Интерактивные игры.
учебно-методический материал по технологии (2 класс) по теме

Интерактивные игры на уроках технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon inter_igry.ppt684 КБ
Microsoft Office document icon interaktivnye_igry.doc419 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Интерактивные игры.

В эпоху информационной культуры большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции  Федерального государственного образовательного стандарта названо развитие личности ребенка [15]. Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе. В стандарте говорится, что современная школа должна воспитать «готовность человека к инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

В связи с этим я использую в своей практике интерактивные формы организации учебного процесса. Моей главной задачей было – создать условия для проявления инициативы учениками, не давать готовые знания, а побуждать их к самостоятельному поиску. Устойчивый результат обучения достигается в том случае, когда перед учениками поставлена цель, и он знает, как к ней идти. Учитель помогает определить направление и способ действий.

К интерактивным формам обучения относятся урок-семинар, урок-практикум, урок-проект, урок-диалог и другие виды уроков, когда развивающее содержание умело «вкладывается»:

  • во фронтальную работу в кругу (сократический метод);
  • статичные группы (группы постоянного состава);
  • мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении);
  • статичные пары;
  • пары сменного состава;
  • центры активного обучения и творческие мастерские.

К принципам интерактивного обучения относятся:

  • опора на опыт обучаемых (преобразование имеющегося опыта);
  • активность обучаемых (физическая, социальная и познавательная);
  • позиция учителя: консультант-фасилитатор (помощник, посредник) – обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д.)

Основное правило заключается в том, что все три вида активности разнообразны, взаимосвязаны (взаимозависимы) и в обязательном порядке должны присутствовать на каждом уроке.

Виды  физической активности  (обучающиеся меняют рабочее место, пересаживаются; говорят; пишут; слушают; рисуют, конструируют, чертят, вырезают и т.д.)

Виды социальной активности (обучающиеся задают вопросы, отвечают на них, обмениваются мнениями и т.д.)

Виды познавательной активности (обучающиеся вносят дополнения или поправки к изложенной учителем теме; исходят из личностного опыта; сами находят решение проблемы).

Интерактивные игры, которые я использую на уроках технологии несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы. Это одна из наиболее интересных и действенных форм интерактивного обучения.

Игра «В кругу друзей»

Примечание: Эту игру можно использовать на этапе знакомства с новым материалом по теме «Приемники информации» . Класс разбивается на 2 группы, «информационные кружки». На столе у каждой группы:

- описание хода игры;

- памятки по выполнению работы (распределение ролей, перечень вопросов);

- листы бумаги, карандаши, набор графических изображений объектов, клей, кисточка для клея.

Цели: закрепить представления школьников о понятии «источник информации», формировать представление учащихся о приемниках информации, раскрыв смысл понятия на основе анализа примеров, отработать навыки работы в группе.

Ход игры:

(описание составлено для учащихся)

1. Распределите роли (кому какая ближе): руководитель дискуссии, составитель плана, секретарь-регистратор, художник-оформитель, консультант помощник, чтец.

2. Прочитайте текст.

3. Выполните задания:

  • Расскажите кратко о чем вы узнали из текста.
  • Зачитайте главные строки, что нужно понять и запомнить.
  • Ответьте на вопросы в конце текста.
  • Заполните таблицу, разделите графические изображения объектов на две указанные группы (вклейте их), запишите вывод в нижних строчках таблицы (рис. 1).
  • Отчитайтесь за свою работу.
  • Если хотите, скажите что-либо еще по поводу прочитанного (любая точка зрения будет интересна окружающим).
  • Кружки объединяются в общий круг для проведения итоговой дискуссии.
  • От каждой группы-кружка выступает секретарь-регистратор либо группы отчитываются одна за другой согласно распределенным ролям (отчет регистраторов).

Источники информации

Приемники информации

       

       

   

                   

                                         

Все живое и неживое

Люди и животные

Игра для пар сменного состава "Ручеек № 1".

Примечание: Эту игру можно использовать на уроке по теме «Виды информации». В процессе данной игры дети овладевают навыками контроля, учатся тактично поправлять соседа, объяснять причину неправильного ответа. Число игроков должно быть нечетным. Учитель находится либо внутри учебной игры (является исполнителем, имеет свою карточку и передвигается вместе с детьми), либо вне ее (выполняет контролирующую функцию).

Цели: закрепить и обобщить знания о видах информации, отработать навыки контроля в паре.

Оборудование: карточки со словами (теплый, холодный, вкусный, сладкий, тихий, громкий, красивый, яркий, колючий, мягкий, зеленый, далекий, прямоугольный), свисток.

Ход игры:

  1. Дети встают в пары друг за другом, как в игре "Ручеек", берут в руки карточки.
  2. Лишний игрок водит.
  3. Учитель дает задание – каждый должен найти себе пару с карточкой на которой такой же вид информации.

По сигналу учителя водящий игрок  говорит: "Сладкий  (поднимает вверх свою карточку) - это вкусовая информация и еще...". Далее водящий находит себе пару и добавляет:" «вкусный» тоже вкусовая информация ". Берет за руку участника с карточкой «вкусный». Вместе они встают в конец "ручейка".

  1. Тот, кто остался лишним, становится водящим и тоже ищет себе пару.

Игра для пар сменного состава "Карусель".

Примечание: Игру можно использовать практически на любом уроке для закрепления и обобщения знаний.

Цели:

  • отработать вход в диалог и выход из него;
  • закрепить и обобщить знания по теме «Носители информации".

Оборудование: карточки с жизненными ситуациями, колокольчик (для подачи сигнала).

Ход игры:

1. Учитель объясняет и отрабатывает с учениками ритуал входа и выхода из диалога:

- поздороваться, пожав друг другу руки;

- договориться, кто первый начнет диалог;

- выполнить задание, поменяться ролями;

- поблагодарить: "Спасибо за работу"; можно в стихотворной форме:"Потрудился ты не зря, тебе спасибо от меня";

- поклониться, пожать друг другу руки;

- по сигналу учителя попрощаться.

Выполнение ритуала строго обязательно! Впоследствии он редуцируется в более простую форму и станет привычным для детей.

2. Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего). Если детей нечетное количество, то либо один из них выполняет задание по просьбе учителя, либо учитель встает в круг.

3. По сигналу учителя игра начинается. Пары "карусели" приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.

  1. 1-й ученик: внимательно прочитай карточку с жизненной ситуацией и назови носитель информации: «Аня слушает магнитофонную запись песни».
  2. 2-й ученик: магнитная лента. (Если ошибка - попросить объяснить.)
  1. 1-й ученик: правильно.
  2. 2-й ученик: теперь посмотри на мою карточку: «Павел играет в компьютерную игру».
  1. 1-й ученик: лазерный диск.
  2. 2-й ученик: правильно.
  3. 4. Обсудив задания друг друга,  по сигналу учителя дети прощаются,  из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.

Игра для пар сменного состава "Карусель в двух группах".

Примечание: Благодаря этому приему повышается плотность, эффективность урока (за 7-8 минут - сразу две формы работы, больший объем содержания). Во время игры учитываются способности детей: первая группа, "кружась на карусели", предлагают друг другу по одному заданию, а дети из второй группы - по два задания).

Ход игры:

  1. Учитель раскладывает перед детьми жетоны с изображениями сказочных героев, например Карлсона и Винни Пуха. Половина жетонов - с одним героем, другая - со вторым.
  2. Ребята, сидя за партами, выбирают понравившуюся картинку.
  3. По сигналу дети с жетонами "Карлсон" во главе с учителем образуют первую группу и уединяются в уголке класса. Дети с жетонами "Винни Пух" во главе с ассистентом становятся второй

группой.

  1. Первая группа получает карточки с более легкими заданиями, вторая - с заданиями повышенной сложности.
  2. Обе команды выстраиваются в две "карусели" и по сигналу начинают движение.
  3. Учитель контролирует работу в первой группе, ассистент - во второй.

Внимание! Чтобы ученики правильно выбрали группы в соответствии с уровнем развития, учитель может использовать прием заранее спрогнозированного выбора (применить т. н. микропедагогику), тактично посоветовав ученику сегодня выбрать Карлсона и т. д.

Игра для пар сменного состава "Пересадки".

Примечание: Игра представлена на примере урока по теме «Число и кодирование информации»

.

Цели: закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Кодирование информации», отработать в парах этапы ведения сочетательного диалога: вход, поддержание, выход, учет результатов.

Оборудование: индивидуальные карточки  (например с предложением: «Лена описывает рисунок для Кати по телефону» и др.).

Ход игры:

  1. Дети выбирают карточки с предложением.
  2. По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим предложением.
  3. Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за парту на незанятое место.
  4. Первый ученик предлагает второму прочитать предложение своей карточки и назвать исходную форму кодирования и новую форму кодирования.
  5.  Второй ученик предлагает первому свою карточку (т. е. происходит обмен заданиями).
  6.  По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи.
  7. Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются "по горизонтали" или "по вертикали", отсюда название игры - "Пересадки").

Игра для пар сменного состава "Школа разведки".

Примечание: Игру можно использовать на любом уроке, например на уроке  по теме "Формы представления информации".

Цели: отработать навыки взаимоконтроля в паре; обобщить знания по теме "Формы представления информации".

Оборудование: карточки с названиями форм представления информации: "Текстовая", "Графическая"; карточки соответствующие данным формам представления информации; бубен (для подачи сигнала).

Ход игры:

  1. Детям объявляют, что они поступили в "школу разведки" (антураж может быть и другим, это лишь вариант).
  2. Раздаются "секретные карточки-пароли", их пока нельзя никому показывать.
  3. Те, у кого карточки с названиями форм представления информации: (текстовая, графическая - таких детей двое), будут разведчиками-генералами.
  4. Главная цель разведчиков-генералов: собрать команду - подпольную группу и наибольшее количество информации.
  5. Остальные дети берут в руки остальные карточки .
  6. По сигналу учителя два разведчика-генерала "Текстовая" и "Графическая" отправляются в путь. Встречаясь, собирают команды. Генералы объединяют изображения на карточках по группам: в первой группе объединяются карточки соответствующие текстовой информации; во второй группе - карточки, соответствующие графической информации.
  7. Ребята каждой группы могут встать в круг, взявшись за руки, или изобразить паровозик, который набирает пассажиров.
  8. В конце игры каждая группа должна доказать правильность такого распределения по командам.

Внимание! Содержание игры должно не только способствовать отработке определенных знаний, умений и навыков, но и развивать мышление. Поэтому будет лучше, если вы введете задания на развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, выделение лишнего; создадите проблемную ситуацию. Например, остались лишние карточки соответствующие числовой информации. Почему это произошло? Пусть ребята объяснят и докажут, что их нужно объединить в третью группу "Числовая", приведут свои примеры.

Игра для пар сменного состава "Иду в гости".

Примечание: Игру можно использовать практически на любом уроке для закрепления и обобщения знаний. Например по теме «Помощники человека при счете».

Цели: закрепить полученные знания; отработать вход в диалог и выход из него. 

Оборудование:специальные карточки с заданиями (по количеству "хозяев"); ручки и карандаши для выполнения письменных заданий.

Ход игры:

1. Объяснить алгоритм работы с карточками.

2. Отработать ритуал входа и выхода из диалога. Выполнение ритуала строго обязательно (впоследствии он редуцируется в более простую форму и станет привычным для детей).

Ритуал входа и выхода:

  1. действия гостя:
  • найти свободного "хозяина";
  • постучать;
  • поздороваться;
  • после приглашения сесть с "хозяином" и "съесть угощение", т. е. выполнить предложенное задание;
  • получить оценку;
  • попрощаться;
  • найти нового свободного "хозяина" и повторить цикл;
  1. действия хозяина:
  • поздороваться с "гостем";
  • пригласить войти, сесть;
  • "угостить заданием". Каждому гостю дают только один вопрос, пример или одно предложение из карточки;
  • если "гость" выполнил задание и объяснил его - поставить оценку ("вручить подарок");
  • ждать следующего "гостя", зазывая его пригласительным жестом. Затем повторить все сначала (второму "гостю" предложить второе "угощение" - задание).

3. Разделить класс на две равные части: "хозяева" и "гости". "Гости" выходят к доске и ждут сигнала. "Хозяева" рассаживаются так, чтобы рядом было свободное место. Учитель или ассистент раздают карточки.

4. "Гости" ищут свободного партнера, отмечаются (записывают в первой графе карточки свои имя, фамилию), выполняют задание (во второй графе карточки), "хозяева" проверяют и оценивают работу. Учитель помогает найти свободное место и соблюдать правила дружной работы.

5. Игра заканчивается по сигналу учителя.

6. Подведение итогов. В целях экономии времени подвести итоги можно выборочно. Попросить двух-трех хозяев рассказать о том, кто приходил к ним в гости и как они справились с «угощением», т.е. заданием.

7. Остальные карточки учитель проверяет после уроков и выдает с комментариями на следующий день.

Внимание! Если учителю по ходу игры нужно дать кому-то указания, то говорить следует так, чтобы их слышал только тот, кому они адресованы. Громкие замечания прерывают игру. И дети, и учитель выполняют правила дружной работы:

  • работая в паре, я вежлив и внимателен;
  • говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнер;
  • вторгаться в работу другой пары запрещено. Нужно подождать, когда кто-нибудь освободится.

Образец карточки для игры "Иду в гости".

Дата:____________________________.

Фамилия, имя "хозяина"- владельца карточки:____________________

Фамилия, имя "гостя"

Задания

Оценка

Выбери нужное:

Человек получает тактильную информацию, когда он:

- смотрит телевизор;

- нюхает цветы;

- гладит кошку;

- ест яблоко.

Найди лишнее по смыслу.

Арифмометр, счеты, калькулятор, дисковод.

Составь и запиши восемь трехзначных чисел, используя только две цифры цифрового алфавита:

 5 и 3.

Игра для пар сменного состава и групп "Суета".

Примечание: Игра представлена на примере урока-повторения материала за 1 четверть.

Цели: обобщить знания обучающихся; развивать речь обучающихся; учить ориентироваться в пространстве, осваивать правила работы в команде.

Оборудование:

  • карточки с отрывками из текста параграфа (каждый текст печатается на листе, а затем разрезается на 3-4 части по 3-4 предложения);
  • карточки с названиями параграфа;
  • карточки с вопросами для каждой группы;
  • ручки, карандаши, листы бумаги.

Ход игры:

  1. Учитель раскладывает на столе карточки, на которых напечатаны отрывки из параграфов, и отдельно - карточки с их названиями.
  2. Каждый ученик по сигналу берет одну карточку с текстом.
  3. Обучающийся должен прочитать текст, вспомнить название параграфа (темы), найти остальные части его текста.
  4. Дети передвигаются по классу, заглядывают в чужие карточки.
  5. Таким образом ребята объединяются в группы. Первая группа складывает текст «Компьютер как инструмент», вторая -"Приемники информации", третья - "Источники информации"и четвертая - "Какая бывает информация".
  6. Внутри каждой группы начинается дискуссия в соответствии с предложенными на карточках вопросами. Время работы групп ограничено.
  7. После работы в группах по сигналу учителя начинается отчет представителей от каждой группы.

Игра "Разбегалочки".

Примечание: Игру можно использовать на уроке по теме "Текст и его смысл". В этой игре ребенок может работать один, в паре или в группе; имеет возможность выбрать карточку низкого, среднего или высокого уровня сложности. В ходе игры дети должны учиться быстро, тихо, без суеты занимать места в соответствии с пиктограммами.

Цели:

  • закрепить, систематизировать знания по теме;
  • запомнить пиктограммы, их значение.

Оборудование:

  • крупное изображение на подставках каждой пиктограммы в отдельности;
  • мелкие "пиктограммы-посредники" (по количеству учеников в классе);
  • набор индивидуальных, парных, групповых карточек различного уровня сложности, соответствующих теме урока.

Ход игры:

1. До начала игры учитель и ассистент расставляют крупные пиктограммы на подставках в определенные места класса. Таких "игровых зон" получится три.

Первая: столы рядом со шкафом

Вторая: столы у окна

Третья: стол учителя

  1. 2. Учитель раскладывает карточки с заданиями.
  2.  В первую "игровую зону" с пиктограммой               - парные карточки различного уровня сложности.
  3. Во вторую с пиктограммой                        - групповые карточки.
  4.  В третью с пиктограммой           - индивидуальные карточки.
  5. 3. Дети выбирают мелкие "пиктограммы-посредники".
  6. 4. По сигналу учителя дети бегут в ту "игровую зону", которая обозначена на "пиктограмме- посреднике".
  7. 5. Дети сверяют пиктограммы и пожимают друг другу руки, если все правильно. Прибежавшие "не туда" ученики вслух объясняют ошибку и исправляются.
  8. 6. Дети выбирают карточки с заданиями, выполняют их и отчитываются.

Внимание! Отчитываться нужно тогда, когда все закончат работу в строго отведенное время и по сигналу учителя рассядутся по местам. Чтобы сэкономить время, можно попросить выступить одного ученика с индивидуальной карточкой, представителя от группы и от пары. Остальные карточки учитель проверяет после уроков и выдает на следующий день с комментариями.

Образец парной карточки второго (среднего) уровня сложности.

        

Игра «Разбегалочки»

        

Тема: «Текст и его смысл».

Задание: Переставь буквы, чтобы слово имело смысл.

КЕТСТ                            МАБАГУ                           ТОРНИМО

ОЛИСЧ                           ВИКЛУРАТА                    ЫШЫМ

ФРГИАК                         СТКИДОЖЙ                     УХЛС

Имя, Фамилия

________

     

       - Уровень сложности (второй): средний.

      - Количество участников: 2 человека.

   

Игра "Разбегалочки" для работы в парах сменного состава и в центрах активного обучения.

Примечание: Такое соединение, на первый взгляд, усложняет работу, зато способствует повышению интереса детей, снижению утомляемости, осуществлению более глубокой индивидуализации. "Совмещение форм работы" позволяет учителю обогатить содержание карточек дополнительным материалом, развивает у детей наблюдательность, память, внимание, мышление, учит ориентироваться в окружающей обстановке, дружно работать единой командой.

Ход игры

1-4. Аналогичны пунктам работы в игре "Разбегалочки".

5. После того как дети прибежали в "свою игровую зону", сверили свою пиктограмму с крупной пиктограммой на рабочем месте, они замечают пиктограммы с изображением центров активности. Следовательно, одним нужно будет работать не только индивидуально, но еще и в центре чтения. Другим - не только в паре (заполнить парную карточку с заданием), но и в центре математики. Третьим - не только в группе (выполнить групповую карточку), но и в центре науки и т. д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Игры со Смешариками"

В игре использованы макросы....

Интерактивная игра "Своя игра". ОРКСЭ. Основы православной культуры.

Интерактивная игра на основе телепередачи "Своя игра" для  родителей и обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ. Смотр знаний по изученным темам: Храм, Икона, Заповеди, Библия и Евангелие....

Интерактивная игра окружающему миру "Своя игра"

Интерактивная игра на основе телепередачи "Своя игра" для учащихся 3 - 4 классов. Игра проводится во внеурочное время....

Интерактивная игра ко дню именинника "Своя игра"

Игра разработана с целью развития коммуникативных  и познавательных УУД...

Шаблон интерактивной игры СВОЯ ИГРА

Хочу поделиться шаблоном дидактической игры, выполненной в PowerPoint. Несмотря на то, что уже на то, что имеется целый ряд онлайн конструкторов и шаблонов СВОЕЙ ИГРЫ, в ряде регионов России учителя о...

Интерактивная игра "Своя игра"

Интерактивная игра, состоит из 3 блоков: русский язык, математика, литературное чтение. В каждом блоке 3 вопроса, за каждый вопрос даются быллы....

Интерактивное обучение. Интерактивные игры.

Презентация отражает опыт работы педагога начальных классов и рассказывает об использовании интерктивных игр на разных этапах урока....