Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО
статья по теме

Морозова Людмила Вячеславовна

     Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответствовать логике индивидуального развития. В связи с этим становится актуальным поиск средств и способов индивидуализации образования, организации такой среды обучения и внеучебной деятельности, которая бы создавала предпосылки для максимального раскрытия потенциала обучающихся, обеспечивала бы становление их личных достижений.

     Одним из средств реализации индивидуального развития может быть организация учебного процесса с выбором индивидуальной стратегии обучения, которая предполагает разработку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся. В связи с этим в данной работе мне бы хотелось рассмотреть основные способы понимания феномена ИОМ обучающегося, представленные сегодня в профессиональном педагогическом сознании, проанализировать порождающие их теоретические основания и осветить собственный педагогический опыт в этой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota._2017.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Морозова

педагог дополнительного образования

МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского район г. Саратова

Индивидуальный  образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

ВВЕДЕНИЕ

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

                                      В.А.Сухомлинский

     В последнее время наблюдается большой интерес к вопросам развития человеческого потенциала. Это не случайно: ведь именно человеческий потенциал сегодня рассматривается как фактор экономического роста, социального и экономического благосостояния, конкурентоспособности страны. В условиях современной социально-экономической ситуации успешность специалиста независимо от сферы деятельности определяется его мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить новую информацию, необходимую в данный момент. Все больше востребуется способность к оригинальным решениям и генерации идей. Подготовка такого специалиста требует иной философии образования, иной педагогики, организации образовательного процесса. 

     Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответствовать логике индивидуального развития. В связи с этим становится актуальным поиск средств и способов индивидуализации образования, организации такой среды обучения и внеучебной деятельности, которая бы создавала предпосылки для максимального раскрытия потенциала обучающихся, обеспечивала бы становление их личных достижений. 

     Одним из средств реализации индивидуального развития может быть организация учебного процесса с выбором индивидуальной стратегии обучения, которая предполагает разработку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся.

     Понятие «ИОМ» в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако далеко не всегда педагоги, использующие данное понятие, вкладывают в него общий, разделяемый всеми смысл.

     В связи с этим в данной работе мне бы хотелось рассмотреть основные способы понимания феномена ИОМ обучающегося, представленные сегодня в профессиональном педагогическом сознании, проанализировать порождающие их теоретические основания и осветить собственный педагогический опыт в этой области.

ГЛАВА I.

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ                                        

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ

     Изучая материалы по проблеме внедрения ИОМ обучающегося в образовательный процесс, я столкнулась с вариативностью понимания этого явления, которая проявляется в различных характеристиках педагогической деятельности, дифференцируемых по критерию ее полюса субъектности. Выделяя этот критерий, я исхожу из того, что функции субъекта деятельности по проектированию ИОМ могут быть сосредоточены либо на «полюсе педагога», либо на «полюсе ребенка». В первом случае сам педагог определяет, что и как должен делать обучающийся, проходя свой образовательный маршрут, то есть фактически разрабатывает для него индивидуальную программу обучения, отталкиваясь от собственных представлений об индивидуальных особенностях конкретного ребенка. Во втором случае ребенку предоставляется право выбирать и осваивать интересующее его содержание образования, педагог при этом осуществляет тьюторскую функцию. Анализ профессиональных взглядов педагогов-практиков позволяет выделить три основные позиции.

1. ИОМ как общий, достаточно формально декларируемый принцип организации учебно-воспитательного процесса. Полюс субъектности в этом случае не выражен, представление о проектировании ИОМ как деятельности конкретных субъектов не сформировано. В эту группу могут быть включены такие определения, как «индивидуальная траектория развития талантов учащихся», «построение и формирование тех шагов, по которым нужно расти и развиваться каждому конкретному ребенку», «персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционального, духовного, потенциала ученика в образовании» и т.п. На мой взгляд, представленные высказывания свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности представлений педагогов-практиков о сущности ИОМ.

2. ИОМ как спектр условий, создаваемых педагогом в целях адаптации ребенка к учебно-воспитательному процессу. Субъектом его проектирования здесь выступает педагог, обучающимся же отводится роль пассивного «потребителя» этих условий. Примерами таких суждений могут служить: «подбор для учащегося дисциплин, вызывающих у него наибольший интерес и дающий наибольшее развитие», «структурированная программа действий ребёнка на определенном этапе обучения», «обучение по индивидуальным учебным планам» и т.д. Последний пример наиболее характерен, так как именно индивидуальный учебный план в качестве главного инструмента реализации образовательного маршрута упоминается в большинстве определений этой группы.

3. ИОМ как результат продуктивной деятельности ребенка, направленной на удовлетворение собственных образовательных потребностей и осуществляемой при поддержке педагога. Здесь явно представлена субъектная позиция ученика, однако на основе данных определений трудно понять, в чем именно эта позиция реализуется. Примерами могут служить: «деятельность самого учащегося», «самостоятельное изучение материала», «траектория, темп продвижения по прямой теме, последовательность работы в течение занятия» и т.д. Эти и другие формулировки свидетельствуют о том, что роль обучающегося как субъекта построения собственного образовательного маршрута сводится в основном к выбору готовых (или, по крайней мере, доступных) параметров образовательного процесса: скорости прохождения материала, последовательности учебных тем и др. Однако ни в одном из данных определений не отражена необходимость выбора ребенком конечных результатов его образовательной деятельности, что существенно обедняет поле проявлений его субъектности.

     На основе этих данных можно заключить, что в основном прохождение обучающимися ИОМ в первую очередь ассоциируется у педагогов с участием детей в проектной деятельности с последующей презентацией и защитой полученных результатов.         В то же время понятие «ИОМ» недостаточно интегрировано в систему представлений педагогов о вариативности базового образовательного процесса и альтернативных возможностях его проектирования как собственного образовательного продвижения ребенка, в ходе которого он самостоятельно может определять цели и прогнозировать конечные результаты своей образовательной деятельности.

§2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

      Для содержательной интерпретации полученных данных обратимся к анализу теоретических оснований, на которых, по всей видимости, формировались проявившиеся профессиональные установки. По крайней мере, это необходимо сделать в отношении тех позиций, где выявлялся полюс субъектности в построении ИОМ. При анализе литературы мы выделили в качестве таковых оснований следующее.

     В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей учащихся» в условиях коллективного характера обучения. В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении индивидуальный подход к отдельным  учащимся, учитывает индивидуальные особенности школьника с целью вовлечения его в коллективную работу» [7, с. 143]. Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует цель получить какие-либо иные, значимые для ребенка индивидуальные образовательные результаты и раскрыть индивидуальные способности ребенка в определенных сферах творческой деятельности, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных (то есть выделяющихся в ту или иную сторону из общей массы «коллектива» детей, что и называется «индивидуальными особенностями») детей для коллективного продвижения к общему для всех результату. Таковым результатом, безусловно, выступает освоение знаний, предусмотренных опять же общим для всех учебным планом [3].

     Очевидно, что в рамках охарактеризованных представлений понятие ИОМ как познавательного продвижения ребенка к собственной цели не могло существовать в принципе. Однако в сознании современных педагогов, чье профессиональное становление происходило под влиянием охарактеризованных научно-педагогических воззрений до сих пор представлена установка, в которой конечный результат прохождения образовательного маршрута един для всех, а индивидуальность каждого ребенка проявляется лишь в выборе средств и способов его достижения. Данная установка проявляется, прежде всего, у тех педагогов, которые склонны проектировать ИОМ ученика на полюсе субъектности учителя.

     В более современном виде идея построения ИОМ ребенка была представлена в исследованиях школы А.П. Тряпицыной, где построение маршрута связано с индивидуальной образовательной программой обучающегося. В качестве оснований выбора ИОМ в данном качестве рассматриваются индивидуальные характеристики личности ребенка – его жизненные планы, достигнутый уровень учебной и социальной успешности, состояние здоровья [9, с. 11]. Однако и здесь вопрос субъекта проектирования маршрута решается исключительно на полюсе педагога. Возможности ребенка и его родителей сводятся к выбору образовательной программы из числа предлагаемых альтернатив. Результатом прохождения ИОМ при этом считается достижение определенного уровня образованности, к числу которых относятся грамотность, функциональность и компетентность. Аналогичные взгляды на сущность ИОМ можно найти в работах других представителей этой научной школы – С.В. Воробьевой, Н.А. Лабунской, Ю.Ф. Тимофеевой и др.

     По сути, в основе такого способа понимания по-прежнему присутствует идея выбора из «заранее готового», с той лишь разницей, что число предлагаемых альтернатив больше одного. Собственная позиция ребенка при этом является лишь псевдосубъектной, ограниченной рамками формального выбора. Именно в таком качестве воспринимается ИОМ теми педагогами, чьи определения были приближены к полюсу субъектности ребенка.

     Среди работ последнего времени идея ИОМ рассматривается в личностно ориентированном контексте, в котором образование понимается как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем. В этом контексте ИОМ как путь к «индивидуальному максимуму», а не к «всеобщему минимуму» предстает продуктом собственной творческо-преобразовательной деятельности ребенка как субъекта своей жизни, автора собственной судьбы (Е.А.Александрова, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский и др.). Данный феномен понимается как разработанная ребёнком совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей собственного образования и результаты свободного выбора содержания и форм, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности [1].  Однако, к сожалению, такое понимание еще не стало достоянием широкого круга педагогов-практиков.

     Таким образом, реализация ИОМ в различных педагогических средах требует особо подготовленного педагога. Это, безусловно, педагог, характеризующийся гуманистической направленностью, имеющий интегративные психолого-педагогические знания. Наиболее успешны в организации ИОМ будут те педагоги, которые знают и владеют набором разных смыслов, форм и технологий образования, то есть опираются на концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий обучающихся. Главное в построенном таким образом учебно-воспитательном процессе – признание за каждым ребёнком права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.

ГЛАВА II.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЪЕДИНЕНИИ

«НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

§1. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В  ОБЪЕДИНЕНИИ «НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

     Как отмечалось ранее, современный мир с его быстро меняющимися условиями требует интенсивного развития активной творческой личности, в связи с этим для педагога дополнительного образования является актуальной такая организация образовательного процесса, которая не может быть успешной вне инновационных образовательных процессов, поскольку только в этом случае:

  • в центре учебного процесса находится познавательная и творческая деятельность ребёнка;
  • ответственность за успех учебной деятельности учащийся в большей степени берёт на себя;
  • главная цель такого обучения – развитие личности ребёнка.

     Образовательное пространство объединения «Начальное обучение английскому языку»  предполагает многообразие возможностей для интенсивного личностного, учебного и творческого развития, что, прежде всего, связано с раскрытием индивидуальности ребёнка и предоставлением ему возможности построения персонального образовательного маршрута.

     Для того, чтобы продвижение по нему обучающегося было действительно успешным, образовательный процесс в объединении «Начальное обучение английскому языку» осуществляется в соответствии с авторской программой «Hello, the Fairyland of English!» (Здравствуй, Сказочная страна английского языка!), основанной на принципах индивидуализации и уровневой дифференциации, используются инновационные педагогические технологии (личностно-ориентированного развивающего обучения, игрового обучения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, здоровьесберегающие, «Диалог культур» и др.), ведётся интенсивный поиск и последующее внедрение новых форм и методов обучения, обеспечивается психолого-педагогическая поддержка  обучающихся.

     Исходя из этого, организация образовательного процесса в объединении «Начальное обучение английскому языку» предусматривает следующее:

  •  чёткое планирование;
  •  разноуровневую работу по авторскому УК;
  •  составление и реализацию индивидуальных учебных планов;
  • внедрение методов активного обучения, в том числе и диалоговых (обучения действием, обсуждения в группах, ролевой игры);
  • проведение разнообразных по форме занятий (занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия-спектакля, творческой мастерской, занятия-фантазии, практикума и др.);
  • введение в структуру каждого занятия этапов совместного целеполагания и рефлексии;
  • регулярное использование заданий развивающего и творческого характера;
  •  проектно-исследовательскую деятельность (коллективную, групповую,   индивидуальную);
  • постоянное и  активное участие родителей в образовательном процессе.

     Подробнее остановимся на таких формах организации образовательного процесса, как реализация индивидуального учебного плана и проектная деятельность.

     Нельзя сказать, что все учащиеся объединения «Начальное обучение английскому языку», учатся по индивидуальным учебным планам, но наиболее способные, у которых темп освоение учебного материала относительного велик, часто болеющие дети и те, кто входит в группу учебного риска, учатся именно по ним. Индивидуальные учебные планы дают возможность учесть потребности, способности, интересы и склонности каждого ребёнка и значительно повысить эффективность образовательного процесса.

     Что касается проектной деятельности, то её осуществление позволяет ребёнку активно осваивать не только предметную область знаний, но и развивать творческий потенциал. Кроме того, элементы исследовательского подхода к обучению являются обязательной составляющей там, где заботятся об интеллектуально-творческом развитии каждого ребёнка. За время обучения по программе «Hello, the Fairyland of English!» (Здравствуй, Сказочная страна английского языка!) дети в сотворчестве со своими родителями с большим интересом и огромным успехом работают над такими проектами, как: «Мои любимые игрушки», «Моя семья», «Мои питомцы», «Наш английский алфавит» и ««Чужестранцы» в моей речи: заимствования из английского языка». Своеобразным итогом трёхгодичной совместной работы учащегося, его родителей и педагога становится презентация портфолио ребёнка «Путешествую с английским» – документальное доказательство его развития и достижения намеченной цели.

     Разработка и реализация обозначенных выше направлений ведёт к формированию качественных изменений развития личности (уровня знаний, умений и навыков, коммуникативных и исследовательских компетентностей, творческих способностей, высокого уровня мотивации к активной познавательной деятельности).    

§2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» 

      На мой взгляд, способ построения ИОМ ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, а именно, в течение учебного года. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в объединении сразу, так как нужно учитывать происходящие изменения в развитии и обучении ребенка.

     Таким образом, в основе построения ИОМ стоит организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков на протяжении определенного времени. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития ребенка. В связи с этим механизм построения ИОМ имеет следующий алгоритм: комплексная психолого-педагогическая диагностика обучающегося, анкетирование его родителей с целью определения их видения ИОМ их ребёнка, корреляция результатов, создание карты ИОМ, его реализация и мониторинг успешности продвижения по нему.

     Карта индивидуального сопровождения ребенка (так для меня предпочтительнее называть карту ИОМ) является документом, в котором фиксируются развивающие мероприятия, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника и на который я опираюсь при планировании индивидуальной работы с детьми. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка в рамках сотрудничества с ним – одна из главных задач образовательного процесса, протекающего в объединении «Начальное обучение английскому языку».

     При разработке ИОМ происходит опора на следующие принципы:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка;
  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития (соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка);
  • принцип соблюдения интересов ребенка ("на стороне ребенка");
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
  •  принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки"; понимание того, что  норма – это то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях);
  • принцип опоры на детскую субкультуру.

     Таким образом, использование индивидуальных карт сопровождения и ИОМ способствует развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения обучающегося.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итоги своей работы,  хочется отметить, что разработка и реализация ИОМ является реальной возможностью педагога осуществлять индивидуализированную психолого-педагогическую помощь ребёнку в самоопределении направления обучения.

     Таким образом, проблема разработки и внедрения ИОМ обучающегося в образовательный процесс, осуществляемый педагогом-практиком, является очень актуальной. Пути её решения обуславливаются рядом условий, среди которых выделим следующие:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ  как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимся;
  • активное включение обучающегося в деятельность по созданию ИОМ;
  • организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Только в этом случае ИОМ становится полноценной составляющей индивидуальной стратегии обучения – общего прогнозируемого плана совместных действий педагога и обучающегося, определяющих ближайшую перспективу интеллектуального и личностного развития ребёнка в процессе изучения выбранного предмета или какой-либо предметной области.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение учащихся в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дисс. … доктора педагогических наук. Тюмень, 2006.

2. Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития. Дошкольная педагогика. № 4 (45) 2008.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2008.

4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2002.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2003.

6.Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. Ярославль, 2007.

7.  Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М., 1982.

8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002.

9. Образовательная программа – маршрут ученика: ч. 1 / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 1998.

10. Рофаль Н.А.. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка. М.: Старший воспитатель,2009.

11. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь – справочник. – М.: АРКТИ, 2002

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

http://litceymos.ru/itbeita/«Индивидуальный+образовательный+маршрут+как+средство+развития+детей+с+разными+учебными+возможностями»a/main.html

http://nou.vertical1748.ru/marshcrut1.html

http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/11/09/proektirovanie-individualnogo-obrazovatelnogo

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/21/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-doshkolnika

http://pandia.ru/text/78/053/41800.php

http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/proektirovanie-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta-doshkolnika-po-socialno-lichnostnomu-razvitiyu.html

http://raguda.ru/ds/primer-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta.html

https://gigabaza.ru/doc/171351-pall.html

https://infourok.ru/individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_kak_sredstvo_razvitie_detey_s_nizkimi_uchebnymi-175400.htm

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/254255 

http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-kor-2012/23kor.htm

http://www.school.mephi.ru/content/file/mm/2-3/individual.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Определение. Основной результат....

Условия эффективности организации образовательного процесса в первом классе

Данный материал поможет учителям, работающим в первом классе, правильно и эффективно  организовать образовательный процесс....

«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет люб...

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» обращал внимание на то, что «все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - у...

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать задачи, искать их решение. Совместна...