Урок ОРКСЭ в 4 классе Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Верещагина Марина Владимировна

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse_vereshchagina_m.v.doc 89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Модуль: Основы мировых религиозных культур

УМК «Школа России»

Верещагина М.В. учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2048

 

Тема: Семья

 

Цель : Дать представление об отношении к семье традиционных религий России.

 Задачи:

1.Формирование представлений об исторической роли семьи в традиционных религиях.

2.Воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям.

3.Развитие коммуникативных способностей учащихся.

4.Развитие творческих способностей учащихся.

5.Формирование УУД.

6.Расширение кругозора  учащихся.

 

Учебно – методическое обеспечение:

 Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур.- М, «Просвещение» 2012.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. «Азбуковник» 2001.

Толстой Л.Н. Старый дед и внучек, Старик и сыновья.   

Используемые образовательные технологии: обучение в диалоге, игровая технология, технологией использования типовой схемы учебного занятия.

 Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся

 

Стимулирующие вопросы и задания учителя

Деятельность и предполагаемые ответы учащихся

Организация класса

Вводная беседа

-Как вы понимаете, что такое семья?

- Для чего люди создают семью?

Я хочу прочитать вам одно стихотворение:

Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

 -Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.  Ребята, значит у семьи давние корни.

 

Семья является основой общества почти во всех мировых религиях.


Члены семьи должны помогать и поддерживать друг друга на протяжении всей жизни.

 


Актуализация знаний о семье

- Что такое семья?

Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

        Издавна на Руси семьи  были большие и крепкие. Уважали и почитали старших.    

 - Давайте посмотрим, как толкуется слово «семья» в толковом словаре.

 

 



 

 

- Вспомните, какие художественные произведения, связанные с семейными неурядицами вы читали на уроках литературного чтения, дома.

-Что осуждается в этих произведениях?

 









Работа детей с толковым словарём, затем озвучить ответ.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

 

 

 

 - В.Осеева «Бабка», «Волшебное слово»,  Н.Артюхова «Саша – дразнилка». Л. Толстой «Старый дед и внучек» и т. д.

Работа с художественными произведениями

-Давайте вспомним сюжет басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

(Останавливаться на анализе этого произведения не следует, т. к. оно подробно изучалось на уроке литературного чтения)

- Что осуждается в этом произведении?

-Какую библейскую заповедь нарушили родители мальчика?

 

- Можно ли эту заповедь считать моралью этой басни?

- Как же должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы радостнее было жить?

 - Давайте попробуем вырастить с вами дерево счастливой семьи. (Предлагается макет дерева на магнитах). Давайте попробуем украсить его листочками, которые символизируют человеческие качества. Листочки для этого волшебного счастливого семейного дерева мы с вами изготовим вместе. (Дети разбиваются на группы по 5 человек, им выдаются заготовки листьев, по 5 на каждую группу. Дети записывают те качества, которые они хотели бы видеть у членов своей семьи)

- О взаимоотношениях в семье писали и пишут не только прозаики, но и поэты. Если вас заинтересовала тема семьи в литературе, то попробуйте дома найти стихотворения о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания)

Читает заранее подготовленный ученик.

 


-Чёрствость, неуважение и т.д.

- Почитай отца своего и мать свою, (чтобы продлить дни твои на Земле, которую Господь Бог даёт тебе.) 

 Ответы детей.

 - Все члены семьи должны быть дружными, помогать друг другу и т.д.

Дерево украшается и зачитываются ответы детей.

Формируется модель счастливой семьи в представлении детей.

 


 

Сообщения групп учащихся по заранее выданным темам сообщений.

Сейчас мы с вами послушаем выступления ваших одноклассников о том, как относятся к семье традиционные религии России?

-Но вы будете не только слушать, но и попробуете выделить главные ценности, присущие каждой религии и то, чего не учли мы в заполнении нашего дерева, попробуем добавить, продолжа

я работать в группах. Раскрашивать листочки будем согласно таблице

Основные ценности семейной жизни

Иудаизм

желтый

Буддизм

зеленый

Православие

красный

Ислам

синий


Сообщение о семье в христианстве.

 











Самой распространенной религией в мире является христианство. Брак и семья рассматриваются как священное созидание каждого христианина длящееся всю жизнь. Брак считается таинством, подарком от Бога.

Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.

 У детей в христианстве есть две основные обязанности по отношению к семье: подчиняться родителям до совершеннолетия и почитать их всю жизнь. Родители в свою очередь должны хорошо заботиться о детях, любить их и своим поведением подавать им пример достойного поведения.

Сообщение о семье в иудаизме.

























Сообщение о семье в исламе























































Сообщение о ценностях буддийской семьи.































Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен клад, коли в семье лад. Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки.  Попробуйте найти дома пословицы о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания.)

 1.Одна из важнейших ценностей в иудаизме это семейное согласие - шлом-баит. 

2.Первая заповедь в ней “ чти отца твоего и мать твою”. У молодого человека хотели купить драгоценный камень за 100 динаров. Он пошел принести этот камень, но обнаружил, что его отец уснул и ключ от шкатулки в руке отца. Вышел к ним и сказал: “Не могу я вам принести его”. Они подумали: “ Наверное, он хочет еще денег!” Повысили цену до200, до 1000. Проснулся отец, молодой человек пошел и принес им камень. Давали ему 1000, но он взял лишь100 динаров, и сказал: “Разве я продам почитание своего отца за деньги?!”

3.При заключении еврейского брака заключается брачный контракт, называемый ктуба.

Ктуба определяет ответственность мужа и жены друг к другу и детям. Муж обязуется чтить жену, содержать детей. Муж не должен бить жену, уезжать из дома надолго, даже по работе, уезжать сразу после ссоры.

Жена должна уважать и любить мужа, хорошо заботиться о детях, быть с ними нежной и ласковой.

4.Чадолюбие – характерная черта еврейского общества. Отец обязан научить ребенка Торе, дать ему профессию и найти невесту. Родителям строго запрещается оказывать предпочтение одному из своих детей.

5.А человека, нежелающего вступать в брак и воспитывать детей сравнивают с убийцей


 Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, «нельзя назвать человеком». По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется».

 1.Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Для создания прочного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь.

2.Вот каковы ценности исламской семьи:

Основа семьи – это муж и жена.

3.. Обязанности мужа перед женой

Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её; Сказано в Священном Коране: “Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой”.

4. Муж должен зарабатывать средства–халяль для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым.

5. Муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко.

6. Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, имея хорошее намерение, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Посланник Аллаха сказал: “Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы”.

7. Надо расходовать деньги на неё равномерно, так, чтобы не скупиться и в то же время не расточать чрезмерно.

1. Обязанности жены перед мужем:

Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.

2. Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.

3. Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано от Бога и не жаловаться.

4. Жене не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено.

5. Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.

1. Обязанности родителей перед детьми

Дети –это дар Всевышнего Аллаха; они являются украшением семьи и приносят в дом счастье. Родители, должны одинаково радоваться рождению как мальчика, так и девочки. Они ответственны перед Аллахом и обществом за воспитание своего ребенка. Вырастить ребенка здоровым, как физически, так и духовно; дать ребенку образование, обучить какой-нибудь профессии, чтобы он смог зарабатывать, когда вырастет; любить детей, уделять им время, потому что они нуждаются в этом так же, как и в пище.


 

1.Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать детям правильный путь.

2.Вот 5 способов проявления родителями любви к своим детям:

-Уводить их от зла

-побуждать их делать добро

- дать им хорошее образование

-устроить им подходящий брак

-передать им наследство

- почитать отца и мать 

3.Буддийская мудрость советует родителям: не воспитывай детей забитыми, учиняя наказания. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития. Если воспитаешь в них гордость и жизнерадостность, они будут полезны в будущем.

4.Вот 5 способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям:

Исполнять обязанности, возложенные на них родителями

-сохранять семейный уклад и традиции

-прислушиваться к советам родителей

-чтить их старость и быть им опорой

Вести себя так, чтобы быть достойными наследства. 

5.Считается неприличным размахивать руками при разговоре, сидеть нога на ногу в присутствии старших и вмешиваться в их разговор, громко разговаривать.

 










Обсуждение дополнительных фактов

-О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат. Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?

- Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.


 












- Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. Как вы думаете, почему именно этот цветок?

- Что символизируют лепестки цветка?

-На чём держатся лепестки?

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?

- Что же символизирует сердцевинка?

- Какие, по вашему, ценности должны укреплять семью?

 



Ответы детей.

 8 июля- День семьи, любви и верности в России, 1 июня  - День защиты детей, первое воскресенье ноября – День матери, 8 марта – Международный женский день.

 

 Сообщение ученика класса.

        Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме, и к ним не прекращается паломничество православных христиан, просящих у святых помощи и покровительства в любви и семейной жизни.


  

- Членов семьи.

- На сердцевинке.

- Он погибнет.

 - Ценности, на которых основывается семья.

- Ответы детей.

Подведение итогов. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы с вами узнали очень много о ценностях семьи, об отношении людей в семьях друг к другу, о том, зачем нужно вообще создавать семью. Вы сами постарались вырастить дерево счастливой семьи. Давайте еще разочек польем, обобщив все, что удалось создать.

 

Ученики выполняют задание, озвучивают свои работы.

Индивидуальное домашнее задание

- Подобрать пословицы народов России, желательно разного вероисповедания, характеризующие ценность семьи.

-Найти и прочитать стихотворения о семье.

-Есть ли в изобразительном искусстве сюжеты на тему «Семья»?(2-3 примера)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы мировых религиозных культур»Тема урока: «Семья».Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России.Зад...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"

Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....

Презентация по ОРК и СЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Католицизм". 4 класс.

Презентация по ОРКиСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". Автор учебника Амиров Р.Б., Воскресенский О.В. и др. В презентациии рассматриваются особенности католической культуры....

Урок ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья.

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семья", модуль: Основы мировых религий....

Технологическая карта урока ОРКСЭ по учебному модулю Основы мировых религиозных культур по теме Священные сооружения в 4-ом классе.

Тема урока: Священные сооружения (1-й урок по теме)Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийЦель урока: формирование представления о священных сооружениях через мировые рели...

Рабочий лист "Священные города и сооружения ислама" ОРКСЭ 4 класс модуль Основы Мировых Религиозных культур к учебнику под редакцией Т.Д. Шапошниковой

Рабочий лист "Священные города и сооружения ислама" ОРКСЭ 4 класс модуль Основы  Мировых Религиозных культур  к учебнику под редакцией Т.Д. Шапошниковой...