Творческие задания на уроках английского языка.
методическая разработка по иностранному языку ( класс) на тему

Пронина Александра Владимировна

Творческие задания на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_zadaniya_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания на уроках английского языка.

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

                                                                                 Константин Кушнер

В условиях реализации  ФГОС ученик  на уроке из  пассивно исполняющего указания учителя  традиционного типа теперь становится главным деятелем.

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

 Это побуждает нас учителей искать новые идеи, средства, пути, чтобы сделать ученика настоящим участником учебно-познавательной коммуникационной деятельности, умеющим самостоятельно получать знания.

Использование нестандартных  форм проведения урока помогает решить эту задачу, это дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, творческое мышление, стимулируют  развитие творческих способностей школьников, обучают работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете,   уровень эффективности снизится.

В своей практике нетрадиционные формы урока английского языка я использую,   как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка  я осуществляю при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализую с непременным использованием  средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках  удается достичь самых разных  целей:

-осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

 -обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

 -предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное - эффективные.  Непременным условием проведения урока с творческими заданиями является положительная поддержка личности каждого ребенка.  Во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей. Очень важно, чтобы ученики знали, что их полет фантазии будет воспринят доброжелательно.

Деятельность педагога должна быть направлена на создание положительной мотивации.  Для этого надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему,  постепенно воспитывая у учащихся уверенность в себе и своих возможностях.

Использование интересных, эффективных приемов, активных форм работы, творческое отношение к применению рекомендации авторов УМК позволяют  добиться определенных успехов в данном направлении.

Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создает условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Вот простые приемы, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Первые попытки использовать использования творческих заданий мы предпринимаем уже в 1 классе.

В 1 классе заканчивая тему «Моя семья» можно предложить ученикам принести фотографии своей семьи. Будет интересно не только тому, кто рассказывает  о своих близких, но и тем, кто его слушает. Одноклассникам интересно узнать больше о тех, с кем они учиться. На знакомом материале, которым ученик уже хорошо владеет, он расскажет в быстром темпе и эмоционально. Или, например, заканчивая тему «Школа» можно предложить учащимся нарисовать свой школьный портфель и рассказать,  что в нем находится. Потом устроить выставку работ в классе.

Во 2 классе  изучая глагол «to be» можно  рассказать им про сказочную Английскую страну со сказочной Английской королевой. По-моему это очень интересный прием, как можно дать грамматические правила через сказку. Сказки помогают объяснить и сложный грамматический материал, который дети с трудом воспринимают. Когда дети делали ошибки, неправильно ставя глагол «to be» в предложении, стоило только сказать: А ты помнишь сказку? И ребенок сам исправлял ошибку. Привожу пример сказки, так как я ее даю во 2 классе.

Сказка про глагол «TO BE».

Далеко-далеко, на Северном море есть страна Англия, расположенная на островах. И правит в той стране Английская королева. Все в той стране правильно. И все жители там живут по правилам. Но вот однажды Английская королева отправилась по делам в гости к королеве Французской.

В Англии жил глагол «to be», который хотел быть самостоятельным и все делать сам. И вот, когда Английская королева уехала, он стал прыгать с места на место в предложениях. Из-за этого все жители не могли ни читать, ни писать, ни говорить. Об этом узнала Английская королева и срочно вернулась в Англию. Долго она думала, как наказать непослушного глагола. И вот, что она решила. Позвала королева к себе непослушного глагола и сказала: «Раз ты хочешь быть самостоятельным, так тому и быть. Но…. Будет у тебя три лица. Встречая разные слова, ты должен думать, каким лицом ты будешь с ним разговаривать».И с тех пор, встречаясь со словом «I», он поворачивается к нему лицом «am». Встречаясь со словами «she, he, it» – лицом «is». Встречаясь со словами «we, they, you» – лицом «are».

Вот так глагол «to be» стал самостоятельным и стал сам задавать вопросы и говорить «нет» в предложениях, но каждый раз должен думать каким лицом разговаривать, встречая разные слова.

Для Past Indefinite можно придумать продолжение сказки. Например, когда глагол «to be» говорил о себе в прошедшем времени, то он превращался в двух-лицего. Одним лицом «was» он разговаривал, когда встречался со словами «he», «she», «I», «it». А другим лицом «were» он разговаривал, когда встречался со словами «they», «you», «we».

В 3 классе завершая тему «Животные», ученикам предлагаю нарисовать и  сделать доклад «Смешное животное», где можно придумать себе животное, которого нет. Ученики составляли из нескольких животных одно, придумывая им забавные имена, рассказывая о том, что они  любят  есть, что делать, как выглядят. В этом задании затрагиваются и уже изученные темы ранее (еда, части тела, повседневная жизнь). Фантазии детей нет предела. Каких интересных животных они придумывают!  

Так же можно предложить  конкурс загадок, сначала дети делают смешную закладку, затем пишут на закладке о своем любимом животном, не называя его, читают одноклассникам, тому, кто первый догадается,  они дарят свою закладку.

 В 4 классе можно использовать такое творческое задание, как литературный перевод. Сначала я объяснила ученикам, чем отличается дословный перевод и литературный. Потом рассказала о том, как известный детский писатель К.И.Чуковский сначала был переводчиком стихов с английского языка на русский. И привела примеры его известных переводов, прочитав английское стихотворение и дав дословный перевод.

Можно дать ученику на перевод стихотворение из учебника, которое ему понравилось. Можно предложить перевести стихи из «Сказки Матушки Гусыни» или какую-нибудь песню.

Также в 4 классе ученикам больше интересны такие виды творческих работ, как постановка спектаклей и презентация мини-проектов. При постановке спектаклей у учеников есть возможность общаться друг с другом на иностранном языке. В проекте ученик показывает свои знания. Проектная деятельность является одним из видов творческой работы, которая интересна учащимся и без сомнения развивает их способности.
В учебниках  английского языка в конце каждой темы авторы предлагают темы для проектной работы. Эти работы являются как бы итоговым занятием по данной теме, и предполагается применение полученных знаний в какой-то ситуации.

В практике иноязычного образования в  школе возможно использование как мини-проектов, рассчитанных на один – два урока, или на его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. В своей практике я в основном работаю с мини – проектами. В чем же преимущества мини- проектов? Мини проекты не требуют такой большой подготовительной работы, как долгосрочные проекты, поэтому их можно запланировать на конец каждой темы.

 В проекте ученик показывает свои знания, учится правильно оформлять свою работу, что немало важно на начальном этапе обучения. Ученик подбирает материал в логической последовательности, иллюстрируя свою работу  рисунками, фотографиями, слайдами.

Мини-проекты создаются как индивидуально, так и группой учеников. Выполняя мини-проекты, ученик может обратиться к помощи взрослого, используя дополнительный материал и интернет. Но презентуя этот материал в классе, он должен рассказать его сам,  а не с листа.

 Выполненный проект дети  представляют  в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Главным результатом работы над проектом является приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Очень важным моментом является результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Я стараюсь поощрять любые творческие начинания наших учеников. Все работы учащихся вывешиваются на стендах в классе. И очень приятно, что другие учащиеся нашей школы проявляют интерес к работам младших школьников, просматривают и читают их.

Мини – проекты носят в основном творческий характер. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры — она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Использование проектной технологии предполагает определённую последовательность работы:

1 этап — мотивационный

 Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть для них актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап — планирующее - подготовительный        

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, учащиеся делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы им было комфортно работать. Позже корректирую группы сама и объясняю почему: в каждой группе есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Одна из важных целей работы — дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.

3 этап — информационно-операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации, использование полученного материала в процессе речевого общения; завершение оформления продукта проектной работы

4 этап — рефлексивно-оценочный

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление

В результате    целенаправленной  и систематической  деятельности у каждого ребенка не только формируется банк творческих работ (портфолио), но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной  самооценочной и оценочной деятельности.

Кроме того,  используя мини-проекты, мы делаем процесс обучения увлекательным, более интересным, а поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как учебное задание, а как поощрение навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе на следующем этапе обучения в основной школе.

На своем опыте я убедилась, что выполняя творческие задания каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность. В итоге может состояться прекрасный спектакль, в котором участвуют все ученики, и в котором каждый из них играет любую роль.

 Таким образом, видно, что творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранного языка. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности. Так же видно, как усложняя задания из класса в класс, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Курсовая работа на тему: Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников.

Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников....

Творческая презентация к уроку английского языка с использованием технологии критического мышления 4класс.

Данную презентацию можно применять как для введения новой лексики по теме: "Погода", так и для первичного закрепления пройденного материала....

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

Доклад на ШМО «Развитие письменной речи у обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР) на основе применения творческих заданий на уроках русского языка и коррекционн

        Развитие письменной  речи младших школьников с ОВЗ (ЗПР)  - проблема, которая всегда  волновала учителей, методистов.Учитывая психологические особенно...

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка...