Программа "Инфознайка"
рабочая программа (информатика) на тему

Одинец Светлана Викторовна

 

Основой деятельности кружка «Инфознайка» является освоение детьми компьютера, изготовление поздравительных открыток, приглашений, плакатов, участие в оформлении различных мероприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_infoznayka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся могут в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для их применения в учебном процессе.

Занятия рисованием на компьютере развивают умение видеть красивое в окружающей жизни. Воспитывается художественное чутье и культура.

Что же такое рисунок? Подобный вопрос может показаться очень простым, даже странным, потому что каждый из нас хотя бы в детстве много или мало, хорошо или плохо рисовал и поэтому, нисколько не задумываясь, ответит: рисунок – это изображение какого – либо предмета или события на бумаге или иной поверхности. Другие, возможно, уточнят это определение и добавят, что рисунок – не любое изображение, а такое, которое сделано с помощью линий, штрихов. Можно также сказать, что рисунок есть один из видов изобразительного искусства.

Поскольку рисунок является частью графики как вида искусства, то нельзя вести более или менее подробный разговор о рисунке, предварительно не уяснив, что такое графика. Плакаты на улицах города, рисунки и эстампы на выставках и салонах, книги, журналы, газеты, без которых немыслима жизнь современного человека, этикетки на коробках и банках с продуктами, почтовые марки и значки – все это, вместе взятое, представляют графику в широком смысле слова.

Художественно-эстетическому  развитию детей, работающих на компьютере, способствуют текстовый редактор Word и графический редактор Paint.

Графический редактор – специальная программа, которая позволяет:

  1. выполнять рисунки на компьютере;
  2. автоматически строить простейшие изображения (точки, отрезка прямой,  окружности, прямоугольника или более сложных графических фигур);
  3. производить изменение цвета изображения;
  4. переносить фрагменты изображения из одной части чертежа в другую;
  5. удалять фрагмента изображения
  6. выводить рисунки на печать;
  7. сохранять рисунки на дисках.

Графический редактор Paint является растровым редактором, в котором рисунки состоят из отдельных точек – пикселей.

Основой деятельности кружка «Инфознайка» является освоение детьми компьютера, изготовление поздравительных открыток, приглашений, плакатов, участие в оформлении различных мероприятий.

Задачи данной    программы:

Обучающая:

  1. раскрыть роль рисунка, как части графики, в жизни общества;
  2. обучить работе с компьютерной программой Paint;
  3. сформировать художественные навыки на уровне практического применения.

       

Развивающая:

  1. развивать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира;
  2. включить учащихся в творческую деятельность;
  3. Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.

Воспитывающая:

  1. создать комфортную обстановку в творческом коллективе.
  2. Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.

Основная цель курса информационных технологий - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

Условия реализации программы.

Программа  предусматривает  использование  следующих форм работы:

          Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников

          Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

         Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Методы обучения.

  1. Использование  литературы по данным направлениям
  2.  Использование  словесных методов –объяснения материала, беседа.
  3. Использование наглядных методов – демонстрация материала  
  4.  Методы практической работы  на компьютерах индивидуально.

         При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим является девиз: «Твори, выдумывай, пробуй».

Данная программа по курсу «Инфознайка» рассчитана на 1-4 классы начальной школы.

Программа курса

1 класс 33 часа

  1. Ведение. Урок-сказка – 1 ч.
  2. Презентация по правилам ТБ.- 1 ч
  3. Знакомство с компьютером и его составляющими. – 1 ч

«Несерьезные уроки» - 30 ч.

  1. Раздел «Учимся рисовать»

«Найди пару»; «Веселый поезд»; «Раскрась животных»

  1. Раздел «Учимся думать»

«Лабиринт»; «В магазине»; «Головоломка»

  1. Раздел «Учим буквы и цифры».

«Соедини звезды по порядку»; «Угадай животное по описанию»; «Соотнеси слово с картинкой »; «Раскрась букву»

  1. Раздел «Учимся считать»

«Перемести геометрическую фигуру»; «Помоги доктору»; «Срази противника»; «Удали вирус»

  1. Раздел «Учимся запоминать»

«Отгадай загадку»; «Собери мозаику»; «Музыкальный инструмент»; «Раскрась воздушного змея»

  1. Раздел «Учимся анализировать»

«Ты - водитель»; «Собери картинку»; «Подбери фигуру»

  1. Раздел «Развиваем реакцию»

«Не упусти жемчужину»; «Потуши огонь»; «Отбей мячик»; «Собери мусор»

  1. Раздел «Развиваем логику-1»

«Собери животное»; «Восстанови картинку»; «Создай актера»

  1. Раздел «Развиваем логику-2»

«Угадай число»; «Переложи ядро»; «Числовое родео»

2 класс 34 часа

  1. Вводный инструктаж. Презентация по ТБ./1 час/

Давай знакомиться – 4 ч.

  1. Клавиатура. Упражнения из серии «Умелые ручки»
  2. Имя ребенка. Полная и краткие формы имени. Разнообразие имен, имена у разных народов.
  3. Просмотр презентации «Как живут люди в разных странах»
  4. Операции: Раскрась,  обведи, соедини, нарисуй, вырежи, наклей.
  5. Дидактические игры /5 часов/

 «Отгадай объект»

«Назови части»

«Опиши объект»

«Назови объект»

«Кораблекрушение»

  1. Развивающие задания /5 ч./

 «Напечатай буквы»

«Я внимательный!?»

«Отгадай ребус»

«Работа с цифрами и числами»

«Геометрическая долина».

Твое «изобразие» – 19ч.

  1. Объекты: фигуры, знаки, буквы, цифры. Группировка предметов по цвету, форме, размеру.
  2. Свойства  объектов: цвет, форма, одинаковые и разные объекты. Игра «Закрась пустой квадрат»
  3. Понятие область картинки. Рисование дорожных знаков
  4. Подсчет областей картинки. Счёт предметов, порядковый счёт (игра «Лягушки»)
  5. Кроссворды, поговорки, загадки. Составление шарад
  6. Задачи на смекалку. Лепка поделок «Ходит осень по дорожкам»
  7. Раскрась по образцу: Мишка, Утёнок, Подарки, Санки
  8. Аппликация из геометрических фигур
  9. Подбор загадок «Четыре времени года»
  10. Изготовление поздравительных открыток  «Без друзей нам не прожить ни за что»
  11.  «Знакомство с русским текстом» — исследование знаков в русских текстах. Словарные слова

3 класс 34 часа

  1. Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе/1 ч/

                             Графический редактор -9 ч

  1. Функция раскрашивания в графическом редакторе.
  2. Декоративное рисование «Золотые краски осени»
  3. Тематическая композиция.  Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа»
  4. Шрифт.  Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи.
  5. Проект.  Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)
  6. Театральная графика  (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)
  7. Пейзаж.  Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)
  8. Промышленная графика Создание эскиза упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов

Создание рисунков по ролевым ситуациям – 8 ч

  1. Я  – архитектор. Проектирование садового домика. Рисунок садового домика  
  2. Я –сказочный архитектор.. Создание жилья для сказочного персонажа. Построй дом из пластилина для героев любимой сказки.
  3. Я – гость на дне рождения. Придумай игру и проведи ее в классе
  4. Я – организатор проведения конкурса.  Придумай комплекс физических упражнений и вырази их в рисунке

Давайте поиграем – 15 ч

  1. «Лабиринт»
  2. «Зажги огонек»
  3. «Морской бой»
  4. «Уроки кота Леопольда»
  5. «Пут-Пут. Путешествие во времени   »
  6. «Веселая школа кролика»
  7. «Дракоша и занимательная геометрия»
  8. «Тайна доктора Д»
  9. «Рыбка Фредди»
  10. «Пижамчик»
  11. «Башня знаний»

Итоговое занятие /1 ч/

  1. Выставка творческих работ «Мой лучший проект».

4 класс 34 часа

Компьютерная грамотность/5 ч/

  1. Введение «Мой инструмент компьютер»
  2. Правила поведения в компьютерном классе. Работа по иллюстрациям.
  3. Основное устройство компьютера. Заполнение таблицы.
  4. Знакомство с клавиатурой. Введение своего имени и фамилии в программе «Блокнот»
  5. Выполнение арифметических действий над числами с помощью программы «Калькулятор»

Наглядные формы представления информации – 2ч.

  1. Рисунки (картинки) животного и растительного мира. Игра «Зоопарк»
  2. Карты, условные знаки. Викторина «Красный! Желтый! Зеленый!»

Создание рисунков по ролевым ситуациям – 26 ч.

  1. Я - художник издательства. Подготовка номера детского журнала. Придумай и нарисуй  рисунки-загадки.
  2. Я – автор.  Создание учебников. Придумай задачи, нарисуй к ним картинки и запиши текст.
  3. Я – приглашенный на день рождения. Подготовка подарка. Придумай и нарисуй открытку для друга (подруги)  
  4. Я- Герольд. Создание герба. Придумай и нарисуй герб Краснодарского края, России.
  5. Я - конкурсант. Проведение конкурса рисунков. Сделай рисунок на конкурс
  6. Я- художник издательства. Иллюстрирование книги. Выбери какую-нибудь русскую народную сказку и нарисуй к ней иллюстрацию
  7. Я – книголюб. Создание экслибриса. Придумай и нарисуй свой персональный экслибрис.
  8. Я- дизайнер витрин.  Оформление витрин универмага. Нарисуй эскиз витрины какого-нибудь отдела.
  9. Я – поздравляющий.  Поздравление с праздником. Сделай открытку из природного материала своей маме (праздник на выбор)
  10. Я- режиссер-мультипликатор. Создание мультфильма. Придумай сценарий к мультфильму.
  11. Я- специалист по рекламе. Рекламирование товара. Придумай ролик к девизу «Кубанское – значит качественное!»
  12. Я – умелый выдумщик. Создание новогоднего концерта. Придумай сценарий новогоднего утренника.
  13. Я – собеседник. Создание картинки для выражения настроения. Нарисуй «грустного» и «веселого» клоуна.

Итоговое занятие – 1 ч

  1. Выставка творческих работ «Мой лучший проект».

Предполагаемые  результаты реализации программы по уровням:

1 Уровень :

  1. Приобретение учащимися  знаний о правилах техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе  для предотвращения негативных ситуаций;
  2. Знакомы с понятием информации, многообразие ее форм, с носителями информации;
  3. Выполняют информационные процессы (передача, обработка, хранение информации, раскрась, обведи, соедини).

2  Уровень:

  1. Учащиеся знают назначение основных компонентов компьютера;
  2. Выполняют правила техники безопасности при работе на компьютере;
  3. Имеют представления о применении, роли и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;
  4. Владеют основными  возможностями графического редактора.
  1. Умеют пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы; удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода);
  2. Учащиеся  включаются в творческую работу, развивается творческое воображение и мышление средствами графических изображений.

3 Уровень:

Учащиеся умеют выполнять следующие операции:

  1.  «вырезать», «склеивать» и «стирать» произвольные части изображения;
  2. применять для рисования произвольные «краски» и «кисти»;
  3. запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение;
  4. масштабировать (изменять размеры) рисунки;
  5. добавлять к рисункам текст.
  1. просматривать сценарий полностью и частично;
  2. конструировать собственный сценарий.

Способы  определения  результативности  занятий.

  1. Наблюдение
  2. Устный контроль
  3. Практическая работа
  4. Тестирование
  5. Контрольная работа

Методические рекомендации по проведению занятий кружка «Инфознайка»

Предлагаемый курс рассчитан на четыре года обучения /135 часов/, 1 час в неделю. На протяжении 4-х лет основные изучаемые темы даются небольшими порциями, каждый год происходит возврат и повторении темы, и продвижение вперед.

Представленный в комплексе материал избыточен по отношению к тематическому плану. Помимо большого количества интерактивных тренажеров, дается в конспективном виде часть теоретической информации в форме текста. Избыточность материала позволяет учителю вести курс вариативно, самостоятельно выстроить занятия, учитывать особенности контингента учащихся и их индивидуальные запросы и возможности, комбинируя групповую и индивидуальную работу с компьютером в классе, самостоятельную работу учащихся дома. Комплекс предполагает высокую степень свободы и творчества учащихся.

Программное обеспечение:

  1. это пакеты программ;
  2. компьютерная программа «Мир информатики»;
  3. текстовый редактор Word; графический редактор Paint;
  4. создание презентаций в PowerPoint;
  5. сайтостроение в Publisher;
  6. программы и методические разработки учителя.

Методическое  обеспечение  программы.

        Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении двух лет обучения  в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:

  1. клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
  2. компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  3. компьютерные мозаики;
  4. графический редактор  Paint

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988.
  2. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988.
  3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986.
  4. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986.
  5. Левин В.Е. Воспитание творчества. М.: Просвещение, 1977.
  6. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
  7. Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989.
  8. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. М.: Просвещение, 1989.
  9. Семенов А.Л. и др. Информатика, 2: Учебник.Ч.1,2; рабочая тетрадь проектов; книга для учителя. – М.:ИНТ: Просвещение,2002.
  10. Информатика в начальном образовании: Рекомендации ЮНЕСКО. – М.: ИНТ: ИИТО,2000.
  11. Семенов А.Л. и др. Информатика (1 – 4 классы общеобразовательных учреждений).
  12. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint. – М.: Интеллект –Центр. 2006-80с.
  13. Антипов И.Н., Боковнев О.А., Степанов М.Е. О преподавании информатики в младших классах. //Информатика и образование. 1993, № 5 .

Список  литературы рекомендованной детям

и родителям , в помощь освоения программы.

  1. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.