Программа "Компьютерная грамотность"
рабочая программа по информатике

Малагина Марина Анатольевна

Целью программы является социальная адаптация детей и подростков путем приобретения навыков начальной подготовки пользователя персонального компьютера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternaya_gramotnost.docx92.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области

областное автономное учреждение социального обслуживания

«Маловишерский комплексный центр социального обслуживания населения»

                                     

Утверждаю директор

ОАУСО «Маловишерский  КЦСО»

____________Е.Г. Селезнева

«_9_»  _января__ 2019 _ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Компьютерная грамотность»

Возраст обучающихся: от 7 до 18 лет

Общее количество часов:

24 часа

Направленность программы:

Социальная

Автор: Малагина М.А.

социальный педагог

 

                                                     г. Малая Вишера

2019 г.

Пояснительная записка

Актуальность

В программах информатизации, которые в настоящее время разрабатываются во всех регионах России, большое внимание уделяется подготовке молодежи к работе с различными компьютерными системами и их сетями.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная грамотность» (далее - Программа) имеет социальную направленность и предназначена для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, проходящих реабилитацию в отделении социального приюта для детей.
       Информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту несовершеннолетних. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 7-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно уже в данном возрасте.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Проанализировав данные по отделению социального приюта для детей областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Маловишерский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее ОАУСО «Маловишерский КЦСО), мы пришли к выводу, что у 85 % воспитанников отмечается отсутствие навыков работы с персональным компьютером и информационным контентом. Проведенный анализ, основанный на наблюдении за воспитанниками, подтверждает актуальность внедрения программы.

Анализ данной ситуации выявляет наличие противоречий между необходимостью формирования у несовершеннолетних творческого подхода, эмоционального восприятия и трудовых навыков и недостаточным использованием эффективных технологий в сфере художественно-эстетического воспитания.

Целью программы является социальная адаптация детей и подростков путем приобретения навыков начальной подготовки пользователя персонального компьютера.

Задачи:

- познакомить несовершеннолетних с устройством персонального компьютера;

- обучить их навыкам работы на персональном компьютере;

- научить рационально использовать возможности компьютера;

- предоставить воспитанникам возможность использовать компьютерные технологии в повседневной жизни;

- повлиять на улучшение механизма памяти несовершеннолетних.

Данная программа вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков. Более того, программа формирует умения и навыки работы с информацией, помогает приобретению воспитанниками опыта работы с информационным контентом.

Ценностно-целевые ориентиры.

Организация и режим занятий детей с использованием компьютерной техники полностью соответствует требованиям, установленные санитарными правилами:

- СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 N 8);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118).

Новизна программы. Существуют достаточно программ и методик по развитию компьютерной грамотности ребенка, рассчитанных на детей и подростков, обучающихся в средних общеобразовательных школах или детей, посещающих дошкольные учреждения и не рассчитанные для детей социального приюта с краткосрочным (не более 6 месяцев) пребыванием, что и привело к необходимости в создании и разработки программы.

Принципы организации содержания программы.

Организация и проведение занятий по программе основана на следующих принципах:

-принцип добровольности является основополагающим для дополнительного образования;

- принцип преемственности – принимаются во внимание ранее приобретенные знания, умения и навыки детей;

- принцип систематичности и последовательности предполагает построение педагогического процесса от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей – программа реализуется с учётом психологических особенностей воспитанников данного возраста;

- принцип доступности - отбирается учебный материал доступный для усвоения детьми.

Категория обучающихся:

Программа рассчитана на несовершеннолетние отделения социального приюта для детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет.

Продолжительность обучения:

Срок реализации программы – 6 месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия до 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет и до 45 мин. для остальных обучающихся.

Программа реализуется в течение времени нахождения несовершеннолетнего на реабилитации в отделении социального приюта для детей.

Форма обучения: групповая. Формируется группа в количестве 3-5 человек. Во время проведения осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, способный раскрыть его личностные задатки.

Объем курса: 24 часа.

Направление программы: социальная.

Ожидаемые результаты: овладение навыками работы на персональном компьютере, использование современных компьютерных технологий в повседневной жизни, организация своей занятости.

В результате обучения обучающиеся должны знать уметь самостоятельно:

- системные комплектующие персонального компьютера;

- способы включения и выключения ПК;

- элементарные правила набора электронных текстов;

- правила оформления таблиц в текстовых документах;

- способы подключения и настройки работы в Интернет;

- упорядочивать имеющуюся информацию;

- запускать основные программы Microsoft Office (Word, Power Point), а также Paint и работать с ними;

- пользоваться популярными поисковыми системами в Интернет.

Критерии и показатели, диагностируемые в процессе реализации программы:

- правила работы с компьютером, организация рабочего места и ТБ;

- название и функциональное назначение основных устройств компьютера;

-рисунки в графическом редакторе Paint;

-использование игровых и обучающих программ;

-личностные качества.

         

Учебно-тематический план

Возрастная группа от 7 до 11 лет

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теор.

практ.

инд.

(сам)

1

Вводный раздел. Работа и устройство персонального компьютера

3

1

2

-

Диагностическая карта

2

Учусь рисовать

6

2

4

-

Контрольный опрос. Практическая работа «Нарисуй солнышко»

3

Знакомство с текстовым редактором Word.

6

2

4

-

Практическая работа «Набери печатный текст»

4

Знакомство с программой презентаций Power Point

5

1

4

-

Практическая работа «Создание слайдов»

5

Работа в Internet. Итоговый раздел.

4

1

3

-

Практическая работа: посмотреть прогноз погоды на завтра.

Итого

24

7

17

-

Возрастная группа от 12 до 18 лет

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теор.

практ.

инд.

(сам)

1

Вводный раздел. Работа и устройство персонального компьютера

3

1

2

-

Диагностическая карта

2

Знакомство с операционной системой Windows.

6

2

4

-

Контрольный опрос.

3

Знакомство с текстовым редактором Word.

6

2

4

-

Практическая работа с сохранением файла «Набери печатный текст»

4

Знакомство с программой презентаций Power Point

5

1

4

-

Практическая работа «Создание презентации»

5

Работа в Internet. Итоговый раздел.

4

1

3

-

Практическая работа.

Итого

24

7

17

-

Содержание изучаемого курса

Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике. На занятиях обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе обучения. Обучение планируется с обязательным учетом состояния здоровья воспитанников.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

- ознакомительный;

- развивающий;

- исследовательский.  

План занятия:

1. Организационный момент, постановка целей и задач занятия.

2. Основная часть занятия: объяснение теоретического материала и порядка выполнения практического задания. Самостоятельная деятельность детей.

3. Подведение итогов занятия.

Более подробно содержание программы по возрастным группам и раскрытие тем занятий представлены в таблицах.

Возрастная группа от 7 до 11 лет

№ п/п

Тема

Содержание

I. Вводный раздел. Работа и устройство персонального компьютера

1.1.

Знакомство с компьютером. Основные устройства компьютера: управляем мышью; наш помощник – клавиатура. Знакомство с операционной системой.

Дать представление детям о современных компьютерах. Познакомить с составными частями ПК (монитор, клавиатура мышь, системный блок, принтер и пр.). Объяснить понятие        «операционная система», рассказать об основных приёмах работы с окнами: свернуть и закрыть.  Практическое задание: упражнять детей в управление мышью и в работе с окнами.

1.2.

Правильная организация работы на компьютере:

- выбор помещения и рабочего места,

- расположение компьютера и монитора,

Рассказать и показать, как правильно выбирать помещение и рабочее место для работы на компьютере, а также как правильно располагать монитор.

1.3.

Способы включения и выключения ПК.

Познакомить детей с различными способами включения и выключения компьютера.

Практическое задание: упражнять детей во включении и выключении компьютера.

II. Учусь рисовать

2.1.

Графический редактор Paint.

Познакомить с программой. Рассказать о том, как запускается программа, и познакомить с рабочим окном.

Практическое задание: запуск программы Paint.

2.2.

Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.

Рассказать о панели инструментов и опций, о том, как ими пользоваться.

Практическое задание: нарисовать красным маркером ломаную линию.

2.3.

Разработка и редактирование изображения.

Познакомить о том, как можно создавать и редактировать изображения.

Практическое задание: создание лица.

2.4.

Копирование, печать рисунков.

Познакомить о копировании рисунков и о том, как их можно распечатать.

Практическое задание: нарисовать солнышко.

III. Знакомство с текстовым редактором Word

3.1.

Основные принципы работы с текстовыми редакторами.  

Познакомить с текстовым редактором Word и его основными принципами работы.

3.2.

Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

Ознакомить с тем, как набирать и редактировать текст.

Практическое задание: набрать предложение.

3.3.

Работа с фрагментами текста. Сохранение текста.

Рассказать о том, как можно работать с фрагментами текста: выделение, копирование, сохранение и удаление.

Практическое задание: выделить фрагмент текста и удалить его.

3.4.

Форматирование и способы работы с текстом, вставка таблиц и рисунков.

Познакомить со вставкой таблиц и рисунков.

Практическое задание: вставить таблицу.

3.5.

Печать документов.

Познакомить со способами печати документов.

IV. Знакомство с программой презентаций Power Point

4.1.

Запуск программы и знакомство с рабочим окном.

Познакомить с программой. Рассказать о том, как запускается программа, и познакомить с рабочим окном.

Практическое задание: запуск программы Power Point.

4.2.

Создание и дизайн слайда.

Познакомить с тем, для чего нужны слайды и как их создают; для чего нужен дизайн слайдов.

4.3.

Вставка фигур, рисунков, настройка анимации.

Рассказать, как можно вставлять фигуры и рисунки, как настроить анимацию.

Практическое задание: вставить ромб и квадрат.

4.4.

Работа с изображениями.

Познакомить с работой с изображениями.

Практическое задание: создать 2 слайда.

V. Работа в Internet. Итоговый раздел

5.1.

Поиск информации через Интернет.

Рассказать о сети Интернет, о его возможностях, о положительных и отрицательных сторонах.

5.2.

Работа с информацией, полученной через Интернет.

Рассказать о том, как работать с информацией, полученной через Интернет: выделение, копирование и сохранение.

Практическое задание: найти прогноз погоды.

5.3.

Как защитить компьютер от вирусов.

Познакомить детей о безопасных и опасных сайтах, о том, как защитить компьютер от вируса.

Возрастная группа от 12 до 18 лет

№ п/п

Тема

Содержание

I. Вводный раздел. Работа и устройство персонального компьютера

1.1.

Представление о современных компьютерах. Знакомство с составными частями ПК (монитор, клавиатура мышь, системный блок, принтер и пр.).

Теоретическое занятие: дать представление детям о современных компьютерах. Познакомить с составными частями ПК (монитор, клавиатура, мышь, системный блок, принтер, ксерокс и пр.)

 

1.2.

Правильная организация работы на компьютере:

- выбор помещения и рабочего места,

- расположение компьютера и монитора

Рассказать и показать, как правильно выбирать помещение и рабочее место для работы на компьютере, а также как правильно располагать монитор.

1.3.

Способы включения и выключения ПК.

Познакомить детей с различными способами включения и выключения компьютера. Раскрыть понятие «спящий режим».

Практическое задание: упражнять детей во включении и выключении компьютера, а также его перезагрузки.

II. Знакомство с операционной системой Windows

2.1.

Запуск программы и рабочий стол.

Познакомить с понятием «операционная система» и «рабочий стол».

2.2.

Основные приемы работы с мышью и клавиатурой.

Рассказать и показать, как работать с мышью (правая и левая клавиши, колёсико прокрутки) и клавиатурой (основные клавиши).

Практическое задание: упражнять детей в работе с мышью и клавиатурой.

2.3.

Основные приемы работы с окнами.

Познакомить с понятием «диалоговое окно» и с основными приёмами работы: свернуть, свернуть в окно, закрыть.

Практическое задание: упражнять детей  в работе с окнами.

2.4.

Значки, ярлыки, файлы, папки. Навыки работы.

Познакомить с различными значками, файлами и папками. Рассказать, как создать файл и папку, как им дать название.

Практическое задание: создать файл «Песня»; создать папку «Музыка».

2.5.

Работа с файлами: копирование, перемещение, удаление и восстановление файлов.

Познакомить с тем, как работать с файлами, как их копировать, перемещать, удалять и восстанавливать.

Практическое задание: создать файл «Игра», скопировать его на рабочий стол и переместить в созданную папку по Фамилии.

2.6.

Настройки: даты, времени и внешнего вида Windows.

Рассказать об установлении даты и времени, о том, как поменять картинку на рабочем столе.

Практическое задание: установите дату и время.

III. Знакомство с текстовым редактором Word

3.1.

Основные принципы работы с текстовыми редакторами.

Познакомить с текстовым редактором Word и его основными принципами работы.

3.2.

Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

Ознакомить с тем, как набирать и редактировать текст.

Практическое задание: набрать текст.

3.3.

Сохранение текста.

Рассказать о том, как можно работать с фрагментами текста: выделение, копирование, сохранение и удаление.

Практическое задание: выделить фрагмент текста и сохранить его на рабочем столе.

3.4.

Форматирование и способы работы с текстом, вставка таблиц и рисунков.

Познакомить со вставкой таблиц и рисунков.

Практическое задание: вставить таблицу в текст.

3.5.

Изменение параметров страницы.

Познакомить с параметрами страницы и с ориентацией и с тем, как изменить параметры и ориентацию.

Практическое задание: изменить ориентацию страницы с книжной на альбомную и обратно.

3.6.

Печать документов.

Познакомить со способами печати документов.

IV. Знакомство с программой презентаций Power Point

4.1.

Запуск программы и знакомство с рабочим окном.

Познакомить с программой. Рассказать о том, как запускается программа, и познакомить с рабочим окном.

Практическое задание: запуск программы Power Point.

4.2.

Создание и изменение слайдов.

Познакомить с тем, для чего нужны слайды и как их создают и изменяют; для чего нужен дизайн слайдов.

Практическое задание: создать 2 слайда и подписать их.

4.3.

Работа с изображениями.

Познакомить с работой с изображениями.

4.4.

Создание элементарных презентаций.

Познакомить с тем, как создавать презентации, как накладывать на них музыку.

Практическое задание: создать презентацию из 3 слайдов.

V. Работа в Internet. Итоговый раздел

5.1.

Поиск информации через Интернет.  

Рассказать о сети Интернет, о его возможностях, о положительных и отрицательных сторонах.

5.2.

Работа с информацией, полученной через Интернет.

Рассказать о том, как работать с информацией, полученной через Интернет: выделение, копирование и сохранение.

Практическое задание: найти прогноз погоды и скопировать его на рабочий стол.

5.3.

Как защитить компьютер от вирусов.

Познакомить детей о безопасных и опасных сайтах, о том, как защитить компьютер от вируса.

Организационно-педагогические условия

Для успешной реализации программы выбраны такие организационно-педагогические условия как:

        - словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;

        - наглядный качественный показ;

- проблемно-поисковый;

- практический (выполнение воспитанниками практических заданий, практических работ творческого характера);

-работа с информационными источниками.

Оценочные материалы

п/п

Наименование

раздела

Форма контроля

Периодичность проведения

Оценка

1.

Вводный раздел. Работа и устройство персонального компьютера

Диагностическая карта

в начале и конце  курса занятий

в соответствии с критериями

2.

Учусь рисовать

Контрольный опрос. Практическая работа «Нарисуй солнышко»

по окончанию темы

в соответствии с критериями

3.

Знакомство с операционной системой Windows.

Контрольный опрос.

по окончанию темы

в соответствии с критериями

4.

Знакомство с текстовым редактором Word.

Практическая работа с сохранением файла «Набери печатный текст»

по окончанию темы

в соответствии с критериями

5.

Знакомство с программой презентаций Power Point

Практическая работа «Создание презентации»

по окончанию темы

в соответствии с критериями

6.

Работа в Internet. Итоговый раздел.

Практическая работа

по окончанию темы

в соответствии с критериями

В начале и по окончанию курса программы проводится обработка и сравнительный анализ. Делаются выводы об эффективности программы.

Контроль усвоения знаний осуществляется на самостоятельных занятиях путем определения способности обучающихся правильно запускать программы и изменять настройки рабочего стола, мыши, клавиатуры. При работе с текстовыми редакторами контроль усвоения программы осуществляется путем оценки правильности выполнения полученного задания от преподавателя. Для оценки навыков работы с программой Power Point, обучающиеся предоставят самостоятельно созданные элементарные презентации.  Результаты диагностики и анализ усвоения детьми программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить ее. (Приложение 1)

Методическое и дидактическое обеспечение

Разработаны авторские дидактические материалы: практические занятия (представлены некоторые) и инструкции по технике безопасности в учебном кабинете. (Приложение 2) и (Приложение 3)

Материально-техническое обеспечение

Для создания и реализации благоприятных  условий организации образовательного процесса,  обеспечения  решения  задач  фронтального и индивидуального  подхода  к обучению  необходимо  следующее  материально-техническое обеспечение:

- хорошо освещенный кабинет, компьютерные столы и стулья, компьютеры с их комплектующими;

Список литературы

  1. Барышникова, М. Ю. Информационные технологии для учителя-предметника [Текст] / М. Ю. Барышникова, Е. И. Карелова, В. И. Клецин, Т. А. Шумихина. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. – 168 с.
  2. Белкин, П. Ю. Основы интернет-технологий для учителя [Текст] / П. Ю. Белкин, Н. А. Женова. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. – 112 c.
  3. Стоун, М. Д. PC. Проблемы и решения: Практ. пособ. [Текст] / пер. с англ.; М. Д. Стоун, А. П. Ваш. – М.: Изд-во ЭКОМ, 2002. – 416 с.: ил.

Приложение 1

Входная/выходная диагностическая карта

«Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Компьютерная грамотность»»

ОАУСО «Маловишерский КЦСО»

Педагог_________________________________________________________________________________________________________________

Группа_____________________________________      Год обучения  ________________     Дата _____________

№ п/п

ФИО

обучающегося

А. Правила работы с компьютером, организация рабочего места и ТБ

Б. Название и функциональное назначение основных устройств компьютера

В. Рисунки в графическом редакторе Paint

Г. Использование игровых и обучающих программ

Д. Личностные качества

Итого

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Система оценки 3-х балльная

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить ее.

А. Правила работы с компьютером, организация рабочего места и ТБ:

Высокий - Хорошо знает и не нарушает правила работы за компьютером и технику безопасности;

Средний - Знает правила работы с компьютером и ТБ, но иногда нарушает их;

Низкий - Требует постоянного внимания со стороны педагога.

Б. Название и функциональное назначение основных устройств компьютера:

Высокий - Знает название и назначение основных устройств компьютера, умеет пользоваться ими;

Средний - Знает название и назначение основных устройств компьютера, но неумело ими пользуется;

Низкий - Не знает название и назначение основных устройств компьютера, не умеет ими пользоваться.

В. Рисунки в графическом редакторе Paint:

Высокий - Хорошо знает, как создаются рисунки в графическом редакторе Paint, самостоятельно сохраняет свою работу;

Средний -Имеет навыки работы в графическом редакторе Paint, но с затруднением ориентируется в панели инструментов;

Низкий -Не имеет навыков работы в графическом редакторе Paint, не ориентируется в панели инструментов, без помощи педагога не может сохранить работу.

Г. Использование игровых и обучающих программ

Высокий - Ребенок выполняет задание самостоятельно;

Средний - Ребенок справляется с небольшой помощью взрослого;

Низкий - Ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого.

Д. Личностные качества:

Высокий - Ребенок имеет постоянный интерес к занятиям, проявляет инициативность, усидчив, умеет вести себя в коллективе, доброжелателен по отношению к другим детям;

Средний -Интерес к работе непостоянен, не хватает упорства, терпеливости, редко проявляет инициативу, но при этом всегда готов оказать помощь другим;

Низкий -Интерес к делу проявляет редко, не усидчив, ленив, лишен инициативы.

Приложение 2

Техника безопасности  при работе с компьютером

                          1. Общие правила безопасности

1.1. К работе за компьютером  допускаются воспитанники, которые знакомы с техникой безопасности.

1.2. В класс для занятий входить только в сменной обуви, чистой, сухой одежде.

Спокойно заходить в кабинет и занять свое место за партой (столом).

1.3. Начинать и заканчивать работу за компьютером только по указанию преподавателя.

1.4. Соблюдайте чистоту и порядок.

1.5. Бережно относиться к имуществу и технике.

1.6. В классе для занятий запрещается:

- трогать соединительные провода, электрические розетки;

- прикасаться к тыльной стороне всех устройств;

- самим устранять любые неисправности в работе аппаратуры;

- класть вещи на аппаратуру;

- работать вдвоем за одним компьютером.

                                   2. Техника безопасности во время занятий

2.1. Во время занятий будьте   внимательны,   дисциплинированны,   осторожны, точно выполняйте указания педагога.

 2.2. Соблюдайте  расстояние  до  экрана  монитора   — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

2.3 За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

Если стул с регулируемой высотой,  то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

 2.4. Работать на  клавиатуре (технике) разрешается  только чистыми,   сухими   руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

2.5. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей,  прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

2.6.  В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе   техники   немедленно   прекратите   работу   и сообщите об этом преподавателю.

                                                   

                               3. Требования безопасности при аварийных ситуациях

3.1.При появлении дыма, запаха гари или при пожаре:

- немедленно прекратите работу;

- сообщите преподавателю;

- соблюдайте спокойствие;

- покиньте помещение;

3.2При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки),  оценить ситуацию и в случае необходимости организовать эвакуацию из помещения.

3.3. Если произошел несчастный случай или при недомогании следует прекратить занятие, сообщить педагогу о случившемся, который должен решить  вопрос о дальнейших действиях, сохранить обстановку места происшествия (если это не угрожает здоровью и окружающим).

3.4. При затоплении помещения, при возникновении пожара сообщить педагогу, который должен отключить подачу электроэнергии, провести эвакуацию.                                

             

Приложение 3                                           

Тема: «Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов» (занятие по теме графический редактор).

Цели:

Образовательные:

  • способствовать формированию, систематизации и обобщению знаний по теме “Учусь рисовать”

способствовать освоению работы компьютерной мыши с помощью графического редактора Paint

Развивающие:

  • развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.
  • развивать познавательный интерес детей

Воспитательные:

  • воспитывать основы коммуникативного общения, уверенность в собственных силах, аккуратность.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

     Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж так держать,
Здравствуйте! Пора начинать.

 

1.1. Повторение основных правил при работе за ноутбуком.

2.Актуализация знаний.

     Но прежде чем перейти к изучению нового материала, назовите устройства для ввода и вывода информации (Клавиатура, мышь, монитор).

 И ответьте на вопрос – на прошлом занятии мы познакомились с графическим редактором Paint , что это такое? – это программа для создания и редактирования графических изображений на компьютере. Перевод с английского на русский слова 'paint'- краска, рисовать.

3.Сообщение цели и задач занятия.

     Наши задачи: Продолжим изучение возможностей графического редактора Paint. Выполним рисунок, при помощи изученных возможностей графического редактора.

4. Первичное освоение новых знаний.

     Рисунок всегда занимал очень важное место в жизни человека. Древние племена, не имевшие письменности, рассказали нам о своей жизни при помощи наскальных рисунков.

Люди в древности рисовали на любом доступном материале, поэтому рисунки для них были очень важны.

А вспомните свои детские книжки? Какими они были? Почему детские книги насыщены рисунками? (Они были очень красочными с большим количеством рисунков, чтобы быть понятнее и интереснее).

Верно, рисунки помогают усвоить даже самый сложный материал.

На компьютере рисунки создаются в графическом редакторе Paint.– Это программа для создания и редактирования графических изображений на компьютере.

На прошлом занятии мы выяснили, как открыть программу Paint, и где она находится?

Она находится в группе программ Стандартные: Пуск – Программы – Стандартные – Paint.

Окно графического редактора имеет стандартные элементы: заголовок окна, строку меню, кнопки: Свернуть, Развернуть, Закрыть, строку состояния, полосы прокрутки.

Среда графического редактора состоит из рабочего поля, которое занимает основную часть окна редактора, панели инструментов, палитры; меню команд для работы с файлами, печати рисунка и других операций: Файл, Правка, Вид, Рисунок, Параметры, Справка. Эти меню содержат команды и дополнительные возможности работы с графическим редактором. Любое из меню можно открыть, щелкнув мышью на его имени.

Палитра – предназначена для цветных рисунков.

Цвет 1 (основной цвет)

Щелкните здесь и выберите цвет на цветовой палитре. Этот цвет используется для карандаша и кистей, а также для контуров фигур.

Цвет 2 (цвет фона)

Щелкните здесь и выберите цвет на цветовой палитре. Этот цвет используется для ластика, а также для заливки фигур.

Рисунок можно создать, используя уже готовые фигуры в панели инструментов. Для рисования используются следующие инструменты:

Линия, Кривая, Прямоугольник, Треугольник, Многоугольник и т.д. Наведя курсор, программа выдает подсказку - название той или иной фигуры.

 

5. Первичная проверка понимания.

     Допустим солнце. Как лучше нарисовать солнце, используя готовые фигуры. Для рисования солнечного диска удобно использовать фигуру круг, а для лучей подойдет инструмент Линия или использовать Кисть-Маркер.

Показываю пошаговый алгоритм.

     Ребята ваши глазки устали. Давайте проведем физкультминутку. Я буду читать стихотворение, а вы выполняете действия, о которых говорится.

6.Физ.минутка для глаз (делают стоя)

 У вас глаза устали очень –

Им глядеть уже нет мочи.
Дайте отдохнуть глазам,
Пока стишок читаю вам.

Глазами вправо, глазами влево,
Поглядите на соседа,
Обведите взгляд кругом,
Поморгайте потом.

Поморгав, глаза закройте, -
Не качайтесь – ровно стойте,
Посмотрите на меня,
И закройте вновь глаза!

Кто там спит сегодня стоя?
Саша? Эля? Вова? Таня?
Чей там взгляд такой усталый?
Начинаем-ка, сначала!
У вас глаза устали очень –
Им глядеть уже нет мочи.
Дайте отдохнуть глазам –
Пока стишок читаю вам.

Глазами вправо, глазами влево,
Поглядите на соседа,
Обведите взгляд кругом,
Поморгайте потом.

Поморгав, глаза закройте.
Не качайтесь – ровно стойте.
Посмотрите на меня,
И закройте вновь глаза!

Вы зажмурьте крепче их,
Пока я не закончу стих…
Вот последняя строка –
Открывайте все глаза!

Отдохнули.

Практическое задание.

     Сейчас мы вместе попробуем нарисовать красную ломаную линию маркером.

Подведение итогов.

     Итакскажите, чему же научились на сегодняшнем занятии?

Для чего нам нужен Paint?

Перечислите основные инструменты Paint .

 Тема: «Работа с файлами: копирование, перемещение, удаление и восстановление файлов».

Цели:

Образовательная: изучить основные операции с файлами и папками;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;

                                                         

                                                          Ход занятия:

I. Орг.момент.

II. Актуализация знаний.

     Что такое файл? (Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.)

     Имя файла? (Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой. Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.)

Объяснение материала, как создаются файлы и папки.

III. Практическая часть.

Копирование
Теперь попробуем копировать файлы из одной папки в другую.
Копировать файлы из папки в папки можно несколькими способами:
• Вызвать Контекстное меню файла и выбрать пункт Копировать. Теперь перейдите в папку или на диск, куда вы хотите поместить копию ваш файла, вновь вызовите Контекстное меню и выберите пункт Вставить;
• Эту же операцию можно проделать с помощью кнопок Копировать и Вставить на Панели инструментов окна Мой компьютер.
• Наконец, файл можно просто перетянуть мышкой в новую папку, держа при этом нажатой клавишу [Ctrl] клавиатуре (или перетянуть правой кнопкой мыши и выбрать в появившемся меню команду копировать).

Перемещение папок ( файлов)

Аналогичным способом можно и переместить файлы из одной папку в другую. Только необходимо не копировать, а вырезать файлы; просто перетаскивать левой кнопкой мыши (если обе папки на одном диске); перетянуть правой кнопкой мыши и выбрать в появившемся меню команду переместить.

Переименование

     Для переименования файла или папки можно выбрать пункт Переименовать Контекстного меню или просто нажать клавишу F2 на вашей клавиатуре. Обратите внимание — если ваш Проводник (Мой компьютер) умеет показывать не только имя файла, но и его расширение, будьте особо внимательны при переименовании. Если имя файла можно менять, то его расширение обязательно должно остаться в неприкосновенности.

 Удаление

Для удаления ненужных файлов можно воспользоваться одним из нескольких способов:
 Вызвать Контекстное меню файла и выбрать пункт Удалить;
• Дать команду Файл→Удалить;
• Нажать кнопку на клавиатуре [Delete];
• Перетащить файл или папку в корзину.

Создание папок (фалов)

1.На рабочем столе создать файл «Игра», скопировать ещё раз  на рабочий стол

2. На рабочем столе создать папу по Фамилии и переместить в неё файл «Игра».

А теперь давайте проверим, у всех ли получилось выполнить практическое задание? (визуальная проверка учителем). Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
 

V. Итог урока.

Подведение итога урока.

Итак, ребята, а теперь давайте с вами подведем итог нашего урока. Ответьте мне, пожалуйста, какие операции мы научились производить  с файлами и папками? (Копирование, перемещение, удаление).

Тема урока:  

«Набор и редактирование текста» 

Цель урока: формирования знаний по редактированию текста, организация

работы по усвоению новых понятий. 

Задачи урока: 

ема урока:  

«Набор и редактирование текста» 

Цель урока: формирования знаний по редактированию текста, организация

работы по усвоению новых понятий. 

Задачи урока: 

                       Тема: «Набор и редактирование текста»

Цели:

Образовательная:  

•  дать представление о наборе и редактировании текста;

•  расширить представление и сформировать навыки воспитанников по

редактированию текста.

Воспитательная:  

•  воспитать трудолюбие, самостоятельность, культуру речи и

общения.

Развивающая:  

•  развивать основные психические функции, общие учебные навыки,

логическое мышление.

                                                 Ход урока

 

I. Организационный момент: приветствие.

     Проверка готовности детей к занятию.

Повторение правил ТБ при работе за ПК и правил поведения в компьютерном классе.

II. Объявление темы и цели  занятия.

III. Актуализация знаний учащихся.

IV. Объяснение нового материала.

     В давние времена создание рукописей было делом долгим и трудоемким.

Каждая книга была уникальная. Текс писали красивым подчерком, стараясь

не делать ошибок и исправлений.  

     Изобретение книгопечатания, печатной машинки, а затем и компьютера упростило процесс создания и размножения длинных текстов. Ошибки в текстах, написанных от руки и напечатанных на машинке, довольно трудно исправить незаметно. След исправления был виден. При помощи компьютера можно вносить изменения в текст много раз.  

  Действия по исправлению ошибок и изменению содержания текста называется редактированием.

- Ребята, давайте рассмотрим основные правила набора текста:

1. Строчные буквы, цифры, и знаки «-» , «=», «.» (точка) набираются простым нажатием клавиш.

2. Заглавные буквы, знаки на цифровых клавишах, а также «_», «+» и «,» набираются при нажатой клавише Shift.

3. Между словами ставится один пробел.

4. Знаки препинания в тексте (кроме тире) не отделяются пробелом от слова,

за которым стоят. Скобки и кавычки также присоединяются к выделяемым словам без пробела.

5. Чтобы начать текст с новой строки, используется клавиша Enter.

V. Практическая работа.

 - Ребята выполните практическую работу для закрепления материала.

Задание

1.  Запустите программу  Word.

2.  Напечатайте слово лира.

3.  Вставьте недостающие буквы, чтобы получилось клавиатура.

Чтобы вставить пропущенные буквы:

⎫  щелкните левой  кнопкой мыши на месте вставки;

⎫  введите недостающие буквы, нажимая соответствующие клавиши на

клавиатуре.

4.  Наберите слово Информатика и с помощью клавиши удаления

символов  преобразуйте его в слово Нота.

Чтобы стереть лишний символ:

⎫  щелкните левой кнопкой мыши за удаляемым символом;

⎫  нажмите клавишу Backspace.

5.  Переведите текстовый курсор на новую строку (с этого номера задания для группы от 12 до 18 лет)

6.  На новой строке напечатайте словосочетания река Волга, озеро Байкал,

планета Марс, поэт А.С. Пушкин.

7.  Напечатайте следующий текст:

Здесь водится зверюшка,  

Компьютерная мышка,

Хорошая подружка  

Девчонкам и мальчишкам!

VI. Подведение итогов.

Подведение итогов работы.

                                       Тема: «Создание презентации»

Цель: научить создавать презентации.

Задачи:

Обучающие:

- систематизировать знания по теме: «Текстовый процессор Word»;

- сформировать понятие компьютерной презентации;

- познакомить с правилами оформления и этапами создания презентаций, с основными приемами оформления слайдов презентации в программе PowerPoint;

- способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике, акцентировать внимание на графические возможности компьютера.

Воспитывающие:

- содействовать развитию и совершенствованию умения обобщать полученные знания, самостоятельно находить правильное решение;

- формировать умения грамотно выражать свои мысли; продолжить развитие мировоззрения, памяти, восприятия, воображения, алгоритмического мышления;

- повышать мотивацию к занятиям с использованием компьютерных технологий.

Развивающие:

- сформировать навыки работы  обучающихся  с различными приемами оформления слайдов;

- развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление;

- развить художественный вкус и творческое воображение;

- развить навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях. 

Ход занятия

1.Организационный этап.

      Здравствуйте, ребята! Вы уже владеете многими информационными технологиями и умеете применять их в практической деятельности. Сегодня мы познакомимся еще с одной. С какой? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующую ситуацию.

2.Создание проблемной ситуации

     Обучающимся предлагается следующая ситуация: «В магазине игрушек  к вам, как к продавцу, обратилась клиентка с просьбой помочь подобрать подарок дочке на день рождения, желательно куклу. Вы начинаете перечислять все куклы, объясняете, как они выглядят, какие функции выполняют. Таким образом, вы устно опишете 10-15 кукол».

Как вы считаете, запомнит ли клиентка все куклы после такой рекламы? Сможет ли она выбрать наилучшую куклу? Почему?

Каким образом на ваш взгляд удобнее прорекламировать нужные покупателю куклы?

Вы дали верные ответы на вопросы. Уточню, что реклама в данном случае – это, по сути, презентация кукол.

Постановка темы, цели и задачи.

Тема сегодняшнего  занятия – Презентация. 

     Мы сегодня на занятии узнаем, что такое презентация, познакомимся с одной из программ, которые помогают наглядно представлять изучаемые объекты и явления и попробуем создать свою собственную презентацию. Программа компьютерных презентаций PowerPoint. Эта программа находит свое применение в различных областях человеческой деятельности. Например, сопровождение доклада на семинаре, конференции; рекламирование товаров и т.п.

3. Введение новых теоретических знаний и закрепление их на конкретных примерах.

Вы много раз слышали слово презентация: по телевидению, на различных школьных мероприятиях. Вы видели, что на большой экран выводятся текст, картинки, играет музыка. Все вместе их объединяет презентация.

Итак, презентация – это последовательность слайдов, содержащих текст, изображение, анимацию, звук и видео, на одну определенную тему.

Конечно же, человек сам просто не может создать презентацию. Для этого ему нужен хотя бы просто компьютер и специальная программа для создания презентаций. Самой распространенной программой является Microsoft Power Point.

В программе PowerPoint можно создавать презентации, вставлять различные объекты (изображение, видео, анимацию, звук) и сделать красивый переход между слайдами.

Для того чтобы оформить презентацию вам понадобятся  знания, связанные с работой в текстовом процессоре Word. Вспомним основные вопросы, касающиеся оформления документа.

Начнём создавать свою первую мультимедийную презентацию.

Запускаем программу Microsoft PowerPoint так же, как Microsoft Word, меню

ПУСК →Все программы → Microsoft Office → PowerPoint. Там вы сразу увидите оранжевый значок.

Как только мы запустим программу, мы увидим рабочее окно  В структуру окна входят:

  1. Область просмотра слайда
  2. Слайд
  3. Строка заголовка
  4. Строка состояния
  5. Область задач
  6. Полоса прокрутки
  7. Строка меню
  8. Панель инструментов

      Слева, в области просмотра слайдов, видно, что сейчас у нас всего один слайд. Что такое слайд? Слайд – это отдельный, самостоятельный объект презентации, который должен содержать законченную мысль или сообщение.

На слайде мы можем разместить следующие объекты:

  • Текст;
  • Графика;
  • Таблицы;
  • Диаграммы;
  • Рисунки;
  • Звук;
  • Видеоролики.

Презентация не может состоять из одного слайда. Но как создать новый слайд? Есть несколько способов:

  • На панели форматирования щелкните кнопку Создать слайд;
  • С помощью меню Вставка→Создать слайд;
  • В области структуры вызовите контекстное меню правой кнопкой мыши и выберите Создать слайд.

Итак, мы умеем создавать презентации, создавать новые слайды. Теперь надо научиться делать нашу презентацию более привлекательной. Для этого нам надо выбрать дизайн слайда. Дизайн - это внешний вид презентации. Для того, чтобы выбрать дизайн, надо выбрать меню 

Формат → Оформление слайда

Текст можно вводить на слайде в выделенные области. А вот как добавить рисунки? Подсказка: аналогично текстовому процессору.

Есть еще один способ размещения рисунков на слайде. Надо изменить макет слайда. Для этого войти в меню Формат, Разметка слайда, выбрать  соответствующую разметку, на слайде нажать значок  и выбрать файл.

4. Закрепление полученных умений и навыков на практике.

Выполнение практической работы «Создание презентации»

Вот теперь вам предстоит начать создание первой мультимедийной презентации, связанной с вашей профессиональной деятельностью. Сегодня вы в ней оформите слайды.

Открыть папку на рабочем столе «Игрушки».  

Создаем новую презентацию «Мои любимые игрушки».

Выберете дизайн презентации.

На первом слайде наберите «Мои любимые игрушки».

Создайте второй слайд. На заголовке 2-го слайда наберите «Куклы» («Машины»). Под заголовком наберите придуманные имена для своих кукол(машин).

Создайте 3-ий слайд, в заголовке наберите «Мои мягкие игрушки» и под заголовком наберите имена своих мягких игрушек.

Запустите презентацию с помощью меню Показ слайдов →Начать показ или с помощью клавиши F5

5. Итоги.

Итак, сегодня мы узнали много нового.

Давайте ответим на вопросы для закрепления материала:

  • Для чего предназначена программа PowerPoint?
  • Что такое презентация?
  • Что такое слайд?
  • Что можно разместить на слайде?

                                  Тема: «Поиск информации в сети Интернет».

Цель:

формирование навыков поиска информации в сети Интернет.

Задачи:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;

воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, преподаватель - ученик, ученик-ПК;

развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

                                                    Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели занятия.

     Сегодня мы с вами научимся искать информацию в Интернет. Эти знания вам пригодятся для дальнейшего обучения и работе по профессии. Вы сможете самостоятельно искать необходимую вам информацию средствами Интернет.

     Как вы считаете, чему вы научитесь на уроке (ответы детей):

- работать в среде браузеров;

- искать информацию по заданным адресам;

- искать информацию по ключевым словам.

3.Изучение учебного материала.

 «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель

     Говорят, что в Интернете есть все. Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

     Существует три способа поиска информации в сети Интернет:

Способ 1: Указание адреса страницы. Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Способ 2: Передвижение по гиперссылкам. 

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Способ 3: Обращение к поисковой системе. Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете.

Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.

В настоящее время существует огромное количество поисковых систем.

Вот, например некоторые из них: yandex, rambler, mail, google, yahoo,nigma, aport, altavista.

   А теперь я сформулирую алгоритм поиска информации с помощью поисковых серверов: (дети проговаривают этапы).

  1. Открываем начальную страницу информационной системы.
  2. Уточняем область поиска.
  3. Вводим запрос на поиск информации.
  4. Нажимаем кнопку для начала поиска.
  5. После нахождения нужной ссылки щелкаем на ней мышью и переходим на страницу, которую разыскивали.

4.Физминутка.

Давайте немного передохнем и проведем физминутку для расслабления.

5.Закрепление учебного материала.

А теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить небольшую практическую работу.

Найдите в интернете информацию на следующие темы (выбрать любую) и прочитайте её:

«Здоровый образ жизни».

«Режим дня школьника».

«Права ребенка».

«Правила поведения на дороге».

6.Итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...