Конспект урока "Подвижники Руси и землепроходцы."
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

 

Предмет: Окружающий мир (история)

Класс: 4

Тема урока: Подвижники Руси и землепроходцы.

Цели урока: сформировать представление о деяниях наших соотечественниках XVI- XVII вв.; познакомить с развитием самых разных направлений творчества людей.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся рассуждать о роли общего летописания, книгопечатания и освоения новых земель в укреплении Русского государства.

·        Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

 Тип урока: Открытие нового знания.

 Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация, карточки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhniki_rusi_i.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Выполнила студентка 46 группы

Моисеенко Мария

Проверил:___________________

Отметка:____________________

Дата:_______________________

Челябинск, 2016

Предмет: Окружающий мир (история)

Класс: 4

Тема урока: Подвижники Руси и землепроходцы.

Цели урока: сформировать представление о деяниях наших соотечественниках XVI- XVII вв.; познакомить с развитием самых разных направлений творчества людей.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся рассуждать о роли общего летописания, книгопечатания и освоения новых земель в укреплении Русского государства.
  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

 Тип урока: Открытие нового знания.

 Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация, карточки.  

 

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Посмотрите внимательно на своё рабочее место. На столах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик.

Словесный: слово учителя.
Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.Проверка домашнего задания

5

А сейчас давайте проверим как хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Для того, чтобы повторить предыдущую тему, вы будете отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ, вы будите получать жетоны. Давайте вспомним тему прошлого урока?

-  Кто из великих киевских князей построил новые города на северо- востоке Руси и дал им своё имя? (Ярослав Мудрый) Почему князя Ярослава назвали Мудрым? (знал 5 иностранных языков) Какие дела своего деда продолжил князь Владимир Мономах? (крепил православную веру, вводил законы, чтобы судить людей по правде) Какой город был основан Владимиром Мономахом? (Владимир)  Чем он прославил своё имя? (воинскими подвигами и добрыми делами)Почему орда потеряла свое былое могущество? Кто такие казаки? Какой князь положил конец ордынскому владычеству? Почему Иван III давал земли царевичам из Литвы и Орды?

Кто впервые установил родство с Византийской империей? Почему женитьба на греческой царевне была важна для Русского государства? Какой титул взял себе князь Иван III?

Словесный:

Задает вопросы.

Вспоминают тему прошлого урока.

Отвечают на вопросы.

П: узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

3.Постановка Учебной задачи

4

 - Прочитайте опорные слова к теме сегодняшнего урока:

Праведники                Подвижники               Землепроходцы

- Найдите корень в этих словах. Как вы понимаете смысл этих слов? (Праведники- это люди, которые ищут правду, добиваются справедливости. Подвижники- люди, которые двигают вперед жизнь, приносят в нее что- то новое. Землепроходцы- люди, которые идут в новые земли, осваивают их.)

- Прочитайте пословицы, записанные на доске. И подумайте почему на Руси ценили, уважали таких людей?

Бог не в силе, а правде.

И в Сибири люди живут.

Не стоит город без святого, селение- без праведника.

Землепроходцами в Русском государстве XVI- XVII вв. называли служивых и промышленных людей, организаторов походов в Сибирь и на Дальний Восток. Русские землепроходцы прокладывали пути там, где не ступала нога человека. Они часто рисковали своей жизнью, добывая новые знания о Земле, её богатствах.

Праведники – верующие, соблюдающие все религиозные правила, ведущие правильную жизнь.

Подвижники – люди, которые осваивали новое дело.

Словестный:

ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы

 Работа с понятиями.

К: формулировать собственную позицию и мнение;

Р: принимать и сохранять учебную задачу

4.Усвоение новых знаний и способов действий

10

 Читаем самостоятельно статью на с. 36-37 и готовимся отвечать на вопросы. Какой труд был написан митрополитом Макарием? О чём эта книга? Какой вклад внёс этот праведник в культуру Руси? Как это способствовало единению народов страны? Кто такой Иван Федоров? Давайте прочитаем рубрику на с. 37. Что вы узнали о юности митрополита? Вспомните, почему Ивану  IV дали прозвище Грозный?

Словестный:

Слушать ответы детей.

Практический: Чтение текста.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Чтение в слух.

П: осмысленно читают

5.Физминутка

3

А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Все встаем, выходим из- за парт. Смотрим на экран и повторяем движения. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки и ещё тише мальчики.

Практический: выполнение движений.

Выполнение движений.

6.Закрепления знаний и способов действий

10

 Давайте прочитаем статью на с. 38- 39. В каком веке новгородцы впервые проникли на Урал? Чем привлекал Урал торговцев и промышленников? Давайте прочитаем на с. 129, какие города появились в Сибири в XVI- XVII вв. О каком землепроходце рассказывает статья учебника? Какой подвиг совершил этот мореплаватель? Что он писал о суровых условиях того края? Давайте рассмотрим иллюстрации. Почему в Сибири и на Дальнем Востоке поставлены памятники Семёну Дежнёву?

Выполняем в парах упр. 4 в рабочих тетрадях. Отметьте мыс Дежнёва, покажите путь Семёна Дежнёва, найдите открытую им реку Анадырь. Подпишите названия двух океанов, которые «встречаются» у мыса Дежнёва? Теперь прочитайте вывод на с. 39. Как теперь вы понимаете смысл слов: Праведники, Подвижники, Землепроходцы.

Словестный: ответы на вопросы.

Отвечать на вопросы.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение

8.Подведение итогов занятия

9.Д/З

10.Рефлексия

Что нового вы узнали? Что вы запомнили? Сейчас я вам раздам карточки с заданием. Теперь проверяем. Обменяйтесь карточками. Смотрим правильные ответы на экране. А-1, Б-2, В-3, Г-4. Верните карточки обратно. Поднимите руки те, у кого нет ни единой ошибки. (получают жетон за все правильные ответы)

Учебник с.36- 39, рабочая тетрадь с.20 задание 2.

- Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш.

-Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый.

-Если вы недовольны собой – красный.

Словесный: ответы на вопросы; беседа. Подводит итог урока

Проводит рефлексию

Отвечают на вопросы.

Производят рефлексию.

К: формулировать собственное мнение

Р:осуществлять итоговый контроль;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Подвижники Руси и землепроходцы". УМК "Перспектива", 4 класс

Презентация по окружающему миру "Подвижники Руси и землепроходцы". УМК "Перспектива", 4 класс...

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "Подвижники Руси и землепроходцы" + учебная презентация + карточки для сам. работы + ребусы) 4 класс

Тема: «Подвижники Руси и землепроходцы»Тип урока: комбинированныйЦели урока:1)     получить представление о деяниях наших соотечественников в XVI – XVII вв;2)...

УМК "Перспектива" 4 класс. Подвижники Руси и землепроходцы

Цель: формирование представлений о жизни людей на территории Руси в XVI-XVII ввПланируемые результаты:личностные:понимать важность для развития стороны в любую эпоху самых разных направлений деятельно...

Тест по окружающему миру 4 класс "Подвижники Руси и землепроходцы"

Тест по окружающему миру 4 класс по теме«Подвижники Руси и землепроходцы»....

Тест по окружающему миру по теме "Подвижники Руси и землепроходцы", 4 класс.

Проверочный тест по окружающему миру. 4 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Подвижники Руси и землепроходцы" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений о жизни людей на территории Руси в XVI-XVII вв.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Сформировать представление о выдающихся деятелях Руси (Иван Фёдоро...