Артикуляционная гимнастика для младших школьников на английском языке
план-конспект занятия по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс)

Кутузова Мария Владимировна

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством

выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

6. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

7. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

8. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyats.gimnastika_2.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

В артикуляционной гимнастике нуждаются не только дети, но и многие взрослые, особенно те, кто часто выступает перед большим количеством людей. Артикуляционная гимнастика способна развить подвижность органов речевого аппарата и помочь выработать правильные и полноценные движения артикуляционных органов. Именно с помощью этой гимнастики человек может научиться правильному произношению звуков. Специалисты утверждают, что достаточно тратить в день 5-15 минут на разминку речевого аппарата и вскоре произношение станет четкое и ровное. С детьми необходимо заниматься в форме игры – не перегружая их. Не следует также требовать от ребенка стопроцентного выполнения того или иного упражнения, но стремиться к этому важно. Помните, что первая неудача может расстроить малыша и он, не получая удовольствия от занятий, будет относиться к ним несерьезно, а возможно даже будет бояться и всячески избегать. Кстати, специальная артикуляционная гимнастика поможет женщинам «в возрасте» избавиться от второго подбородка и морщин.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Правильно и четко проговаривать слова могут не все взрослые, не говоря уж о детях. Чтобы четко употреблять каждый звук, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был к этому подготовлен. Его «расстройство» связывают со многими причинами. Кто-то утверждает, что нарушение речи и дефекты при произношении букв и звуков связаны… с родами – чем труднее они были, тем большая вероятность того, что нарушена ЦНС и, как следствие, речевые навыки заторможены. Сторонники другой теории уверены, что причина дефектов речи связана с осложнениями после прививок. Третьи говорят, что это связано с долгим сосанием ребенком пустышки. Какие бы теории не существовали, но факт остается налицо – артикуляционный аппарат у многих детей недостаточно подвижен, поэтому он не может быстро принять определенную позу для правильного и четкого произношения той или иной буквы или звука. Чтобы развивать и совершенствовать свой речевой аппарат, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Начинать надо с нескольких повторений одного упражнения, постепенно увеличивая не только количество занятий, но и частоту повторений. При занятиях очень важно выполнять упражнения качественно и чисто – движения должны быть либо плавными, либо резкими – все зависит от упражнения. При этом вялость, как и напряжение мышц нежелательны. Помните, что только артикуляционная гимнастика может сформировать правильное произношение. Но выполнять упражнения необходимо систематически! От одного-двух раз произношение не изменится. Результат будет виден после определенного количества занятий.

С чего начинать занятия?

Разумеется, что работать с взрослым человеком проще, а тяжелее, когда перед тобой сидит ребенок. Прежде, чем давать упражнения, ребенку нужно его тщательно объяснить. Особое внимание уделить при этом нужно непосредственно технике выполнения. Желательно с первых же минут заинтересовать малыша – именно любопытство и интерес приведут к тому, что ребенок с огромным удовольствием будет заниматься артикуляционной гимнастикой. Самое лучшее – это придумать свою игру и пригласить поиграть в нее ребенка. Например, рассказать, что «ротик – это домик язычка», «зубки – это заборчик», «губки – это дверцы» и т. д. В артикуляционной гимнастике очень много упражнений связаны с подвижностью языка. Объясните малышу, что язычок умеет превращаться в самые разнообразные предметы – покажите, как он может стать «лодочкой», «горкой», «чашечкой», «трубочкой». А еще он может быть «стрелкой часов», «качелькой» и замечательно «играет в прятки».

Все занятия необходимо выполнять только перед зеркалом, так как ребенок должен видеть не только лицо человека, который с ним занимается, но и свое собственное – так быстрее он сможет исправить свои недостатки и будет делать гимнастику правильно. Ребенок нуждается в похвале – только так можно добиться положительного результата. Не стоит ругать малыша, даже если у него пока ничего не получается – иначе можно отбить охоту выполнять упражнения.

Базовые упражнения

Пробуждают артикуляционный аппарат; выполнять по очереди несколько раз:

Губы

 «Улыбка». Очень простое упражнение, так как улыбаться умеют все. Необходимо улыбнуться так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы, а затем вслух произнести «И». Удержаться в этой позе 5 секунд. Со временем «И» произносить про себя, а время увеличить до 10 секунд;

«Трубочка». Губы вытянуть вперед, сложив «трубочкой». Вслух, затем про себя произносить «У». Первые упражнения выполнять в течение 5 секунд, затем увеличить до 10 секунд.

Нижняя челюсть:

«Ворота». Проделать упражнение «Улыбка», затем опустить нижнюю челюсть и держать рот открытым пять секунд. Постепенно усложнить упражнение – держать рот открытым 10 секунд;    

«Заборчик». Верхние зубы поставить на нижние, губы растянуть в улыбке, обнажив зубы. Удерживать позу сначала 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд.

Язык

Упражнения для разминки языка выполняются с исходного положения – рот раскрыть, губы растянуть в улыбке, а нижнюю челюсть оставить неподвижной. Упражнения помогут подготовиться к выступлению, так как «разогреют» язык и подготовят его к «работе»:

        «Часики». Принять исходное положение. Язык двигать вправо-влево, касаясь уголков губ;

        «Качельки». Принять исходное положение. Язык двигать вверх-вниз, касаясь нижней и верхней губы;

        «Болтушка». Принять исходное положение. Язык двигать вперед-назад;

        «Лопатка». Принять исходное положение. Язык расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу;

        «Иголка». Принять исходное положение. Язык напрячь, вытянуть вперед, чтобы он был тонким и узким;

        «Футбол». Губы сомкнуть. Язык упирать попеременно то в левую, то в правую щеку;

        «Чашечка». Рот открыть, язык расслабить, поднять вверх к зубам, не касаясь их. Удерживать язык сначала 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд;

        «Грибок». Рот открыть. К небу приставить язык, при этом нижнюю челюсть оттянуть вниз. Задержаться в этом положении на 10 секунд;

        «Горка». Выполнить исходное положение. Язык поднять вверх и прижать к коренным зубам, после чего опустить кончик языка и прикоснуться им к нижним зубам. Удерживать в таком положении язык 15 секунд;

        «Варенье». Исходное положение. Вытащить расслабленный язык и облизать верхнюю губу, после чего спрятать его в рот. Выполнить 15 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Пальчиковая гимнастика для младших школьников.Упражнения и задания....

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Ни для кого уже не является секретом, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики. Однак...

Презентация "Комплекс № 1 Лечебная гимнастика для младших школьников" в хореографии.

В данном комплексе представлены упражнения лечебной гимнастики для младших школьников в хореографии....

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень...

Песенки-физминутки с интернет-поддержкой для младших школьников на английском языке

Младшие школьники очень любят песни-физминутки. Этот материал поможет учителям оживить учебный процесс....

Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников

Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...

Формирование универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка

В статье рассмотрен вопрос формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников английского языка. Особенность исследования состоит в том, что в литературе граммат...