Конспект урока на тему: Алгоритм с ветвлениями и циклами. Исполнитель колобок. 3 класс
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

 Туравинина Ирина Владимировна

Алгоритм с ветвлениями и циклами. Исполнитель колобок. 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа №95                                                                                                                      Учитель: Подкорытова Н. Н.

Класс: 3-6                                                                                                                          Студентка: Туравинина И.В., 34гр.

Дата: 04.10.2017                                                                                                Методист: Шакирова О. Г.

Конспект урока по информатике.

Тема: «Алгоритм с ветвлениями и циклами. Исполнитель колобок.».

Цели:

- закрепить понятие «алгоритм с ветвлениями»;

- формировать умения составлять алгоритм разных видов;

- закрепить с правилами построения алгоритма.

Планируемые результаты:

Личностные:

владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтные ситуации и находить решение в спорных ситуациях.

Предметные:

повторить и закрепить ранее изученное; формулировать условия ветвления; выполнять алгоритмы с ветвлением; понимать запись цикла в алгоритме; понимать способ записи условия окончания цикла; составлять и выполнять алгоритмы с циклами.

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

Оборудование: ПК, проектор, рабочая тетрадь по информатике, презентация


Этапы урока методы и приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

I

  Организационный момент

словесный метод

(слайд) - Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня я буду вести у вас урок информатики.

(слайд) - В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и решать!

И о многом узнавать.

Как вы понимаете эту фразу?

- Ну а я понимаю эту фразу, что в жизни есть много интересного и надо запоминать это все, ведь в будущем это все нам пригодится и самые великие открытия начинаются с самых маленьких знаний.

- Поэтому мы сегодня с вами должны хорошо постараться.

Настраивать себя на работу

Включаться в деловой ритм

Слушать правило хорошего настроения

Л: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся;

формирование желания выполнять учебные действия

II

Мотивация

          учебной

     деятельности

проверка д/з;

правила ТБ за ПК

- Сейчас я проверю ваше домашнее задание.

- Что вам было задано на дом? (с. 16 №18)

- Откройте свои рабочие тетради и положите их перед собой.

. Проверка домашнего задания.

- Сколько зверей получилось?

- Какие действия этого алгоритма вы выполняли?

- Как обозначили на схеме?

- При каком условии цикл больше не повторяется? ( Если зверей нет).

-Поднимите те у кого вы были трудности в выполнение дз?

-Ребенок выходит к доске и заполняет алгоритм с объяснением дз.

– Какие из них нужно обвести? Сколько раз они выполняются? (Нужно обвести все команды, кроме «Начало» и «Конец», - они выполняются столько раз, сколько зверей на рисунке.)

–Давайте вспомним, что такое алгоритм.(Алгоритм - это действия, выполненные по порядку.)

 – С какими алгоритмами вы знакомились?

– Что такое ветвление и цикл в алгоритме. (Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор: выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условия. Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.)

Обсуждают тему. Определение цели урока. (фронтальная работа) предлагает сформулировать цель урока.

– На какие 2 группы разделены вопросы?

 1 группа: Чайник пустой? Идёт дождь? Горит зелёный сигнал светофора? Устраивает цена книги? Задачи по математике задавали?

2 группа: Есть ещё игрушки в коробке? В тарелке есть ещё конфеты? Остались яблоки на дереве? Есть невымытые помидоры? Есть не заточенные карандаши? (Одни относятся к вопросам условия алгоритма с ветвлением, а другие относятся к вопросам условия алгоритма с циклом.) – Как вы думаете, какая тема нашего урока? – Какие цели поставим? (Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами)

Проверять правильность выполнения задания, сверяя с эталоном

Вспоминать правила ТБ за ПК

Л: формирование желания выполнять учебные действия

Р: контроль учебных действий

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

III

Актуализация знаний

метод:

репродуктивный;

выявление темы и целей урока.

hello_html_m5873e5bd.png

– Чтобы понимать, о чем идет речь, предлагаю выполнить задание 19 на стр. 17. Робот Боб снова попал в трудную ситуацию. Поможем ему? 
Учитель читает текст задания.
– Что Боб делает неправильно? (Он собирает грибы все подряд. Это неправильно, потому что он кладет в корзину не только съедобные грибы, но и мухоморы.)
– Верно. Наверняка многие из вас собирали грибы в лесу. Предлагаю составить линейный алгоритм «Собери грибы».
Учащиеся предлагают команды для алгоритма. После обсуждения учитель записывает линейный алгоритм на доску.,
– Таким образом, алгоритм «Собери грибы» будет выглядеть так:
1. Начало.
2. Приди на полянку.
3. Найди гриб.
4. Срежь гриб.
5. Конец.

– Как вы думаете, в чем ошибка? (Не все грибы в лесу съедобные.)
– Верно. Поэтому нам нужно поставить условие «Съедобный ли гриб?». Тогда что появится в алгоритме? (Условие.)
– При включении условия у нас получится:
– Сколько грибов мы сможем найти, используя данный алгоритм? (Один.)
– А Бобу нужно набрать две корзины грибов. Что нужно сделать? (Вернуться к действию «Найди гриб».)
– Но ведь это условие будет выполняться не всегда. Когда мы сможем повторить это действие? (При условии, что на полянке еще есть грибы.)
– Верно. Давайте впишем это условие в алгоритм.
– Когда цикл прервется? (Когда на поляне не останется грибов.)
– Какое действие будет выполняться не всегда? («Срежь гриб».)
– Как называется такая структура алгоритма? (Ветвление.)
– Какие действия повторяются? При каком условии?
– Как называется такая структура? (Цикл.)
– Верно. Сегодня на уроке мы рассмотрели алгоритм, который одновременно содержал и ветвление, и цикл. Что мы еще не выполнили по заданию? (Не обвели зеленым карандашом команду, которая будет выполняться не всегда, а красным карандашом – ромб, в котором записано условие повтора.)
– Что будем обводить зеленым карандашом? (Первый ромб – условие ветвления.)
– А красным карандашом? (Второй ромб – условие повтора.)

Задание №20

– Придумайте и запишите вопросы к рисунку, где Боб собирает грибы. (Вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»: - На рисунке больше двух пней? - На рисунке есть елка? - В корзине Боба есть мухоморы? - Боб собрал все мухоморы? Вопросы, на которые нельзя ответить словами «да» или «нет»: - Сколько грибов на рисунке? - Какая птица на рисунке? - Сколько корзин у Боба?)

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Включаться в темп работы с учителем

Вступать в диалог с учителем

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы

Р: контроль и самоконтроль учебных действий

Л: формирование желания выполнять учебные действия

Р: контроль учебных действий

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

IV

Постановка учебной задачи.

Решения частных задач.

методы: репродуктивный,

беседа, наглядный практический,  комментирование у доски

– Верно. Золушке нужна наша помощь. Для начала прочитаем задание 21 на странице 18.

– Я надеюсь, что все помнят сказку «Золушка»? Что необходимо было сделать Золушке, чтобы поехать на бал. (Вымыть пол, перебрать фасоль)
– Верно. Золушке нужна наша помощь. Для начала прочитаем задание 21 на странице 18.
Один из учащихся читает задание.
– Что мы видим на рисунке? (Фасоль двух видов: белая и черная, белую фасоль необходимо класть в правую корзину, а черную фасоль – в левую.)
– Составим алгоритм с условием. Какие первые три действия необходимо выполнить Золушке? (1. Приготовить две корзины. 2. Открыть мешок. 3. Достать одно зерно фасоли из мешка.)
– Хорошо, а какое условие мы поставим? (Если фасоль белая, то надо класть ее в правую корзину, иначе – в левую.)
– Алгоритм, записанный в форме «Если условие, то иначе» называется алгоритмом полной формы. А неполная форма, если допускается действие «Если условие, то».
– Возвращаемся к заданию. Чтобы поставить условие, необходимо записать вопрос, на который ответ будет «Да» или «Нет». Какое условие мы поставим? (Условие «Фасоль белая?».)
– Сколько фасолин мы отберем, выполняя данный алгоритм? (Одну.)
– Но в мешке же их очень много. Что необходимо включить в алгоритм? (Цикл.) 
– Какое условие для повторения мы поставим? (Поставим условие «В мешке еще есть фасоль?».) 
– Хорошо, заполним блок-схему.
Один из учащихся выполняет задание у доски. Если необходимо, учитель вносит коррективы.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
– Сегодня на уроке мы познакомились с алгоритмом, содержащим ветвление и цикл одновременно. Как узнать, что в алгоритме есть ветвление и цикл?
– Сколько раз повторяется цикл? (До тех пор, пока выполняется условие.)
– Сколько раз может выполняться ветвление? (Ветвление – один раз. Если оно включено в цикл, то столько же раз, сколько и цикл.)

Один из учащихся читает задание.

– Что мы видим на рисунке? (Фасоль двух видов: белая и черная, белую фасоль необходимо класть в правую корзину, а черную фасоль – в левую.)

– Составим алгоритм с условием. Какие первые три действия необходимо выполнить Золушке? (1. Приготовить две корзины. 2. Открыть мешок. 3. Достать одно зерно фасоли из мешка.)

– Хорошо, а какое условие мы поставим? (Если фасоль белая, то надо класть ее в правую корзину, иначе – в левую.)

– Алгоритм, записанный в форме «Если условие, то… иначе…» называется алгоритмом полной формы. А неполная форма, если допускается действие «Если условие, то…».

Выходить к доске

Отвечать на вопросы

Проводить сверку с решением учащихся у доски

Отвечать на вопросы

Проверять правильность выполнения задания

Р: контроль и самоконтроль учебных действий

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Л: строить логическую цепь рассуждений

Р: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

VI

Рефлексия теоретической части

Давайте подведём итоги. по какой теме мы сегодня работали?

Кто может сказать, какие цели ставили в начале урока?

 Мы добились их?

Что такое цикл в алгоритме?

Чем отличается простой алгоритм от цикличного?

Откройте тетради на №22. (читаю задание). Что не понятно? Это задание вам пойдёт на дом. Откройте дневники и запишите его.

Проверять правильность выполнения задания.

VI

Физкультминутка

Наши глазки немного устали, давай немного разомнемся.

Я буду говорить, и показывать, а вы должны повторять за мной.

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Выполняют упражнения

VII

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи

  1. Решение учебной задачи

побуждающий диалог;

- Сегодня мы с вами поработаем в  исполнителе колобок – открываем алгоритм- линейные .

- отрываем первое задание.

Давайте разберем ее вместе, нач. вверх 1, впр. 1, вверх4, вле.

Задание №1 – Давайте составим алгоритм. Начинаем также, как в тетради. Каждая команда на отдельной строчке. Задание №2 – Нужно побывать во всех клетках, где есть грибы.

Задание №3 – Дойдя до цветка, использовать команду «взять».

Задание №4 – Посадить цветы на клумбе, с помощью команды «положить»

 Задание №5 – Собрать все цветы

Можете садиться за компьютеры, не забывая про ТБ.

повторять изученное;

формулировать тему и цель;

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

X

Рефлексия деятельности.

Выставление оценок.

методы анализа;

фронтальный опрос.

Давайте подведем итоги.

 – С чем мы сегодня познакомились на уроке?

 – Что мы научились делать?

– Составляли сложные алгоритмы

 – В каждом из них были и команды, которые выполняются всегда, и команды, которые выполняются по нескольку раз в цикле.

 – С каким исполнителем познакомились?

 – Возможно, ли такое, что Колобок откажется выполнять ваш алгоритм?

Вы работали сегодня хорошо! До свидания!

Подводить итоги урока, анализировать свою деятельность на предмет достижения целей урока;

прощаются с учителем.

Р: анализировать работу; отслеживать цель учебной деятельности.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Исполнитель "Перемещайка".

Конспект урока информатики по теме "Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Исполнитель "Перемещайка"....

Конспект урока по теме "Алгоритм письменного сложения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся об алгоритме письменного сложения в пределах 1000, развитие вычислительных навыков, навыка решения задач на нахождение остатка.Планируемые ...

Конспект урока по теме "Алгоритм письменного сложения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка сложений чисел в пределах 1000.Планируемые результаты:Предметные:Знать алгоритм письменного сложения в пределах 1000;Уметь выполнять сложения в пределах ...

Конспект урока по теме "Алгоритм письменнного вычитания" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка вычитаний чисел в пределах 1000.Планируемые результаты:Предметные:знать: алгоритм письменного вычитания в пределах 1000;уметь: выполнять вычитания в...

Конспект урока математики.Тема: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»( УМК "Школа России",3 класс)

Тема: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Цели деятельности учителя:  создание условия для овладения обучающимися письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000....

Конспект урока математики. Тема "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Алгоритм деления многозначного числа на двузначное». Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменног...