Статья "Внеурочная деятельность по французскому языку с элементами логопедических методик"
статья по иностранному языку (2 класс)

Власова Ольга Федоровна

Проблема обучения дислексиков и дисграфиков иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл att_statya_logopedicheskie_priemy.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по французскому языку с элементами логопедических методик.

Я работаю в школе уже более 40 лет. Преподаю французский язык. В последнее время проблема обучения дислексиков и дисграфиков становится все более актуальной, так как детей с нарушением чтения и письма становится с каждым годом все больше. Дислексия и дисграфия характерна для всех языков, основанных на звуковых и графических символах и является серьезным препятствием при обучении иностранным языкам.

В гимназии 505 Санкт-Петербурга провели эксперимент по внедрению методик и упражнений из логопедической практики на уроках фрацузского языка.

Задачей педагогов гимназии является попытка адаптации таких учеников и построение обучения таким образом, чтобы помочь активизировать сильные стороны ребенка в обучении французскому языку.

Работа направлена на решение проблем, связанных с реализацией практической цели обучения французскому языку (активное овладение всеми видами речевой деятельности: письмом, говорением, чтением и аудированием). Одновременно осуществляется и просветительская деятельность, так как недостаточная осведомленность учителей иностранного языка о проблемах, связанных с дислексией и дисграфией порождает предубежденное отношение к учащимся, согласно которому частичная неграмотность таких детей объясняется их природной ленью, недостаточными умственными способностями или низкой мотивацией к обучению.

Теперь, когда в школе появилась возможность организации внеурочной деятельности, эту работу мы включаем и реализуем на занятиях «Музыкальный французский». Интерес к таким занятиям поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием и необычностью форм и видов. Они отличаются от обычных уроков, так как занятия ведут одновременно два учителя: музыкальный педагог и учитель французского языка. Чем разнообразнее формы и виды внеурочной деятельности, тем устойчивее интерес к ней. Это доказано на практике. Дети с большой радостью ждут этих занятий.

На уроках используются следующие виды деятельсти и задачи:

  1. Формирование правильного произношения, уточнение артикуляции звуков (с опорой на зрительный образ, с включением заданий по оречевлению действий, элементы логоритмики). Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, кинестетического, зрительного образа. Сравнивается звучание, артикуляция звуков русского и французского языков, выясняются сходства и различия.

***

Ni-ni

Non-non

Mon nom est Simon.

***

Pour n’est pas pur

Sous n’est pas sur

Mou n’est pas mur

Cour n’est pas cure

Bouche n’est pas buche.

***

Cette jeune mouche

Est un peu louche

Elle prend sa douche

Et partout se couche.

2.Работа по постановке речевого дыхания.

Выполнение дыхательных гимнастик.

  • Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный)
  • Вдох через нос, выдох через рот.
  • Вдох через рот, выдох через нос.
  • Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно).
  • Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилием в конце.
  • Вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы.
  • Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно заерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциами).

Статические и динамические дыхательные упражнения, целью которых является общее укрепление организма, улучшение функций диафрагмы, развитие фонационного дыхания, создает положительное настроение. Эти упражнения состоят их ходьбы, бега, движения рук, ног, туловища, в сочетании с произнесением звуков, звукосочетаний, слов и предложений.

Выполнение статических упражнений:

  • Дутье на воду, вату, другие предметы.
  • Надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, воздушных шаров.

3.Гимнастика рук и ног при выполнении письменных заданий (задействованы пальцы рук, ноги, изображение движений).

***

Tape, tape petites mains

Tourne, tourne petit moulin

Nage, nage petit poisson

Vole, vole petit papillon.

***

Que peut-on faire avec les jambes?

Avec les jambes, avec les jambes?

Que peut-on faire avec les jambes?

Avec les jambes, voyons!

Avec les jambes je peux courir

Avec les jambes je peux sauter

Avec les jambes je peux danser.

4. Развитие ориентировок в пространстве.

  • Упражнение на развитие пространственного восприятия.
  • Сравнение сходных по написанию букв французского и русского алфавитов.
  • Складываение букв и элементов.
  • Игра «Муха»
  • Словарные лабиринты

Для предупреждения появления дисграфических ошибок на уровне слова и предложения (пропуски, замены букв, аграмматизмы) выполняются специальные упражнения из логопедической практики.

  • Акрофоническое чтение – чтение по первым буквам названий картинок

JA…. + картинка с изображение сада

CH… + картинка с изображением собаки и т.д.

  • Чтение слов по цифрам - из букв основного слова, пронумерованных цифрами, составляем новые слова.
  • Игра "Шифровальщик".

A-1

B-2

C-3

D-4

E-5

F-6

G-7

H-8

I-9

J-10

K-11

L-12

M-13

N-14

O-15

P-16

Q-17

R-18

S-19

T-20

U-21

V-22

W-23

X-24

Y-25

Z-26

Пример составления слова «Cartable» : c- 3, a-1, r-18, t-20, a-1, b-2, l-12, e-5

Такие упражнения помогают развить зрительое и побуквенное внимание, самоконтроль.

  • Нахождение в группе слов лишнего слова.

Gomme, pomme, stylo, crayon

Chat, vache, chevre, poule

Tasse, assiette, couteau, manteau, fourchette.

Упражнения пополняют словарный запас, учат находить сходства и различия.

  • Нахождение слов из ряда букв.

Pommegommeautomne (pomme – gomme – automne)

Развивают умение удерживать зданную строку, предупреждают появления аграмматизмов.

  • Сбор предложений из слов, данных вразбивку.

Aiment, les, les enfants, beaucoup, bonbons (les enfants aiment beaucoup les bonbons).

Учат умению правильно составлять и выдерживать структуру предложения.

Особенностями использования логопедических методик является максимальное включение анализаторов (зрительного, тактильного, киностетического), широкое использование разрезных азбук, слов, игровых упражнений, ТСО. Необходима частая смена видов деятельности, переключение с одной формы работы на другую, учет работоспособности ребенка, особенностей моторного развития и уровня развития речи.

Необходима тщательная дозировка заданий, постоянное усложнение речевого материала, а самое главное создание ситуации успеха. Изменение тактики учебно-воспитательного процесса во  внеурочной деятельности в сочетании с профессиональным применением логопедических методик, решают поставленные задачи и способствуют созданию устойчивой мотивации к овладению иностранным языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика разучивания стихотворений на французском языке для дошкольников и младших школьников

Дети дошкольного возраста не умеют, в большинстве своем, читать, писать, но у них очень хорошо развита память, образное мышление, способность к имитации, живой интерес к необычному, сказочному. Поэтом...

Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...

Программа внеурочной деятельности по французскому языку "Занимательный французский"

Программа предназначена для внеурочного занятия в 1 классе. Учащиеся знакомятся с французским языком, узнаю подстопримечательности Франции и традиции. Развивается речевой аппарат путем изучения францу...

Веб-квест на французском языке для учащихся 3-4 классов школ с углубленным изучением французского языка

Игра представляет собой веб-квест, который создан с помощью онлайн-сервиса Learnis.ru.  Суть    квеста – выйти из виртуальной комнаты. Для этого нужно ввести код от двери. На...

Урок французского языка в 4 классе по теме «Наши интересы», УМК А.С.Кулигина «Твой друг французский язык»

Презентация по теме "Наши интересы" составлена по УМК Кулигиной А.С.. отображает картинки. которые используются в учебнике. Это позволяет учащимся более полно воспроизводить зрительный ряд п...

ПЛАН урока французского языка Класс: 3 Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. Тема урока: Рождество

Класс: 3Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник  для 3 класса общеобразовательных учреждений.Тема урока: РождествоЦель урока: формирование умений понима...