Использование игровых технологий на начальном этапе обучения
статья по иностранному языку

Климова Анастасия Андреевна
В настоящее время английский язык является языком профессионального общения. Большинство людей хотят изучать английский язык хотя бы на разговорном уровне, так как видят в этом огромную необходимость. Именно поэтому большое внимание уделяется его изучению в школах и высших учебных заведениях. По мнению учителей, практически у каждого учащегося присутствует первоначальный интерес к изучению иностранного языка. Поэтому основной задачей учителя является сохранение и поддержание данного интереса. По мнению многих учёных, учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления школьников, игра является отличным инструментом для поддержания данного интереса как на начальном этапе обучения, так и на средним и старшем этапах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность в начальной школе

Изучение английского языка является необходимым для современного человека, поскольку он является языком международного общения. Согласно многочисленным исследованиям изучение иностранных языков необходимо начинать с раннего возраста.

Именно поэтому иностранный язык обычно вводят со второго класса. Некоторые школы также вводят второй иностранный язык, так как считают это необходимым для развития ребёнка.  

Согласно новым требованиям образовательных организаций обучение иностранным языкам должно начинаться именно на начальном этапе получения образования [17, с. 28].

Изучение иностранного языка на раннем этапе позволяет не только стимулировать учащихся изучать иностранный язык, но и вызывает интерес к культуре изучаемого языка, а также способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Обучение иностранному языку на раннем этапе является особенно важным, так как играет значительную роль в развитии младших школьников.

В познавательной деятельности восприятие связано с вниманием. Младшие школьники особенно отличаются от старших тем, что их внимание слишком неустойчиво. Привлечь их внимание может только яркий, интересный материал развлекательного характера. По мнению многих учёных, дети изначально испытывают интерес к изучению иностранных языков. Поэтому одна из главных целей учителя – сохранить этот интерес [14, с. 78].

Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения полезно для каждого учащегося, независимо от их стартовых способностей, поскольку:

1. оно влияет на развитие памяти, воображения, способностей, восприятие учащихся;

2. имеет положительное влияние на речевые навыки учащихся.

Раннее обучение позволяет учащимся овладеть базовыми знаниями, которые помогут им в средней и старшей школах, где материал будет уже более сложным и трудно запоминающимся, а также позволяет с лёгкостью начать изучать второй иностранный язык в будущем. Всё это является сильнейшим мотивационным фактором в раннем обучении иностранному языку.

Одной из главных задач педагога является учёт возрастных особенностей учащихся. Современные ученые, рассматривая ранний возрастной период, акцентируют внимание на том, что с момента рождения человеческое ухо и мозг имеют способность воспринимать и обрабатывать малейшие различия между фонемами, принадлежащими родным языкам.

Данная особенность характерна именно для младшего школьного возраста, поскольку с возрастом она постепенно уменьшается. По мнению учёных, дети дошкольного возраста способны развивать одновременно две языковые системы. Языковое развитие, как известно, продолжается в течение нескольких лет. Однако для этого ребёнку необходимо использовать оба языка в течение всего времени. В связи с особенностями мозга ребёнка, он будет делать это с лёгкостью, в отличие от взрослого человека. Этот факт уже признан и учитывается на практике.

По мнению большинства ученых (Д.Б Эльконин, Д. Дьюи, К. Ушинсикй), возраст от трёх до девяти лет является наиболее подходящим для изучения иностранного языка. В этом возрасти дети запоминают необходимый материал быстрее и без особых трудностей. Помимо этого, у них обычно отсутствуют комплексы и чувство стеснения, которое обычно мешает учащимся разговаривать на иностранном языке.

Основной особенностью данного возрастного периода является то, что обучение происходит в игровой форме, что даёт возможность сделать процесс изучения иностранного языка интересснее. Все это предоставляет возможность в этом возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке [12, с. 17].

Дети младшего школьного возраста приобретают метакогнитивные навыки и могут извлекать информацию из контекста. Помимо этого, у учащихся развиваются способности лёгкого восприятия и запоминания информации.

Развивающийся ребенок, постепенно становится способным обрабатывать систематически и селективно наибольшее количество информации.

По мнению педагогов, учащиеся в этом возрасте, которые изучают иностранные языки, получают знания не только о языке, но и о культуре и обычаях страны изучаемого языка [16, с. 78].

Исходя из вышесказанного, современные уроки иностранного языка в начальной школе предполагают творческий подход учителя и использование разнообразных и хорошо подготовленных игровых технологий, направленных на успешное развитие и обучение каждого ребёнка.  

Применение наглядности является необходимым на каждом уроке иностранного языка. Педагогам следует её применять на каждом этапе урока. Особенно важной наглядность является при объяснении нового материала. Однако при повторении и опросах она также сделает урок более увлекательным.

 В методической литературе рекомендуется применять для обучения детей этого возраста приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной активности, любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением.

В связи с этим большое внимание уделяется методам развивающего обучения, систематизации предлагаемых знаний и умений, использованию вспомогательных наглядных средств, облегчающих ребенку процесс познания, формированию умений выполнять задания нового типа и применять их в новых условиях.

Одной из воспитательных целей является улучшение отношений между учащимися, а также объяснение основных моделей поведения в той или иной ситуации. Также важным является обучение толерантности и нравственности.

 Игровые технологии – это эффективный инструмент для создания благоприятной атмосферы в классе, а также для обучения их работе в парах, группах или командах. Ведь именно работая вместе, дети учатся уважать друг друга, помогать и находить какие-либо компромиссы в решении прблем.

Основной задачей учителя является наблюдение за взаимодействием учащимися и помощь в решении конфликтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение иностранному языку направленно не только на усвоение лексического, грамматического и другого материала, но и на развитие интереса к изучаемому языку, а также на воспитание.

Особенностью обучения детей на начальном этапе является поэтапное обучение. Здесь действует принцип «от простого к сложному». Сначала дети учат звуки и буквы, слова, а затем простые предложения. Со временем материал начинает усложняться.  

Также учителю важно учитывать разный характер детей. Ведь каждый учащийся имеет какие-либо особенности темперамента. От этого зависит его поведение в той или иной ситуации. Некоторые дети всегда активны и с радостью участвуют в играх разного характера. Другие могут оказаться слишком застенчивыми, не желающими выступать, поскольку боятся сделать ошибку. Однако это не значит, что игры не нужно использовать. Задача учителя подобрать каждому ребёнку подходящее задание.

Детям обычно трудно скрывать свои эмоции, которые могут возникать как из-за каких-либо достижений, так и неудач. Именно поэтому учителю следует обращать внимание на эмоциональное состояние всех участников игры, так как игра является успешной, когда весь класс удовлетворен процессом [8, с. 46].

Доброе, внимательное отношение взрослого избавит ребёнка от многих огорчений и ненужных переживаний. При этом умение педагога сопереживать: делить вместе с детьми их радости и горести – одно из важных условий успешного общения и обучения. Где есть взаимопонимание – там есть творчество, сотрудничество, есть положительный результат.

В пропедевтическом курсе игра является не приемом, а формой обучения. В трудах психологов советского периода убедительно доказаны роль и значение игровой деятельности в жизни дошкольников, являющейся в этом возрасте ведущей деятельностью.

Следует отметить, что деятельность обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на конкретной возрастной стадии и подготавливает его переход на новую, более высокую ступень развития.

Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства – это не только игровая среда, но шире – среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.

Существенное значение для обучения иностранному языку имеет организация предметно-развивающей среды [18, с. 67].

Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, играют в активные игры, такие как «найди предмет», «кубики» и др.

Широкое применение наглядности с одной стороны, должно способствовать мотивации учения, обеспечивать занимательность, поддерживать интерес, с другой стороны, – способствовать развитию мыслительной деятельности, воображения, сознания. Реальные предметы и наглядные образы, используемые на занятиях иностранному языку, способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.

Сочетание различных видов деятельности позволяет расширить сферы использования иностранного языка, обогатить процесс общение дополнительными ассоциациями, эмоциями, мотивами.

Активное участие детей в выполнении деятельности повышает мотивацию овладения иноязычными речевыми навыками и умениями. Если интегрировать обучение иностранному языку в другие виды деятельности, и, в первую очередь, игровую деятельность, то учебный мотив отходит на второй план.

Период наибольшего расцвета сюжетно-ролевой игры приходится на возраст 5 лет. Игра дает возможность интегрировать различные виды деятельности. Обучение на основе игры позволяет учесть специфику дошкольного обучения и воспитания, так как игра является ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Сочетание различных видов игр, организованных в учебных целях и интегрированных соответствующим образом со знакомыми детям музыкальными, художественными, спортивными, театрализованными и другими действиями, позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными иноязычные высказывания.

Говоря о потенциальных возможностях игры, необходимо выделить три важных пункта, касающихся роли игры в процессе обучения [19, с. 24].

1. Правильное и целесообразное применение игры, способствующее развитию личности самого обучаемого. Здесь следует отметить, что игра:

а) создает возможность робким, не уверенным в себе детям говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности;

б) облегчает контакты детей друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве;

в) развивает умение перевоплощаться и играть различные роли;

г) подготавливает обучаемого к решению реальных проблем, способствует готовности к сотрудничеству;

д) поддерживает стремление к творчеству;

е) способствует обмену опытом, формированию познавательных интересов обучаемых и осознанному освоению иностранного языка [20, с. 17].

2. Значение игры для развития речевых умений и навыков. В данном случае игра может быть использована:

а) для развития речевых навыков;

б) для развития отдельных видов речевой деятельности;

в) для развития языковых навыков (произносительных, лексических, грамматических) [21, с. 73].

3. Игра является средством повышения эффективности обучения иностранному языку:

а) игра дает возможность успешно решать основную задачу

– обучение говорению на иностранном языке посредством общения, мотивирует речевую деятельность;

б) в процессе проведения игры учитель постепенно освобождается от необходимости корректировать деятельность обучаемых и становится лишь наблюдателем;

в) роль и функция учителя меняются; в начале учитель выступает в роли субъекта воздействия, его организатора, а обучаемые в роли объекта данного воздействия; сам процесс обучения невозможен без активной деятельности обучаемых как субъекта учения; это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности учителя на уроке к активной деятельности обучаемых; при этом повышается роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса;

г) в неоднородных по успеваемости группах игры выполняют компенсирующую и дифференцирующую функции; более слабые ученики тоже могут участвовать в игре, им не нужно всегда показывать максимальный результат, сильные учащиеся помогают им;

е) игры являются средством повышения мотивации для дальнейшего творческого применения полученных знаний в новой ситуации и усиливают положительное отношение к предмету.

Говоря о положительном влиянии игры на развитие личности обучаемого, об ее роли на занятиях по иностранному языку, о превосходстве игры над другими средствами обучения на данном этапе, нельзя забывать, что успех в достижении результатов будет зависеть от следующих факторов:

а) содержания учебной информации и соответствия её учебным целям и задачам, а также интересам и потребностям обучаемых;

б) соответствия игр целям и задачам обучения, релевантности, качества, момента введения в учебный процесс; индивидуальных и возрастных особенностей учебной группы и отдельных ее членов, влияющих на принятие предлагаемой игровой формы обучения;

 в) мастерства учителя, его компетенции, квалификации, знания своих воспитанников и умения управлять учебным процессом, а также его индивидуальных особенностей и личностных характеристик [23, с. 131-133].

Вышеназванные факторы всего лишь указывают причины неудач, которые могут обнаруживаться в учебном процессе, ориентируют учителя на вдумчивый и творческий подход к изучению и практическому применению игр на занятиях, но никак не умаляют их роли как средства повышения эффективности обучения иностранному языку.

Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с учащимися, создать благоприятную, доброжелательную атмосферу на занятии, организовать работу таким образом, чтобы они могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

При этом следует помнить, что игра на занятиях иностранного языка на ранней стадии обучения не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения всех задач обучения – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

Поэтому учитель, использующий на занятии игру, должен:

1. ясно представлять себе, с какой целью он использует данную игру, какой языковой материал отрабатывается на данном занятии;

2. четко сформулировать игровые ситуации, которые не следует повторять, каждая из них должна нести в себе элемент новизны;

3. объяснить правила игры, рассказать о том, что получится в результате; тем самым вызвать у учащихся положительные эмоции, интерес, стремление как можно быстрее включиться в игру;

4. постоянно пополнять перечень игр, изучать накопленный опыт их применения у нас в стране и за рубежом [6, с. 43].

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра – дело серьезное. Это утверждают и ее теоретики.

Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть учение, в нашем случае – овладение видами речевой деятельности как средствами общения.

Список использованных источников:

  1. Антошина Я. В. Развитие коммуникативных умений учащихся при обучении грамматической стороне речи / Я. В. Антошина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. - №8. – С. 18-21.
  2. Афанасьева О. В. Spotlight 10: Student`s book / О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, В. Эванс, - М. : Просвещение, 2017. – 129 с.
  3. Баринова К. В. Игра как один из эффективных приёмов обучения иноязычному говорению / К. В. Баринова // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - №3. – С. 57-64.
  4. Белогорцев Н. Н. Игра и её роль в обучении иностранному языку / Н. Н. Белогорцев // Иновационная наука. – 2017. – №2. – С. 168-170.
  5. Биболетова М. З. Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе / М.З. Биболетова, Н. Н. Трубанева // Иностранные языки в школе. - 2010. - №5. - С. 6-11.
  6. Бойцова Е. И. Урок-соревнование / У. И. Бойцова // Иностранный язык в школе. - 2016. - № 1. – С. 43-51.
  7. Бочарова Л. П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения / Л. П. Бочарова // Иностранные языки в школе. - 1996. -№3. – С. 50-58.
  8. Букичева О. А. Дидактические игры на уроках английского языка в начальной школе / О. А. Букичева // Иностранные языки в школе. - 2011. – №4. – С. 46-49.
  9. Быкова Н. И. Spotlight 3: Student`s book / Н. И Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс, - М. : Просвещение, 2017. – 129 с.
  10. Ваулина Е. Spotlight 7: Student`s book / Е. Ваулина, Д. Дули, О. Д. Подолянко, В. Эванс, - М. : Просвещение, 2017. – 129 с.
  11. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, - Н.И. Гез. М. : Академия, 2009. -  336 с.
  12.  Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М. : Аркти-Глосса, 2016. - 187 с.
  13. Гладилина И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И. П. Гладилина // Иностр. яз. в шк. - 2003. - № 3. – С. 20-23.
  14. Гуревич Т. В. Развитие речи детей на родном и иностранном языках / Т. В. Гуревич // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2011. – 170 с.
  15. Давыдова З. М. Игра как метод обучения иностранным языкам / З. М. Давыдова // Иностранные языки в школе, 2010. – 156 с.
  16. Долженко Е. Обучение технике чтения на английском языке на начальном этапе / Е. Долженко // Учитель, 2007. – 105 с.
  17. Загребина И. В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе / И. В. Загребина //Начальная школа. -2007. - №6. - С. 27–31.
  18. Ильченко Е. В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка : сб. учеб. игр и метод. рекоменд. по их проведению / Е. В. Ильченко. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2003. - 112 с.
  19. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранному языку / Г. А. Китайгородская. - М. : МГУ, 1986. - 237 с.
  20. Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. - Минск: Народная Асвета, 1990. - 120 с.
  21. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева.  - СПб. : КАРО  Мн. : Четыре четверти, 2006. - 192 с.
  22. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н. Ф. Коряковцева. - М. : Аркти, 2002. - 176 с.
  23. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии / Н.Ф. Коряковцева. - М. : Академия, 2010, - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование игровых технологий в начальной школе"

Материал о том, что такое игра и как ее использовать....

статья "Использование игровых технологий в начальной школе"

Материал о том, что такое игра и как ее использовать....

Игровые и здоровьесберегающие технологии на начальном этапе обучения английскому языку

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуче...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Ключевые слова: обучение плаванию, музыка и тренировка, программа занятийВ данной работе, представлен материал по частичному внедрению музыкального сопровождения на уроке плавания в 1-2 классе....

Самообразование «Использование коррекционно-развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения»

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

"Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте"

Из презентации видно, какие игровые технологии помогают обучить грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста....