Артикуляционная гимнастика для младших школьников на английском языке
план-конспект занятия по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс)
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством
выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
6. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
7. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
8. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
В артикуляционной гимнастике нуждаются не только дети, но и многие взрослые, особенно те, кто часто выступает перед большим количеством людей. Артикуляционная гимнастика способна развить подвижность органов речевого аппарата и помочь выработать правильные и полноценные движения артикуляционных органов. Именно с помощью этой гимнастики человек может научиться правильному произношению звуков. Специалисты утверждают, что достаточно тратить в день 5-15 минут на разминку речевого аппарата и вскоре произношение станет четкое и ровное. С детьми необходимо заниматься в форме игры – не перегружая их. Не следует также требовать от ребенка стопроцентного выполнения того или иного упражнения, но стремиться к этому важно. Помните, что первая неудача может расстроить малыша и он, не получая удовольствия от занятий, будет относиться к ним несерьезно, а возможно даже будет бояться и всячески избегать. Кстати, специальная артикуляционная гимнастика поможет женщинам «в возрасте» избавиться от второго подбородка и морщин.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Правильно и четко проговаривать слова могут не все взрослые, не говоря уж о детях. Чтобы четко употреблять каждый звук, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был к этому подготовлен. Его «расстройство» связывают со многими причинами. Кто-то утверждает, что нарушение речи и дефекты при произношении букв и звуков связаны… с родами – чем труднее они были, тем большая вероятность того, что нарушена ЦНС и, как следствие, речевые навыки заторможены. Сторонники другой теории уверены, что причина дефектов речи связана с осложнениями после прививок. Третьи говорят, что это связано с долгим сосанием ребенком пустышки. Какие бы теории не существовали, но факт остается налицо – артикуляционный аппарат у многих детей недостаточно подвижен, поэтому он не может быстро принять определенную позу для правильного и четкого произношения той или иной буквы или звука. Чтобы развивать и совершенствовать свой речевой аппарат, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Начинать надо с нескольких повторений одного упражнения, постепенно увеличивая не только количество занятий, но и частоту повторений. При занятиях очень важно выполнять упражнения качественно и чисто – движения должны быть либо плавными, либо резкими – все зависит от упражнения. При этом вялость, как и напряжение мышц нежелательны. Помните, что только артикуляционная гимнастика может сформировать правильное произношение. Но выполнять упражнения необходимо систематически! От одного-двух раз произношение не изменится. Результат будет виден после определенного количества занятий.
С чего начинать занятия?
Разумеется, что работать с взрослым человеком проще, а тяжелее, когда перед тобой сидит ребенок. Прежде, чем давать упражнения, ребенку нужно его тщательно объяснить. Особое внимание уделить при этом нужно непосредственно технике выполнения. Желательно с первых же минут заинтересовать малыша – именно любопытство и интерес приведут к тому, что ребенок с огромным удовольствием будет заниматься артикуляционной гимнастикой. Самое лучшее – это придумать свою игру и пригласить поиграть в нее ребенка. Например, рассказать, что «ротик – это домик язычка», «зубки – это заборчик», «губки – это дверцы» и т. д. В артикуляционной гимнастике очень много упражнений связаны с подвижностью языка. Объясните малышу, что язычок умеет превращаться в самые разнообразные предметы – покажите, как он может стать «лодочкой», «горкой», «чашечкой», «трубочкой». А еще он может быть «стрелкой часов», «качелькой» и замечательно «играет в прятки».
Все занятия необходимо выполнять только перед зеркалом, так как ребенок должен видеть не только лицо человека, который с ним занимается, но и свое собственное – так быстрее он сможет исправить свои недостатки и будет делать гимнастику правильно. Ребенок нуждается в похвале – только так можно добиться положительного результата. Не стоит ругать малыша, даже если у него пока ничего не получается – иначе можно отбить охоту выполнять упражнения.
Базовые упражнения
Пробуждают артикуляционный аппарат; выполнять по очереди несколько раз:
Губы
«Улыбка». Очень простое упражнение, так как улыбаться умеют все. Необходимо улыбнуться так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы, а затем вслух произнести «И». Удержаться в этой позе 5 секунд. Со временем «И» произносить про себя, а время увеличить до 10 секунд;
«Трубочка». Губы вытянуть вперед, сложив «трубочкой». Вслух, затем про себя произносить «У». Первые упражнения выполнять в течение 5 секунд, затем увеличить до 10 секунд.
Нижняя челюсть:
«Ворота». Проделать упражнение «Улыбка», затем опустить нижнюю челюсть и держать рот открытым пять секунд. Постепенно усложнить упражнение – держать рот открытым 10 секунд;
«Заборчик». Верхние зубы поставить на нижние, губы растянуть в улыбке, обнажив зубы. Удерживать позу сначала 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд.
Язык
Упражнения для разминки языка выполняются с исходного положения – рот раскрыть, губы растянуть в улыбке, а нижнюю челюсть оставить неподвижной. Упражнения помогут подготовиться к выступлению, так как «разогреют» язык и подготовят его к «работе»:
«Часики». Принять исходное положение. Язык двигать вправо-влево, касаясь уголков губ;
«Качельки». Принять исходное положение. Язык двигать вверх-вниз, касаясь нижней и верхней губы;
«Болтушка». Принять исходное положение. Язык двигать вперед-назад;
«Лопатка». Принять исходное положение. Язык расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу;
«Иголка». Принять исходное положение. Язык напрячь, вытянуть вперед, чтобы он был тонким и узким;
«Футбол». Губы сомкнуть. Язык упирать попеременно то в левую, то в правую щеку;
«Чашечка». Рот открыть, язык расслабить, поднять вверх к зубам, не касаясь их. Удерживать язык сначала 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд;
«Грибок». Рот открыть. К небу приставить язык, при этом нижнюю челюсть оттянуть вниз. Задержаться в этом положении на 10 секунд;
«Горка». Выполнить исходное положение. Язык поднять вверх и прижать к коренным зубам, после чего опустить кончик языка и прикоснуться им к нижним зубам. Удерживать в таком положении язык 15 секунд;
«Варенье». Исходное положение. Вытащить расслабленный язык и облизать верхнюю губу, после чего спрятать его в рот. Выполнить 15 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Пальчиковая гимнастика для младших школьников.Упражнения и задания....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365029-1386695788.jpg)
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Ни для кого уже не является секретом, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики. Однак...
Презентация "Комплекс № 1 Лечебная гимнастика для младших школьников" в хореографии.
В данном комплексе представлены упражнения лечебной гимнастики для младших школьников в хореографии....
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569928-1421862682.jpg)
Песенки-физминутки с интернет-поддержкой для младших школьников на английском языке
Младшие школьники очень любят песни-физминутки. Этот материал поможет учителям оживить учебный процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284724-1377431855.jpg)
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1176595-1571302753.jpg)
Формирование универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка
В статье рассмотрен вопрос формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников английского языка. Особенность исследования состоит в том, что в литературе граммат...