Рабочая программа по информатике к УМК Н.В.Матвеевой для 2 класса
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Кондрашова Нина Николаевна

Вариант рабочей программы для 2 класса УМК Матвеевой Н.В. составлен на основе авторской программы и имеет в структуре следующие компоненты:

--пояснительная записка;

-планируемые результаты;

-содержание тем курса;

-поурочное планирование;

-материально-техническое обеспечение курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по информатике разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, рассчитана на использование учебно-методического комплекта авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатовой, Л.П.Панкратовой, Н.А.Нуровой, для учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов (математики). Данный предмет входит в предметную область “Математика и информатика”.

Цели и задачи обучения

Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего образования, развития умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый – с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики – освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использовании информации, решения задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и проектных работ.

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.

Общая характеристика курса

Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которого является одним из приоритетов начального общего образования. Информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируется умение и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.

Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.

Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Авторы делают попытку выстроить многоуровневую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Авторы подчёркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения, обработки информации в информационной деятельности человека, живой природы, технике. В процессе изучения информатики формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать и др. Это помогает ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. Развитие творческого потенциала каждого ребёнка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.

Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приёмник информации, канал связи, данные и др.) Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только её отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление – это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы- это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа по информатике рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)

Ценностные ориентиры содержания информатики

Современный ребёнок погружён в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времён, действительность, окружающая современного ребёнка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык или математика.

На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, и продолжения образования.

Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.

Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения — всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.

На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.

Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).

Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных» метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:

1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

1.3) социальные компетенции;

1.4) личностные качества

2-я        группа

требований:

метапредметные

результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

2.1) познавательных;

2.2) регулятивных;

2.3) коммуникативных;

2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований: предметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

•   наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно, и письменно описывать объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;

•   соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;

•   устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;

• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

• выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;

• решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

• самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «. „и/или...», «если... то...», «не только, но и..» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

• овладевать первоначальными умениями передачи. поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

•   получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;

• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;

• приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:

1) опорой на сквозные содержательные линии:

•   информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);

• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);

• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.);

2)  использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности

• раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;

•   содержание параграфа представлено через компоненты деятельности ого ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;

• разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.

Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);

•  «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;

•   практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.

Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

•   учебную мотивацию;

•   учебную цель;

•   учебную задачу;

•   учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);

•   метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).

Содержание тем курса информатики

Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.

Содержание второй главы естественно является «связкой» между информацией и компьютером.

Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.

Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).

Глава 1 Виды информации. Человек и компьютер

  1. Человек и информация

2. Какая бывает информация

3. Источники информации

4. Приемники информации

5–6 . Компьютер и его части

7–8. Повторение, работа со словарем и тестирование

8

Глава 2. Кодирование информации

   9. Носители информации

   10–11. Кодирование информации

   12. Письменные источники информации

   13. Языки людей и языки программирования

   14–15.Работа со словарем (как повторение) и контрольная

работа и/или тестирование

   16. Повторение

8

Глава 3. Информация и данные

   17. Текстовые данные

   18. Графические данные

   19. Числовая информация

   20. Десятичное кодирование

   21. Двоичное кодирование

   22. Числовые данные

   23. Повторение, работа со словарем

   24. Контрольная работа

и/или тестирование

8

Глава 4. Документ и способы его создания

   25. Документ и его создание

   26. Электронный документ и файл

   27. Поиск документа

   28. Создание текстового документа

   29. Создание графического документа

   30. Повторение, работа со словарем и/или тестирование

   31-32. Итоговая контрольная, тестирование. Анализ контрольной работы

   33–34. Защита проектов.

10

Всего:

34


Поурочное планирование для 2 класса

Урок

Тема урока

Вид занятия

Планируемые результаты

Рекомендуемые ЦОР Единой коллекции

Глава 1. Виды информации человек и компьютер

1

§ 1. Человек и информация

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности

1) 175 – презентация «Человек и информация»

2)174 – задание «Человек и информация»

3) 129 – презентация «Виды информации»

4) 89, 90, 91, 92 – задания.

5) 102 – плакат «Виды информации по способу восприятия»

6) 77 – плакат «Виды информации по форме представления»

7) 6 – презентация «Инструкция по работе с клавиатурным тренажером»

2

§ 2. Какая бывает информация

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности

1) 2 – электронный словарь

2) 3 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «а» и «о»)

3) 52 – плакат «Виды информации по форме организации»

4) 69 – плакат «Хранение информации»

5) 71 – иллюстрация «Хранение информации»

3

§ 3. Источники информации

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности

1) 72 – презентация «Источники информации»

2) 165 – презентация «Источники информации»

3) 2 – электронный словарь

4) 5 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «в» и «л»)

5) 26 – плакат «Схема передачи информации»

4

§ 4. Приемники информации

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности

1) 2 – электронный словарь

2) 7 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «ы» и «д»)

3) 160 – презентация «Приемники информации»

4) 52 – плакат «Виды информации по форме организации»

5) 69 – плакат «Хранение информации»

5-6

§ 5. Компьютер и его части

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности

1) 2 – электронный словарь

2) 156 – Тренажер мыши.

3) 150 Презентация «Функции и задачи компьютера»

7-8

Повторение, работа со словарем и тестирование.

практическое

1) 2 – электронный словарь

2) 13 – тест «Виды информации»

Глава 2. Кодирование информации

9

§ 6. Носители информации

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности

1) 2 – электронный словарь

2) 70 – задание «Носители информации»

3) 157 – Тренажер мыши, задание «Поймай экранный объект»

4) 8 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «п» и «р»)

10-11

§ 7. Кодирование информации

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

1) 2 – электронный словарь

2) 134 – презентация «Виды алфавита»

3) 158 – Тренажер мыши, задание «Найди свою скорость»

4) 12 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «е» и «н»)

5) 128 – презентация «Запись чисел»

12

§ 8. Письменные источники информации

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности

1) 133 – презентация «Письменность»

2) 4 – задание «Клавиатурный тренажер»

3) 32 – плакат «Представление информации»

13

§ 9. Языки людей и языки программирования

Теоретико-практическое

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

1) 2 – электронный словарь

2) 132 – презентация «Какие языки бывают»

3) 23 – задание «Закодируй слова»

4) 36 – задание «Декодируй сообщение на английском»

14-15

Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование.

Практическое

контрольная

Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности

1) 2 – электронный словарь

2) 55 – реши головоломку

16

 Резерв

практическое

Глава 3. Информация и данные

17

§ 10. Текстовые данные

Теоретико-практическое

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

1) 2 – электронный словарь

2) 25 – задание «Закодируй слово»

3) 30 – Тренажер мыши, задание «Электронный конструктор»

4) 33 – задание «Дополни пропущенное»

18

§ 11. Графические данные

Теоретико-практическое

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

1) 30 – Тренажер мыши, задание «Электронный конструктор»

2) 84 – иллюстрация «Графическая информация»

19

§ 12. Числовая информация

Теоретико-практическое

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные. Умение записывать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки.

1) 2 – электронный словарь

2) 122 – презентация «Числовое кодирование»

3) 37 – Тренажер набора чисел

4) 34 – задание «Заполни пропущенное в числовом ряду»

5) 53 – задание на двоичное кодирование «Найди закономерность»

20

§ 13. Десятичное кодирование

Теоретико-практическое

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

1) 2 – электронный словарь

2) 46 – задание «Закодируй»

3) 45 – задание-тренажер «Закодируй»

21

§ 14. Двоичное кодирование

Теоретико-практическое

Использование знаково-символических средств представления информации

1) 2 – электронный словарь

2) 43 – тренажер двоичного кодирования

22

§ 15. Числовые данные

Теоретико-практическое

1) 2 – электронный словарь

2) 119 – тренажер «Калькулятор»

3) 120 – тренажер «Как люди считали»

23

Повторение, работа со словарем и контрольная работа и/или тестирование

Практическое

контрольный

2 – электронный словарь

Глава 4. Документы и способы их создания

24

25

26

§ 16. Документ и его создание

§ 17. Электронный документ и файл

§ 18. Поиск документа

практическое

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды, и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач

1) 2 – электронный словарь

2) 19 – интерактивный тренажер «Смысл текста»

3) 103 – задание «Найди закономерность и вставь пропущенное»

4) 109 – задание «Восстанови смысл испорченного текста»

5) 111 – презентация «Работа со смыслом»

6) «Клавиатурный тренажер»

7) 30 – Тренажер мыши, задание «Электронный конструктор»

8) 84 – иллюстрация «Графическая информация»

27

§ 19. Создание текстового документа

практическое

Умение вводить текст с помощью клавиатуры

28

§ 19. Создание графического документа

практическое

Умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, графическим сопровождением

29

Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование

практическое

1) 2 – электронный словарь

5) 114 – тест «Виды памяти»

30-31

Подготовительная контрольная и работа над ошибками

контрольный

2 – электронный словарь

32

Итоговая контрольная, тестирование

контрольный

33–34

Резерв

практическое


Материально-техническое обеспечение учебного процесса

В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.

В состав учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы входят:

•   учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс;

•   рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс;

•   тетрадь контрольных работ, 2 класс;

Электронное сопровождение УМК:

•   ЭОР Единой коллекции (http://school-collection.edu . ги/) к учебнику Н. В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс;

• ЭОР Единой коллекции «Системы виртуальных лабораторий но информатике: задачник 2—6»;

•   ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 2 класс, Н. В. Матвеева и др.;

• авторская мастерская Н. В. Матвеевой (http://metodist . lbz .ru/authors/informatika/4/);

•   лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist . lbz.ru/lections/8/).

В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий но УМК «Информатика» (2—4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя в процессе обучения, развитию ИКТ- компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы. Как это реализовано в УМК «Информатика» и как «привязаны» ЦОР к УМК.

Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (www.metodist lbz.ru ).

Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин — это:

•   минимальная модель:

—  один компьютер на рабочем месте учителя;

—  презентационное оборудование;

—  выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся — все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»);

-  целевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике;

-  цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через программу Skype), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР (www.school-collection edu.ru ));

базовая модель:

-  компьютерный класс (сеть, сервер);

-  презентационное оборудование;

-  выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся — всё приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));

-  ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР (www. school-collection.edu.ru );

расширенная модель:

-  компьютерный класс (два компьютерных класса и более, сеть, сервер);

-  презентационное оборудование;

-  выход в Интернет (в начальной школе выход в открытое информационное пространство сети Интернет —только для учителя начальной школы или иод руководством и в присутствии учителя, для учащихся на уроке — всё приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));

-  ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР (www. school-collection.edu.ru );

-  сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...

Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...

Рабочая программа по информатике (внеурочная деятельность) ПНШ ФГОС 2-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 3года обучения...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа кружка "Информатика в играх и задачах" для 4 класса

Данная рабочая программа кружка "Информатика в играх и задачах" предназначена для 4 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для учащихся 2-4 классов Предметная область «Информатика и ИКТ»

Оглавление Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса...