«Из истории села Б и ж б у л я к»
статья по истории (4 класс) на тему

Cултанова Гузель Кабировна

После разгрома Казанского ханства в 1552 году Среднее Поволжье стало частью Российского государства. Чуваши, которые подвергались особенной эксплуатации инородных  владетелей, еще в 1551 году присоединились к России, отказавшись подчиняться Казанскому ханству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_istorii_sela_b_i_zh_b_u_l_ya_k.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

К экскурсии «Из истории села    Б и ж б у л я к»

        

После разгрома Казанского ханства в 1552 году Среднее Поволжье стало частью Российского государства. Чуваши, которые подвергались особенной эксплуатации инородных  владетелей, еще в 1551 году присоединились к России, отказавшись подчиняться Казанскому ханству.

Первоначально чуваши вошли в состав России в качестве ясачных подданных, а позднее получили статус государственных крестьян. Попав под «царскую руку», они получили возможность переселиться в более плодородные южные районы, где вошли в соприкосновения с русскими крестьянами, осевшими в этих краях. На землях чувашей стали возникать крупные имения русских землевладельцев и монастырей. Одновременно продолжалась, начатая Иваном Грозным  кристианизация -  принудительное крещение народов, заселявших Поволжье : чуваш, мордву, марийцев, удмуртов – и обращение их, язычников, в христиан. В это время многие семьи уходили в другие места и селились на Симбирских, Сызранских линиях, а так же в Приуралье.

В 1640 годах, избегая принудительного крещения, шестеро братьев со своими семьями некрещеные чуваши Иледер, Енедер, Элле, Эледер, Вандер, Синедер покинули Казанскую дорогу. Долгий путь преодолели братья, ища себе тихий уголок. Наконец, облюбовали спокойное место на территории нашего края. Обследовав местность, братья обнаружили четыре родника, пять оврагов с речушками, впадающими в одну реку, шесть озёр, пять возвышенностей. В то время земли нынешнего Бижбуляка были покрыты густыми лесами, местность была сильно заболочена. Поэтому для строительства выбрали возвышенность на западной стороне, выше нынешнего пруда (за кладбищем). За водой ходили в ближайший ручей, протекающий внизу. Носили воду в деревянных чиляках. Они от солнечного жара рассыхались, а железных ведер не было. Трудности с обеспечением питьевой водой, особенно зимой, заставили братьев переселиться к роднику Ближний ключ. Но это вызвало большие трудности : пришлось заняться выкорчевыванием вековых деревьев.

Новое место не понравилось одному из братьев, Синедеру, и он уехал обратно в Казанскую губернию. А остальные так и осели здесь. Так появилась одна из первых улиц  - Сыпатор.(Сыпатор – это западная сторона современной улицы Трудовая). Почему эта гора названа Сыпатор? Есть несколько легенд. Вот одна из них. Самый влиятельный из братьев Элле первым переселился на Сыпатор, а у него был басовый громкий голос  «Паттар сас», отсюда появился «Саспаттар», со временем стали говорить «Сыпаттар».

Другая легенда гласит : тот же влиятельный из братьев

Элле имел богатырский вид – «Чи паттар».Отсюда укрепилось название начала улицы Трудовой – «Сыпатор».

Оставшиеся пять братьев построили себе дома и занялись рубкой леса, изготовлением деревянных чашек, ложек, чиляков, кадушек. Эти изделия они возили продавать на рынок в г.Самару(Самара основана в 1586 г.) или в окрестные селения. Взамен привозили муку, так как зерно возить было не выгодно из-за отсутствия поблизости мельницы. Скота в первое время, кроме лошадей, они не держали.  Мясо для пищи добывали охотой. Орудием охоты служили петли, стрелы и другие примитивные средства, при помощи которых можно было добывать дичь.

Братья стали полновластными хозяевами прилегающих земель и лесов. Вскоре они решили разделить леса и земли между собой на пять частей. Самый влиятельный Элле свой участок назвал Элле-Пулек(пулек-подарок). Другие участки получили название : Малти-Пулек – передний пулек (за первым лесом), Паланла-Пулек – из-за множества калины в лесу, Зириклы-Пулек – названный по массиву растущей здесь ольхи-сирек, Ана-Пулек. Так были разделены пять лесов, пять загонов земли, а селение стало называться Бижбуляк – Пишпулек. (Из книги «Свидетельствуют имена» Р.З.Шакур.1993г. стр.154)

Постепенно семьи пяти братьев увеличивались. Кроме того на свободные земли стали переселяться другие уроженцы Поволжья. В 1770 году из деревни Шаганлы Симбирской губернии приехали Тарасовы, а позднее – Михайловы. Затем из Бугурусланского уезда Большесурметской волости приехали мордва Ивановы.( Газета «Колхозный труд» №73 от 20.01.1958г.)

О развитии села говорят и следующие цифры. По 5 ревизии 1795 года в с.Бижбуляк в 38 дворах проживали новокрещенные чуваши : 114 мужчин, 122 женщины, сверх того прибыли Борис Савельев с женой Ариной Григорьевной, Егор Иванов с дочерью Пелагией, Матвей Иванов и его жена Катерина Филипповна. В 1816 году новокрещенных чуваш было 150 душ мужского и 125 душ женского пола. Поселение состояло из 47 дворов. Среди жителей появились фамилии Абрамов, Алексеев, Гаврилов, Дмитриев, Кузьмин, Наумов, Петров, Семенов и другие. Жители деревни занимались в основном земледелием, изготовлением деревянных изделий. В списке деревень Белебеевского уезда по 8 ревизии (1823г.) в Бижбуляке жили 151 подадных душ чуваш. Это показывает, что в весь 18 век проходила христианизация нерусских наций, и чуваши официально считались православными к концу столетия. Однако они сохранили свои традиционные культы : Солнца, Огня, Воды, Земли-матери, владык различных мест – озер, рек, почитание в мертвых и веру в «кереметь» - вредоносное начало.

Прибытие переселенцев в Бижбуляк продолжалось.Так, по Указу Оренбургской казенной палаты от 12 мая 1832 года из деревни Сарагыр Бугульминского уезда прибыли три семьи : Тимофея Иванова, Арсения Иванова, Кирилла Степанова – всего 16 человек, в 1834 году приехали еще две семьи из деревень Седякбаш и Курмазы-Петровка. Таким образом, к 1850 году – началу 9 ревизии – в с. Бижбуляк жили  227 государственных крестьян-припущенников (смысл этого слова в том, что крестьян припустили к использованию башкирских земель Илькульминской волости).

В 1861 году, когда царское правительство внедрило волости как единицу сословного крестьянского управления. Бижбуляк стал центром Васильевской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии, а с 1865 года – Уфимской губернии. По сведениям 1870 года, в списке населенных мест Уфимской губернии составленном и изданном  в Санкт-Петербурге, в 1877 году Центральным статистическим комитетом Внутренних дел Российской империи, с. Бижбуляк расположено на обеих берегах реки Кынгыр (кынгыр – кривая возвышенность по- болгарски, хохор – углубление, ложбина по-монгольски, кунгур – видеть день по-чувашски). Расстояние до уездного города 50 верст, река пригодна для мельницы, на наделе есть еще река Тюка-Чирма (Чук-сырми), несколько маловодных речек и три болота. Леса по склону на востоке, кустарники по склонам и оврагам. В селе имеется  160 дворов, проживает 780 человек – 370 мужчин, 410 женщин, в том числе 743 человека, мордва – 29. русских – 8. В селении имелась православная церковь, одна водяная мельница и 7 мутовочных. Жители занимались извозничеством, портняжничеством, плетением лаптей, пчеловодством.  

                                                                                       

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

Конспект интегрированного урока математики и истории по теме "Решение задач. История Древней Греции"

     На интегрированном  уроке математики и истории учащиеся совершили виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, чтобы продолжить знакомство с историей и культурой этой удивительной страны.  На уроке ...

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Исследовательский проект " История МБОУ СОШ №2 им.А.С. Пушкина в истории города Моздока".

Исследовательский проект учеников 4 кл.  Тема была выбрана неслучайно. В 2013 году школе исполняется  100 лет....

Творческий проект "История Великой Отечественной войны в историях наших семей"

Творческий проект«История Великой Отечественной войны в историях наших семей»Цель нашего творческого проекта:   Воспитать любовь к Родине через знакомство с историей участия своих родных в с...