Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности в начальной и основной школе.
статья по иностранному языку на тему

Хомутова Наталья Вячеславовна

Доклад на краевой научно-практической конференции "Иноязычное воспитание: содержание и технологии реализации" 22.08.2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл homutova_krasnodar.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Хомутова Н.В., 

МБОУ СОШ № 16 МО г. Краснодар

Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка  и в рамках внеурочной деятельности в начальной и основной школе.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации работы с детьми по английскому  языку  в рамках урочной и внеурочной деятельности. Предлагаются формы и методы организации  данной работы.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, обучающие игры, театр сказок, флешмоб

Мы учим детей и подростков иностранному,  а они нередко говорят чужестранному языку.

Обучать детей иностранному языку мы начинаем на занятиях по внеурочной деятельности с 1 класса, стараясь привить интерес к новому для них миру иноязычных звуков, традиций,  а иногда даже понятий иноязычной культуры.

Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации. [ 1, с.41]

Многозадачность ФГОС позволяет учителю английского языка использовать в процессе  обучения на уроках и занятиях по внеурочной деятельности разнообразие обучающих игр, учебных спектаклей на иностранном языке, конкурсов и других традиционных и иновационных форм, методов и приемов работы.

В МБОУ СОШ №16 г. Краснодара учащиеся с 1 по 9 класс занимаются  1 час в неделю по программе  внеурочной деятельности по английскому языку.

Отбор тем на внеурочных занятиях осуществляется с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников этого возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа внеурочной деятельности  в нашей школе состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых расчитан на 1 год,  предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач. 

1.  Welcome - Добро пожаловать в новый мир. Обучающиеся  в игровой форме овладевают основными  видами речевой деятельности – говорением, аудированием, знакомятся с английскими  звуками, получают первые представления об англоязычных странах и их культуре их народов.

        Так как большая  часть детей этого возраста ещё не читает на английском  языке, обучение происходит в основном в устной форме.

На занятиях используются фонетические игры и дразнилки с волшебным зеркалом, считалки,  договорки и обязательные веселые физ.зарядки на английском языке. Бурю эмоций вызывают итоговые игровые занятия по темам- игра "На границе", с ответами на вопрсы визового офицера, интерактивное занятие "Джунгли зовут", проект "Цветной мир" и др. Первые знания о стране изучаемогоязыка учащиеся получают совершая виртуальные интерактивные путешествия.

2. Poems and Chants. Мы играем и поем. При использовании различных форм и  методов   идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется буквам и звукам, расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов, сюжетно-ролевых и  подвижных танцевальных игр.

Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре порой неожиданно, проявляются способности ребенка. На внеурочных занятиях проводятся ролевые ситуационные  игры-"Идем в гости", проигрывается ситуация приглашения на семейный праздник, обычаи и манеры поведения  за столом англичан и русских. Детям очень нравится бывать в роли журналистов известных российских и английских изданий, играя в "Интервью со звездой", игра-визит "Разноцветный овощной бутик".

Традиционно перед Новым годом мы устраиваем рождественнский фестиваль, работает на метапредметных занятиях внеурочной деятельностью "Мастерская Санта Клауса", разучиваем вместе с учителем музыки фольклорные двигательно-ролевые музыкальные игры на английском языке, выступаем перед родителями и однлклассниками.

В 2014 был организован первый школьный флешмоб на английском языке, посвященный Олимпийским играм в Сочи. На большой перемене начали с малышами с песенки, которую знают все дети, потом присоединились старшеклассники и учителя из соседних кабинетов. С тех пор стало традицией проводить флешмобы по разным предметам. Успеваемость и желание заниматься английским резко возрастают.

Программа ФГОС предусматривает проведение внеурочных занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. На протяжении 4 лет, как элемент программы внеурочной деятельности «Полиглотик», проводятся занятия в клубе интернациональной дружбы.  

В рамках программы  патриотического, интернационального воспитания, толерантного к культуре, традициям и обычаям разных народов учащиеся проводят интернациональные гостиные, выездные мероприятия в Краснодарском краевом центре национальных культур,  ежегодный  «Фестиваль народов Кубани», выставки творческих работ, проекты, виртуальные путешествия по странам и континентам.  Были организованы недели культур народов Великобритании, России, Украины, США, Адыгеи и Армении. В мероприятиях принимали участия представители и руководители национальных диаспор, артисты театра народного танца «Нарт», студенты КУБГАУ  (выпускники нашей школы), родители учащихся.

 Тесным сотрудничеством наш клуб связан с обществом русской культуры, Краснодарским театром-студией «Духовный синтез»-творческий коллектив, которого развивает русские традиции через народный костюм, народные и духовные песнопения.  Коллектив с успехом выступает  перед учащимися школы по плану часов  внеаудиторной внеурочной  деятельности с образовательной фольклорной программой «От России до России».

Появилась необходимость вступить в межкультурный диалог с детьми-иностранцами, обучающимися в школах города Краснодара, на эмоциональной волне были проведены творческие мастерские, пресс-конференция, брейн-ринг, флешмоб. Несколько семей учащихся нашей школы принимали старшеклассников по программе AFS.

Активная жизненная позиция стимулирует общее речевое развитие школьников, их коммуникативной культуры, обеспечивает формирование ценностных ориентиров, закладываются основы нравственного поведения в обществе, вырабатывается дружелюбное отношение к представителям других стран и их культуры.

3. Fairy Land. Театр сказок. Волшебные сказки, мультфильмы, театр на английском языке – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию иноязычной речи. Сказки превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру.

 Программа построена на адаптированных сказках разных народов мира.

Английская сказка "Три поросенкка", французская сказка "Кот в сапогах", пробовали показывать фрагменты сказки "Алиса в стране чудес" Л.Кэрола. Именно процесс работы помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер. Постановки были представлены перед родителями и одноклассниками.

Очень нравится детям игра "В гостях у королевы", где себя могут себя попробывать в роли придворных, королевы, принцев и принцес, говоря при этом на английском языке. Перевоплощение с переодеванием, как никакой другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка, делая процесс изучения английского языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.

Сюжетно-ролевые и тетрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Игру "Предсказания будущего", в которой каждый становится звездочетом или просто волшебником,легко использовать с любым уровнем подготовки учащихся.

В условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор,  проводим "Кулинарное шоу", "Конкурс моды и моделей". Совместная деятельность направлена на развитие у ее участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Конечно есть и проблемы над которыми мы работаем: декорации, костюмы, пособия - все самодельное. Мало вариантов материального поощрения участников выступлений. Однако администрация школы старается обеспечить учителей, работающих по ФГОС  современными техническими средствами (компьютеры, с выходом в Интернет в некоторых кабинетах, интерактивные доски, документ-камеры).

Для достижения качественных результатов учебный процесс оснащен средствами изобразительной наглядности (цифровыми образовательными ресурсами, том числе интерактивными плакатами), игровыми реквизитами (мягкими игрушками, которые приносят дети и родители, наборами игровых пособий, приобретаемых учителями). С помощью мультимедийных элементов (в том числе обучающих фильмов,  мультфильмов, интерактивных словарей) занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Изучение иностранного языка с раннего возраста особенно эффективно, так как именно дети дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, обучение неродному, иностранному  языку на занятих внеурочной деятельностью по английскому языку  несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.

Литература

1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования./ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.-с.41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ОЦЕНКИПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Взаимосвязи предметных, метапредметных и личностных результатов при обучении английского языка

Конспект урока в 4 классе по теме "Неправильные глаголы в прошедшем времени". Тип урока - изучение и первичное закрепление изученного материала....

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработала учебные задания, используя учебные пособия по математике 1 кл, УМК "Планета Знаний"...

"Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"

По данной теме разработан пакет заданий на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП. Разработаны отдельные учебные задания по математике по теме: "Спо...

Проект «Системно-деятельностный подход как способ формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках литературного чтения в начальных классах»

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов. Материал представлен...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы...