Социализация личности младших школьников посредством обучения английскому языку
статья по иностранному языку

В данной статье рассматриваются методы и приемы социализации личности младших школьников на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация личности младштх школьников посредством обучения английскому языку

В настоящее время в соответствии с введением ФГОС нового поколения главным социальным заказом общества является развитие личности учащегося как общественно-социального существа. Это невозможно без процесса социализации. Сущность социализации состоит в развитии социальной природы, характера индивида, подготовке его к социальной жизни. По моему мнению, подобные задачи могут быть решены и на уроках иностранного языка, так как в процессе обучения, усвоения учащимися социально-культурного опыта, знаний, норм, ценностей, традиций происходит включение его в систему общественных отношений и формирование у него социальных навыков.

Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает в процессе свободного общения, решения повседневных проблем. Во втором — она осуществляется как преднамеренный и специально организованный и регулируемый процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.

Уроки английского языка построены в таком ключе, что весь материал отрабатывается в контексте тем, которые заставляют ученика задуматься о его роли в обществе и формируют в нем нравственные ценности.

В вопросе о социализации мне наиболее близка классификация Анатолия Викторовича Мудрика, он выделяет следующие её виды:

      - семейно-бытовая;

  • профессионально-трудовая;
  • гражданская;
  • поло-ролевая.

Тема семьи и семейных ценностей красной нитью проходит сквозь процесс обучения английскому языку, начиная с самого раннего этапа изучения и, безусловно, является личностно значимой для учащихся всех возрастных категорий. Семейно-бытовая социализация характеризуется овладением социальными ролями члена семьи. В ней рассматриваются такие социальные роли, как роль мужа, сына, отца или дедушки.

Безусловно, общество нуждается в личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, человека, который может творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира. В связи с этим, можно говорить о формировании профессионально-трудовой социализации. Она представляет собой овладение профессиональными нормами и ролями. То есть происходит рассмотрение таких социальных ролей, как, например, учитель, врач, бизнесмен, военнослужащий или почтальон.

Следующий вид социализации, который я хочу рассмотреть – это поло-ролевая или гендерная социализация. Она представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью. Здесь можно говорить о таких социальных  ролях, как роль мальчика или девочки, невесты или жениха, мужа или жены, отца или матери, бабушки или дедушки.

Гражданское самоопределение личности школьника достигается как посредством сравнения культур, так и при выявлении моментов существенно-важных для осознания себя гражданином Российской Федерации. Процесс становления начинается еще с начальной школы. Так, например, грамматическая тема спряжения глагола  to be отрабатывается, когда учащийся строит фразы типа «I am from Russia. I am from Kamensk-Uralskiy. Moscow is the capital of Russia».

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков для дальнейшей социализации личности. Это требует от учителя иностранного языка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке, заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников.

В современном мире английский язык, как учебный предмет, имеет большое влияние на всестороннее развитие обучающегося и, несомненно, на успешность его дальнейшей социализации. Говоря об успешной социализации детей важно сказать о педагогических приемах, применяемых на занятиях по иностранному языку с детьми.

Одним из эффективных приемов социализации на уроках английского языка являются ролевые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам реальной жизни,  помогают развивать навык общения. Ролевая игра как  одна из основных форм организации речевой ситуации является средством интенсификации обучения групповому общению, т.е диалогическому. Её цель – развитие речевых умений, закрепление языкового материала. В процессе ролевых игр учащиеся:

- выступают в конкретных социальных ролях,

- вырабатывают цепочку решений,

- подходят к результату, целью которого является  в нахождении правильного решения  на определенный социальный вопрос в  ситуации наиболее распространенной в реальной жизни.

Все это помогает учащимся адаптироваться в окружающем социуме.

В этих «моделях общения» я часто использую театральные компоненты. В основном это практикуется уже на среднем этапе обучения. Предшествуют же этим играм упражнения на драматизацию текста: чтение по ролям, инсценировка диалога, что вводится уже на начальном этапе.

На начальном этапе обучения эффективным является составление и драматизация диалогов на основе изученного материала, сначала по клише, потом самостоятельно.

Также на своих уроках я использую элементы социального тренинга (упражнений в общении), которые сами по себе можно назвать мини-играми.

·        strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «тексте»);

·      contacts (ученики подходят друг к другу и начинают беседу);

·      wishes (учащиеся высказывают добрые пожелания друг другу);

·      politeness (ученики тренируются общаться друг с другом, используя вежливые слова );

·      concessions (школьники учатся уступать друг другу в споре);
·      gratitude (работая вместе, ученики выражают друг другу благодарность за оказанную помощь).

В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т. е. формируют условия для последующей социализации учащихся.

Различные групповые формы работы. На уроках учащиеся любят работать коллективно, советоваться, стремятся к сотрудничеству. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Реализация стремления учащихся к сотрудничеству формирует их личность. Работая в коллективе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимного общения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласовано и слажено, испытывая чувство ответственности за результаты совместной деятельности. Коллективная форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого.

Основная цель моей педагогической деятельности — это формирование личности  учащегося и подготовка его к вступлению во взрослую жизнь таким образом, чтобы он стал полноправным и активным  членом социума.

Я убеждена, что урок английского языка позволяет решить те непростые задачи, которые стоят перед современным учителем Российской школы. На уроке, я работаю над формированием универсальных учебных действий, которые в свою очередь способствуют социализации учащихся, ведь только на уроках английского языка мы можем дискутировать на самые различные темы тем самым формируя, личность, неоценимо значимую для нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)

Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....

«Среда как средство социализации личности младшего школьника”

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает соци...

Драматизация как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении английскому языку

В статье обосновывается актуальность данной темы и приводятся конкректные примеры инсценировок, игр и т.п. Надеюсь, что стаья будет полезна начинающим учителям английского языка...

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».

Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Развитие самостоятельной творческой личности младшего школьника посредством использования технологии системно-деятельностного подхода.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Главным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный подход, т.е. обучение умению владеть разговорной речью, общаться на иностранном языке. Для успешного решения этой задачи нео...

Индивидуальная коррекция недостатков в письменной речи у младших школьников при обучении английскому языку

Письменность иностранного языка представляет собой для ребенка новую знаковую систему. Трудность ее усвоения связана с тем, что эти символы второго порядка. В начальной школе идет активное овладение р...