Информашка
элективный курс по информатике (1 класс) по теме

Пахолкова Наталья Николаевна

 «Человек в  XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать».   

                                                                                                                                                                                                                                                              Академик Глушков

Курс рассчитан на обучающихся 1 класса, в количестве 34 часов, по 1 часу в неделю.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_informashka_1_klass.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Юровская средняя общеобразовательная школа»

Вологодская область Грязовецкий район

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Информашка

Учитель:

1 квалификационной категории

Пахолкова Наталья Николаевна

учитель информатики и математики

т. 89115419341

Email: school_12015@mail.ru

2012 – 2013 гг.

Пояснительная записка

 «Человек в  XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать».  

                            Академик Глушков

Курс рассчитан на обучающихся 1 класса, в количестве 34 часов, по 1 часу в неделю.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Очень важна роль курса информатики в младших классах:

- во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

- во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

- в-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

- в-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.

Согласно ФГОС нового поколения учащиеся начальных классов, заканчивающие начальную школы должны обладать рядом  способностей  в области работы на компьютере. Одним из таких требований является умение создавать мультфильмы, анимации, ролики на компьютеры.  

Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.

Основная цель курса информатики - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

Основные цели и задачи курса

  1. Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
  2. воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач;
  3. формирование алгоритмического подхода к решению задач;
  4. расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического, и образного мышления;
  5. развитие проектных умений младших школьников;
  6. формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
  7. формирование навыков работы с исполнителем Черепашка;
  8. формирование навыков набора текста.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  1. Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  2. принятие образа «хорошего ученика»;
  3. положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
  4. способность к самооценке;
  5. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

Познавательные

  1. Начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  2.  сбор информации;
  3. обработка информации (с помощью  ИКТ);
  4. анализ информации;
  5. передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  6. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  7. использовать  общие приёмы решения задач;
  8. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  9. моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  10. подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  11. синтез;
  12. сравнение;
  13. классификация по заданным критериям;
  14. установление аналогий;
  15. построение рассуждения.

Регулятивные

В процессе обучения  дети учатся:

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;
  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с преподавателем;
  4. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  5. выполнять учебные действия в устной форме;
  6. использовать речь для регуляции своего действия;
  7. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  8. адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  9. выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  1. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  2. ставить вопросы;
  3. обращаться за помощью;
  4. формулировать свои затруднения;
  5. предлагать помощь и сотрудничество;
  6. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  7. слушать собеседника;
  8. договариваться и приходить к общему решению;
  9. формулировать собственное мнение и позицию;
  10. осуществлять взаимный контроль;
  11. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Учебно - тематический план

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

В мире информатики. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.

7

4

3

Кто такая Черепашка и что она умеет делать

18

3

15

 Учимся писать на компьютере

8

2

6

Итоговое занятие. Защита своих работ.

1

1

Итого

34

7

27


Содержание учебного курса

В мире информатики. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.  

Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение информации. Организация хранения информации.

Техника безопасности. Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Работа в программе «Мир информатики»

Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы.

Создание альбома, знакомство с рабочим полем, инструментами, формами Черепашки, сохранение альбома. Создание рисунка с использованием инструментов, создание рисунка с использованием форм Черепашки; работа с фрагментами рисунка, изменение формы Черепашки; копирование, удаление и перемещение и изменение рисунка и форм Черепашки. Создание рисунков: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Создание рисунка на свободную тему.Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта, создание мультипликационного эффекта; создание новых форм и оживление их; создание мультипликационного сюжета. Оживление сюжетов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Создание мультипликационного сюжета на свободную тему.

Учимся писать на компьютере

 (“компьютер-писатель”)

Обработка текстовой информации  на компьютере. Текстовый редактор. Начальные навыки работы на клавиатуре. Редактирование и форматирование текста. Работа со шрифтами. Рисование в текстовом редакторе.


Требования к результатам обучающихся

Учащиеся должны знать:

  1.  правила поведения в компьютерном классе;
  2.  основные сферы применения компьютеров;
  3.  основные устройства компьютера;
  4.  понятие "информация";
  5. виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;
  6.  назначение и основные возможности текстового редактора;
  7. назначение и основные возможности графического редактора;
  8. назначение среды ПервоЛого;
  9. основные объекты графического интерфейса среды ПервоЛого; понятие команды и входных параметров;
  10. назначение и возможности Поля форм;
  11. технологию создания декорации микромира.

Учащиеся должны знать:

  1. уметь пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы; удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода).
  2. редактировать и форматировать набранный текст; 
  3. переодевать Черепашку в разные формы;
  4. пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;
  5. создавать декорации микромира на переднем, среднем и зад
    нем плане.
  6. управлять движением Черепашки;
  7. рисовать простейшие фигуры.

 

Литература 

Для учителя

  1. ПервоЛого 3.0. Справочное пособие. С. Ф. Сопрунов, А. С. Ушакова – М: Институт Новых Технологий – 136 с.
  2. Е. И .Яковлева ЛогоМозаика: Сборник проекто. – Институт Новых Технологий. – 74с

Сайты в помощь учителю

  1. Лого-сообщество учителей http://www.int-edu.ru/logo/
  2. Сайт любителей программы Лого http://anton-logom.narod.ru/pervo_logo_30/

Материально – техническое обеспечение:

  1. MacBook Apple.
  2. ОС  MacOS.
  3. Интегрированная творческая среда «ПервоЛого».
  4. «Мир фантазий», «В мире информатики».
  5. Текстовый редактор.


Приложение 1

Поурочное тематическое планирование

№№



Темы

В мире информатики. Правила поведения и техника безопасности

в компьютерном классе.

1

1

Знакомство. Введение в предмет информатики. Техника безопасности.

2

2

Компьютеры. Их возможности. Профессии, связанные с компьютером.

3

3

Назначение основных устройств.

 Практика. Программа Лабиринт

4

4

Программы и файлы.

Практика. Работа с трекболом, клавиатурой.

5

5

Что такое информация. Виды информации. Свойства.

6

6

Практика. Передача информации. Работа с программой Кроссворд

7

7

Обработка информации. Кодирование изображений

Знакомство с Черепашкой

8

1

Как строится изображение на экране. Графическая система компьютера. Раскраска.

9

2

Графический редактор в среде ПервоЛого.  

Практика. Интерфейс. Выделение, перенос.

10

3

Интегрированная среда ПервоЛого.

 Рабочее поле, инструменты, формы.

11

4

Практика. Работа с рисунками

12

5

Практика. Работа с формами Черепашки.

13

6

Практика. Работа с формами Черепашки.

14

7

Практика. Работа с рисунками. Геометрические фигуры.

15

8

Практика. Работа с рисунками. Новогодняя открытка

16

9

Практика. Работа с текстом. Открытка маме.

17

10

Практика. Объекты Управление объектами

18

11

Практика. Управление объектами. Команды: Спрячься. Появись.

19

12

Практика. Управление объектами. Команды: Вперед. Пауза.

20

13

Практика. Работа с графической информацией.

21

14

Практика. Работа со звуковой информацией.

22

15

Практика. Создание простейших мультимедийных проектов.

23

16

Практика. Создание простейших мультимедийных проектов.

24

17

Практика. Создание простейших мультимедийных проектов.

25

18

Конкурс творческих проектов в среде ПервоЛого.

Учимся писать на компьютере

26

1

Знакомство с ТР Word.

27

2

Работа в программе Word.

Практика. Работа с клавиатурным тренажером.

28

3

Меню «Файл»

29

4

Практика. Меню «Главная» Редактирование текста.

30

5

Практика. Набор текста.

31

6

Практика. Меню «Вставка». Создание поздравительной открытки.

32

7

Практика. Меню «Вставка» Создание пригласительной открытки.

33

8

Практика. Оформление сообщения

Итоговое занятие. Защита своих работ

34

1

Подведение итогов работы за год


Приложение 2

Результаты работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Информашки".

К конспекту занятия прилагается раздаточный материал для учащихся - ребусы....

Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике»

Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике» h1 { margin-bottom: 0.21cm } h1.western { font-family: "Liberation Serif"...