Как начали строить город Санкт-Петербург
план-конспект по истории на тему

Балашова Нонна Анатольевна

План занятия  «Как начали строить город Санкт-Петербург» по теме «Воспитание любви к родному городу»


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peterburg.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

прогимназия «Радуга»  № 624

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

План занятия

 «Как начали строить город Санкт-Петербург»

по теме

«Воспитание любви к родному городу»

Степень обучения: начальное общее образование

Педагог: Балашова Нонна Анатольевна

Программное содержание:

1. Вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного города.

2. Учить детей рассматривать, запоминать и воспроизводить мнемотаблицу.

3. Воспитывать любовь к городу, чувство патриотизма, развивать любознательность.

4. Активизировать словарь детей за счет слов: Царь Петр I, Петропавловская крепость, петербуржцы, Мнемозина, мнемотаблица, коллаж.

Предварительная работа:

1. Рассматривание карты города (современный и старинный из книги Ермолаевой и Лебедевой «Чудесный город»).

2. Рассказы о Северной войне, о важности для государства иметь выход к морю (в доступной для детей форме), о победах русской армии под предводительством Петра I.

3. Рассматривание открыток, видов города, значков.

Материал для занятий:

1. Карта центра Санкт-Петербурга (книга «Построй город»).

2. Мнемотаблица, коллаж.

3. Медальки для награждения.

Ход занятия:   

Настройка. Картинка: лес, болото, река.

Воспитатель: Видите, какая картинка. Что на ней?

Дети: Лес, речка.

Воспитатель:     Да,     и  болото.     Видите,  трава  как  на  болоте.  Давайте

«прогуляемся в картинку». Кто хочет, может закрыть глазки, чтобы лучше себе

все представить, кто не хочет, не надо.

Вот мы входим в лес. Там тихо, прохладно, наши ноги мягко ступают по

шелковистой травке. Слышим, где-то журчит вода, подходим к речке, трогаем

водичку, она ласковая, мягкая, добрая; умоемся речной водой и пойдем дальше.

Идем по бережку, все уже становится речка, совсем превращается в ручеек, вот он совсем потерялся в густой траве, а ноги уже ступают по болотистой почве. Пожалуй, не пойдем дальше, мы не знакомы с этим болотом. Вернемся обратно. Выходим на полянку, греемся на солнышке. Ну, пора и домой. Открываем глазки. Хорошо было в лесу.

А знаете, ребята, когда-то на месте, где стоит наш город, тоже были болото, леса. Послушайте, как об этом рассказывают в книгах ученые-историки. Зачитывается отрывок из книги Ермолаевой и Лебедевой «Прогулки по Санкт-Петербургу» Здесь будет город (см. лист «Историческая справка»).

Историческая справка

Величественно, мимо низких болотистых берегов, несла река Нева свои воды в Финский залив. Весна 1703 год. Идет война со Шведами за выход в Балтийское море. Царь понимал, что необходимо закрепиться на Невских берегах. Наши войска одержали в это время несколько побед и стояли на Невских берегах. Петр начал искать место для постройки крепости. Он и его сподвижники придирчиво рассматривали изгибы реки и встречавшиеся на пути острова. Вдруг они обратили внимание на небольшой островок у правого берега, перед широкой речной развилкой. Этот остров назывался «Заячий». Это место и выбрал Петр I. Существует легенда: «Было царю знамение. Лишь только суда пристали к острову, над ними появился и стал парить орел -царственная птица. И Петр решился - срубил сосну, сделал из нее крест: «Быть крепости здесь!»»

Чем приглянулся остров государю? Он стоит у речной развилки и оба рукава Невы просматриваются далеко. Возведенная здесь крепость сможет держать под прицелом подходы из Большой и Малой Невы, надежно оберегать от неприятеля ее берега. Остров невелик. Крепостные сооружения займут всю территорию. А это значит, что врагу придется атаковать ее только с воды, так как высадиться будет некуда. Трудно взять остров с реки. Но и со стороны суши он защищен самой природой - кругом леса и болота. А если еще насыпать валы, поставить пушки, то надежный страж встанет в нижнем течении Невы.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И в даль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он; Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

(Из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»)

Воспитатель: Интересно?

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим картинку. Эта картинка называется

коллаж. Что же на ней.

Царь Петр          буквы

Зайчик

Деревья                 река

Домики

Корабль             топор

Лодка                  пила

Чтобы, ребята, картинку-коллаж запомнить, надо посмотреть, что тут с чем

соединить, связать, придумывать рассказик.

Примеры:

1. Царь Петр I показывает на остров и говорит: «Здесь будет город!»

2. Когда царь Петр искал место, где бы построить город, над Заячьим островом появился орел - царь-птица. Петр подумал, что это ему знак. Он срубил сосну, сделал крест и сказал: «Здесь будет город!».

3. Раньше на Невских берегах был лес, болото, кое-где стояли домики. Там жили рыбаки. Они ловили рыбу.

4. Шведские корабли постепенно подплывали к нашим русским берегам и хотели завоевать нашу землю. Поэтому царь Петр решил, что здесь надо построить город-крепость и никогда не пускать шведов на нашу землю и т. п.

Далее     коллаж     «фотографируется»     глазками,     потом     закрывается     и

воспроизводится детьми по памяти.

Работа с мнемотаблицей:

Воспитатель: Богиня памяти Мнемозина прислала нам зашифрованное письмо. Если его расшифровать, то запомним что-то о нашем городе. Воспитатель: Что вы видите в таблице?

Цифры (1.7, 0,3)

Буквы (П, К, О, 3, Н)

Воспитатель:    На    что    это    похоже?    (каждое    изображение    отдельно). Воспитатель: А с чем можно связать, соединить? Почему? Воспитатель: Где главный ключ к разгадке? (П)

Воспитатель: Теперь попытаемся соединить в один рассказ: Петр I на Заячьем острове, на реке Неве приказал рубить лес, крепость строить. Назвали ее Петропавловская. А было это в 1703 году.

Воспитатель: Как будем запоминать? (в уголках - цифры; в середине, сверху иснизу -буквы; слева и справа — рисунки).

«Фотографирование»:

Воспроизведение на отдельных листочках. Воспитатель: Молодцы! Итог - краткие ответы на вопросы:

-   Какой город построили на Невских берегах?

-  Как назвали первую крепость?

-  Кто велел строить город?

-  Как называются жители Санкт-Петербурга?

-  Как Мнемозина помогла нам запомнить? Вручение медалек.

Мнемотаблица:

7

Н

О

П

1

К

З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы города Санкт-Петербурга

Презентация знакомит с символами Санкт-Петербурга:- флаг, герб, гимн;- исторические памятники, которые являются символами города. ...

История и культура города Санкт-Петербурга

История создания и наши дни в красивейшем парке города "Летний сад"....

История и культура города Санкт-Петербурга

Восхитительный архитектурный ансамбль, называемый в наши дни "Площадь искусств"....

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Из чего состоит город".

Презентация для иллюстрирования урока "Из чего состоит город"...

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...