Рабочие программы ОС "Школа 2100" 2 класс
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Внеурочная деятельность по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_os_shkola_2100_2klass.docx56.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  I. Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Информатика в играх и задачах» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,  разработана на  основе авторской программы курса «Информатика» А.В.Горячева 2004г.  Программа составлена для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы.

Актуальность программы.

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются научно-техническим прогрессом, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика.

Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к  образовательному процессу. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.

Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

 

Практическая значимость 

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

В курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров;
  • проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

В предлагаемой программе логико-алгоритмический компонент.

Логико-алгоритмический компонент.

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста. На  изучение  отведено  34 часа в год (1 час в неделю).

Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1-4 классов.

II Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

  Метапредметные  результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты.

2-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

III  Содержание учебного предмета.

                                    Логико-алгоритмический компонент.

План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

VI. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

                                    Логико-алгоритмический компонент.

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

11

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному.Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.

Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

10

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов.

Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

12

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для учителя: Методические рекомендации по курсу «Математика» и комплексному курсу «Математика и информатика», 2-й класс.     Издательство: Баласс, 2014 г.

Для ученика: Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях. Авторы: Волкова Т. О., Горина К. И., Горячев А. В.   Издательство: Баласс, 2014 г.

     Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

-   ЕК  ЦОР  http://school-collection.edu.ru/;

-   СРП- собственно разработанные презентации;

-   easyen.ru – современный учительский портал;

    -   pedsovet.- педагогический совет;

позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».

Календарно- тематическое планирование .

№ п/п

Тема урока            

Икт -

технологии

Кол – во часов

Требования к уровню  подготовки обучающихся (УУД)

Дата

Корректировка

План действий -  8 часов

1

Признаки предметов.

Ур- экскурсия

СРП

1

Изучить признаки и классифицировать их по общему признаку.

2

Описание предметов.

СРП

1

Уметь описывать, определять, сравнивать предметы.

3

Состав предметов.

Ур.- игра «Порядок»

СРП

1

Знать составные части предметов.

4

Действия предметов.

Ур.- игра «Угадай какое действие?»

1

Уметь описывать и определять предметы по их действиям.

5

Симметрия.

СРП

1

Усвоить понятие симметричные фигуры.

6

Координатная сетка.

СРП

1

Находить предметы на координатной сетке.

7

Повторение по теме «План действий».

Ур.- конференция«Режим дня».

СРП

1

Обобщить и контролировать  (проверка и учет знаний и умений).

8

Повторение  пройденного материала  по теме «План действий».  Ур- экскурсия

СРП

1

Корректировать  знания и умения.

Отличительные признаки предметов -6 часов

9

Действия предметов. Обратные действия.

Ур. - викторина «Найди обратное действие».

ЕК  ЦОР

1

Уметь определять результат действия.  Уметь определять действия, обратные данным.

10

Последовательность событий.

1

Уметь определять последовательность событий

11

Алгоритм.

ЕК  ЦОР

1

Усвоить составление и выполнение алгоритма

12

Ветвление.

ЕК  ЦОР

1

Уметь составлять алгоритм с условием (ветвление)

13

Повторение   по теме «Отличительные признаки предметов».

Ур.-игра «Отгадай по признаку».

1

Обобщиить и контролировать  (проверка и учет знаний и умений).

14

Повторение изученного  по теме «Отличительные признаки предметов».  

Ур- экскурсия

1

Корректировать  знания и умения.

Множества -10 часов

15

Множество. Элементы множества

СРП

1

Уметь определять множество по его элементам

16

Способы задания множеств.

1

Уметь задавать множества в пересечении. Находить ошибки

17

Сравнение множеств

1

Уметь соотносить количество элементов одного множества с другим

18

Отображение множеств

1

Уметь соотносить количество элементов одного множества с элементами другого

19

Кодирование информации.

easyen.ru

1

Уметь зашифровывать и расшифровывать слова

20

Вложение множеств

1

Уметь различать вложенные множества

21

Пересечение множеств

1

Уметь изображать графами пересекающиеся и непересекающиеся множества

22

Объединение множеств

1

Уметь выявлять признаки объединения множеств

23

Повторение  по теме «Множества».

Контрольная работа по теме «Множества». (20 минут)

1

Обобщиить и контролировать  (проверка и учет знаний и умений).

24

Работа над ошибками. Повторение по теме «Множества».

easyen.ru

1

Корректировать  знания и умения.

Логические рассуждения - 9часов.

25

Высказывание. Понятие Истина и Ложь.

ЕК  ЦОР

1

Уметь оценивать высказывания с точки зрения истинности и ложности

26

Отрицание.

1

Уметь отрицать некоторые свойства с помощью частицы не

27

Высказывания со связками и, или.

ЕК  ЦОР

1

Уметь различать множества, содержащие операции и, или

28

Графы. Деревья.

pedsovet.

1

Уметь решать задачи с помощью графов.

29

Графы. Деревья.

Уметь решать задачи с помощью графов.

30

Комбинаторика.

1

Уметь решать задачи с помощью графов

31

Комбинаторика.

Уметь решать задачи с помощью графов

32

Контрольная работа по теме « Логические рассуждения».

1

Обобщить и контролировать  (проверка и учет знаний и умений).

33

  Работа над ошибками.  Повторение пройденного материала по теме « Логические рассуждения».

1

Корректировать  знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...