Образовательная программа для начальной школы "ИКТешка"
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Фирсова Ирина Александровна

Образовательная программа для начальной школы "ИКТешка" (кружок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_dlya_nachalnoy_shkoly_ikteshka.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы №574

Невского района Санкт-Петербурга

____________________М.А.Волкова

Протокол педсовета  №_________      от______________________________

                                                                                       

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ИКТешка

Возраст обучающихся:8-12  лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

педагог  дополнительного образования,

         Ирина Александровна Фирсова

           

Санкт-Петербург

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Основным направлением образовательной программы «ИКТешка» является практическая подготовка к жизни младших школьников, которая позволит и детям с ограниченными возможностями здоровья вести самостоятельную жизнь в современном обществе, так как, компьютер является средством, облегчающим самореализацию, общение и обучение этой наиболее уязвимой группы общества.

Актуальность  программы в том, что она  способствует развитию познавательной активности обучающихся; творческого и логического мышления; повышению компьютерной грамотности, дает возможность реализации межпредметных связей школьного курса информатики с логикой, математикой, русским языком, является практико- и предметно-ориентированным.

Образовательная программа «ИКТешка»  разработана для обучения началам информатики и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде. Программа дополнительного образования школьников по информатике построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.

Большое значение имеет формирование у обучающихся  на занятиях по информатики адекватной самооценки и осознание перспектив будущей жизни. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Формирование знаний и умений осуществляется для обучающихся на доступном уровне.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию ребенка в любой  предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Направленность программы – научно-техническая

Уровень освоения – общекультурный

Цель программы: формирование у обучающихся навыков работы на компьютере, умение  работать с различными видами информации окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.

Образовательные задачи:

  1. Научить  правилам  работы на компьютере и правилам  поведения в компьютерном классе;
  2. Формировать навыки работы с клавиатурой, мышью при работе с прикладными программами: Microsoft Power Pоint, текстовом редакторе Microsoft Word, графическом редакторе Paint и др.
  3. Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок.
  4. Познакомить с понятием алгоритм, научить работать по алгоритму и создавать алгоритмы.
  5. Познакомить с понятием кодирование информации.
  6. Познакомить с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими программами, электронными пособиями, с целью повторения, закрепления знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, математики  и др.

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.
  2. Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.

Воспитательные задачи:

  1. Создать  условия  для  активного  и  благополучного  участия детей в  коллективной  работе, соревнованиях,  конкурсах;
  2. Воспитать активную, творческую личность.

          Содержание программы  построено на следующих дидактических принципах:

  • отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с психофизическими возможностями, возрастными особенностями обучающихся, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
  • формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
  • индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
  • овладение поисковыми, проблемными, репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на занятии, дополнительная мотивация через игру;
  • соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

  Программа предназначена для детей - 8-12 лет.

Характеристика  учащихся

Коллектив  учащихся  формируется на  основе  результатов  собеседования  с родителями  и  детьми.

На основе пожеланий  учащихся и возможностей  ОДОД  формируются  группы  численностью  15 человек для первого года обучения.

Наполняемость учебной группы  определяется  техническими возможностями.

 (Санитарные нормы отражены в СанПиН 2.4.2.2821-10).

Сроки реализации образовательной программы -  1 год

Количество учебных часов по годам обучения:

1 вариант реализации программы – 72 часа;

2 вариант реализации программы – 144 часа.

Занятия  проводятся  1  раз  в  неделю по 2 академических  часа  лабораторных (в компьютерном  классе) занятий или 2 раза  в  неделю по 2 академических  часа  лабораторных (в компьютерном  классе) занятий .

             Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

            Методы и методические приемы:

Занятие – игра. Обучающиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-тренинги, игры-конкурсы, сюжетные игры на закрепление пройденного материала, интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры).

Занятие – исследование.  Обучающимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений. Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.
Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере.
Занятие – беседа.  Ведется  диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.

Индивидуальные практические работы - мини-проекты.

 Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей.  

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача материала всему коллективу учеников
  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
  • групповой - когда ученикам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Примерная структура занятия:

  • Организационный момент (1мин)
  • Разминка: короткие логические задания на коррекцию внимания, памяти, восприятия, мышления, мелкой моторики (15 мин)
  • Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (10 мин)
  • Физкультминутка (3 мин)
  • Работа за компьютером (10-15 мин)
  • Подведение итогов занятия (1 мин)

                           

На вводном занятии проводится беседа по технике безопасности, знакомство учащихся с правилами пользования компьютером, с правилами поведения, правилами дорожного движения, разъясняется, что необходимо делать в случаях угрожающих жизни.

Учебно-тематический план

1 вариант

№ п\п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Прак

тика

Всего

1

Комплектование группы.

8

-

8

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила техники безопасности.

Введение в предмет.

4

-

4

3

Некоторые устройства и возможности компьютера.

3

-

3

4

Введение в логику

10

5

15

5

Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация.

10

5

15

6

Алгоритмы и исполнители.

10

7

17

7

Графический редактор Paint.

3

7

10

ИТОГО

48

24

72

Содержание программы

 

  1. Комплектование групп (8 часов).

Практика: Ознакомительная игра. Родительское собрание, встреча с администрацией учреждения.

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила техники безопасности. Введение в предмет (4 часа).

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности при работе за ПК. Противопожарная безопасность. Правила дорожного движения. Правила поведения. Обзор программы. 

Практика: Анкетирование.

  1. Некоторые устройства и возможности компьютера (3 часа).

Теория. Человек и компьютер. Что такое компьютер. Из чего состоит компьютер (основные блоки компьютера и их функции) Компьютер - электронно-вычислительная машина.

Человек - творец, компьютер автомат, работающий по программе. Практика. Изучение клавиатуры. Расположение символьных клавиш на клавиатуре. Расположение функциональных клавиш на клавиатуре.

  1. Введение в логику (15 часов).

Теория: Развитие внимания. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика.Работа с массивами.

Практика: Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Решение логических задач.

  1. Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (15 часов).

Теория. Что такое информация? Виды информации. Действия с информацией. Прием и передача информации.  Язык передачи информации. Обработка информации. Кодирование информации.

Практика. Кодирование информации с помощью трафарета. Игра «Учение с увленчением»

  1. Алгоритмы и исполнители (17 часов). 

Теория. Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы.  Разветвляющиеся и циклические алгоритмы.

Практика. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Исполнитель Колобок на линейке. Повторение изученного материала.

  1. Графический редактор Paint (10 часов).

Теория.  Графический редактор. Инструменты графического редактора.

Практика. Создание и редактирование изображений  в графическом редакторе.

Учебно- тематический план

2 вариант

№ п\п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Прак

тика

Всего

1

Комплектование группы.

8

-

8

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила техники безопасности.

Введение в предмет.

2

-

2

3

Основные устройства и возможности компьютера.

4

4

8

4

Введение в логику.

30

14

44

5

Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация.

26

10

36

6

Алгоритмы и исполнители.

14

10

24

7

Графический редактор Paint.

6

16

22

ИТОГО

90

54

144

Содержание программы

 

  1. Комплектование групп (8 часов).

Практика: Ознакомительная игра. Родительское собрание, встреча с администрацией учреждения.

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила техники безопасности. Введение в предмет (6 часов).

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности при работе за ПК. Противопожарная безопасность. Правила дорожного движения. Правила поведения. Обзор программы. 

Практика: Анкетирование.

  1. Некоторые устройства и возможности компьютера (16 часов).

Теория. Человек и компьютер. Что такое компьютер. Из чего состоит компьютер (основные блоки компьютера и их функции) Компьютер - электронно-вычислительная машина.

Человек - творец, компьютер автомат, работающий по программе.

Практика. Изучение клавиатуры. Расположение символьных клавиш на клавиатуре. Расположение функциональных клавиш на клавиатуре.

  1. Введение в логику (30 часов).

Теория: Развитие внимания. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика.Работа с массивами.

Практика: Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Решение логических задач.

  1. Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (30 часов).

Теория. Что такое информация? Виды информации. Действия с информацией. Прием и передача информации.  Язык передачи информации. Обработка информации. Кодирование информации.

Практика. Кодирование информации с помощью трафарета. Игра «Учение с увленчением»

  1. Алгоритмы и исполнители (35 часов). 

Теория. Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы.  Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Практика. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Исполнитель Колобок на линейке. Повторение изученного материала.

  1. Графический редактор Paint (19 часов).

Теория.  Графический редактор. Инструменты графического редактора.

Практика. Создание и редактирование изображений  в графическом редакторе.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающийся будет уметь: 

  • работать с клавиатурой, мышью при работе с прикладными программами;
  • искать нужную информацию в Интернете, редактировать, сохранять;
  • работать с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими программами;
  • создавать и редактировать текстовые и графические документы;
  • кодировать информацию;
  • решать логические задачи;
  • работать с алгоритмами;
  • создавать алгоритмы.

Обучающийся будет знать:

  • правила  работы на компьютере и правила  поведения в компьютерном классе;
  • основные устройства компьютера;
  • понятие информации;
  • виды информации;
  • понятие алгоритма;
  • понятие источника и приемника информации;
  • понятие кодирования;
  • способы кодирования.

  

Способы проверки результативности 

  • конкурс творческих проектов с использованием мультимедиа технологий;
  • выставка рисунков;
  • участие в городских и областных и международных конкурсах по информатике.

Методическое обеспечение.

Возможные формы занятий:  Традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие,  конкурс, фестиваль, творческая работа.

Возможные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно- иллюстративный.
  • Репродуктивный.
  • Исследовательский.

Формы организации  деятельности учащихся:

  • Фронтальная - одновременная работа всех учащихся.
  • Индивидуальная - фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
  • Индивидуальная.

Приемы:  

  • Упражнения.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Беседа.
  • Показ.

 

Формы подведения итогов:

  • Творческая работа.
  • Контрольная работа.
  • Открытое занятие для родителей.
  • Самоанализ.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения по информатике для 5 классов

  1. Персональный компьютер.
  2. Пакет офисных приложений Microsoft Office 2010.
  3. Операционная система Windows 7.
  4. Антивирус.
  5. Браузер.
  6. Проектор.
  7. Колонки.
  8. Принтер.

Описание учебно - методического комплекса

Компоненты учебно - методического комплекса

Для педагога, учащихся и родителей

Информационные, справочные материалы.

Новейшая энциклопедия персонального компьютера В.П.Леонтьев 2003г.

Программное обеспечение

Программный продукт Adobe Photoshop, Adobe Illustrator

Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты.

Инструкционные карты по темам практических работ.

Раздаточный материал.

Контрольные вопросы на прохождение тем. Карточки.

Конспекты занятий.

Конспекты открытых занятий.

Обобщенный опыт

Выставки

Методики психолого-педагогической диагностики личности:

Анкеты

При приеме в коллектив (для детей, родителей)

Тесты

На проверку усвоения тем

Опросники

Для выявления мотивации

Диагностические карты

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Памятки для детей и родителей

Правила внутреннего распорядка и техники безопасности

Методики педагогической диагностики коллектива:

Анкеты

«Определение удовлетворенности дополнительным образованием» (для родителей)

Тесты

На выявление лидера

Опросники

На самочувствие в коллективе

Дневники

Дневник педагогических наблюдений

Методические разработки

Работа над методической темой в МО

Литература для педагога:

1. Методическое пособие для учителей 2-4 классов «Первые шаги в мире информатики» /  С.Н. Тур, Т.П.Бокучава.-СПб.: БХВ-Петербург, 2007

2. Логические задачи/ О.Б.Богомолова. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

3. Занимательные задачи по информатике/ Л.В.Босова.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

Литература для обучающихся:

  1.  Тур С.Н.: Учебник-тетрадь по информатике. / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. – СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа для начальной школы

Образовательные программы для начальной школы...

Формирование школьных компетенций в рамках образовательной программы "Перспективная начальная школа"

Презентация выступления на VII Республиканском научном семинаре "Современная школа и психология: перспективы сотрудничества"....

Основная образовательная программа основного начального образования

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа  № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»  разработана на основе пр...

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

В программе подробно рассматриваются психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, особые образовательные потребности учащихся, принципы и подходы к формированию АООП начального общего об...

Тема: «Жизнь насекомых весной» Предмет «Окружающий мир» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова

Цель: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, способствовать развитию речи, описывать насекомыхЗадачи урока:  Образовательные: познакомить учащихся с изменениями в жизни нас...

Тема: «Симметрия» Предмет «Математика» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» автор: Чекина А. Л.

Цель урока: Создать условия для развития умения дорисовывать симметричные фигуры; содействовать усвоению того, что фигуры могут иметь не только одну ось симметрии, но и несколько.1)    ...