Факторы успешного овладения английским языком
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Морева Ирина Сергеевна

В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к английскому языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из них – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур.

Однако не всегда желание школьников говорить и знать язык совпадает с их способностями к нему. Одним язык дается легко, другим - трудно. Как следствие в школе мы наблюдаем довольно большое количество учеников с пониженным уровнем обученности. О том, каковы причины снижения уровня обученности и существуют ли пути преодоления данной проблемы и пойдет речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon faktory_uspeshnogo_ovladeniya_angliyskim_yazykom.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородский Губернский колледж"

Факторы успешного овладения английским языком

Выполнила: обучающаяся специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах группы 246

Морева Ирина Сергеевна

Нижний Новгород

2020 г.


В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к английскому языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из них – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур.

Однако не всегда желание школьников говорить и знать язык совпадает с их способностями к нему. Одним язык дается легко, другим - трудно. Как следствие в школе мы наблюдаем довольно большое количество учеников с пониженным уровнем обученности. О том, каковы причины снижения уровня обученности и существуют ли пути преодоления данной проблемы и пойдет речь в данной статье.

В результате проведенных наблюдений выясняется, что при одинаковых условиях в начале обучения через некоторое время обнаруживается, что уровень овладения иностранным языком у учащихся различается. Мы говорим о высоком, среднем и низком уровне развития речевых навыков и умений.

Как мне кажется, причины таких различий зависят от нескольких факторов, которые условно можно разделить на несколько групп:

  1. Психологические.
  2. Физиологические.
  3. Социокультурные.

Под психологическими факторами следует понимать некоторые возрастные и психологические особенности учащихся в разном возрасте. Так, известно, что основным видом деятельности младших школьников является игровая деятельность, тогда как для учащихся среднего звена характерна познавательная деятельность. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами.

К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую степень зависимости с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте.

Таким образом, подростковый и ранний юношеский возраст являются достаточно продуктивными для развития разнообразных способностей и психических функций. Однако, не смотря на активность, скорость такого развития у детей не может быть одинаковой. Разный уровень развития мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения (то есть основных психических функций) и может, по моему мнению, явиться причиной снижения успеваемости учащихся.

Кроме этого, нельзя не учитывать такое психологическое понятие, как темперамент. Под темпераментом понимают совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности. Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом.

Как известно, существует четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Существуют исследования, показывающие влияние определенного типа темперамента на скорость усвоения материала. Так, учащиеся, имеющие холерический и сангвинический темперамент, более успешны в учебе, имеют больше отличных оценок, чем учащиеся с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

Под физиологическими причинами, как мне кажется, можно было бы понимать уровень интеллектуальных возможностей каждого ученика.

С одной стороны, существуют разные уровни интеллектуального развития, в том числе и уровни, связанные с заболеваниями. Нельзя исключать возможность попадания ребенка с ОВЗ и в общеобразовательную школу.

С другой стороны, существуют исследования, доказывающие, что в зависимости от развития левого или правого полушария головного мозга, мыслительные операции у обучающихся идут по-разному.

К социокультурным причинам я бы отнесла уровень общего развития, воспитания, социальный статус, а также уровень мотивации изучения иностранного языка.

Известно, что педагогический и учебный эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. В форме нейтрально-пассивного восприятия его получить нельзя. Отсюда и возникает потребность включить ученика в самостоятельную учебную деятельность. Это значит, что необходимо научить учащихся определенным рациональным приемам овладения иностранным языком, то есть «научить учиться». Если же ребенок не в полной мере овладевает данными умениями, это существенным образом начинает влиять на уровень его языковой и речевой компетентности.

С другой стороны, уровень развития ученика непосредственно связан с той средой, в которой он воспитывается. Понятно, что находясь в неблагоприятных социальных условиях и обладая низким уровнем общего развития и воспитанности, такой ученик вероятнее всего добьется и незначительных успехов в учебной деятельности.

Сюда же я отнесла и уровень мотивации изучения иностранного языка. Мотивацию рассматривают как сторону субъективного мира ученика; она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Не смотря на субъективность, эти потребности определяются исходя из общественного опыта школьников. Им хочется изъясняться на иностранном языке; читая, узнавать о других странах; уметь декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке. Иногда овладение иностранным языком рассматривается как способ самоутверждения или личного благополучия. Все это определяется необходимостью существования в обществе, с одной стороны.

С другой стороны, поддержание довольно высокого уровня мотивации непосредственно зависит от учителя, от его педагогических, методических, психологических и коммуникативных умений. Между учителем и учеником происходит процесс непрерывной коммуникации, а это является продуктом социальной деятельности. И здесь уже стоит говорить о личности педагога. С моей точки зрения, неприятие учеником учителя может стать одним из факторов снижения мотивации и как следствие снижения успеваемости.

Таким образом, уровень развития языковых и речевых навыков и умений школьников может зависеть от многих факторов:

  • возрастных особенностей учащихся;
  • психологических особенностей учащихся;
  • физиологических особенностей учащихся;
  • уровня общего развития учащихся;
  • уровня воспитанности учащихся;
  • уровня мотивации в изучении иностранного языка.

Диагностика и учет психологических, физиологических и социокультурных особенностей личности каждого  может стать важнейшим инструментом по выявлению, а также и предупреждению появления слабоуспевающих учащихся.

Учитель, владеющий необходимыми психологическими, педагогическими и методическими умениями, может сделать процесс изучения иностранного языка интересным и позитивным для ученика любого уровня. Особенно такая поддержка нужна отстающим ученикам, так как результаты их учебной деятельности часто связаны не с «нежеланием» учиться, а с особенностями их развития и воспитания, контролировать которые дети не имеют возможности.

  1. Список литературы
  1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Кострома; Ай Кью,1993.
  2. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы  его организации. //ИЯШ, 1995, №2.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.
  4. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1983.        
  5. Методика обучения иностранным языкам, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова,М.; Просвещение, 1991.
  6. Методика обучения иностранным языкам, под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, М.; Высшая школа, 1982.
  7. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.; Аспект пресс, 1996.
  8. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «иностранный язык» у школьников//ИЯШ,1982, №2.
  9. Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М.; Школьная пресса,2002.
  10. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев; Радяньска школа,1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуативное обучение Present Continuous на начальном этапе овладения английским языком.

В данной статье освещаются некоторые формы работы, которые позволяют организовать обучение Present Continuous на ситативной игровой основе в 4 классе. Практика обучения показала, что нельзя отожд...

Возможности успешного овладения русским языком в процессе формирования УУД в пространстве урочной и внеурочной образовательной деятельности

В материале рассматриваются пути формирования УУД в свете реализации систем развивающего обучения....

Возможности успешного овладения русским языком в процессе формирования УУД в пространстве урочной и внеурочной образовательной деятельности

В статье идет речь о реализации системно-деятельностного подхода в парадигме развивающего образования, следовательно, в методике и технологии систем развивающего обучения....

Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР

Рекомендации учителям - логопедам по коррекционной работе с обучающимися с ОНР (ТНР)...

Активные методы обучения на уроках русского языка как фактор успешной реализации ФГОС

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения...

Методическая разработка АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...