Использование занимательной рифмовки для активизации деятельности обучающихся на уроках немецкого языка в рамках ФГОС
учебно-методический материал по иностранному языку (2 класс) на тему

Назырова  Голифар Галиулловна

в данной работе описываются приемы и технологии работы на уроках иностранного языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zanimatelnoy_rifmovki.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование занимательной рифмовки для активизации деятельности обучающихся на уроках немецкого языка в рамках ФГОС

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне.Наряду с другими предметами, немецкий язык на начальном этапе обучения формирует коммуникативную культуру младшего школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Когда мы открываем книжку на немецком языке, очевидно, заинтересовавшись ее названием, у нас наверняка возникает вопрос: «Что это за рифмовки? Не связаны ли они с игрой, шутками, занимательными заданиями?» Конечно,  связаны, и очень тесно! Однако это не просто игры и веселые стихи по грамматике и правописанию, а специальные дидактические упражнения, ритмичность чтения которых активизирует работу обучающихся на уроке немецкого языка, а рифма- своей забавной формой оживляет содержание учебного материала. Предлагаемые на уроках рифмовки должны быть непритязательны и коротки, состоящие из 10-12 слов, но содержащие,как правило,такое количество орфограмм (слов), которое трудно сконцентрировать в обычном тексте учебного упражнения для обучающихся младшей ступени. Стихотворная форма помогает направить внимание детей на изучение грамматических и орфографических явлений языка, лексики, значительно облегчает запоминание правил. Широкое использование рифмованных упражнений дает неплохие показатели уровня грамотности письма, чтения, говорения. И еще один «отрадный показатель»- дети с удовольствием занимаются немецким языком, у них появился интерес к изучению иностранного языка.  Это дает нам  основание использовать данную систему работы с рифмовками именно на начальном этапе, конкретно  на уроках иностранного языка. Проводится такая  работа  и с родителями, при выполнении домашнего задания;читать и повторять наизусть рифмовки с детьми занятие очень полезное.

В своей еще небольшой практике преподавания иностранного языка  я по –настоящему осознала необходимость работы с рифмами. Обучающиеся начальных классов на редкость отзывчивы к произведениям стихотворного жанра, особенно к его малым формам: потешкам, считалкам, загадкам, песенкам. Хорошо, если они читают эти произведения с первых уроков иностранного языка. Возможно это удивит некоторых преподавателей. Как же с первых уроков обучения иностранному языку можно читать тексты, если строгая последовательность изучения букв алфавита не позволяет на первых уроках включать неадаптированные,в том числе и стихотворные тексты для чтения?  Что же дает возможность уже с первых уроков читать неадаптированные и стихотворные тексты? На своих уроках мы читаем с доски, хором. Вернее, читает-то на первых порах учитель, а дети следят глазами за его чтением. Каждый обучающийся старается найти при этом знакомые буквы,сначала робко,а затем все  смелее «читает» вместе с учителем. Всем ребятам процесс коллективного чтения нравится, уроки проходят живо, при хорошей активности и бодром настроении. Стихи о буквах, рифмовки, считалки,песенки, записанные на доске (мультимедиа) не только повышают настроение детей на уроке, не только объединяют и организовывают их своим ритмом, но при определенных условиях могут стать прямым и действенным средством опережающего изучения букв немецкого алфавита и иноязычных слов.

 Опишу технологию работы с рифмовкой. Читаем рифмовку хором. Я выделяю знакомые для многих детей буквы (слова), привлекая тем самым внимание  обучающихся к незнакомым буквам (словам). Затем обвожу незнакомые  буквы (слова) цветными мелками и пишу их на доске крупным шрифтом. Называем буквы (слова) хором, и дети непроизвольно их запоминают. Аналогичную работу проводим и  с небольшими текстами для речевой гимнастики. Читаем хором, громко и шепотом, отрабатываем артикуляцию. Запоминаем новое, анализируем содержание текста.  Подбирая к каждому уроку небольшие рифмовки ,я  постепенно начала ощущать необходимость в специальных рифмованных текстах, имеющих определенный дидактический смысл. Ведь как легко при помощи рифмы запоминаются буквы, буквосочетания, слова, как легко запомнить гласные и согласные звуки с помощью «запоминалок»! При декламации рифмовок, мне приходится наблюдать,  как дети сопровождают чтение непроизвольнымиритмическими движениями головы,ног,рук, постукиваниями пальцев, пяток. Все эти движения естественны, и я их разрешаю. Они нисколько не мешают в обучении, наоборот, помогают. Чувство ритма объединяет класс. Смелые проявляют инициативу в чтении, а слабые и робкие постепенно включаются в работу. Тут вам и работа, тут вам и разрядка. Чтение без отдыха сразу по 14-16 слов, за урок прочитывается в несколько раз больше. После чтения рифмовок у детей не наблюдается усталости, возникают удовлетворение, подъем, желание работать дальше. 

Чтобы привить навыки работы над текстом используются такие информационные технологии, как:

- технология личностно-ориентированного обучения, где основным принципом является сотрудничество и сотворчество с учителем и одноклассниками;

- метод проектов, где в основе лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения. Метод проекта может использоваться в рамках пройденного материала практически по любой теме - информационный включает в себя подготовку проектов, презентации, поиск информации в Интернете;

- здоровьесберегающие технологии. Для снятия усталости на уроках используются зарядки-релаксации. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, песни, танцы. (приложение 3)

- игровые технологии. Игра-одна из форм релаксации, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие, например: игра «Знакомство»

- тестовые технологии как по содержанию текста, так и лексико-грамматические

Итак, использование современных педагогических технологий в обучении-это, во-первых, эффективное средство от однообразия, скуки, во-вторых-оно способствует развитию учащегося, расширяют его знания, учащийся осознаёт себя членом группы.

Одной из основных проблем при изучении иностранного языка является запоминание слов. Для освоения языка необходимо выучить как минимум две-три тысячи слов. Большинство тех, кто встал на путь изучения иностранного языка, для запоминания использует самую обычную, проверенную временем зубрёжку. Использование приёмов мнемотехники при изучении иностранной лексики помогает решить эту проблему.

В современных условиях в обучении немецкому языку существует ряд проблем: рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации, маленькое количество учеников в группах, невозможность разделиться на команды, низкий уровень развития общеучебных навыков, плохая успеваемость почти по всем предметам, отсутствие устойчивых интересов, плохо развитая память. И вот здесь на помощь может прийти мнемоника.

 «Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают   технику   запоминания.   Они   происходят   от   греческого   «mnemonikon» -   искусство запоминания. Считается, что слово придумал Пифагор, и произошло оно от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины — матери 9 муз».

Итак, мнемотехника – это:

  • возможность накапливать в памяти большое количество точной информации;
  • экономия времени при запоминании сохранения запомненных сведений в памяти;
  •  мощная тренировка памяти и мышления;

Применение специальной техники запоминания отнюдь не облегчает процесс изучения языка, но делает его более быстрым, качественным и полностью контролируемым.

Для   того, чтобы   обеспечить   запоминание   лексических   единиц, Р.   Бон, Н.Ф. Бориско считают целесообразным предлагать учащимся использовать различные приемы мнемотехники:                                          

  • Метод «ключевых слов».
  • Техника ассоциативных связей.
  • Составление предложений или сочинение историй с новыми словами.
  • Рифмовки
  • Составление денотатной схемы или «карты памяти».

На запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой и на формирование сочетаний смыслового характера Е. А. Маслыко, П. Б. Бабинская предлагают использовать следующие языковые упражнения, которые могут использоваться как на этапе автоматизации на уроке, так и в качестве домашнего задания для повторения:

  • Группировка слов по какому-либо принципу.
  • Классификация   лексики  
  • Подбор однокоренных слов
  • Подстановка   в   словах   недостающих   словообразовательных   элементов   (суффиксов,   префиксов, окончаний).
  • Замена словосочетаний, фразеологизмов или предложений подходящими словами из предложенного списка, предложено несколько вариантов слов.
  • Замена слов словосочетаниями, предлагаемыми в списке.
  • Дополнение предложений (или заполнение пропусков в предложении) подходящими словами, слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти.
  • Замена     в     предложениях     словосочетаний/фразеологизмов     соответствующими     словами, синонимами.      
  • Замена в данном предложении выделенного слова синонимом или антонимом.
  • Замена картинок на соответствующие слова в предложениях или тексте.
  • Заполнение пропусков в подписях к рисункам словами из списка.
  • Установление соответствий между рисунками и подписями к ним (подписи к рисункам перепутаны).
  • Подставьте слова в кроссворд.
  • Подставь с слова в чайнворд.
  • Найди как можно больше слов и запиши их.
  • Игра       «Memory».  
  • Игра „Алфавит".
  • Назовите как можно больше слов, которые вы помните.

      Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьёзнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения. Работать с маленькими детьми сложно. Их внимание неустойчиво и они быстро устают.

         Поэтому 

успех в обучении и отношение детей к урокам напрямую зависит от того, насколько интересно эти уроки проводятся. Планируя урок по немецкому языку, я стремлюсь к тому, чтобы урок был интересным и увлекательным для каждого ребенка в группе, чередую различные виды деятельности, использую подвижные игры на немецком языке, разминки, рифмовки и стишки, которые можно иллюстрировать движениями. Мы много поем на уроках. Через пение, через ритмическое проговаривание стишков и рифмовок, дети получают “чувство языка”. Свои уроки я провожу живо, эмоционально, стремлюсь, чтобы все этапы работы на уроке вызывали у детей только положительные эмоции, и они испытывали удовольствие от занятий. Большую роль в этом играет и наглядный материал. Я использую на уроке большое количество карточек и картинок, игрушек, надевающихся на пальцы  кукол. Яркие и занимательные, они вызывают интерес, воздействуют на эмоциональную память детей и способствуют лучшему усвоению материала на уроке.
На своих уроках я использую также компьютер . Видеоматериалы использую чаще всего для активизации и закрепления изученной лексики. Показ видеоматериалов способствует стойкой мотивации к занятиям у детей.
Для того чтобы лучше настроить детей на занятие, включить их в работу, каждое занятие начинаю с песенки-приветствия.

       Таким образом, существуют различные приемы, упражнения, игры мнемотехники, которые возможно и даже необходимо  использовать на уроках иностранного языка. Во-первых, теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать удачные опыты; во-вторых, применение мнемоники необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся; в-третьих, мнемоматериал находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к предмету, активизации мышления, повышению успеваемости.

 В своей работе широко использую «Запоминалки»-на листе А4 крупным шрифтом. На весь формат печатаю необходимую информацию, не более трех  строчек). Развешиваю на видных местах, по классу .К этой работе привлекаю и родителей, они развешивают листы дома. Данное средство обучения использую при изучении счета, новых слов, цветов.

Почти все дети любят рисовать. Мы фантазируем с детьми о том, как объединить в одном рисунке слова по одной теме. Ритм рифмовки и ее иллюстрирование делают процесс запоминания органичным и увлекательным делом. Рифмовки помогают значительно раньше перевести детей от слогового чтения к чтению целыми словами. Коллективное чтение рифмовок впоследствии закрепляется у большинства обучающихся как  навык. Таковы преимущества работы с ритмическими стихотворными текстами. При такой организации работы совершение  чтения, говорения,  аудирования  и письма у младших школьников становится средством удовлетворения их растущего интереса к иностранному языку, способом развития языкового чутья. Особенно помогают нам рифмовки, специально рассчитанные на выполнение небольших, но занимательных по форме физкультминуток. Читая про себя, дети с удовольствием показывают различные действия. Само движение выступает средством самоконтроля за правильностью чтения. Использование приема «Секрет письма зеленой пастой» помогает учащимся писать без ошибок, с его помощью обучающиеся оформляют в тетрадях не только рифмованные упражнения, но и все другие письменные работы. При обычном письме дети пишут синей пастой, но как только появляется правило или новое слово (буквосочетание) начинает «работать» зеленая паста.  Такое письмо нравится детям, вносит разнообразие в работу, вырабатывает у обучающихся самоконтроль.

Итак ,использование данного средства на уроках иностранного языка позволяет приобщить учащихся к активному обучению; развить у  них  учебно-познавательные  умения  и навыки; дает  возможность научить их учиться, чтобы лучше усвоить программный материал, постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда.  Тренируя себя по упражнениям и заданиям, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при помощи  дополнительной литературы, оценивая свою деятельность;осознают необходимость изучения языка, роль языка и речи в жизни людей, выражают свои эмоции, высказываютсвое отношение к языку, примеряют  на себе роль социально активной, адаптивной личности; воспроизводят  на слух предложенный материал, слушают  и понимают друг друга, имеют  желание учиться , регулировать и контролировать свои знания и действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод круговой тренировки, как средство активизации деятельности обучающихся на уроках физкультуры.

Метод круговой тренировки является одним из способов активизации деятельности обучающихся на уроках физической культуры. Все упражнения выполняются в парах. Выполнение упражнений строго регламентирова...

Индивидуализация образовательной деятельности обучающихся в группах сменного состава на уроках английского языка в рамках ФГОС

Представлена система индивидуализированного обучения английискому языку в группаз сменного состава...

Технологическая карта урока немецкого языка в рамках темы " Was machen wir alles in unserem Klassenzimmer?"

 Данный урок немецкого языка проходит в рамках темы «Und was gibt es Neues in der Schule?» В рамках данного тематического блока обучающиеся научатся: употреблять  изученную  лекс...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языкаавтор: Снахо С.Х....

Выступление "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"

Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Использ...