способы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка в начальных классах
статья по иностранному языку

Приёмы и способы формирования читательской грамотности обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2024.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приёмы и способы формирования

читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка в начальных классах».

      Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими.

Итак, чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. В его основе лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков - говорения и письма.

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности, включает: понимание прочитанного, рефлексию и использование информации прочитанного. 

     Умение читать на иностранном языке подразумевает наряду с правильным выразительным озвучиванием текста извлечение необходимой информации и фактов, содержащихся в нем, понимание основной мысли, идеи. Владение читательской грамотностью предполагает следующие умения: 1) найти доступ к информации и извлечь ее; 2) сформировать общее понимание текста; 3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.

      Для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе можно использовать упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов: сплошные (статьи, эссе, рассказы, письма), не сплошные (таблицы, графики), смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате), составные (например, несколько сайтов разных туристических компаний, личные письма, биография, школьный учебник, официальные документы, блоги.

      В своей профессиональной деятельности я использую учебно- методический комплекс «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией «Просвещение». Хочется отметить, что авторы данного учебника включили различные упражнения для работы с текстом. Авторы подобрали  тексты  разных видов (художественные тексты, статьи, объявления и др.) с учетом возрастных особенностей, разной сложности и объема. Особенно,это тексты в конце учебника, в приложении  Spotlight on Russia.

    В пре-текстовом этапе использую прием «Predictions» Предсказания. Основная цель и польза  приема «Predictions»– это активизировать фоновые знания у ученика, настроиться на тему. В жизни происходит примерно то же самое. Перед тем, как что-то читать, слушать или смотреть, мы уже что-то знаем и ожидаем. И это, помимо прочего, помогает лучше воспринимать информацию.

Также на этом этапе можно отлично поработать с лексикой:

  • вытащить из недр памяти что-то уже знакомое, но забытое
  • узнать немного новой лексики

Прием «Puzzles». (Сложение целого текста из частей

)Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. Можно начинать применять со второго класса. Для учащихся данного возраста текст разделяется на предложения. В 3-4 -х классах предлагается соединить текст, разделенный на абзацы.

Преимущества данного метода следующие: у детей раскрываются творческие способности на уроке, подключается воображение , весь материал у учеников складывается наглядно в одну общую картинку, где они могут отследить, как одно понятие связано с другим. Отсюда метод «пазлы» можно также считать одним из методов визуализации.

Таким образом, использование метода «пазлы» позволит активизировать учебно-познавательную деятельность учеников, развить внимание, сосредоточенность учеников, а также способствует развитию умения собирать и анализировать полученную информацию.

       Прием «True False».На послетекстовом этапе учитель предлагает верные и неверные факты по тексту. Учащимся следует отметить их знаками «+», если они соответствуют содержимому текста или «-», если не соответствуют.

        Есть многие другие приемы работы по развитию читательской грамотности младших школьников, такие как «образование кластеров», «создание рисунков» по прочитанному и т.п. Важная роль отводится продуманной подготовительной работе учителя. Правильная организация работы с текстом на уроках английского языка в младших классах не только вызывает интерес к изучаемому языку и развивает обучающихся, учит их грамотной работе с информацией, но и повышает мотивацию к самому процессу чтения.

Перечисленные приёмы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Выбор определенных приемов может зависеть от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах»

Доклад-выступление подготовленное на городское методического обьединения учителей английского языка....

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне НОО"

Мастер класс знакомит с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников на примере заданий при работе с несплошным текстом...

"Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается современный подход к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Раскрыта важность функциональной грамотности для развития личности в контексте изменений в с...