Интегрированный урок русского и английского языка по теме"Звуки речи и буквы в русском и английском языке: общее,особенное, единичное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тюльберова Анастасия Альбиновна

Урок проведен для 2 класса. Технология Способа диалектического обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 2 классе

Тема: Звуки речи и буквы в русском и английском языках: общее – особенное – единичное. (Урок 1)

Цель: систематизации знаний о звуках речи и буквах, формирование основных приемов мышления посредством интерактивных заданий.

Задачи:

I. Образовательно-развивающие:

1.1. Усвоение и закрепление понятий: звуки, звуки речи, гласные  и согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки,  монофтонги и дифтонги, краткие и долгие гласные звуки, буквы их обозначающие,

1.2. Овладение умением оперировать понятиями: определять, делить, обобщать, ограничивать,  применять логические приёмы (анализ, синтез, сравнение).

1.3. Овладение специальными умениями: систематизировать знания о звуках и буквах; отработка усвоенного навыка различения гласных и согласных; усвоение и правильное употребление грамматических терминов; развитие фонематического слуха;

II. Воспитательная:

2.1. Формирование научного (диалектико-материалистического) мировоззрения на основе философских категорий: содержание — форма, общее — особенное — единичное, причина — следствие.

2.2. Развитие универсальных учебных действий: личностных (умение адекватно оценивать себя и свои достижения), регулятивных (определение цели выполнения заданий на уроке, оценка и самооценка результатов работы на основе известных критериев) и коммуникативных (общение посредством высказывания возражений, дополнений, формулирования проблемных вопросов, умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участвовать в работе группы).

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)

Приложение 1

Заявка на оценку:

«5» — 30 балл и более.

«4» — 24-29 баллов.

«3» — 18-23  баллов.


План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

время

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент.

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала)

10 сек.

1.2. Слайд №3

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора):

«5» — 30 балл и более.

«4» — 24-29 баллов.

«3» — 18-23  баллов.

.

30 сек.

  1. Ответ на вопрос – понятие – 1 балл.
  2. Задание №1 – 2 баллов.
  3. Задание №2 – 4 балла.
  4. Задание №3 – 8 баллов.
  5. Умозаключение – 3 балла.
  6. Осанка – 1 балл.
  7. Возражение – 1 балл.
  8. Дополнение – 1 балл.
  9. Нарушение дисциплины минус 1 балл.

II.

Работа по теме урока 

2.1.

Прослушайте аудиозапись и разделите звуки на группы и  определите критерий деления.

Разделите знаки на группы и определите критерий деления.

2 мин

 На две группы: звуки природы (неречевые) и звуки речи  (речевые звуки)

По способу образования ( по функции)

2 группы: знаки обозначающие буквы разных языков и знаки других функций.

По способу использования ( по функции)

2. 2.

Формулирование цели урока. Сформулируйте тему урока.

Чем мы будем заниматься сегодня?

 Почему мы сегодня с Натальей Михайловной вдвоем ведем урок?

Звуки и буквы русского и английского языка

2.3

Слайд №4.

Блиц опрос.

С помощью Карточки №1 (вопросы – понятия) раскрыть тему «Звуки и буквы».

О каком языке мы сейчас говорили ?

За каждый правильный ответ - 1 балл.

3 мин.

Карточка №1. (вопросы – понятия)

1.Что называется звуком речи ?

(звук речи –самый маленькая единица речи с помощью которой образуются слова)

2.Что считается фонетикой?

(фонетика – раздел языка, который изучает звуки)

3.Что понимается под буквой?

(Буква- знак, изображающий звук.)

4.Что представляет алфавит?

(Алфавит- все буквы , расположенные по порядку).

8. Каковы  виды звуков и букв?

(По произношению гласные и согласные)

9. В чём заключается  сущность звуко-буквенного анализа или  фонетического разбора слова?

 (необходим для умения грамотно писать)

 Все, о чем мы говорили,  относится и к русскому языку и к английскому. Сегодня мы постараемся найти общее и особенное в наших языках.

 Мы уже определили, что и в русском и английском есть гласные и согласные звуки.

2.4

Индивидуальный труд

Каждый учащийся получает карточки с заданием :

Задание №1.

Определите сколько букв в алфавите.

Задание №2.  

Определите критерий деления.

Задание №3.

Поделите английские гласные по заданному критерию?

Докажите, используя «Умозаключение».

З. №1 – 2 б.

З. №2 – 4 б.

 

З. №3 – 8 б.

минут.

Задание №1.

  1. Сколько букв в русском языке? Обведи правильный ответ.        30       33      26
  2. Сколько букв в английском языке? Обведи правильный ответ.         36   33     26

                        Задание №2.

.................................................................

А,О,У,Ы,Э

Ю, Я, Ё, Е, И

Критерий деления  – по влиянию гласной на согласный звук.

(Гласные первого ряда – оставляющие согласный твердым, гласные второго ряда – смягчающие согласный звук)

Можно поделить и на другие группы -  гласные, дающие один звук – а э ы о у и

е ё ю я которые в начале слова, после гласной и после «Ь» и «Ъ» дают два звука.

Задание №3. 

по количеству звуков

монофтонги и дифтонги

по долготе

краткие и долгие.

Физминутка .

 Дети получают буквы английского языка и встают по алфавиту.

Игра на внимание – учитель показывает  буквы гласных  и согласных звуков – если гласный, то присесть, если согласный то подпрыгнуть – D Я Ф У Ж J  I К.

Слайд №3.

Простая кооперация .

Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда.

1 группа: Объяснить Задание №2.

2 группа: Объяснить Задание №3- 1.

3 группа: Объяснить Задание №3-2.

1-2 минуты.

Задание №1. выполняется устно.

Задание №2. выполняется на доске по заготовке.

Обсуждение в группах задания, подготовка «Умозаключений».

Задание №3. выполняется на доске по заготовке

Задание №3. выполняется на доске по заготовке.

2.5.

Сложная кооперация.

Выступление от группы до 2 б.;

дополнения, возражения 1-2 б.

Выступление 1 – 3 групп (по 2 мин. каждая).

Дополнения, возражения, вопросы-суждения.

После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы.

Задание №1 – 2 баллов.

Задание №2 – 4 балла.

Задание №3 – 8 баллов.

2.6.

Сравнение звуков русского и английского языка.

Составляем сравнительную таблицу.

Слайд №4.

1 мин.

Общее.

Отличие (русский язык)

Отличие (английский язык)

1 Фонетика .

1. Буквы гласных звуков  влияют на мягкость и твердость согласной

1 Не влияют

2. Звуки и буквы.

2. Не делятся

2. Гласные делятся по количеству звуков : монофтонги и дифтонги.

3. Гласные и согласные звуки и буквы.

3.Не отличают звуки по долготе

3. монофтонги делятся по долготе  на краткие и долгие. Влияет на  лексическое значение слов

4. Алфавит.

5.

2.7.

Работа с карточкой сравнения.

Слайд №5.

Карточка сравнения.

  1. По сравнению с  русским языком, где гласные  влияют на мягкость и твердость  согласного, в   английском языке не влияют.
  2. Так же, как и  в русском языке и  в английском языке есть раздел языка, изучающий звуки - фонетика .
  3. Как в русском языке разделяют звуки и буквы, так и в английском.
  4. Сравнивая алфавит в русском и английском языке можно сказать, в русском  букв больше (33) чем в английском (26)...
  5. Кроме русских предложений, еще и английские предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
  6. Помимо предложений в русском языке предложения в английском могут быть осложненные и неосложненные.
  7. Больше чем в русском языке цель высказывания зависит от порядка слов.
  8. Не только в русском языке, а и в английском языке предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
  9. Наряду с русским предложением английское предложение может быть восклицательным и невосклицательным.
  10. Если в русском языке предложение может быть односоставным и двусоставным, то в английском языке предложения – двусоставные.
  11. В отличие от  русского языка, где сказуемое может быть выражено существительным, то в английском – только глаголом.

2.8. .

Самооценка урока.

Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой.

1 минута

Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку».

«5» — 30 балл и более.

«4» — 24-29 баллов.

«3» — 18-23  баллов.

2.9

Организация домашней работы.

Доработать карточку сравнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Звуки [т][т\']. Буквы Т,т.

Урок русского языка (обучение грамоте) первый класс....

Интегрированный урок чтения и письма 1 класс. Тема:Звуки (х) (х\') БУКВА Х.

Интегрированный урок чтения и письма 1 класс. Тема:Звуки (х) (х\') БУКВА Х....

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...

Технологическая карта интегрированного урока обучения письму и грамоте на тему "Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П. Письмо слов и предложений с изученными буквами" 1 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: закрепление графического навыка: написание строчной и заглавной буквы «Б, б», её соединений с другими буквами в словах. Планируемые результаты:Предметные:...

Технологическая карта урока русского языка по теме Звуки Г, г. Буква Г, г.

Тема урока: Звуки Г, г. Буква Г, г.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЧТЕНИЕ/ПИСЬМО В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «Звуки [к], [к\']. Буквы К,к. Письмо строчной и и заглавной букв К,к»

Технологическая карта  интегрированного урока чтение/письмо   в 1 классеТема: «Звуки [к], [к']. Буквы К,к. Письмо строчной и и заглавной букв К,к»...