Функциональная грамотность на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Любимова Татьяна Андреевна

В своей статье привожу примеры функциональной грамотности из моего личного профессионального опыта работы в начальной школе, когда пройденное на уроках впечатлило моих учеников , и они решили поделиться со мной тем, как им пригодился английский язык в разных сферах жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Предмет Английский язык является очень благодатной почвой для разговоров о функциональной грамотности. Практически на каждой странице учебника мы можем приводить примеры.

С учетом того, что мир постоянно совершенствуется, причем во всех направлениях (технологии, бизнес, IT-индустрия и другие), английский язык стал обязательным «атрибутом» для каждого специалиста в своей отрасли. В современном мире незнание английского буквально отрезает вас от многих достижений цивилизации. Вы ограничиваете себя сравнительно небольшим информационно-языковым куполом вместо того, чтобы мыслить более глобально. Опять же, большая часть информации в интернете — на английском (более 54%). Международный язык позволяет получить достойное образование в престижном университете, работу мечты и полноценное общение с иностранцами из любого уголка планеты. 

Основная цель учителя создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.

Хочу привести примеры функциональной грамотности из моего личного профессионального опыта работы в начальной школе, когда пройденное на уроках впечатлило моих учеников , и они решили поделиться со мной тем, как им пригодился язык в разных сферах жизни.

Ученик 3 класса поехал в отпуск в Турцию с родителями, и в ресторане отеля мог сам заказывать себе еду, используя фразы типа  «Can I have some orange juice, please» и лексику на тему Food and drinks.

В том же уроке можно сказать, что мы развиваем финансовую грамотность, так как моделируем ситуацию покупок и планирования бюджета.  

Когда мы проходим цифры, сначала от 1 до 10, потом доходим до 100 к 4 классу, мы развиваем математическую грамотность. Примеры на сложение и вычитание мы решаем, как на уроках математики, только на английском языке.

Ученик 2 класса, играя в любимую компьютерную игру, стал писать в чате англоязычным игрокам фразы типа «How are you?», «What’s your name?» для поддержания беседы, хотя раньше  играл молча и вкладку чат даже не открывал.

Также ученики иногда, услышав знакомое слово, говорят – «так  называется моя любимая компьютерная игра или кличка персонажа». И мы вместе обсуждваем, что же это значит и как переводится.

Немного об использовании словарей. Мы с коллегами каждый год проводим в начальной школе конкурс творческих работ «My summer holidays» (мои летние каникулы). Лучшие работы вывешиваем в холле на выставке. Некоторые ученики рассматривают чужие работы, яркие фото, картинки, им становится любопытно, что написали другие ребята. И они начинают использовать онлайн словари в своих смартфонах, чтоб перевести незнакомые слова и понять написанное.

Во 2 классе мы учим, как транслитерируется имя и фамилия учеников на английский язык. Ведь дети сейчас рано начинают пользоваться интернетом. Они заводят электронные почты,  аккаунты на различных сайтах. Все это происходит на английском языке. Всё это происходит на английском языке и позволяет детям более уверено себя чувствовать.

Это покажется смешным, но учителя английского иногда помогают ученикам познакомиться со своей семьей. Когда мы в 3 классе готовим проекты family tree (семейное древо), некоторые ученики с удивлением узнают, что они не помнят, как зовут их бабушек или дедушек, которые, например, живут в других городах, и с которыми они давно не виделись. Или не всегда знают, сколько у них двоюродных братьев и сестер. Задание нарисовать семейное древо и рассказать на английском языке о своей семье, мотивирует их вспомнить с родителями членов семьи.

В моей практики был еще более забавный случай, когда мы проходили в 4 классе тему Еда. Я как всегда для наглядности размещаю на доске красочные картинки на новую лексику. И оказалось, что один мальчик первый раз в жизни видит ананас. Он слышал о нем, но никогда не видел. Мальчик получил задание сходить в супермаркет и посмотреть вживую, что такое ананас. А еще лучше купить и попробовать. На следующем уроке он с восторгом рассказал, как он сходил и посмотрел.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе"

Рассматриваются приёмы формирования функциональной грамотности...

Исследовательская работа «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе»

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...

Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК “Spotlight”

Язык является важнейшим средством человеческого общения. При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и пра...

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе...