Конспект урока по истории на тему :"Михаил Васильевич Ломоносов Школа России 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Окунева Светлана Сергеевна

Конспект урока по истории на тему :"Михаил Васильевич Ломоносов Школа России 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomonosov.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Михаил Васильевич Ломоносов»

Тип урока: комбинированный

Цель: формировать у учащихся  представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Планируемы результаты:

  • предметные:      

           -развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;

           -воспитывать любовь к истории;

           -прививать интерес к истории Отечества.

  • личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Понятия: патриот, патриотизм.        

Оборудование: учебник, презентация, рабочая тетрадь.


№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент.

1 мин

Итак, проверьте готовность к уроку.

Словесный: слово учителя

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап

2 мин

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Словесный:

инструктаж

Описывают свои качества

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация опорных знаний.

5 мин

Карточка 1

Почему России нужен был флот?

Карточка 2

Расскажите о детстве Петра I.

Карточка 3

Чем царь Пётр I отличался от других европейских правителей?

Карточка 4

Какие главные перемены произошли в России при Петре I?

Итак , какое задание было дано на дом?

Давайте проверим друг и друга выполнение задания 6 на с.34-35 рабочей тетради.

Чем воспользуемся?(учебником)

Практичекский: выполнение индивидуального задания на карточках

Проверка домашнего задания

Отвечают.

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Назовите принцип, по которому зашифрованы слова?

Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ     НВСКЙ    ПТР    ЛМНСВ

(Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)

Какое слово лишнее?(Ломоносов)

Почему ?(потому что мы ещё о нём не говорили)

Какая тема у нас будет на уроке?

Какие цели мы перед собой поставим на этом уроке?

Что вы о нём уже знаете?

Что хотите узнать? Сформулируйте вопросы.

Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Словесный:

ответы на вопросы

определение темы и целей урока

Слушают.

Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Ставят цели.

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

5.

Решение частных задач

20 мин

Пользуясь текстом учебника, составьте план в парах рассказа о М. В. Ломоносове.

Кто готов озвучить свой план о Ломоносове.

(2-3 пары зачитывают план рассказа)

Сейчас восстановите деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

Возвращение в Россию.

Учёба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учёба в Славяно- греко-латинской академии.

В Петербургской академии.

Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92–93 учебника родину Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи oт природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка, который взял его к себе и помог определить в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась и гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лет, и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинял и  стихи, ставшие образцом стиля для других писателей. Но даже будучи профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу (усадьбу) и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

Физкультминутка

 Откройте рабочие тетради на с.36, если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд.

В каком веке был открыт Московский университет?(в 18)

В каком веке было изобретено книгопечатание?(15)

В каком веке создавалась «Повесть временных лет»(в 12)

В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина?(в 17)

В каком веке в России произошло открытие Академии наук?(в 18)

Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с.37.

Практический : работа с учебником в парах

Практический :работа с планом рассказа

Практический : работа с картой

Словесный:

рассказ

работать с учебником

Выполнять задания в рабочей тетради

Словесный: ответы на вопросы

Составлять план рассказа

Восстанавливаю план рассказа

Разгадывают кроссворд

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

Наш закончился урок,

Подведем ему итог.


В каком году и где родился М. В. Ломоносов?

– Кем был его отец?

– Как прозвали односельчане судно Ломоносова?

– Чем интересовался Ломоносов в 10 лет?

– Во сколько лет Михаил стал учить грамоту?

– Кто был его первым учителем?

– Назовите первые учебники Ломоносова.

– Какое решение принял Ломоносов?

– Когда и каким образом он добрался до Москвы?

Сколько было лет Ломоносову, когда он отправился в Москву?

– Куда ему удалось поступить в Москве?

– Какой язык был международным языком науки в то время?

– Какие трудности возникли у Ломоносова?

– Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?

– Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

– В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

– Какие он сделал открытия?

– Что организовал Ломоносов?

– Что сказал великий ученый для развития образования в России?

– Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

Словесный:

Беседа

Отвечают на вопросы.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

Р:осуществляют итоговый контроль

7.

Рефлексия

3 мин

Закончите фразу : « Сегодня на уроке я почувствовал…»

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание:

1.Читать материал учебника С. 101–104. Ответить на вопросы «Проверь себя».

Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

Осуществля-ют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс...

3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Запись трехзначных чисел" Школа России

Технологическая карта по математикеТема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000. Запись трехзначных чисел».Цели урока:  - учить читать и записывать трёхзначные числа;- закреплять знание деся...

Конспект урока "Контрольный диктант по теме «Имя существительное»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Посмотри вокруг" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с целями и задачами раздела; формирование представления о  понятиях «горизонт», «линия горизонта», стороны горизонта; формирование ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о  разнообразии водоёмов, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: -знать: разнообразие водоёмов, части реки, происхождение водоёмов;-у...

Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи; умения распознавать местоимения.Планируемые результатыПредметные:Знать понятие «местоимение»;Уметь...