Информационные технологии.
материал по информатике на тему

Реферат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnye_tehnologii.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

1.Понятие информационной технологии.                                                          2

2.Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций.                                                                                        2      

3.Использование новых информационных технологий в школе.                    5

4.Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе.                                                                                  7

5.Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога.                                                   8

6.Программа - автоматизированное рабочее место “Школа”.                          9

7.Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети.    10

8.Литература.                                                                                                        11

1. Понятие информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

2.Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций.


Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".
Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Новая информационная технология — информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.
Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:
-интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
-гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.
По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств - программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.
Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.
Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий — управленческой и компьютерной — залог успешной работы информационной системы.
Информационная технология — совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на

компьютере.
Информационная система — человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
- иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
Оснащение организаций, предприятий, фирм новыми аппаратными и программными средствами, наращивающими возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятиями «информационные технологии», которые характеризуются средой, где они осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
-техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
-программная среда (набор программных средств);
-предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
-технологическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка

эффективности и др.

Изменения в социальном пространстве оказывают существенное влияние на содержание и направленность коммуникативных процессов. Появляются возможности накопления и переработки информации при новых формах коммуникации. Происходящее изменение информационного поля в условиях компьютеризации влияет на мировосприятие современного человека, создавая новый тип мышления.
На современном этапе в контексте информатизации жизнедеятельности общества вообще управленческая деятельность, в том числе, может осуществляться с помощью компьютерных технологий. Что представляется не только как межличностное общение с помощью сети Интернет, но и как общение человека с компьютером, который обретает некоторые человеческие черты. Таким образом, именно диалог человек - машина является главным отличием электронной коммуникации от устной или документальной. В результате тем или иным образом преобразуются все прошлые типы и формы общения, активно функционирующие в новом качественном единстве друг с другом.
Менеджеру необходимо учитывать особенности деятельности подчиненных, работа которых непосредственно связана с компьютером. Компьютер сегодня становится рядовым средством общения, а в будущем может превратиться в одно из основных средств коммуникативного взаимодействия. Если это действительно произойдет, то логика компьютерных сетей неизбежно начнет превращаться в логику общения современного человека, у которого неизбежно произойдет сокращение социального взаимодействия, сужение социальных связей, развитие депрессивных ситуаций вследствие одиночества. В этой ситуации менеджеру необходимо принять предупредительные меры против нежелательных последствий. Важно одновременно развивать два типа общения: реальный и виртуальный. Что означает применение информационных средств как важнейшего инструмента в управленческих процессах невозможных без непосредственного контакта с сотрудником. Межличностное общение продолжает оставаться основой управленческой деятельности в виду отсутствия у некоторых менеджеров и их подчиненных возможности и внутренней мотивации использовать технические средства.
Для решения проблем более эффективного обучения профессионально-деловому общению в возникшей качественно новой информатизированной среде необходимо овладевать знаниями теории и практики реальной и виртуальной коммуникации в различных сферах и ситуациях профессионального общения.

3.Использование новых информационных технологий в школе.

Новые информационные технологии приживаются в нашей стране крайне неравномерно. Как эта неравномерность соотносится с возможностями и потребностями конкретного учителя? Могут ли новые информационные технологии дать новый импульс уже состоявшимся профессионалам?Ответы на данные вопросы очевидны. В отсутствие приемлемого (адекватного трудозатратам) уровня заработной платы новые информационные технологии - один из существенных факторов, способных в силу своей новизны, объективной интересности и современности, привлечь в школу молодежь, и не дать уйти из школы опытным преподавателям. Привлекает интересное и современное, как по сути, так и по содержанию дело. Вместе с тем, очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями. Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к современным электронным ресурсам в Интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного исторического образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.Представляется, что сейчас уже можно составить некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей работе. При этом четко можно выделить пять уровней такого пользователя. Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”; более или менее регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание списков и картотек; шаблонных форм, спокойное отношение к создаваемым в компьютерном виде работам учащихся; элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.Уровень второй - открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет. Возможно выделение промежуточного этапа - знакомство с тематическими CD-ROMами. Несмотря на низкий учебно-методический уровень последних, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, и, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Школьники начинают ставить его в пример другим предметникам, и в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher. В руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия. До применения этих программ на уроке дело еще не дошло, но учитель уже начинает выступать авторитетным консультантом во внутришкольных проектах. Под руководством предметника ученики создают свои тематические Web-страницы, а учитель информатики или сетевой координатор помогает в публикации этих материалов в сети “Интернет”. Для третьего уровня характерны также попытки создания электронной библиотеки учителя и проекты по написанию несколькими педагогами общего учебного пособия.

Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”. Важно, что для такого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.

4.Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе.

Одна из составляющих программы информатизации - преподавание информатики как учебного предмета. Необходимо во всем образовательном процессе использовать мультимедиа учебники и Интернет - технологии. Но на пути внедрения этих технологий возникают проблемы:

  1. отсутствие в школе организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру - из-за наличия компьютеров в школе только в кабинете информатики и предназначенных в основном для обучения учащихся;
  2. участникам педагогического процесса, учащимся и учителям, не предоставлен свободный доступ к компьютеру для работы в глобальной сети и с мультимедиа учебниками;
  3. нет заинтересованности учителей - предметников в проведении уроков, связанных с применением в учебном процессе электронных носителей информации, из-за отсутствия поддержки (материальной, организационной, методической и пр.);
  4. преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.

Для решения этих проблем существует программа, которая позволяет использовать информационные технологии в образовательном процессе.

Цели программы:

  1. создание единой информационной среды города, района и т.д., обеспечивающей повышение качества образования;
  2. эффективное использование научно-педагогического потенциала;
  3. поэтапный переход к новому уровню образования на основе новых технологий, с использованием электронных учебников.

Задачи программы:

  1. формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования;
  2. предоставление образовательным учреждениям, участникам образовательного процесса (ученикам, преподавателям) свободного доступа к компьютерной технике, к глобальным информационным ресурсам, программным средствам (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам);
  3. применение Интернет - технологий и мультимедийных учебников в учебном процессе;
  4. подготовка педагогических, административных кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Ожидаемые конечные результаты:

  1. создание в школах электронных библиотек;
  2. свободный доступ учащихся и преподавателей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам общеобразовательной школы;
  3. повышение качества образования в учебных учреждениях.

Научно-методическое обеспечение программы:

  1. программа обеспечена существующей в настоящее время научно-методической базой и инструментами по созданию электронной информации, её записи, тиражированию;
  2. программа обеспечена программными средствами для автоматического сопровождения информации и удобства её использования учителями-предметниками, учащимися;
  3. программа реализуется в рамках федеральной и краевой программы “Компьютеризация сельских школ”.

5.Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога.

Одним из элементов профессиональной компетенции педагога является владение информационно- коммуникационными технологиями. Один из способов повышения квалификации - дистанционное образование на муниципальном уровне. К средствам дистанционного образования относятся:

  1. кейсы предметных модулей;
  2. Интернет-ресурсы;
  3. мультимедиадиски.

Информационно-коммуникационные технологии понимаются мною, как способы получения, обработки, хранения и распространения информации с помощью современных машин и программных продуктов. Таким образом, перед педагогом, пришедшим на курсы повышения квалификации, ставится несколько задач:

  1. освоение основ пользования персональным компьютером;
  2. изучение работы базовых программных продуктов: текстового редактора Word, табличного редактора Excel, программы - презентации Power Point, программы почтовой связи, программы работы в Интернете Internet Explorer;
  3. осознание целей, методов, способов, приемов включения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, учитывая не только специфику преподавания предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.

6.Программа - автоматизированное рабочее место “Школа”.

В настоящее время многие школы имеют компьютеры. Это дает возможность их применения в различных направлениях, в том числе и для повышения оперативности управления школой. Применение компьютеров может резко ускорить анализ учебно-воспитательной работы, облегчить построение разнообразных отчетов, графиков, диаграмм, а вместе с тем и сэкономить рабочее время директоров и завучей школ, учителей предметников, библиотекарей, а также учителей информатики. Важной также представляется открывающаяся возможность накопления и анализа, данных работы школы за длительные промежутки времени. Создание базы данных всех учащихся и педагогических работников позволит быстро отслеживать динамику происходящих в школе процессов.Проект предусматривает создание единой школьной базы данных с информацией обо всех учащихся и педагогических работниках и построение локальной вычислительной сети для обеспечения доступа к этим данным директора, завуча, секретаря, педагогов, организаторов внеклассной работы, библиотекарей.В базе данных будут храниться личные дела всех учащихся и выпускников школы, а также дошкольников. Сюда входят, в том числе и четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые оценки учащихся, сведения о родителях и их месте работы, попечителях, категориях семей, домашние адреса учащихся, домашние и рабочие телефоны родителей, характеристики учащихся. Предусмотрено хранение личных карточек педагогических работников школы с подробными сведениями о каждом из них: паспортными данными, сведениями об образовании и повышении квалификации, датах приема и увольнения с работы, педагогической нагрузке и т.п.

При приеме учащегося в школу или учителя на работу секретарь одновременно с оформлением бумажной документации вносит соответствующие сведения в базу данных. По результатам каждой четверти вносятся отметки. Завуч сможет при помощи разрабатываемой мною программы - автоматизированное рабочее место - в автоматическом режиме построить отчеты об успеваемости и качестве знаний учащихся по классам, параллелям, ступеням (начальная, основная, средняя школа) и итого по школе, сравнить их с результатами прошлых лет, построив диаграмму, выяснить динамику изменения качества знаний каждого класса или параллели классов по заданному предмету. Можно проследить также качество знаний и успеваемость учащихся у каждого учителя и сравнить эти результаты с результатами коллег. Отчеты могут быть представлены как в текстовой, так и в графической форме. Есть также возможность подведения итогов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, мероприятиях (школьных и городских), построения различных списков учащихся: по успеваемости, по возрасту, по категориям семей, по месту работы родителей, прибывших, выбывших, списков классов и т.д. Также быстро можно найти и информацию о требуемом учителе или построить отчет, обобщив данные. Например, диаграмму качественного состава педагогических работников (по категориям), таблицу сведений об образовании и повышении квалификации.Для эффективного использования АРМ предлагается поставить компьютеры в кабинеты директора и завучей, в библиотеку и объединить их в локальную вычислительную сеть между собой и с компьютерами кабинетов информатики и вычислительной техники. На стационарном компьютере или в любом кабинете вычислительной техники смогли бы во внеурочное время работать с базой данных учителя: вносить отметки, исправлять изменившиеся сведения об учащихся своих классов, распечатывать ведомости успеваемости к родительскому собранию, вносить корректировки в характеристики. Таким образом, была бы обеспечена работа с живыми данными и оперативность контроля при работе с постоянно обновляемой информацией.

7.Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети.

Организация локальной сети образовательного учреждения и в домашних условиях является первой ступенью развития школы:

  1. после появления данной локальной сети появляется стремление провести сеть в каждый класс (поставить компьютер в каждом классе), чтоб учитель мог свободно брать информацию к уроку, занесенную с головного компьютера или занесенного учениками из компьютерного класса, проектировать ее на доску;
  2. в результате у ученика появится стремление к учебе, потому что данный метод обучения – новый и перспективный.

Объединив все компьютеры школы в единую локальную сеть, возможен доступ в Internet со всех PC с одного модема. Такой вариант подключения очень дешевый, т.к. платят за один PC, а работают в Internet все. В этом реферате собран весь материал воедино, создан такой проект, который полностью соответствует теме, а так же является пособием неопытным пользователям в установке локальной сети. Данный реферат оснащен приложением, что гораздо ускоряет процесс обучения.

8.Литература.

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Формирование теоретических основ создания и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. // Электронные образовательные издания и ресурсы. Теория и практика. Бюллетень центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Вып. 1. / М.: ИСМО РАО, – 2006. С. 6-12.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Особенности подготовки педагогов к использованию Интернет-ресурсов в образовании. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, – 2006, №1(3) С. 14-19.

3. Гриншкун В.В. Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, – 2006, №2 (7). С. 52-57.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Авторская программа. Технологии. Информационные технологии.

Преимущества авторской  программы: в отличии от предмета « Технологии» , «Технологии. Информационные  технологии» позволяют  учащимся приобрести навыки необходимые им  в дальнейшей...

«Совершенствование компетентности информационных технологий: мультимедийных, компьютерной грамотности, интернет-технологий»

Цель: распространение опыта работы учителя по применению ИКТ. Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития...

Конспект урока по информационным технологиям в 9-м классе по теме «ИТ-технологии-активная среда нашего будущего» (рассчитан на 2 спаренных урока)

Прибегает ко мне сегодня директор школы, приносит вот такую "бумажку".  [IMG]/upload/blogs/detsad-96756-1418240031.jpg[/IMG] Официальное требование о проведение урока по ИТ-технологиям, под общим...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...