Кружок "ОФП"
рабочая программа по физкультуре (3 класс)

Зимина Светлана Владимировна

Рабочая программа и планирование.3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ofp_3_klass.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «ОФП» (ФГОС) для 3 классов

                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа  секции по общей физической подготовке «ОФП» (3 класс ФГОС) по физической культуры, разработана и составлена на основе:

        - Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования (ФГОС НОО – 1 – 4  классы). Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями.

Образовательная программа составлена в соответствии с:

  1. Закон РФ «Об образовании»  от 29.12.2012 № 273 – РФ (вступил в силу 01.09.2013)
  2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования».
  1. Положение об организации внеурочной деятельности в начальной школе. Письмо МинОбрНауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011года « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре. Некоторые учащиеся страдают гиподинамией, другие - гиперактивны.

Современные дети в своём большинстве испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушение быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Актуальную проблему развития двигательной активности детей решает данная программа.

Цели и задачи программы

Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Оздоровительные:

  • укреплять здоровье и закаливать занимающихся;
  • удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
  • ведение закаливающих процедур;
  • укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;
  • снимать физическую и умственную усталость.

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с правилами самоконтроля, состояния здоровья на занятиях и дома;
  • формировать правильную осанку;
  • обучать дыхательным упражнениям;
  • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
  • формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
  • совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

Воспитательные:

  • прививать жизненно важные гигиенические навыки;
  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
  • формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Срок реализации: 

           Программа ориентирована на детей 7-10 лет без специальной подготовки.

В группы принимаются дети, на добровольной основе. Программа рассчитана на 1 год  обучения.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Формы занятий:

  • групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
  • занятия оздоровительной направленности;
  • праздники;
  • эстафеты, домашние задания.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

Эффективность реализации программы:

  • информационно-познавательные (беседы, показ);
  • творческие (развивающие игры);
  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).

Календарно-тематическое планирование спортивного кружка по ОФП с элементами подвижных игр для 3 класса

№ занятия

Содержание занятия

дата

план

факт

1

Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по физической культуре. Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещенное движение»

2

Игры на внимание «Класс, смирно!», «Запрещенное движение»

3

Игры «Море волнуется – раз», «Прыгай через ров»

4

Беседа о правильном режиме дня. Игра «Волк во рву». Челночный бег.

5

Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Зайцы в огороде»

6

Игры «День – ночь», «Попрыгунчики – воробушки».

7

Игры «День – ночь», «Море волнуется – раз». Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два.

8

Подвижные игры на свежем воздухе по выбору.

9

Предупреждение спорт, травм на занятиях. Строевые упражнения с перестроениями из колонны по одному в колонну по два. Игра «Салки», «Два мороза»

10

Игра «Класс, смирно», «День – ночь». Дыхательные упражнения.

11

Малые олимпийские игры с элементами бега, прыжков и метания мяча.

12

Игры «День – ночь», «Море волнуется – раз». Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два.«Невод», «Гусеница».

13

Упражнение на гибкость. Акробатика. Перекаты. Группировка.. Игра «Два мороза»

14

Упражнение – пресс, отжимание. Построение и перестроение. Акробатика. Перекаты. Группировка.. Игра «Два мороза»

15

Прыжки на скакалке. Акробатика. Кувырок вперед, равновесие.

16

Построение и перестроение. Упражнение мост. Ходьба по гимнастической скамейке разными способами. Игры эстафеты с элементами акробатики.

17

Построение и перестроение. Ходьба по гимнастической скамейке разными способами.

18

Акробатика. Кувырок вперед, равновесие. Игра «Салки», «Стая».

19

Подвижные игры по выбору.

20

Игры-эстафеты с мячом. Основные перемещения в баскетболе. Стойка, повороты, остановка.

21

Игры «день – ночь», «Попрыгунчики – воробушки».

22

Игра «Школа мяча». Техника ведения мяча. Игра «играй, играй. Мяч не теряй».

23

Игра «Школа мяча». Техника броска мяча в кольцо. Игры «Мяч в корзину», «попади в обруч». Бег с ускорением по прямой.

24

Техника передвижения. Ведения мяча с заданием. Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий. Игра «Метко в цель»

25

Ловля и передача большого баскетбольного мяча. «Играй, играй, мяч не потеряй».

26

Игра «Охотники и утки». Ловля, бросок, передача мяча.

27

Игра «Охотники и утки», ловля, бросок, передача мяча.

28

Прыжки в длину с места. Игра «Прыжки по полоскам». Бег с ускорением.

29

Прыжки. Прыжковые упражнения. Прыжки в высоту через веревочку. Игра «Зайцы в огороде», «Пятнашки»

30

Силовая подготовка. Пресс, подтягивание. Упражнение со скакалкой. Игра «Удочка»

31

Игры «День – ночь», «Море волнуется – раз». Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два.

32

Бег. Беговые упражнения. Игра «Прыгай через ров».

34

Игра «Салки с мячом», «Кто дальше бросит». Метание большого и малого мяча в цель.

35

Подвижные игры на свежем воздухе по выбору.

Планируемые результаты изучения предмета:

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

уважительное отношение к физической культуре как важной части общей культуры;

  • понимание значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
  • понимание позитивного влияния физической культуры на развитие человека;
  • уважение к достижениям российских спортсменов в истории физической культуры и спорта.

Учащиеся получат возможность для формирования:

понимания ценности человеческой жизни;

  • познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
  • понимания физической культуры и здоровья как факторов успешной учёбы и социализации
  • самостоятельности в выполнении личной гигиены;
  • понимания личной ответственности за своё поведение в командных соревнованиях, в подвижных играх (на основе правил и представлений о нравственных нормах);
  • способности проявлять волю во время выполнения физических упражнений, трудолюбие, упорство в развитии физических качеств;
  • понимания причин успеха в физической культуре; способности к самооценке;
  • саморегуляции в управлении своими эмоциями в различных ситуациях.

Предметные

Учащиеся научатся:

   понимать значение физической подготовки;

определять частоту сердечных сокращений при физической нагрузке;

   выполнять соревновательные упражнения;

  • руководствоваться правилами составления комплексов упражнений, направленных на развитие физических качеств;
  • выполнять строевые упражнения;
  • выполнять различные виды ходьбы и бега;
  • выполнять прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги »;
  • выполнять прыжок в высоту с прямого разбега;
  • метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 5 м на дальность;
  • выполнять несколько кувырков вперёд, выполнять стойку на лопатках, выполнять «мост» из положения лёжа на спине;
  • перелезать через гимнастическую скамейку и горку матов;
  • выполнять танцевальные шаги;
  • играть в подвижные игры;
  • выполнять элементы спортивных игр;
  • измерять длину и массу тела, показатели физических качеств.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о первых соревнованиях на территории Древней Руси;
  • определять влияние физической подготовки на развитие физических качеств;
  • соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
  • понимать влияние закаливания на организм человека;
  • самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие определённых физических качеств;
  • выполнять комбинации из элементов акробатики;
  • организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь правилами;
  • объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
  • самостоятельно выполнять заданные комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
  • координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
  • анализировать и оценивать результаты, находить возможности и способы их улучшения (под руководством учителя);
  • участвовать в подвижных играх, руководствуясь правилами.

Учащиеся получат возможность научиться:  

  • ставить собственные цели и задачи по развитию физических качеств;

•        планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении физических упражнений и в спортивных играх;
  • соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • самостоятельно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
  • выделять эстетические характеристики в движениях человека, оценивать красоту телосложения и осанки;
  • организовывать подвижные игры во время прогулок.

Познавательные

 Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • различать виды физических упражнений, виды спорта;
  • сравнивать, группировать, классифицировать виды спорта летних и зимних Олимпийских игр;
  •  устанавливать зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки;
  • устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и воспитанием характера человека. Учащиеся получат возможность научиться:
  • находить нужную информацию, используя словарь учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
  • устанавливать и объяснять связь между физической культурой и здоровьем человека, развитием человека;
  • сравнивать, классифицировать виды ходьбы и бега, виды спорта;
  • соотносить физические упражнения с развитием определённых физических качеств и группировать их;
  • устанавливать связь между изменениями в сердечной, дыхательной, мышечной системах организма и физической нагрузкой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
  • задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
  • понимать действия партнёра в игровой ситуации. Учащиеся получат возможность научиться:
  • участвовать в беседе и рассказывать о первых соревнованиях на территории Древней Руси, о достижениях российских спортсменов на Олимпийских играх;
  • высказывать собственное мнение о значении физической культуры для здоровья человека, для личного здоровья;
  • задавать вопросы уточняющего характера по организации игр;
  • координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

Ожидаемые результаты.

   В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Знать и иметь представление:

  • об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
  • о способах и особенностях движений, передвижений;
  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
  • о причинах травматизма и правилах предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.

Список литературы:

При составлении программы использованы следующие нормативные документы:

  1. Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29. 04. 1999г. №8.
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;
  3. Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. № 1236;
  4. Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992.
  5. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994
  6. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 1980.
  7. Шефер И.В. Дружи с гимнастикой. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
  8. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение«, 1976.
  9. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
  10. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
  11. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – ХI классов, Москва, «Просвещение», 2008 год.
  12.  Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения, М.: Издательский центр «Академия», 2002 год.