Статья "Внеурочная деятельность по французскому языку с элементами логопедических методик"
статья по иностранному языку (2 класс)
Проблема обучения дислексиков и дисграфиков иностранному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
att_statya_logopedicheskie_priemy.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по французскому языку с элементами логопедических методик.
Я работаю в школе уже более 40 лет. Преподаю французский язык. В последнее время проблема обучения дислексиков и дисграфиков становится все более актуальной, так как детей с нарушением чтения и письма становится с каждым годом все больше. Дислексия и дисграфия характерна для всех языков, основанных на звуковых и графических символах и является серьезным препятствием при обучении иностранным языкам.
В гимназии 505 Санкт-Петербурга провели эксперимент по внедрению методик и упражнений из логопедической практики на уроках фрацузского языка.
Задачей педагогов гимназии является попытка адаптации таких учеников и построение обучения таким образом, чтобы помочь активизировать сильные стороны ребенка в обучении французскому языку.
Работа направлена на решение проблем, связанных с реализацией практической цели обучения французскому языку (активное овладение всеми видами речевой деятельности: письмом, говорением, чтением и аудированием). Одновременно осуществляется и просветительская деятельность, так как недостаточная осведомленность учителей иностранного языка о проблемах, связанных с дислексией и дисграфией порождает предубежденное отношение к учащимся, согласно которому частичная неграмотность таких детей объясняется их природной ленью, недостаточными умственными способностями или низкой мотивацией к обучению.
Теперь, когда в школе появилась возможность организации внеурочной деятельности, эту работу мы включаем и реализуем на занятиях «Музыкальный французский». Интерес к таким занятиям поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием и необычностью форм и видов. Они отличаются от обычных уроков, так как занятия ведут одновременно два учителя: музыкальный педагог и учитель французского языка. Чем разнообразнее формы и виды внеурочной деятельности, тем устойчивее интерес к ней. Это доказано на практике. Дети с большой радостью ждут этих занятий.
На уроках используются следующие виды деятельсти и задачи:
- Формирование правильного произношения, уточнение артикуляции звуков (с опорой на зрительный образ, с включением заданий по оречевлению действий, элементы логоритмики). Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, кинестетического, зрительного образа. Сравнивается звучание, артикуляция звуков русского и французского языков, выясняются сходства и различия.
***
Ni-ni
Non-non
Mon nom est Simon.
***
Pour n’est pas pur
Sous n’est pas sur
Mou n’est pas mur
Cour n’est pas cure
Bouche n’est pas buche.
***
Cette jeune mouche
Est un peu louche
Elle prend sa douche
Et partout se couche.
2.Работа по постановке речевого дыхания.
Выполнение дыхательных гимнастик.
- Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный)
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох через рот, выдох через нос.
- Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно).
- Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилием в конце.
- Вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы.
- Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно заерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциами).
Статические и динамические дыхательные упражнения, целью которых является общее укрепление организма, улучшение функций диафрагмы, развитие фонационного дыхания, создает положительное настроение. Эти упражнения состоят их ходьбы, бега, движения рук, ног, туловища, в сочетании с произнесением звуков, звукосочетаний, слов и предложений.
Выполнение статических упражнений:
- Дутье на воду, вату, другие предметы.
- Надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, воздушных шаров.
3.Гимнастика рук и ног при выполнении письменных заданий (задействованы пальцы рук, ноги, изображение движений).
***
Tape, tape petites mains
Tourne, tourne petit moulin
Nage, nage petit poisson
Vole, vole petit papillon.
***
Que peut-on faire avec les jambes?
Avec les jambes, avec les jambes?
Que peut-on faire avec les jambes?
Avec les jambes, voyons!
Avec les jambes je peux courir
Avec les jambes je peux sauter
Avec les jambes je peux danser.
4. Развитие ориентировок в пространстве.
- Упражнение на развитие пространственного восприятия.
- Сравнение сходных по написанию букв французского и русского алфавитов.
- Складываение букв и элементов.
- Игра «Муха»
- Словарные лабиринты
Для предупреждения появления дисграфических ошибок на уровне слова и предложения (пропуски, замены букв, аграмматизмы) выполняются специальные упражнения из логопедической практики.
- Акрофоническое чтение – чтение по первым буквам названий картинок
JA…. + картинка с изображение сада
CH… + картинка с изображением собаки и т.д.
- Чтение слов по цифрам - из букв основного слова, пронумерованных цифрами, составляем новые слова.
- Игра "Шифровальщик".
A-1 | B-2 | C-3 | D-4 | E-5 | F-6 |
G-7 | H-8 | I-9 | J-10 | K-11 | L-12 |
M-13 | N-14 | O-15 | P-16 | Q-17 | R-18 |
S-19 | T-20 | U-21 | V-22 | W-23 | X-24 |
Y-25 | Z-26 |
Пример составления слова «Cartable» : c- 3, a-1, r-18, t-20, a-1, b-2, l-12, e-5
Такие упражнения помогают развить зрительое и побуквенное внимание, самоконтроль.
- Нахождение в группе слов лишнего слова.
Gomme, pomme, stylo, crayon
Chat, vache, chevre, poule
Tasse, assiette, couteau, manteau, fourchette.
Упражнения пополняют словарный запас, учат находить сходства и различия.
- Нахождение слов из ряда букв.
Pommegommeautomne (pomme – gomme – automne)
Развивают умение удерживать зданную строку, предупреждают появления аграмматизмов.
- Сбор предложений из слов, данных вразбивку.
Aiment, les, les enfants, beaucoup, bonbons (les enfants aiment beaucoup les bonbons).
Учат умению правильно составлять и выдерживать структуру предложения.
Особенностями использования логопедических методик является максимальное включение анализаторов (зрительного, тактильного, киностетического), широкое использование разрезных азбук, слов, игровых упражнений, ТСО. Необходима частая смена видов деятельности, переключение с одной формы работы на другую, учет работоспособности ребенка, особенностей моторного развития и уровня развития речи.
Необходима тщательная дозировка заданий, постоянное усложнение речевого материала, а самое главное создание ситуации успеха. Изменение тактики учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности в сочетании с профессиональным применением логопедических методик, решают поставленные задачи и способствуют созданию устойчивой мотивации к овладению иностранным языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок французского языка во 2 классе по теме "Мне нравится..., мне не нравится" УМК "Твой друг- французский язык" Кулигина, Кирьянова
разработка урока...
Методика разучивания стихотворений на французском языке для дошкольников и младших школьников
Дети дошкольного возраста не умеют, в большинстве своем, читать, писать, но у них очень хорошо развита память, образное мышление, способность к имитации, живой интерес к необычному, сказочному. Поэтом...
Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...
Программа внеурочной деятельности по французскому языку "Занимательный французский"
Программа предназначена для внеурочного занятия в 1 классе. Учащиеся знакомятся с французским языком, узнаю подстопримечательности Франции и традиции. Развивается речевой аппарат путем изучения францу...
Веб-квест на французском языке для учащихся 3-4 классов школ с углубленным изучением французского языка
Игра представляет собой веб-квест, который создан с помощью онлайн-сервиса Learnis.ru. Суть квеста – выйти из виртуальной комнаты. Для этого нужно ввести код от двери. На...
Урок французского языка в 4 классе по теме «Наши интересы», УМК А.С.Кулигина «Твой друг французский язык»
Презентация по теме "Наши интересы" составлена по УМК Кулигиной А.С.. отображает картинки. которые используются в учебнике. Это позволяет учащимся более полно воспроизводить зрительный ряд п...
ПЛАН урока французского языка Класс: 3 Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. Тема урока: Рождество
Класс: 3Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.Тема урока: РождествоЦель урока: формирование умений понима...