Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"
статья по информатике по теме

Черкашина Татьяна Ивановна

Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни в условиях информационного общества.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования.

Особую актуальность сегодня приобретают вопросы, связанные с формированием информационной культуры у учащихся младшего школьного возраста. По мнению ученых, младший школьный возраст сензитивен для формирования культуры личности в целом и одного из её сегментов - информационной культуры.

Однако анализ действующей практики в аспекте данной проблемы, позволяет утверждать, что в последние годы с введением обязательного предмета «Информатика», начиная со второго класса начальной школы, ярко высветились проблемы, связанные с поиском соответствующих этому возрастному периоду условий, методов, форм и содержания обучения. Действующие программы, как показывает их анализ, не обеспечивают целостность в формировании основ информационной культуры у младших школьников.

Всё это обозначило явное противоречие между потребностью общества в личностях готовых к самостоятельной, культурной, информационной деятельности и готовности системы образования, особенно её начального звена, к масштабному формированию основ информационной культуры у младших школьников.

Которое позволило выявить проблему нашего  исследования:  какие пути формирования информационной культуры в начальной школе будут наиболее эффективными?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Т.И.Черкашина

Иркутский государственный педагогический университет

     Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

     В современном мире создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Внедрение ИКТ в образование ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным для создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

     Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» [1]. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».

     ИКТ затрагивают все названные сферы. Наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

     Как показано в ряде работ [2,3], основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие: повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью; обеспечение нацеленности обучения на новые технологии информационного общества и, в первую очередь, на ИКТ; обеспечение большей доступности образования для всех групп населения; повышение творческого начала в образовании.

     Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов [1-3], новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.
    Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество. Примером успешной реализации ИКТ стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
 

     На пути движения России к информационному обществу и внедрения ИКТ в образование можно выделить три этапа: начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления; современный, связанный с созданием компьютерных систем, Интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий; будущий, основанный на использовании новых ИКТ.

      Применение информационных технологий вызывает необходимость в формировании у учащихся умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом. Поиск специалистами соответствующих способов деятельности личности в новой информационной среде находит свое обоснование в разработке понятия информационной культуры как одной из составляющей общей культуры человека.

     С.В.Михайлиди определяет информационную культуру как сформированную в процессе информационной деятельности систему знаний, умений, навыков и ценностных ориентации, выступающих в качестве средства осмысления явлений и принятия решений в информационной сфере. Рассматриваемое понятие охватывает сложный комплекс знаний, умений и навыков.

     В связи с тем, что в последние годы акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке - формированию основ информационной культуры, то данный процесс необходимо начинать уже на более ранних ступенях обучения. Это инициирует пересмотр существующих методов, форм и содержания обучения, а также предполагает необходимость изменения методики преподавания базовых предметов начальной школы.

     Вопросы формирования информационной культуры на разных ступенях обучения исследовали Андрианов Т.Д., Воробьёв Г.Г., Луканкин Г.Л., Михайлиди С.В., Милитарёв В. Ю., Сергеева Т.Ф., Суханов И.П.
Развитию алгоритмического мышления учащихся посвящены работы Дьяконова В.П., Житомирского В.Г., Заварыкина В.М., Истоминой Н.Б., Лапчика М.П., Ляховича В.Ф.

      Одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих, формированию информационной культуры у младших школьников состоит в применении ИКТ в учебном процессе. Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих возрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности.

     Поэтому исследования ИКТ и их роль в формировании информационной культуры у младших школьников приобретают особую актуальность.

     Использование ИКТ рассматривалось в трудах таких ученых как Г.И.Беленький, И.Д.Зверев, Д.М.Кирюшкин, П.Г.Кулагин, Н.А.Лошкарева, В.Н.Максимова, Т.Ф.Федорец, Н.В.Федорова.

     Принимая во внимание, что обучение в начальной школе должно проходить в условиях здравооберегающей среды, что накладывает ограничения на использование компьютеров в учебном процессе, возникает необходимость поиска путей формирования информационной культуры младших школьников не только на занятиях информатикой, но и в процессе изучения других предметов начальной школы.

     Анализ практики применения понятия «информационная культура» позволяет утверждать, что на сегодняшний день существует несколько подходов к его интерпретации.

     Понимание информационной культуры связано с такими основополагающими категориями как «информация» и «культура».

      К определению понятий «информация» и «культура» ведущими выступают информационный и культурологический подходы. [198] или Полякова Т.А..

     Большинство исследователей в своем определении информационной культуры исходят из информационного подхода. В рамках информационного подхода большинство исследователей С.А. Бешенков, А.П.Ершов, А.А.Кузнецов, Н.В.Макарова, Е.А. Ракитина подразумевают совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации. Как отмечает О.В. Якимцова, определения информационной культуры строятся только на использовании содержательного значения понятия информации, что значительно сужает рассматриваемое понятие.

     Привлечение культурологического подхода к толкованию понятия информационной культуры существенно расширяет его содержание.

     В рамках культурологического подхода информационная культура понимается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, составляющая процесса формирования культуры человечества [198].

     Не меньший интерес в последние годы вызывает информологический подход, в пространстве которого информационная культура определяется в качестве «методики, методологии и мировоззрения общества эпохи информатизации». В связи с тем, что именно информация становится основой, методологией эпохи информационного общества, перспективность такого подхода вполне очевидна [81]. Ю.С. Зубов и Н.А. Сляднева

      Для понимания феномена информационной культуры применяется и психолого-педагогический подход, определяющий как составную часть процесса всестороннего и гармоничного развития личности, решаемого современной системой образования [198].

     Обобщив взгляды ученых можно констатировать, что информационная культура это понятие: а) не имеет однозначного толкования, так как авторы рассматривают его с позиций различных наук - философии, социологии, психологии, информатики, библиотековедения, библиографоведения, а также семиотики, лингвистики, культурологии и т.д.; б) имеет различные сущностные признаки, например, уровень знаний, умения, способы обращения, результат деятельности субъекта, мера, степень, способ.

     На сегодняшний день нам наиболее близко определение, в котором информационную культуру следует рассматривать, как «свойство личности позволяющее, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс информатизации общества в целях саморазвития, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры общества, как гуманистической основы информатизации».[1]

     Анализ существующих определений «информационная культура» показал, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности. Это объясняется тем, что культура не существует без человека.

     Информационная культура личности, по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. А. Атаян выделяет три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

     Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

     Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, с ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека.

      Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки. [2] (Атаян)

      Автор выделяет следующие уровни сформированности информационной культуры обучающихся: низкий, средний и высокий.    

      Людям низкого уровня информационной культуры свойственны формальное принятие знаний, стереотипность мышления, произведение учебных действий по образцу, низкий познавательный интерес, пассивность в ситуациях информационного взаимодействия.

      Средний уровень информационной культуры характеризуется осознанным освоением знаний, самостоятельностью суждений, решением поставленных задач различными способами, заинтересованностью в получении информационных знаний и умений.

     Люди с высоким уровнем информационной культуры отличаются способностью анализировать усвоение знаний, гибкостью мышления, творческим стилем информационной деятельности.

     Структура информационной культуры личности у автора представлена такими ключевыми понятиями как: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».    

     Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе.

     Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах.

     Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков.

     Ценности являются способом регуляции поведения.

     Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить структурные компоненты информационной культуры личности: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.

     Когнитивный компонент характеризует отношение учащегося к теории и практике информатизации (знания и представления о новой информационной картине мира в идеях, гипотезах и теориях).

     Содержательный компонент определяет систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося., гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде.

     Коммуникативный компонент включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды.

     Рефлексивный компонент представляет собой систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком.  

     Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры информационной культуры личности.  

     Изучая работы современных философов, социологов, педагогов, психологов  мы заметили, что все они, используя различную терминологию, придерживаются одного и того же мнения:  для гармоничного развития личности в  условиях современного информационного общества человек должен:

- приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией;

-  обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям;

-  иметь мировоззрение информационного общества;

-  уметь формулировать свои информационные запросы;

- осуществлять самостоятельный информационный поиск различных видов документов;

- обладать навыками анализа и синтеза информации (например, составление простого и развернутого планов, конспектирование, аннотирование и реферирование, подготовка обзоров, составление библиографического описания, оформление цитат и ссылок, списка использованной литературы);

- владеть  технологией информационного самообеспечения;

- уметь планировать свою деятельность;

- проектировать и строить информационные модели. [86].

      В складывающейся ситуации возрастает роль общеобразовательной школы, главной задачей которой и становится формирование совокупности всех этих новых знаний, умений и навыков, получивших в современной литературе наименование «информационная культура». [86]

      Именно в школе начинается формирование информационной культуры, при этом большая роль отводится  учебному процессу и информационным технологиям.  Важно чтобы формирование информационной культуры представляло собой не только совокупность базовых умений на уровне пользователя компьютера, но и рассматривалась как элемент общечеловеческой культуры.

     Необходимость его раннего формирования, на уровне начальной школы, отмечается многими специалистами. На наш взгляд именно на этом этапе обучения закладываются представления об основных способах деятельности, связанных с усвоением форм и приемов работы с разнообразной информацией. [161]

     Одним из важных факторов, влияющих на эффективность деятельности современной школы по формированию информационной культуры у младших школьников, является учёт психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.

     Психологический аспект изучения младшего школьного возраста неотделим от педагогического и особенно значим для совершенствования процесса обучения, то есть целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка должно опираться на учет возрастных индивидуальных психологических особенностей.

     Для организации эффективного процесса формирования информационной культуры у младших школьников необходимо иметь представление об общих тенденциях развития учащихся младших классов.

     В последние годы начало обучения детей в школе перенесено с 7 лет на 6. Это означает, что рассматриваемый нами младший школьный возраст начинается с 6 – 7 до 10 – 11 лет.

     Младший школьный возраст это особый период в развитии ребёнка. Поступление в школу представляет собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность.

     На её основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности: рефлексия, анализ, мысленное планирование, которые являются центральными новообразованиями младшего школьного возраста. В этом возрасте у детей происходит становление потребности и мотивов учения. Младший школьный возраст – это возраст вхождения в учебную деятельность, овладение её структурными элементами.  

     Специалисты утверждают, что в этом возрасте ребёнок овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности в дальнейшем, на последующих этапах обучения.[  ]

     Ведущая деятельность это такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития. Но в то же время для учеников первого класса основной все еще является игровая форма деятельности. Учиться для первоклассников означает осваивать и закреплять преподносимое им. Они пока почти исключительно вбирают, впитывают. Импульсивность детей, их склонность сразу реагировать придают занятиям стремительность и напряжение, обусловливают их насыщенность. Необходимы частые переходы от одних заданий к другим; чтобы внимание ребят было напряжено, не следует затягивать паузы. При использовании рисунков целесообразно применять контурные изображения, так как они не отвлекают детей на собственные фантазии. Управление движением взгляда ребенка нужно обеспечить с помощью стрелки на экране, курсора и т. д. Очень важно, чтобы анализ и синтез воспринимаемого изображения сопровождались каким-либо практическим действием, т. е. чтобы ребенок не только зрительно воспринимал изображение, но и мог сам строить его.

Логическое мышление учащегося младшего школьного возраста подразумевает способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также умение правильно воспринимать и понимать сложные логические структуры (с использованием кванторов общности и существования «все» и «некоторые»), правильно понимать и достраивать (продолжать) несложные составные высказывания, использующие причинно-следственные связи («если ..., то ...»), выбирать правильно построенные структуры отрицания («не ...», «неверно, что ...») на уровне осознания их закономерностей.

     Психологи отмечают, что уровень психического развития младших школьников является предпосылкой начала систематического планомерного и целенаправленного обучения.

     У детей 6 – 7-летнего возраста в связи с продвижением в их общем психическом развитии появляется стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность.

     Познавательные процессы: восприятие,  внимание,  воображение,  память,

мышление, речь –  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой деятельности. Для того чтобы   удовлетворить  свои потребности,  общаться, играть, учиться и  трудиться,  человек  должен  воспринимать  мир,  обращать внимание на те или иные моменты или  компоненты  деятельности,  представлять то, что ему нужно  делать,  запоминать,  обдумывать,  высказывать  суждения. Без  участия  познавательных  процессов  человеческая  деятельность невозможна, они  выступают  как  ее  неотъемлемые  внутренние  моменты.  Они развиваются  в  деятельности,  и  сами  представляют   собой   особые   виды деятельности.

      Развитие познавательных процессов в  этом  возрасте  очень  важно  для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.

     Педагоги начальных классов должны учитывать все перечисленные особенности этого возраста, чтобы подготовить младших школьников к жизни в информационном обществе на основе формирования у них информационной культуры и компьютерной грамотности, алгоритмического стиля мышления и исследовательских навыков. Обеспечивая целостное развитие личности каждого учащегося, проявление и развитие его индивидуальных способностей в свободных открытых диалогах, информационном взаимодействии с другими людьми, самостоятельном создании индивидуальных и групповых информационных продуктов и проектов.

     Через последовательное  достижение следующих задач:

- развитие у школьников (1-4) навыков анализа  суждений  и  построения  правильных  форм         умозаключений через решение логических задач;

- изучение основ алгоритмизации деятельности  с  упором  в  пошаговую         детализацию;

- формирование умений построения  символьных  моделей  содержательных задач, постоянно усложняющихся по мере  повышения  образовательного уровня  учащихся.  Например:  элементарные  приемы  кодирования   и декодирования информации, расшифровка содержимого “черного  ящика”.

- развитие  способностей  к  рисованию  и  художественного  мышления,         формирование начальных представлений о колористике, об  анимализме,         о правилах геометрических построений;

- освоение школьниками целостной системы знаний об особенностях и возможностях моделей коммуникации современного человека информационного общества;

- овладение школьниками умениями работать с различными видами и источниками учебной информации;

- в выстраивании диалога и отношений сотрудничества в информационно-образовательной среде школы, Интернета;

- в создании индивидуальных и групповых информационных продуктов и проектов;

- осознание и освоение школьниками ИКТ как средства выстраивания пространства личной самореализации и самовыражения;

- формирование в сознании  школьника  единой  информационной  картины мира; способах  получения,  хранения,  обработки   и   передачи   информации человеком;

- формирование  компьютерной  интуиции:   знание   возможностей   и

ограничений использования  ЭВМ  как  инструмента  для  деятельности;  

- умение использовать ЭВМ на практике в тех случаях, когда это  эффективно,  и  отказ от компьютеризации там, где это бессмысленно;

- формирование операционного  стиля  мышления:  умение  формализовать задачу;  выделить  в  ней  логически   самостоятельные   части;   определить взаимосвязь этих частей; спроектировать  решение  при  помощи  нисходящей  и восходящей технологий; верифицировать результат;

- формирование конструкторских и исследовательских навыков  активного творчества с использованием  современных  технологий,  которые  обеспечивает компьютер.

В соответствии с обозначенными целью и задачами проектирование содержания образования младших школьников по формированию информационной культуры на наш взгляд должно осуществляться на основе единства его компонентов: знания, практический опыт, эмоционально-ценностный опыт.

Знаниевый компонент осваиваемого младшими школьниками содержания обеспечивает понимание ими, что значит жить в информационном обществе, какие возможности открываются для развития и самовыражения человека информационного общества, какую роль играют в образовании человека информационно-коммуникационные технологии, почему информация становится самым ценным ресурсом.  

Компонент практического опыта направлен на формирование у младших школьников системы навыков работы на компьютере, в Интернете для обеспечения им возможности эффективно (с технологической и психологической точек зрения) общаться и взаимодействовать (в социальных, личных и учебных целях) в информационно-образовательной среде.

Эмоционально-ценностный компонент отвечает за принятие и осознание ребенком ценности ИКТ в мире человеческих отношений, в реализации совместных проектов,  ценности свободы и открытости общения с разными людьми, откликающимися на информацию по интересу.

Отбор содержания для освоения младшими школьниками осваивается не как отдельный, дополнительный к существующим, учебный предмет, а в ходе специально организованной учебной деятельности учащихся на обычных уроках.

Ведущими способами педагогической деятельности учителя начальных классов по формированию информационной культуры должны являться:

- организация компьютерного моделирования младшими школьниками;

- организация игрового моделирования ситуаций;

- организация проектной деятельности школьников.

Среди форм организации учебного процесса могут быть:

- учебное сотрудничество;

- работа в малых группах; работа в проектных группах;

- виртуальное учебное взаимодействие;

- самостоятельная работа младших школьников с различными источниками информации.

     Эффективность формирования информационной культуры у младших школьников в учебном процессе обеспечивается личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами.

В условиях информатизации общества одним из важнейших инструментов формирования информационной культуры младших становятся информационные технологии. Освоение  новых  информационных технологий позволяет эффективно использовать источники информации для сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; применять средства новых информационных технологий для автоматизации расчетов, визуализации изучаемых явлений и процессов, моделирования, измерения и управления внешними объектами [1, с. 264].

Потенциал учащихся и рассмотрение особенностей формирования структурных компонентов  информационной   культуры младших школьников позволит педагогам эффективно подбирать педагогические средства и методы, способствующие созданию оптимальных условий для творческой самореализации детей начальных классов и формированию у них высокого уровня информационной культуры.