Наша родина от Руси к России
план-конспект урока по истории (3 класс) на тему

Лукина Евгения Сергеевна

Создание условий для ознакомления с историей России с IX-XVI в. в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_rodina_ot_rusi_k_rossii.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наша родина от Руси к России.

УМК «Школа 21 века»

3 класс

Цель:  создать условия для ознакомления с историей России с IX-XVI в. в.

Задачи:

Обучающие: продолжить знакомство учащихся с названиями нашей страны в разные времена, знать первого царя на Руси, понятия «летопись», «шапка Мономаха», понимать происхождение прозвища Ивана 4, уметь работать с историческими текстами, представлять хронологическую последовательность названий страны в разных эпохах.

Развивающие: развивать мышление, речь, внимание, познавательный интерес к истории страны; сформировать у детей представления об исторических источниках; развивать умение элементарного анализа источников истории, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать привычку делового сотрудничества на уроке, интерес к прошлому своей страны; воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и Родину.

Оборудование: презентация к интерактивной доске,  «Окружающий мир» учебник для 3 класса, автор Н.Ф. Виноградова, листок в клетку, карточки.

План урока:

  1. Организация учебного процесса
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.

А) Знакомство с ключевыми понятиями, знакомство с темой урока.

Б) Самостоятельное определение названий нашей страны в разные исторические эпохи.

В) Работа с интерактивной доской – расстановка карточек с названиями в хронологическом порядке.

Г) Работа со схемой в учебнике.

Д) Анализ текста учебника.

Е) Беседа о летописи.

Ж) Анализ теста учебника.

З) Нестор «Повесть временных лет».

4. Физ. минутка.

5.Беседа об  Иване Грозном.

6. Закрепление. Запись домашнего задания.

7. Итог урока, рефлексия.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Наша Родина: от Руси до России”. Предположите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите. 

Дети высказывают свои предположения.

Изучение нового материала.

А) Знакомство с ключевыми понятиями, знакомство с темой урока. На доске ключевые понятия данной темы.

На доске слова-варяги, предки, потомки, монах, летопись, княжество, держава.

Прочитайте слова на доске. Как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать тему нашему уроку.

Тема урока: «Наша родина от Руси к России». Я предлагаю совершить путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства – от Древней Руси до Российской Федерации.

Учащиеся читают слова, дают свои толкования.

Дети высказывают предположения.

Б) Самостоятельное определение названий нашей страны в разные исторические эпохи.

Возьмите листок. Не открывая учебника, попробуйте вспомнить, как в разные эпохи называлась наша страна.

Проверим, что получилось.

Работа в парах.

Учащиеся зачитывают ответы.

В) Работа с интерактивной доской – расстановка карточек с названиями в хронологическом порядке.

Возьмите карточки. (Древняя Русь, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, РСФСР (в составе СССР), Российская Федерация) Расставьте названия страны в разные эпохи в хронологическом порядке.

Проверим ответы.

Работа в парах.

Учащиеся презентуют работу в парах. Один из учеников представляет работу своей пары на интерактивной доске.

Г) Работа со схемой в учебнике.

Откройте учебник на стр. 91. Рассмотрите схему, сравните её с той схемой, что составили сами.

У кого совпала вся последовательность?

У кого  1 ошибка, 2 ошибки…

Учащиеся рассматривают схему, сопоставляют со схемой в учебнике. Анализируют успешность работы.

Исправление ошибок в расположении карточек на интерактивной доске.

Д) Анализ текста учебника.

Прочитайте предположения о том, почему наша страна называлась Русью.

Выскажите свое мнение, какое из предположений является правильным или наиболее правдоподобным.

Этот вопрос давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно. По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен – родиев, россов или руссов. Отсюда недалеко и до названия “Русь”, и до “России”.

Учащиеся читают текст учебника.

Высказывают свое мнение, доказывают свою позицию.

Е) Беседа о летописи.

Чтобы точно определить некоторые события древности современный человек обращается к летописям. Как вы думаете, что это такое?

Где мы сможем найти точное значение слова?

Как вы думаете, кто писал летопись, чем и на чем?  

Дети дают толкование через значение частей слова (лексику, состав слова).

Словарь.

Учащиеся находят определение понятия «летопись» в раздаточном материале – выдержки из словаря.

Размышление и обсуждение предположений. Высказывания детей.

З) Нестор «Повесть временных лет». Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце 11 – начале 12 века. (Иллюстрации на интерактивной доске)  Главный труд Нестора – “Повесть временных лет” (“Повесть о прошедших временах”). Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов.

Что в скульптуре говорит о занятии Нестора. Во что он одет? О чем говорит его выражение лица?

Посмотрите на доску. (на доске цитаты). О содержании своего труда сам Нестор написал так “Откуда есть, пошла Русская земля, кто в Киеве иначе перви княжити, и откуда Русская земля стала, есть” (перевод: “ Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство”.

Учащиеся рассматривают скульптуру Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (работы М. Антокольского)

Учащиеся рассматривают памятник.

Физ. минутка.

Мы с вами путешествуем по страницам истории страны.

Представьте, что вы летописцы. Отдохните, наклонитесь, расслабьте руки, распрямите спину, потянитесь вверх. А теперь представьте, что вы варяги, вы  отправляетесь в плавание. Вы гребете по рекам в лодках. Ну, а теперь тихонько сядем.

Кто заметил, как физ. Минутка связана с темой урока?

Учащиеся выполняют движения.

Беседа об  Иване Грозном.

Ребята, кто из вас слышал об Иване Грозном?

Просмотр рубрики «Картинная галерея».

Рассмотрите портрет Ивана Грозного. (на доске) Какие чувства вызывает у вас этот портрет? Какие слова можно сказать о нем? Можно ли сказать о нем добродушный, тихий? Что в портрете указывает на его положение (царствование). Каков взгляд царя? Поза?

  Как вы думаете, почему у него было такое прозвище?

Прочитайте текст на карточке, рассказывающий о прозвище Ивана 4. (иллюстрация «Иван 4» на доске)

(Иван Грозный получил свое прозвище из – за характера и своей политики. Когда Иван провозгласили царем, он беспощадно расправлялся с непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего – тоже Ивана – в приступе гнева смертельно ранил грозный царь. Жалел потом, но было поздно, юношу спасти не смогли. Иван 4 правил государством 50 лет.)

Как вы думаете, почему царь был таким жестоким?

Иван рос в тяжелых условиях, он был совсем мал, когда умерли его родители. Видел вокруг себя людей, которые стремились только ко власти и деньгам. Когда Иван 4 вырос, он захотел избавиться от своих конкурентов, что с успехом и сделал.

До Ивана 4 всех правителей называли князьями. Когда Ивана 4 венчали на царствование, ему на голову надели шапку Мономаха. (иллюстрация на доске) Кто из вас видел шапку Мономаха? Мономах с греческого «Единоборец», так прозвали некоторых византийских императоров. В Древней Руси так стали называть великого князя Владимира Всеволодовича.  Первоначально она была украшена золотыми и жемчужными подвесками, позже её опушили теплым собольим мехом и венчали золотым повершием с крестом.

Первый русский царь.

Высказывание мнений.

Дети читают карточки. Анализируют сделанные выводы.

Высказывание мнений.

Ответы детей.

Закрепление.

Сейчас прочитаю вам текст, будьте внимательны, в тексте есть ошибки. Если вы услышите ошибку, хлопните в ладоши, назовите правильный вариант.

(Из – за русоволосых жителей нашу страну назвали Русью. В XXI  веке появились летописцы, они описывали летнюю погоду. В XIII веке нашу страну стали называть Петровской Русью.

Первым царем Всея Руси стал Иван 5. За характер его прозвали Тишайшим. На многих картинах его изображали в шапке – ушанке.)

Запись домашнего задания.

Вариативное:

Для всех – уч. стр. 90-95.

По желанию – нарисовать или сделать коллаж на тему «Древняя Русь» или «Лента времени».

Дети слушаю текст, исправляю ошибки.

Запись домашнего задания.

Итог урока, рефлексия.

Что мы сегодня изучили? Что нового узнали? Что было особенно интересным?

Учитель оценивает наиболее активных учеников.

Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша Родина: от Руси к России

Формирование целостного восприятия мира, формирование общеучебных умений: сравнение, обобщение. Развитие умений принимать законы в обществе, воспитание чувства патриотизма....

Тест по теме "Наша Родина: от Руси до России".

Тест по теме "Наша Родина: от Руси до России". УМК "Начальная школа XXI века" . Тест можно использовать для проверки усвоения данной темы....

Тест по изученному разделу «Наша Родина от Руси до России»

Тест по окружающему составлен по учебному материалу программы "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой, даёт возможность отследить степень усвоения учебного материала по отдельному конкре...

Тест по изученному разделу окружающего мира «Наша Родина от Руси до России» 3 класс

Тест по изученному разделу окружающего мира «Наша Родина от Руси до России» 3 класс...

3 кл. 3 четв. Контрольная работа по разделу «Наша Родина от Руси до России»

Данная контрольная работа позволит проверить знания обучающихся по изученной теме курса "Окружающий мир" (УМК "Начальная школа 21 века")...

контрольные тесты по окружающему миру по теме"Наша Родина:от Руси до России"

Тесты содержат контрольно- измерительный материал для обобщающего урока. Материал составлен на 4 варианта, что очень удобно использовать в класах с большой наполняемостью....