Специфика обучения различным видам речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
статья по иностранному языку (3 класс)

Некрасова Юлия Аркадьевна

В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков . В психолого-педагогических исследованиях доказано, что период 6-7 лет является наиболее благоприятным сензитивным периодом в развитии детей для начала  изучения иностранного языка, что позволяет рассчитывать на большую результативность в овладении иностранным языком, на большую успешность в развитии и воспитании его средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_obucheniya.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика обучения различным видам речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе.

Некрасова Ю.А.

        В последние десятилетия иностранные языки являются объектом пристального внимания и изучения не только ученых, но и простых людей. При этом отмечается возрастающая роль, которую играют иностранные языки, в осуществлении влияния на сознание и деятельность широких слоев населения. Также необходимо учитывать, что знание иностранных языков является весьма значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других.

На первый план сейчас выходит не просто знание английского языка, а его понимание и способность использовать навыки, приобретенные в процессе изучения в повседневной жизни. Сейчас мировые стандарты современного образования, направлены на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении.

В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков . В психолого-педагогических исследованиях доказано, что период 6-7 лет является наиболее благоприятным сензитивным периодом в развитии детей для начала  изучения иностранного языка, что позволяет рассчитывать на большую результативность в овладении иностранным языком, на большую успешность в развитии и воспитании его средствами.

На начальной ступени обучения  большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык, стимулирование потребностей в открытии мира зарубежных сверстников и использования иностранного языка  для этих целей; формирование элементарных основ этики межличностного общения, как на родном, так и на иностранном языке.

                 В первую очередь целью предмета иностранный язык является развитие иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной).То есть обучающиеся должны овладеть иностранным языком как средством иноязычного общения. В этой связи мы можем говорить о формировании у младших школьников черт вторичной языковой личности, делающих их способными к межкультурной коммуникации на элементарном уровне.

                    Во- вторых , на уроках иностранного языка происходит воспитание школьников средствами иностранного языка. Через познание другой культуры, сравнение её с родной культурой, воспитание навыков общения, взаимодействия с другими людьми в процессе коммуникации осуществляется всестороннее развитие и воспитание личности  ребенка. Он не только овладевает системой  языка, но и учится выражать свои чувства, эмоции, осваивает морально-этические нормы.

                     Несомненно, благотворное воздействие оказывает изучение иностранного языка как на культуру общения, так и  на речевую деятельность на родном языке. Так, формирование речевых умений на иностранном языке способствует развитию всех уровней речевых способностей учащихся: слуховых, зрительных и моторных ощущений. Учащиеся учатся планировать свое речевое поведение, соотнося цели каждого поступка с выражаемым содержанием и имеющимися языковыми средствами.

                    Таким образом обучение как таковое отходит на задний  план, важно не количество знаний которым обладает ученик , а воспитание  его личности и развитие умений , способностей к межкультурному взаимодействию.

           Во втором, классе наиболее эффективным мне представляется путь «снизу», который предполагает овладение навыками говорения (диалог и монолог) от элементарного диалогического единства до диалога-образца и от единицы-предложения до связного текста.  На начальном этапе обучения общение на уроке строится в форме диалога учителя и ученика и ученика с учеником , при этом общение от одной- двух фраз увеличивается и постепенно усложняется. Учащиеся должны удерживать в оперативной памяти несколько предложений на новом для них языке, поэтому путь «снизу» снимает психологические и языковые трудности, многократное повторение речевого материала в игровых ситуациях способствует тому , что уже после нескольких  уроков ученики могут строить и воспроизводить небольшие диалоги( 4-6 фраз) и монологи (до 6 фраз).

        Специфика обучению рецептивным видам деятельности состоит в том, что  аудирование и чтение являются одновременно и целью обучения иностранному языку и средством . В начальной школе у учащихся должны быть сформированы умение понимать на слух речь учителя и одноклассников, а также основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале. Идет формирование техники чтения вслух и  про себя , умения понимать тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, понимать их основное содержание и находить в тексте нужную информацию.

            При обучении аудированию основной трудностью всегда являлось наличие качественных аудиоматериалов, которые были бы аутентичны, интересны детям, соответствовали их возрасту;  а также наличие хорошей воспроизводящей техники (магнитофонов, лингафонных кабинетов, компьютеров ), так например  магнитофоны имеющиеся в школе часто не давали нужного звучания и вызывали трудности понимания текста у учащихся. На сегодняшний момент  мы работаем по УМК SPOTLIGHT и кабинеты начальной школы укомплектованы мультимедийным оборудованием, что позволяет  практически на каждом уроке использовать аудиозаписи  и видеозаписи, в учебнике представлена яркая наглядность , что повышает интерес учащихся к заданиям по аудированию. Мы слушаем много песенок и рифмовок , что развивает фонематический слух и слуховую память у учащихся, контроль аудитивных навыков  осуществляется с использованием интересных упражнений в рабочей тетради . Во время аудирования дети используют опорные картинки и языковую догадку, многие учащиеся слушают аудиозаписи  дома.

        Формирование техники чтения одна из ключевых задач, стоящих перед учителем в начальной школе. Трудности обучения складываются из различия родного языка и иностранного(алфавит, графика, орфография) , разного уровня сформированности навыков чтения на родном языке у учащихся, различии в уровне развития памяти, внимания и мышления у учащихся. Практика показывает, что некоторые учащиеся с трудом осваивают алфавит, другим трудно дается именно графическое написание слова, всегда есть учащиеся, которые дольше всех не могут научиться соотносить  графический образ слова с его звуковой  формой. Кроме трудностей при обучении технике чтения есть проблемы  и при  формировании навыков понимания основного содержания текста ,которые обусловлены неумением искать информацию в тексте, выделять главное, находить ключевые слова в тексте на родном языке. Для снятия  трудностей при чтении на уроках иностранного языка мы используем рисунки, наглядность, зрительные опоры, игры со словами и алфавитом, Для привития интереса к чтению используем аутентичные тексты с предтекстовым заданием, чтобы нацелить учащегося на чтение и создать мотивацию.

       При обучении аудированию учащиеся сталкиваются со следующими трудностями: фонетические - то есть отсутствие четкой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи, так как ученик не видит зрительно то, что он слышит. Индивидуальная манера речи может быть очень разнообразной и представлять трудности для ее восприятия и понимания. На родном языке эта трудность компенсируется огромной практикой в слушании, однако опыт слушания иноязычной речи у учащихся очень ограничен. Естественно, что любая индивидуальная особенность произношения, тембр голоса, достаточно быстрый темп и определенные дефекты речи будут затруднять ее понимание. Для того, чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи носителей языка, необходимо уже с начала обучения как можно больше слушать иноязычную речь, советовать учащимся слушать песни, сказки, смотреть передачи на иностранном языке.

            Существуют и грамматические трудности, связанные прежде всего с наличием грамматических форм не свойственных русскому языку. Воспринимая фразу, учащийся должен расчленить ее на отдельные элементы, то есть понимать информативные признаки звучащей фразы. Значит, для успешного понимания иноязычного текста следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, пауз и логического ударения.

          Лексические трудности, а именно наличие незнакомых слов также является причиной непонимания текста. Поэтому необходимо вырабатывать у учащихся способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений, путем ее фильтрации, селекции и приблизительного осмысления. Не воспринятые или неправильно воспринятые части речевого сообщения (слово, словосочетание, фраза) восстанавливать  благодаря действию вероятностного прогнозирования, то есть развивать способность предугадывать новое в опоре на  уже известное.

          Кроме этого, обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка, поэтому он интерпретирует речевое и неречевое поведение говорящего - носителя языка с позиции своей культуры и своих норм поведения в определенных ситуациях общения. Это может привести к неправильному пониманию воспринимаемой информации и нарушению контакта.

     В отличие от восприятия устной речи при чтении информация поступает не через слуховой, а через зрительный канал. Соответственно изменяется и роль различных ощущений. Решающую роль при чтении играют зрительные ощущения. Как слушание речи, так и чтение сопровождается проговариванием воспринимаемого материала в форме внутренней речи, которая становится полной развернутой речью при чтении вслух. Поэтому и при чтении большую роль играют моторные ощущения.

Понимание при чтении осуществляется в несколько более благоприятных условиях, которые определяются большей отчетливостью зрительных образов по сравнению со слуховыми и большей продолжительностью их воздействия. В то же время содержание материала при чтении бывает, как правило, сложнее.  При чтении круг вопросов значительно шире. Одновременно с восприятием читаемого происходит и его осмысление. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой. От качества восприятия текста зависит наличие условий для его понимания. Ошибки в восприятии, такие как уподобление похожих по форме слов, неправильное чтение слов, приводят к искажению смысла. В то же время неправильное понимание смысла наталкивает на ложное угадывание формы слова .

        Обучение письму и орфографической грамотности безусловно являются важным и необходимым этапом, тем более что навыки каллиграфии закладываются как раз в первый год обучения. И приходилось не раз сталкиваться с небрежностью и неаккуратностью у учащихся на письме, исправить затем такие навыки очень трудно.  Вторым аргументом является тот факт, что письмо включено в формат ЕГЭ и соответственно необходимо закладывать навыки письменной речи у учащихсяуже начиная  с ранней стадии обучения.

            Письмо являясь продуктивным видом речевой деятельности, выступает не только как средство, но и как цель обучения, и кроме того способствует  более успешному овладению говорением и чтением.        В начальной школе обучение письму обычно включает два аспекта: работу над  техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т.е. умений письменной речи.
         Одна из главных задач начального этапа обучения – заложить основы техники письма  (т.е. сформировать каллиграфические, графические и орфографические навыки) через ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку написания, усвоения орфографии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенный материал. На уроках я использую следующие упражнения в орфографии : звукодиктанты, букводиктанты, задания на группировку букв, списывание и группировка слов по общей орфограмме, конструирование слов из букв, заполнение пропусков в словах и предложениях, орфографические игры (кроссворды, загадки), нахождение рифмующихся слов,  словарные диктанты.
      Письмо является графическим выражением мыслей ученика. Таким образом  на уроках иностранного языка письменные задания мы используем не только для закрепления языкового материала, но и для развития творческих возможностей детей и их самостоятельности: написание с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений , которые затем включаются в их  языковой портфель.

     Согласно новым государственным стандартам в начальной школе важнейшей задачей  является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и  самосовершенство-ванию. УУД делятся на 4 группы: личностные, регулятивные, коммуникативные и  познавательные. Наиболее важными я считаю развитие именно личностных действий, так как они обеспечивают ценностно-смысловую и нравственную ориентацию школьника. Средствами предмета «иностранный язык» уже в начальной школе мы формируем у учащихся  общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;  прививаем чувство осознания себя гражданином своей страны; осознания  языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; обеспечиваем  знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

          Формирование межкультуной компетенции является необходимым и обязательным в начальной школе. Так как познание языка я считаю не возможно без познания культуры другой страны и его народа. Но процесс обучения должен осуществляться в  контексте «диалога культур»  , то есть в начальной школе особо важно делать опору на родную культуру ученика, сравнение своей и чужой культуры, нахождение общего. Важно формировать у учащихся чувство толерантности к чужой культуре, осознание своей принадлежности к своему народу,  открытость  для встречи с другой культурой. В результате мы не только расширяем индивидуальную картину мира самого ученика, но  оказываем развивающее и воспитательное воздействие на его личность.

           Для меня одной из острых проблем всегда был выбор УМК  для начальной школы. Во-первых, это ограниченность  учебников перечнем Министерства образования , если учебник не в перечне - использовать  его нельзя.  Во-вторых,  отсутствие нужных учебников в библиотеке в школе (заказ не выполняется во время, учебники приходят с опозданием или в меньшем количестве). Затем качество УМК  : сначала учебник расхваливают во всех методических журналах, школа закупает всю линию, но поработав по нему некоторое время обнаруживаем недостатки этого УМК, учителю приходится дорабатывать пробелы , ( то недостаточно представлена грамматика , то плохие тексты, то нет нужных упражнений,   то не учит читать и т.д.), родители недовольны тем, что их дети не умеют читать или говорить на иностранном языке. В результате как показывает практика  через несколько лет этот учебник снимают с перечня.  Существует много иностранных учебников , которые действительно могли бы дать хорошие знания ученикам , но их не одобрило  Министерство образования , а следовательно  заказать его на школу нельзя . Родители  могут только купить их за свои деньги , но суммы получаются внушительные поэтому не все родители могут себе это позволить.

       В школе как известно всегда присутствуют классы или ученики с разными языковыми и учебными способностями, поэтому и УМК  в начальной должен учитывать это, чтобы самый слабый ученик мог получить по нему базовые знания, средний видеть к чему стремиться, а сильный иметь возможность реализации своего потенциала. На сегодняшний день приходиться работать в разных классах по разным УМК  для того чтобы создать у учащихся ситуацию успеха  и мотивацию к изучению предмета : я могу выучить язык, я понимаю что от меня требуется, мне интересно.


Исследование когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности - фонологического осознания речи.

Имя учащегося

Количество полученных баллов за задание

Общее количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

  1. Лиза

14

2

4

0

20

  1. Ростислав

16

3

4

1

24

  1. .Валерия

14

3

5

0

22

  1. Таня

14

4

4

1

23

  1. Сергей

15

1

5

3

24

  1. Полина

15

3

5

2

25

  1. Алексей

16

3

6

3

28

  1. Денис

14

3

6

2

25

  1. Маша

15

4

6

3

28

  1. Таня

14

2

6

1

23

  1. Юля

16

2

5

4

27

  1. Лиза

15

2

6

2

25

  1. Кирилл

16

2

5

1

24

          Проведенное исследование показало, что способности второклассников к фонологическому осознанию речи:

  1. Хорошо развиты (ярко выражены) у 2 учащихся (30-28 баллов)
  2. Развиты нормально у 11 учащихся ( 27-16 баллов)
  3. Частично развиты - нет
  4. Слабо развиты - нет

        Анализ результатов показал, что все учащиеся хорошо справились с заданиями. Лучше всего выполнены задания №1 и №3 направленные на звуковой анализ слова. Я считаю, что УМК Spotlight по которому мы работаем действительно уделяет много внимания упражнениям на звуковое соответствие и развитие фонематического слуха.

        Ошибки допущены во 2 задании чаще всего при похлопывании длинных предложений, состоящих из 5-6 слов. Учащиеся затрудняются удерживать такое предложение в оперативной памяти и путаются. Хочется добавить, что аутентичные диалоги, которые мы прослушиваем на уроках делают акцент больше на эмоциональной окраске реплик нежели на их ритмической структуре.

         Наиболее трудно  учащимся далось задание №4 на нахождение рифмы. Целенаправленно на уроках иностранного языка мы не проводили задания подобного типа. Хотя песенки и рифмовки учащиеся слушают и поют на уроках, но заданий на выделение рифмы не предлагается. Но как показывает практика подобрать рифму ребятам трудно и на родном языке. Тем более, что задание я считаю осложнено тем, что предъявляются разрозненные слова, ничем не связанные. Необходимо удерживать внимание на всех четырех словах и одновременно выделить рифмующиеся.

         В целом с заданиями учащиеся справились успешно. Для данной группы учащихся характерно наличие  высокой мотивации к изучению иностранного языка, хорошее развитие внимания , памяти и мышления. А формирование произносительной стороны речи тем более на иностранном языке ,я считаю, несомненно связано с этими ключевыми моментами.

     В заключение хочется сказать спасибо авторам курса за предоставленный материал, за актуальность и своевременность  полученных  знаний в нашем быстро меняющемся мире. Лекции №3 и№4 о формировании УУД и вторичной языковой личности наиболее актуальны сегодня при переходе к новым образовательным стандартам. Практические рекомендации в лекциях №6 и №7 дают полезные советы для работы на уроках. Инновационная технология «Европейский языковой портфель» тоже вызвала у меня большой интерес и желание работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школы

Данный доклад посвящен роли игры в обучении младших школьников английскому языку...

Игра - эффективное средство организации учебной деятельности на уроке английского языка в начальной школе.

В статье рассматриваются игровые приемы на уроках английского языка в начальных классах....

Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятс...

Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе.

Статья содержит информацию об использование игровой деятельности на уроках английского языка в начальных классах (2-4 кл.). На мой взгляд,использовании игровой технологии на уроках - является одной из...

Использовние исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Статья об использовании проектного -  исследовательского вида деятельности на уроках английского языка в школе. Статья может быть использована как речь на школьном МО....

Речевая разминка на уроках английского языка в начальной школе

     Речевая разминка, которую учитель проводит в начале занятия  является очень важным этапом урока. В этот момент учитель настраивает ребят на общение на иностранном языке...