Конспект урока по истории на тему :"Михаил Васильевич Ломоносов Школа России 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Конспект урока по истории на тему :"Михаил Васильевич Ломоносов Школа России 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Михаил Васильевич Ломоносов»
Тип урока: комбинированный
Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Планируемы результаты:
- предметные:
-развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;
-воспитывать любовь к истории;
-прививать интерес к истории Отечества.
- личностные:
-развивать устную речь;
-развивать умение формулировать свои мысли
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
Понятия: патриот, патриотизм.
Оборудование: учебник, презентация, рабочая тетрадь.
№ п/п | Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Орг. момент. | 1 мин | Итак, проверьте готовность к уроку. | Словесный: слово учителя | Проверяют готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. |
2. | Мотивационный этап | 2 мин | Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день. | Словесный: инструктаж | Описывают свои качества | Л:самоопределение К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Актуализация опорных знаний. | 5 мин | Карточка 1 Почему России нужен был флот? Карточка 2 Расскажите о детстве Петра I. Карточка 3 Чем царь Пётр I отличался от других европейских правителей? Карточка 4 Какие главные перемены произошли в России при Петре I? Итак , какое задание было дано на дом? Давайте проверим друг и друга выполнение задания 6 на с.34-35 рабочей тетради. Чем воспользуемся?(учебником) | Практичекский: выполнение индивидуального задания на карточках Проверка домашнего задания | Отвечают. | П: строят речевое высказывание Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
4. | Постановка учебной задачи и её решение | 2 мин | Назовите принцип, по которому зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью. ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ (Донской, Невский, Пётр, Ломоносов) Какое слово лишнее?(Ломоносов) Почему ?(потому что мы ещё о нём не говорили) Какая тема у нас будет на уроке? Какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? Что вы о нём уже знаете? Что хотите узнать? Сформулируйте вопросы. Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. | Словесный: ответы на вопросы определение темы и целей урока | Слушают. Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Ставят цели. | П: строят речевое высказывание М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний. Л:самоопределение |
5. | Решение частных задач | 20 мин | Пользуясь текстом учебника, составьте план в парах рассказа о М. В. Ломоносове. Кто готов озвучить свой план о Ломоносове. (2-3 пары зачитывают план рассказа) Сейчас восстановите деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове. Возвращение в Россию. Учёба за границей. Детские и юношеские годы. Учёба в Славяно- греко-латинской академии. В Петербургской академии. Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92–93 учебника родину Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи oт природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка, который взял его к себе и помог определить в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась и гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лет, и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинял и стихи, ставшие образцом стиля для других писателей. Но даже будучи профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу (усадьбу) и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя. Физкультминутка Откройте рабочие тетради на с.36, если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд. В каком веке был открыт Московский университет?(в 18) В каком веке было изобретено книгопечатание?(15) В каком веке создавалась «Повесть временных лет»(в 12) В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина?(в 17) В каком веке в России произошло открытие Академии наук?(в 18) Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с.37. | Практический : работа с учебником в парах Практический :работа с планом рассказа Практический : работа с картой Словесный: рассказ работать с учебником Выполнять задания в рабочей тетради Словесный: ответы на вопросы | Составлять план рассказа Восстанавливаю план рассказа Разгадывают кроссворд Отвечают на вопросы учителя. Слушают. | П: осознанное построение речевого высказывания. П: осмысленно слушают. П: осознанное построение речевого высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. | Итог урока. Оценивание работы учащихся | 5 мин | Наш закончился урок, Подведем ему итог.
– Кем был его отец? – Как прозвали односельчане судно Ломоносова? – Чем интересовался Ломоносов в 10 лет? – Во сколько лет Михаил стал учить грамоту? – Кто был его первым учителем? – Назовите первые учебники Ломоносова. – Какое решение принял Ломоносов? – Когда и каким образом он добрался до Москвы? Сколько было лет Ломоносову, когда он отправился в Москву? – Куда ему удалось поступить в Москве? – Какой язык был международным языком науки в то время? – Какие трудности возникли у Ломоносова? – Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу? – Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? – В каких областях раскрылся талант Ломоносова? – Какие он сделал открытия? – Что организовал Ломоносов? – Что сказал великий ученый для развития образования в России? – Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? | Словесный: Беседа | Отвечают на вопросы. | П: строят речевое высказывание П: строят рассуждения Р:осуществляют итоговый контроль |
7. | Рефлексия | 3 мин | Закончите фразу : « Сегодня на уроке я почувствовал…» На этом наш урок окончен. Запишите домашнее задание: 1.Читать материал учебника С. 101–104. Ответить на вопросы «Проверь себя». | Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки. | Осуществля-ют: самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | П: Контроль и оценка результатов своей деятельности. Р: Коррекция, контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс...
3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Запись трехзначных чисел" Школа России
Технологическая карта по математикеТема урока: «Письменная нумерация в пределах 1000. Запись трехзначных чисел».Цели урока: - учить читать и записывать трёхзначные числа;- закреплять знание деся...
Конспект урока "Контрольный диктант по теме «Имя существительное»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс
Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Посмотри вокруг" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление с целями и задачами раздела; формирование представления о понятиях «горизонт», «линия горизонта», стороны горизонта; формирование ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о разнообразии водоёмов, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: -знать: разнообразие водоёмов, части реки, происхождение водоёмов;-у...
Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи; умения распознавать местоимения.Планируемые результатыПредметные:Знать понятие «местоимение»;Уметь...