Раннее обучение иностранному языку - успешная практика.
статья по иностранному языку

Тимофеева Оксана Николаевна

Взгляд учителя на проблемы раннего обучения иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_obuch.odt20.98 КБ

Предварительный просмотр:

            Раннее обучение иностранному языку — успешная практика.

   Тема «раннего обучения иностранным языкам», понимаемого как обучение детей на дошкольном этапе, интересна и актуальна в равной степени для педагогов и для родителей будущих школьников.

   Раннее обучение имеет ряд объективных преимуществ, признаваемых, помимо авторитетов педагогической науки, многими учителями-практиками.

   В первую очередь следует отметить, что при раннем обучении иностранным языкам происходит активизация  общего и речевого развития ребенка. Занятия по иностранному языку в дошкольных учреждениях формируют положительную мотивацию к дальнейшему его изучению, способствуют развитию у детей качеств, необходимых для продолжения  обучения в школе - коммуникабельности,  познавательной активности, самостоятельности,  предупреждают появление типичных для школьного обучения  психологических барьеров,  «блоков».
  Среди проблем раннего обучения языкам указывают  «раннюю интеллектуализацию» детей, подмену естественной для детей этого возраста игры  «имитативной» методикой ( овладение набором шаблонных речевых формул).

   Кстати, учителя, ведущие группы в дошкольных образовательных учреждениях, отмечают и отсутствие сформированной методической базы по обучению иностранным языкам младших детей.

   Дискуссиям и публикациям на тему проблем и перспектив раннего обучения языкам  уже  очень много лет, однако последнее время педагогическое сообщество предпочитает ссылаться на ФГОС и  Закон об образовании.

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования,  обучение детей иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы,  либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. При этом приоритетной целью обучения определяется  целостное  и всестороннее развитие личности ребенка, тогда как стандарты основного общего образования на первое место  ставят формирование у школьников коммуникативной компетенции.

   Как следует из статей  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование нацелено на  развитие физических, интеллектуальных, нравственных и личностных качеств, формирование предпосылок успешного обучения в школе, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для дошкольников видов деятельности.

   Итак, игра и еще раз игра! В игровой форме  дошкольники  усваивают  начальный лексическим материал и простые речевые структуры. Механическое, «скороговорочное» заучивание алфавита заменяем на ассоциативные игры с буквами. Узнаем написанное слово, опираясь на его изображение. Активно используем сюжетно-ролевые игры, инсценировки, привлекая любимых, всеми узнаваемых англоязычных героев мультфильмов и комиксов. В арсенале каждого практикующего учителя иностранного языка — множество дидактических игр и игровых упражнений, способствующих успешному обучению детей на раннем этапе.

   Что касается перспектив раннего обучения иностранным языкам, они представляются вполне конкретными, поскольку опираются на уже упомянутые нормативные акты. Три сферы развития личности ребенка будут определять содержание программ раннего обучения: коммуникативно-личностная, познавательно-речевая и художественно-эстетическая.

   Предполагается в процессе обучения дошкольников  создание для них развивающей предметно-пространственной среды, организация педагогически целесообразного опыта взаимодействия со взрослыми, семьей и другими детьми, а также формирование системы отношений ребенка к миру, другим людям и себе самому.

   Уже сейчас, проводя открытые уроки, педагоги демонстрируют в помещениях для занятий иностранными языками деление на зоны активности детей: игровую, познавательную, проектную.

   Не являясь учителем дошкольной ступени образования, с удовольствием узнаю об успешном опыте коллег, обучающих английскому языку детей 5 — 7 лет в соответствии с новыми стандартами. Учителя готовы демонстрировать проявление детьми инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности,  их способность выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности, открытость внешнему миру, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, умение договариваться, сопереживать неудачам и радоваться чужим успехам, стараться разрешать конфликты, уметь поздравить друг друга с праздничным событием; способность к фантазии и творчеству, интерес к детской игровой деятельности и ее предметам, владение разными формами и видами детской игры,  умение подчиняться правилам и социальным нормам, готовность к выполнению как игровых и занимательных, так и учебных заданий.

   Транслируемый яркий, положительный опыт учителей-новаторов дает основание для уверенности в успешном перспективном развитии современных технологий раннего обучения иностранным языкам.