игровые приемы как средство обучения английскому языку на начальном этапе
статья по иностранному языку на тему

использование игровых приемов при обучении английскому языку в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_horoshilovoy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ливенская средняя общеобразовательная школа №2»

Игровые приемы как средство обучения английскому языку

на начальном этапе обучения

                                                                                         Учитель английского языка

Хорошилова С.А.

                                                     2012

  Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемирному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоции, использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли.

     Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, с другой- воспитывает уважение и терпение к другому образу жизни.

    Правильно организованные уроки иностранного языка способствуют возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и учителем. Раннее обучение иностранному языку актуально в наше время, но чтобы оно было успешным, учителю необходимо иметь в своей «педагогической копилке» разные методические приемы. И здесь помогает игра, игровые ситуации, создавая естественные условия для овладения языком, приобщая к миру взрослых, являясь способом познания.

   Существует множество способов создания речевых ситуаций на уроке в начальной школе, но наиболее эффективной мы считаем использование учебных игровых ситуаций. В силу того, что игровая деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, дети более открыты к общению, легче вживаются в роль. Учебные игры помогают им «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер. Они играют в жизнь на другом языке и не испытывают страха ошибиться.

   Игра – это:

1. деятельность

2. мотивированность

3. индивидуализированная деятельность

4. обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

5. развитие психических функций и способностей

6. «Учение с увлечением»

   Хочется выделить ролевые игры, направленные на 6 основных целей, выделенных Б.И.Пассовым:

1. Формирование и  развитие определенных навыков на разных ступенях изучения ЛЕ, ГК, фонетических явлений (формирование, развитие, совершенствование, контроль). Например, игра «Снежный ком» при изучении английского алфавита, при работе над темой «Семья».

2. Развитие определенных речевых умений. Например, игровой момент «Давайте поможем расставить мебель».

3. Обучение умению общаться. Например, конкурс на самого вежливого собеседника, когда дети должны употребить нужные РО.

4. Развитие необходимых способностей и психических функций.  Например, упражнение, направленное на развитие внимания и памяти. Слова записываются на доске. Дети повторяют их про себя, вслух. Затем слова стираются, ученики делятся на команды и начинают произносить по одному слову. Первое слово произносит ученик, сидящий на последней парте, потом повторяет это же слово и добавляет свое ученик, сидящий впереди и т.д. Выигрывает та команда, ученики которой ни разу не ошиблись, то есть произнесли слова правильно и в том порядке, в котором они были написаны. Это упражнение можно использовать при изучении алфавита.

5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, путешествия, конкурсы и т.д.

6. Запоминание речевого материала: рифмовки,  сопровождение слов знаками, мимикой и жестами и т.д.

    Задачи игровой деятельности:

- формировать устойчивый интерес к английскому языку как учебному предмету;

-формировать у учащихся способность к межкультурному общению.

    Игра выполняет 4 важнейшие функции для человека:

- средство развития мотивационно – потребностной сферы,

-средство познания,

 -средство развития умственных действий,

-редство развития произвольного поведения

    Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции - там активность, внимание, воображение, там работает мышление

    В процессе обучения ИЯ игровая технология играет огромную роль в овладении навыками коммуникативной компетенции. Данное понятие включает в себя целый ряд аспектов:

1. Лингвистический аспект включает в себя лексику, грамматику, произношение и т.д. Овладение коммуникативной компетенцией подразумевает использование каждой лексической единицы, как части речевого образца, применимого в той или иной ситуации общения. Использование учебных игр позволяет ученику не просто сказать фразу по-английски, а увидеть, как применить ее, в какой ситуации ее используют носители языка. Наблюдения показывают, что при правильной работе с речевым образцом учащиеся в процессе общения начинают автоматически подбирать соответствующие англоязычные образцы, запоминая их в естественных, наиболее устойчивых сочетаниях, присущих английскому языку.

2. Социолингвистичекий аспект отвечает за правильное применение речевых образцов. У младшего школьника недостаточно развита абстрактное мышление и память. Дети легче запоминают образцы, и запоминанание происходит по схеме: ситуация – образ – многократные повторения. Чем ярче представлен образ, тем меньшее количество повторений требуется и тем прочнее эти образы усваиваются долговременной памятью, что обеспечивает включение в инсценировку каких либо ситуаций общения.

3. Социокультурный аспект включает в себя умение вступить в разговор, продолжить его или прекратить. Чтобы ребенок легко общался, его нужно научить этому. Учебные игры учат ребенка как можно начать разговор. Выразить восторг, сомнение. Привлечь внимание и т.д.

4. Стратегический аспект включает в себя владение невербальной передачей информации (жесты, язык тела). Дети младшего школьного возраста – моторики, а, следовательно, они успешно овладевают данным аспектом коммуникативной компетенции. Часто дети сначала воспроизводят движение, а потом у них идет слово. Во время учебных игр, забывая фразу, ребенок вспоминает жест и пользуется им как синонимом. Это позволяет избежать в речи информационных пробелов. Следовательно, очень важно, чтобы английский язык усваивался ребенком «всем телом», как это происходит при овладении родным языком.

5. Дискурсный аспект отвечает за связность речи. Для успешного овладения этим видом компетенции необходимо использовать аудиоматериалы. Можно предложить детям попробовать себя в речевых пародиях – друг на друга или на сказочных персонажей. Важно обращать внимание на интонацию, так как именно она обеспечивает связность речи, делает ее живой, указывает на отношение говорящего к высказыванию.

6. Социальный аспект включает в себя желание общаться, мотивацию к общению. Проигрывая эпизоды сюжетов, дети входят в мир новых для них героев, где английский язык скоро станет для них «родным», а ситуации общения будут естественными.

   Хотелось бы напомнить некоторые требования к применению игровой технологии:

Учитель должен помнить следующее:

- Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован, учитель должен понимать с какой целью он проводит ту или иную игру.

- В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся

- Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся

- Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности, но на первом плане – говорение

- Игра должна быть вписана в языковую тематику урока

- Учитель играет лишь роль консультанта

-А нализ ошибок учитель должен делать только после окончания игры, во время игры ошибки не исправляются

- Затраты времени на подготовку и проведение игры и ее польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом

- Языковые игры должны проводиться преимущественно на ИЯ

- Нельзя забывать о том, что учебные игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки.  Учитель  должен применять их в меру,  целесообразно и планово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игрового метода при обучени английского языка на начальном этапе.

Одна из основных задач учителя на начальном этапе обучения  детей английскому языку - это сделать так, чтобы ребёнок заинтересовался новым предметом и полюбил его.Использование игрового компонент...

Средства обучения английскому языку на начальном этапе.

Материал  для выступления. Учителям, работающим в современных общеобразовательных учреждениях, необходимо знать как номенклатуру имеющихся средств, так и их дидактическое назначение....

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Приемы рефлексии на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

В данной статье представлены современные приемы рефлексии....

Процесс формирования коммуникативной компетенции посредством сказок при обучении английскому языку на начальном этапе обучения.

Tell me and I forget!Teach me and I rememberInvolve me and I learn !»( BENJAMIN FRANKLIN)Процесс формирования коммуникативной компетенции посредством сказок при обучении английскому языку на нач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Результаты исследования последних лет показывают значительное повышение интереса к английскому языку. Английский язык является языком профессионального общения в различных сферах деятельности. Основно...