику. Вместе с тем он дает детям максимум инициативы и остается беспристрастным и объективным судьей. Если подвижная игра сложна, учитель сначала вводит детей в основные правила, а затем постепенно дополняет их в ходе игры. Чтобы дать сигнал к концу игры, лучше всего, когда все участники наслаждались этим, но не переусердствовали. Игра не может быть остановлена криком, суровой командой, так как такой неожиданный конец для учеников, может вызвать негативную реакцию, неудовлетворенность.

           Часто во время игры дети должны сдерживать себя. На пределе своих возможностей возникает своего рода «механизм с автоподзаводом», основой которого является игровое удовольствие. Для учителя важно следить за психологическим климатом мобильной игры, ее процесс должен быть приятным для детей. Это возможно только в том случае, если участники активны, творческая инициативны и независимы. Очень важно уметь мотивировать детей в игре. Чтобы сделать игру интересной, она должна быть в интересах и возможностях детей. Необходимо обратить внимание на желания игроков, их настроение. Одной из наиболее важных задач учителя является возможность войти в детский коллектив, присоединиться к сфере игровых действий. Иногда учитель может напрямую играть (кроме игр с элементами конкурса). Это делается в тех случаях, когда вам нужно показать отличный образец способности играть. Принимая участие в игре, он не только повышает интерес игроков, но и показывает им, как лучше использовать отдельные трюки, определенные тактические комбинации.

          В играх негативные эмоции не должны присутствовать, необходимо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему, состояние здоровья и поведение детей. Чтобы сделать это, необходимо избегать обиды, гнева или страха в играх, которые способствуют образованию нежелательных качеств. В совместных действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока. Необходимо учить игроков не теряться, если им нужно перейти от атаки к защите. Но в случае перехода к защите игроки должны стремиться к «защите - продвижению».  Чтобы регулировать физическую и эмоциональную нагрузку, можно использовать следующие методы: изменить продолжительность и количество повторений игровых элементов; увеличить или уменьшить размер игрового поля; усложнять или упрощать правила игры; использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера; внедрить короткие перерывы.

          Важным фактором при выборе дозировки игры является характер предыдущей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после большого количества физических или умственных усилий, необходимо предложить сидячую игру, исключающую методы, требующие высоких напряжений. Интенсивные игры должны чередоваться с играми с небольшими интенсивностями. По мере роста эмоционального состояния игроков увеличивается и рабочая нагрузка. Дети, порой, теряют чувство меры, стремясь превзойти друг друга, не рассчитывают на свои способности. Они могут не чувствовать усталости.  Иногда рекомендуется останавливать игру, хотя игроки еще не почувствовали необходимость отдыха. Желательно, чтобы все игроки получали примерно одну и ту же нагрузку. Особое внимание следует уделить физически слабым детям. Им нужна индивидуальная дозировка: сокращенные расстояния, легкие задачи, меньше времени в игре.

          Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неправильные действия имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры учитель создает спокойную обстановку, если необходимо, собирает информацию от помощников и громко объявляет результаты. При определении результатов игры учитывается не только скорость, но и качество выполнения задачи, о которой необходимо заранее предупредить участников. Учитель также оценивает знание правил и их соответствие, способность надлежащим образом и последовательно действовать в игре, использовать знакомые двигательные действия в определенных игровых ситуациях. При оценке действий учеников учитель учитывает допущенные ими ошибки, которые условно могут быть разделены на небольшие и значимые. Малые могут включать ошибки, связанные с незначительными отклонениями от правильного использования игровых приемов, но которые не оказывают решающего влияния на ход игры (неточная передача мяча, выход за пределы площадки). Существенной ошибкой может считаться ненадлежащее использование ранее приобретенных моторных действий, которые влияют на ход игры или не отвечают требованиям игровой этики. В силовых играх - это чрезмерно резкие толчки, вызывающие падения, в играх с мячом - неправильное удержание мяча в ущерб коллективной игре, а также незнание или нарушение основных правил.

         Подведение итогов игры имеет педагогическую ценность для самого учителя: наблюдения и выводы, сделанные в ходе игры, которые учитель не может разделить с детьми, имеют большое значение для работы с детским коллективом и каждым учеником индивидуально. В дополнение к прямой оценке реализации методов и правил игры, о которых говорилось ранее, в процессе проведения различных игр учитель может сделать следующие замечания о поведении учеников, чтобы прояснить особенности их физического развития, темперамент и характер: оценить общее физическое развитие ребенка; степень развития индивидуальных физических качеств;  способность сочетать эти моторные качества в игре;  способность концентрировать внимание (в присутствии посторонних раздражителей); ребенок проявляет инициативу и настойчивость;  проявление трусости и нерешительности; отношение к противникам в игре; отношение к товарищам по команде (терпимость, взаимопомощь); отношение к их собственным ошибкам и их исправление во время повторной игры; общая дисциплина, требовательность к себе; отношение к победе, поражению.

           При объявлении результатов необходимо обсудить игру вместе с участниками, выявить их ошибки и указать на положительные аспекты, отметить участников, которые хорошо выполняли отдельные роли, а также тех, кто соблюдал правила игра и проявила творческую инициативу. В таком обсуждении правила лучше понятны, детали игры указаны, конфликты разрешены. Анализ помогает  понять, насколько освоена игра, какие игроки любят и что им нужно для работы в будущем.

           Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6- 7 до 11 лет (1-4классы). Данный возраст школьников характерен тем, что в нем происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности. Младшее школьное детство – это период, когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. В начальной школе происходит психологическая перестройка в деятельности ребенка, т.к. ранее главенствующая роль игры как инструмента познания переходит к учению. Игра – наиболее освоенная школьниками младшего возраста деятельность. В ней они берут образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. В педагогическом процессе игра выполняет ряд функций: обучающую,  развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психотехническую, самовыражения, компенсаторную.   Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, но и для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.  Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов, именно в игре начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память, в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Осознанная деятельность раньше и легче выделяется именно в игре. Соблюдение правил само по себе требует от ребенка сосредоточения на содержании игры, ее действиях и сюжете. Потребность в общении и эмоциональном поощрении подталкивают ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Действия в сюжетно-ролевой игре создают основу для развития особого свойства мышления, позволяющего перевоплощаться в какой-либо персонаж, предвосхищать и в соответствии с этим строить свое поведение, способствуют успешной социализации ребенка. Игра оказывает влияние на личность, поскольку в игре ребенок не только удовлетворяет свою двигательную активность, но и знакомится с поведением и взаимоотношениями между людьми, правилами поведения, соблюдение которых способствует формированию волевой регуляции поведения. Игра как одна из ведущих деятельностей, способствует развитию рефлексивного мышления, под которым понимается способность анализировать свои собственные действия, поступки и мотивы, соотносить с действиями, поступками, мотивами других и общечеловеческими ценностями.  

           В игре ребенок приобретает навыки общения, развивает коммуникативные способности. Игра, ее смысл, заключаются в развитии  всех способностей и задатков ребенка, ведя за собой развитие и создавая зону ближайшего развития. Игра может служить средством диагностики для определения уровня развития ребенка, а так же стимулировать исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации, развивает познавательные способности, наблюдательность, сообразительность и любознательность.  Игра формирует абстрактное мышление, обобщение и категоризацию, благодаря отвлеченности от конкретной предметной ситуации. Ролевые игры развивают произвольное внимание и произвольную память через воспроизведение внутреннего содержания роли и стремления к лучшему ее выполнению, что имеет большое значение для успешности школьного обучения.   В игре формируется самосознание ребенка, а именно способность к идентификации через вхождение в образ и отождествления себя с ним. На этой основе формируется личностная децентрация (отделение себя от других) и произвольность, которые являются важным условием социализации ребенка.  Отделение себя от других возможно только в коллективной ролевой игре, которая способствует восприятию не только собственной позиции, но и позиции других участников. Отмечено, что игра – это наилучшая возможность гармоничного объединения обучения и развития. Игра способствует развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координационных способностей, быстроты, силы, меткости, выносливости.

          При обучении детей практически общепризнанной сейчас является необходимость применения игровых методов в учебной деятельности, но эту же задачу можно с успехом решать, применяя отдельные элементы учебной деятельности в игре. На любом этапе развития, в любой форме игра способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию ребенка. Большое значение в развитии психики имеют и соревновательные игры, которые дают ряд возможностей для развития личности, ориентация на достижения сверстников, стремление быть как все, стимулирует развитие ребенка, повышает уровень его притязаний. В то же время в соревновательной игровой деятельности заложена и возможность неудачи. Важно, чтобы нереализованные притязания ребенка не лишали его в дальнейшем стремлению к успеху, поскольку очень часто ребенок просто отказывается от участия в дальнейших играх.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе...

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе

По данной теме предлагаются игровые технологии на уроках математики и русского языка....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способносте...

Применение технологии развития двигательных качеств обучающихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма на уроках физической культуры в начальной школе.

В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания школьников, для этого нужно вести учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, физической подготовле...